ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Найля Алеева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
урок биологии 7 класс "Папоротники"

урок биологии 7 класс "Папоротники"

На уроке учащиеся должны познакомиться с усложнением в строении папоротников, их признаками и приспособленностью к условиям жизни, как представителями высших споровых растениях. Учащиеся на уроке анализируют, сравнивают, делают выводы при работе с текстом учебника и дополнительным материалом. Просмотр видео дает дополнительную информацию к изучению размножения папоротников. Изучая материал самостоятельно, ученик приобретает умение критически рассматривать изучаемый материал, знакомство с произведением Н.В. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала» дает возможность ответить на проблемный вопрос , поставленный на уроке. Урок построен по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо".

  • Разработки уроков
  • Биология
  • 6 кл.
Папоротники. Задачи: ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, их признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях; продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника; воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации. Оборудование: гербарий папоротников, живые комнатные растения, интерактивная доска, видео: https://www.youtube.com, презентация. ХОД УРОКА Организационный момент. Приветствие учащихся. Актуализация знаний учащихся. Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стебли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях! (Папоротник) Вызов: (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент). Разгадайте загадки. О каких организмах идет речь? 1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле. Ответ: водоросли. 2. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах. Ответ: мхи. Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения? 3. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений. Ответ: папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными. Следующее задание: в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим – В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+ У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани. + Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.- Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы.- Ключевые слова (на доске): Корневище Вайи Спорангии Каменный уголь Гирлянды Известкование Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока). Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо знать термины: корневище, вайи, спорангии; понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения; применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни. -Тема нашего урока Папоротники. Что мы должны узнать о папоротниках? Ответы учащихся: Строение, распространение, роль папоротников в природе и в жизни человека. Папоротники жили более 300 млн. лет назад, когда климат был теплым и влажным и папоротники достигали длины более 20 метров, со временем они отмирали, падали в воду, пропитывались минеральными солями и превращались в окаменелости В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. До настоящего времени эти гигантские растения не дожили. Погибая, деревья падали в воду, заносились илом. Постепенно стволы спрессовались и без доступа кислорода превратились в каменный уголь (демонстрация образца каменного угля) - Как используется каменный уголь? Сейчас мы используем каменный уголь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности. На каменном угле работают паровозы, паровые котлы электростанций, фабрики и заводы. Из угля получают горючий газ, вырабатывают анилиновые краски, лаки, лекарства. Палеонтологи по отпечаткам на каменном угле узнают о вымерших древних организмах. Уголь добывают в Казахстане (Карагандинский угольный бассейн),в Украине (Донбасс), в Сибири (Кузбасс), на севере (Воркута) и других местах. Но и в настоящее время потомки гигантов живут во влажных, тенистых местах. И сегодня наша задача с ними познакомиться. В ходе урока мы выясним черты усложнения в их строении и приспособленность этих растений к среде обитания. А изучает папоротникообразных наука – птеридология Специально изучать птеридофиты (к ним относятся папоротники, хвощи и плауны) стали сравнительно недавно – лет 150 назад. Поэтому долгое время о птеридофитах мало что было известно, даже не знали, как они размножаются, отсюда и еще одно название – тайнобрачные. Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова). Открыли учебники стр. , работаем с текстом: читая параграф , находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 4х суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, - По ходу работы карандашом делаем следующие пометки: Известно V Интересно и неожиданно + Противоречит моим взглядам – Хочу узнать подробнее ? В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления, и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока . Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаённым растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание. Цветок папоротника Я расцветаю только раз в году И не для всех, для избранных судьбою Блистая яркой огненной звездою В тенистой чаще встречи страстно жду Меня сорвал ты...лепестки храня Прочь уноси, назад не обращаясь Испей нектар, смелей, не сомневаясь Благоуханьем сердце опьяняя Волшебной сказки обновив главу Откроется тебе язык чудесный И тайны кладов станут все известны Что будет - все увидишь наяву. Романова Анжелика Такова легенда. Родилась она тысячелетия назад, когда наши пращуры считали, что всякое растение непременно должно иметь цветок, а от него – семена, чтобы продолжить свой род на земле. Легенда вдохновила Н.В. Гоголя на создание повести «Вечер накануне Ивана Купала». Петро, герой повести увидел цветение папоротника. "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло... Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад. Проблемный вопрос: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти цветок папоротника? Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока. Просмотр видео. Жизненный цикл папоротников. 1. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым? 2. Почему моховидные растении – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?). Просмотр презентации. Размышление (осмысление и закрепление полученной информации). Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чем хотели бы узнать? Возврат к ключевым словам: что такое вайя, спорангии? Для чего проводят известкование почвы? Возврат к верным – неверным суждениям: какие предложения были правильными, в каких была неточность? Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками: Защита кластеров у доски Зачитываются синквейны. Оценивание: отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”). Домашнее задание: § , стр. , по РТ № - 1,2 Творческое задание: написать эссе на тему урока (по желанию). Дополнительное задание (если останется время). Проверочная работа: Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания: Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений. В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов. Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________. В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения. Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как __________________ растение. Образуют залежи ____________________ угля.

Все файлы материала: