Папоротники.
Задачи:
ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, их признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;
продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.
Оборудование:
гербарий папоротников,
живые комнатные растения,
интерактивная доска,
видео: https://www.youtube.com,
презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Актуализация знаний учащихся.
Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях! (Папоротник)
Вызов: (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).
Разгадайте загадки. О каких организмах идет речь?
1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле. Ответ: водоросли.
2. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах. Ответ: мхи.
Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?
3. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стебли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений. Ответ: папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными.
Следующее задание: в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –
В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+
У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани. +
Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-
Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы.-
Ключевые слова (на доске):
Корневище
Вайи
Спорангии
Каменный уголь
Гирлянды
Известкование
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо
знать термины: корневище, вайи, спорангии;
понимать, что папоротникообразные имеют более сложное строение, чем все ранее изученные растения;
применять полученные сегодня знания при решении творческих заданий, при составлении кластеров и синквейнов, в повседневной жизни.
-Тема нашего урока Папоротники.
Что мы должны узнать о папоротниках?
Ответы
учащихся: Строение,
распространение, роль папоротников в природе и в жизни человека.
Папоротники жили более 300 млн. лет назад, когда климат был теплым и влажным и папоротники достигали длины более 20 метров, со временем они отмирали, падали в воду, пропитывались минеральными солями и превращались в окаменелости
В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. До настоящего времени эти гигантские растения не дожили. Погибая, деревья падали в воду, заносились илом. Постепенно стволы спрессовались и без доступа кислорода превратились в каменный уголь (демонстрация образца каменного угля)
- Как используется каменный уголь?
Сейчас мы используем каменный уголь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности. На каменном угле работают паровозы, паровые котлы электростанций, фабрики и заводы. Из угля получают горючий газ, вырабатывают анилиновые краски, лаки, лекарства.
Палеонтологи по отпечаткам на каменном угле узнают о вымерших древних организмах.
Уголь добывают в Казахстане (Карагандинский угольный бассейн),в Украине (Донбасс), в Сибири (Кузбасс), на севере (Воркута) и других местах.
Но и в настоящее время потомки гигантов живут во влажных, тенистых местах. И сегодня наша задача с ними познакомиться. В ходе урока мы выясним черты усложнения в их строении и приспособленность этих растений к среде обитания.
А изучает папоротникообразных наука – птеридология
Специально изучать птеридофиты (к ним относятся папоротники, хвощи и плауны) стали сравнительно недавно – лет 150 назад. Поэтому долгое время о птеридофитах мало что было известно, даже не знали, как они размножаются, отсюда и еще одно название – тайнобрачные.
Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).
Открыли учебники стр. , работаем с текстом: читая параграф , находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 4х суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -
По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:
Известно V
Интересно и неожиданно +
Противоречит моим взглядам –
Хочу узнать подробнее ?
В процессе чтения текста, работая в
парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои
выводы, размышления, и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока .
Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считался особым, таинственным и затаённым растением, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.
Цветок папоротника
Я расцветаю только раз в году
И не для всех, для избранных судьбою
Блистая яркой огненной звездою
В тенистой чаще встречи страстно жду
Меня сорвал ты...лепестки храня
Прочь уноси, назад не обращаясь
Испей нектар, смелей, не сомневаясь
Благоуханьем сердце опьяняя
Волшебной сказки обновив главу
Откроется тебе язык чудесный
И тайны кладов станут все известны
Что будет - все увидишь наяву.
Романова Анжелика
Такова легенда. Родилась она тысячелетия назад, когда наши пращуры считали, что всякое растение непременно должно иметь цветок, а от него – семена, чтобы продолжить свой род на земле.
Легенда вдохновила Н.В. Гоголя на создание повести «Вечер накануне Ивана Купала». Петро, герой повести увидел цветение папоротника.
"Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло... Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.
Проблемный вопрос: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти цветок папоротника?
Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.
Просмотр видео. Жизненный цикл папоротников.
1. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?
2. Почему моховидные растении – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?).
Просмотр презентации.
Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).
Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
Возврат к ключевым словам: что такое вайя, спорангии? Для чего проводят известкование почвы?
Возврат к верным – неверным суждениям: какие предложения были правильными, в каких была неточность?
Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками:
Защита кластеров у доски
Зачитываются синквейны.
Оценивание: отметки получают практически все обучающиеся (“4” – “5”).
Домашнее задание: § , стр. , по РТ № - 1,2
Творческое задание: написать эссе на тему урока (по желанию).
Дополнительное задание (если останется время).
Проверочная работа:
Заполните пропуски в тексте, используя полученные знания:
Папоротники произошли от потомков _______________________ и представляют собой одну из древних групп ___________________ растений.
В настоящее время отдел Папоротниковидные насчитывает более __________ видов.
Распространены папоротники в зоне ________________________________________, на материках: ___________________________________. Размножаются двумя способами: _______________________ и __________________________.
В жизненном цикле чередуются _______________________ и _______________________ поколения.
Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для изготовления лекарств.
Выращивают в домах, как __________________ растение.
Образуют залежи ____________________ угля.
(слайд 36,37)
Найдите ошибку в предложенном тексте:
Выполни тестовое задание:
1. Для папоротников характерно:
А - цветение и образование семян
Б - размножение спорами
В - наличие ризоидов у заростка
Г - обитание в водоёмах
2. Какие органы появились у папоротников:
А - стебель
Б - ризоиды
В - корневище
Г - листья
3.Где происходит оплодотворение у споровых?
А - в воздухе
Б - в воде
В - в почве
Г - в клетке растения
4. Как называются первые наземные растения?
А - Маршанция
Б - Родобридиум
В - псилофит
Г - Сфагнум
5. Заросток папоротника это:
А - спорофит
Б - гаметофит
В - маленькое растение папоротника
Г - разворачивающиеся листья папоротника
6. В жизненном цикле папоротника преобладают:
А - спорофит
Б - гаметофит
В - обе формы развиваются одновременно (параллельно)
Г - обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит.
7. Вайи это:
А - побеги плауна
Б - листья папоротника
В - листья мха
Г - побеги хвоща
Большинство из них имеет сильно рассеченные
листья, часто очень крупных размеров. Но встречаются папоротники и с цельными
листьями. Корни у папоротников придаточные, они развиваются из стебля и
оснований листьев. Стебли папоротников разнообразны по своему строению.
Прямостоячий стебель древовидных папоротников, несущий на верхушке крону
листьев, называют стволом. Ползучий или вьющийся стебель называют корневищем.
Корневище может быть довольно длинным (у вьющихся форм) или, наоборот, очень
коротким и клубневидным. На нижней стороне листьев летом появляются коричневые бугорки,
в которых развиваются споры. При помощи спор папоротник размножается. (На
столах гербарий, ученики рассматривают и находят коричневые бугорки) - А как же
цветет папоротник?
Физ.минутка
У русского народа есть замечательный праздник –
День Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и
искать волшебный цветок папоротника.
На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в
них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет – значит
ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше
продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую
долгую жизнь.
В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и
положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных
растений. Если набралось – быть в этом году замужеству.
Считается, что тот, кто примет участие в
праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.
Согласно легенде о папоротнике в полночь перед
Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком
с волшебными свойствами. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им,
тот приобретает власть повелевать всем. По легенде около полуночи из листьев
папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то
заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает.
Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется
ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая
рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это.
- Почему? (Папоротник не цветет)
Значение папоротника.
Щитовник мужской, папоротник – орляк, папоротник
–страусник являются лекарственным растением. Используются как ранозаживляющее
средство, при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожи, как
противоглистное средство. Однако не стоит забывать о том, что эти растения
являются ядовитыми и его применение внутрь возможно только под наблюдением
доктора и очень осторожно.
Некоторые виды папоротников используют в пищу.
Охрана папоротников.
Многие виды папоротников занесены в Красную
книгу, например такие как папоротник- орляк, папоротник - страусник.
(Демонстрация Красной книги)
Есть ли среди растений кабинета биологии
папоротники?
§ “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.
(слайд 38)
Цели:
1. ознакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, рассмотреть строение хвои и шишек голосеменных, показать роль голосеменных в природе, в жизни человека, научить различать виды хвойных растений.
2. развитие памяти, внимания, мышления учащихся.
3. воспитание любви к живой природе, экологической культуры
Оборудование:
- таблицы, побеги и шишки сосны, ели, карточки для индивидуальных заданий, оборудование для демонстрации видеоматериалов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Слова учителя.
Ребята, на прошлом уроке мы изучали высшие споровые растения: папоротники, хвощи, плауны. Давайте повторим изученное.
Нескольким учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания по карточкам.
Биологическая задача №1
Взрослые растения мха- сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?
Биологическая задача №2
В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?
Биологическая задача №3
Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?
Биологическая задача №4
Мох- кукушкин лен – двудомное растение. На многих особях этого мха на длинных ножках развиваются коробочки со спорами. На каких особях- мужских или женских- развиваются эти коробочки? Почему так считаете?
Биологическая задача №5
Папоротники растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. Как можно объяснить такое явление?
Биологическая задача №6
Старое поверье утверждало, что в ночь накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?
Два ученика на доске разгадывают предложенный им кроссворд.
Кроссворд
Слова расположены по вертикали
1. Тело лишайника, водоросли (слоевище).
2. Красная водоросль (филлофора).
3. Студенистое вещество, получаемое из водорослей, применяется при изготовлении зефира, мармелада (агар-агар).
4. Половые клетки (гаметы).
5. Многоклеточная зеленая водороль, выращиваемая в аквариуме (нителла).
6. Зеленая морская водоросль, называется «морской салат» (ульва).
7. Группа растений, обитающих во влажных местах (мхи).
Ключевое слово: болотный мох (расположено по горизонтали).
С классом проводится фронтальная беседа:
1. Где растут плауны, хвощи, папоротники?
2. Какие органы можно выделить у растений этой группы?
3. Что служит папоротникам для размножения?
4. Где у папоротников появляются споры? Как они рассеиваются?
5. В какой геологический период на Земле господствовали папоротники?
6. Какое наследие оставили нам древние папоротникообразные?
7. Поясните, какие звенья пропущены в данной логической цепочке:
Клетки …? …? растение? Что называют органом, тканью?
8. Почему плауны, хвощи, папоротники относят к высшим споровым растениям?
По окончании беседы проверяется правильность заполнения кроссворда, собираются карточки с индивидуальными заданиями.
III. Изучение нового материала.
Слова учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют голосеменные. Мы должны ознакомиться с характерными особенностями голосеменных, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение голосеменных.
Учащимся предлагается ознакомиться с планом урока. Он записан на доске.
План урока:
1. Общая характеристика голосеменных.
2. Сосна и ель- представители хвойных голосеменных.
3. Лабораторная работа № 6. Строение хвои и шишек хвойных.
4. Многообразие голосеменных.
5. Значение голосеменных.
Объяснение учителя.
1. Голосеменные- это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, кустарники, но травянистых растений среди голосеменных нет. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Для размножения им служат не споры, а семена. Семя содержит запас питательных веществ для зародыша, поэтому голосеменные имеют преимущества перед споровыми растениями. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Из современных голосеменных наиболее известны хвойные: сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник.
2. Сосна занимает 25% от общей площади растительности. Сосны- могучие исполины с отливающими медью стволами, кудрявой кроной.
Вот сосны. Прямоствольны и упруги,
Колючие- ветрам не разорвать.
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
30- 40 м бывает их высота. Сосна- светолюбивое дерево. Ветви у старых сосен начинаются на высоте 10м от земли. На открытом месте сосна толще и ниже, дерево ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы, растут на песках, скалах, болотах, корневая система глубоко проникает в почву. Игловидные листья сосны- хвоинки, 3-4 см длиной, расположены по 2, держатся на растении 2-3 года, покрыты толстой кожицей, чтобы уменьшить испарение влаги. Весной образуются шишки 2 типов. Мужские собраны у основания побегов, а женские- на вершинах веток. Женские растут, древеснеют, через 2 года их них высыпаются семена. 400 лет может жить сосна.
В ходе объяснения демонстрируются изображения: <рисунок 1>, <рисунок 2>.
Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.
В ходе объяснения демонстрируются изображения: <рисунок 3>, <рисунок 4>.
3. А теперь вам предстоит выполнить лабораторную работу.
Строение хвои и шишек хвойных.
Вы получили побеги, шишки сосны и ели.
Выполняем лабораторную работу в соответствии с инструктивной карточкой.
Лабораторная работа.
Строение хвои и шишек хвойных.
Оборудование: побеги и шишки сосны, ели.
Ход работы
1. Рассмотри хвою сосны, ели, укажи ее длину, окраску, расположение на стебле. Данные занеси в таблицу.
2. Рассмотри форму, размеры, окраску шишек сосны, ели. Данные занеси в таблицу.
|
Хвоя |
Шишка |
|||
Растения |
Длина |
Окраска |
Расположение на ветке |
Размер |
Форма чешуй |
Сосна |
|
|
|
|
|
Ель |
|
|
|
|
|
3. Сделай вывод, закончив предложение.
Сосну и ель относят к голосеменным потому, что…
По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопросы:
· Чем отличается хвоя сосны от хвои ели? Как располагаются хвоинки на побегах?
· Как вы думаете, мы рассматривали мужские или женские шишки?
· Какой вывод вы сделали?
4. Далее рассматривается вопрос многообразия голосеменных. Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения, сопровождающиеся демонстрацией видеоматериалов: <рисунок 5>… <рисунок 13>.
Сообщение первое.
Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы- светлохвойная тайга- занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России.
В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потребления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.
Сообщение второе.
Можжевельник- это хвойное вечнозеленое древесное растение. Латинское название переводится как «колючий». Однако справедливости ради нужно сказать, что не все можжевельники колючие. У некоторых из них гладкие чешуевидные листья. Часто эти виды объединяют под названием «арча». Особенно много их в горах Средней Азии.
Самый северный представитель этого рода, можжевельник сибирский, - низкий, часто прижимающийся к земле кустарник с игловидной хвоей и сочными, синеватыми взрелом состоянии шишками (можжевеловыми ягодами). Он распространен в таежной зоне, но кое-где проникает и в тундру. Растет преимущественно на склонах, сухих летом и достаточно защищенных глубоким снегом от морозов зимой. Практически у всех можжевельников замечательно прочная, красивая и душистая древесина. Настой и отвары из ягод можжевельника пьют, чтобы улучшить аппетит и пищеварение. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим действием. Они выделяют особые летучие вещества, способные убивать микробы. Эти вещества называют фитонцидами. Не случайно любителям попариться в бане добавляют к березовым и дубовым веникам его колючие веточки, а настоем плещут на раскаленные камни в печи: не только для аромата, но и чтобы очистить помещение и самих себя от микробов.
Сообщение третье.
Особое место среди хвойных занимают мощные и высокие растения - секвойи. Знаменитая калифорнийская секвойя вечнозеленая, названная, по преданию, в честь мудрого индейского вождя Секвойи, достигает 112 м в высоту. В толщину ее ствол вырастает до 11м.
По подсчетам годовых колец на пнях, оставшихся от спиленных деревьев, установили: возраст самых старых секвой 2200 лет.
Сообщение четвертое.
Саговниковые, или цикадовые, появились еще в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Их ошибочно называют саговыми пальмами. Растут они везде, кроме Европы и Антарктиды, в тропических джунглях, реже в сухих степях и саваннах. Они- живые свидетели того времени, когда Африка, Южная Америка и Австралия были единым материком. Внешне это пальмовидные деревья от 1 до 7 (редко до 20 м) в высоту. Иногда наземные стебли не формируются, и перистые, до 5-6 м длиной листья отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей или листьев развиваются огромные, иногда метровые, разнополые шишки (стробилы). Семена обычно крупные, сочные, съедобные, нередко желтые, красные и оранжевые. У нас один вид выращивается в парках Черноморского побережья. В стволах многих саговников накапливается крахмал, из которого делают ценный продукт- саго (у нас саго изготовляли из картофельного крахмала).
Сообщение пятое.
В юго-западной Африке, в пустыне Намиб, где дождей не бывает по году, встречается вельвичия удивительная. Это настоящее чудо природы. Ее широкий ствол (до 1,2 м в поперечнике) возвышается над землей всего на 50 см и напоминает пень. За всю жизнь у нее развивается всего два лентовидных листа, достигающих до 6 м в длину и 1,8 м в ширину, которые со временем разрываются на многочисленные ленты. Возраст может достигать до 2000 лет и более. На поверхности «пня» появляются веточки с мелкими шишками.
Сообщение шестое.
Класс гинкговых, процветавший 150 млн. лет назад, ныне представлен единственным видом- гинкго двулопастным. Это одно из самых примитивных современных голосеменных растений. В естественных условиях оно растет лишь в небольшом районе Восточного Китая, в горах Дянь Му-Шань. Это мощное дерево, достигающее 30 м в высоту и 3 м в диаметре, относится к числу немногих листопадных голосеменных. С давних пор деревья гинкго, многие из которых живут более 1000 лет, почитались на Востоке как священные и выращивались в Японии, Китае и Корее около храмов. Само слово «гинкго» в переводе с японского означает «серебряный абрикос»; так называют съедобные семена этого дерева. А видовое название «двухлопастный» растение получило из-за формы своих листьев. Эти деревья на редкость живописны с ранней весны до поздней осени, поэтому их часто выращивают в садах и парках теплых стран.
5. Значение голосеменных.
1. Создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород.
2. Древесину используют в строительстве и как поделочный материал.
3. Из древесины ели изготавливают бумагу, из древесины сосны- искусственные волокна.
4. Семена кедровой сосны используют в пищу.
5. Используют смолу хвойных- живицу, получая скипидар, канифоль.
IV. Закрепление знаний.
Проводится фронтальная беседа с классом.
1. Какие растения относят к голосеменным?
2. Что характерно для хвойных голосеменных растений?
3. В чем основное отличие семенных растений от споровых?
4. Почему в лесу нижние ветви у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Далее учащимся предлагаются биологические задачи.
1. Ель очень чувствительна даже к беглым низовым пожарам, когда горят на земле мох, хвоя, трава. Почему?
2. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- Природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?
Далее учащимся предлагается выполнить задание для самопроверки. Закончи предложение.
1. Для размножения голосеменным растениям служат…
2. У хвойных растений листья представлены…
3. Национальным деревом России является…
4. У лиственницы хвоя живет на побегах…
5. Фитонциды- это летучие вещества…
6. Живица- это…
Итог урока.
Цель урока: учащиеся должны выявить главные особенности анатомии и физиологии растений отдела Голосеменные. Сравнить их с низшими и высшими споровыми растениями, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Оборудование: таблица «Сосна обыкновенная», набор рисунков с изображением сосны, ели, пихты, лиственницы и др, гербарии различных представителей хвойных растений, набор шишек, учебники, дополнительная литература, жетоны. На доске высказывание М.Пришвина: « Сосна – святое дерево, ель – мудрое, дуб – могучий, берёза – нежна и болтлива.»
Методы: самостоятельная работа в группах, беседа. ( класс поделен на группы 4 или 5, учащиеся по жребию вытягивают задание)
Формируемые понятия: голосеменные, семя, хвойные, женская и мужская шишки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель начинает урок стихами В. Соколова «В бору».
Сыр – дремуч возле озера бор
На заснеженном взгорье Валдая
Здешним соснам не снится топор,
Не грозит им пила роковая.
Тишину укрывают собой
Вековые шатровые ели.
Прохожу непримятой тропой
По вечернему следу метели.
Здесь тропу приминать не спеша
В заповедные бора покои,
Я душой выпрямляюсь, дыша
Исцеляющей свежестью хвои.
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела Голосеменные. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Для этого вспомним:
1. Что такое спора?
2. Какую роль играют споры в жизни растений?
3. Какие растения относят к низшим?
4. Чем они отличаются от высших растений?
II. Изучение нового материала.
А. Учащиеся тянут жребий ( на рисунках изображены: сосна обыкновенная, лиственница, ель, пихта, сосна сибирская). В зависимости от того какой группе какой рисунок достался, учащиеся составляют их описание пользуясь учебниками, дополнительной литературой, которая имеется на столах. Рассказ составляется по плану ( написан на доске):
1. Жизненные формы ( деревья, кустарники, травы)
2. Особенности строения.
3. Размножение.
4. Где располагаются семена?
5. Как приспособились к неблагоприятным условиям ?
6. Значение в жизни человека.
7. Интересные факты.
Б. От каждой группы выступает один ученик. Выступление начинается со стихов или загадки.
Сосна « Чем жарче день, тем сладостней в бору,
Дышать сухим смолистым ароматом
И весело мне было поутру,
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шёлк… Прильну к сосне корявой,
И чувствую: мне только десять лет,
И ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета. ( И.С.Бунин
«Детство»)
Рассказ ученика по плану ( выше) о сосне.
Лиственница.
« Древесина крепка ( не хуже дубка)
Кора со смолкой, листок иголкой,
Только не колкой.» ( загадка. Лиственница.)
Рассказ ученика о лиственнице.
Ель
« По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой
С острою макушечкой.» ( отгадка – ель)
Рассказ о ели.
Сибирская или кедровая сосна.
« Стоит высоко, видит далеко,
Кругом – гладко, а в сердце сладко» ( отгадка – кедровая
сосна с орешками )
Рассказ ученика о кедровой сосне. Рассказы могут дополнять учащиеся из других групп, за что получат дополнительные жетоны.
На основе рассказов Учащиеся выявляют общие черты и делают вывод. Также записывают новые понятия: голосеменные, женская и мужская шишки, семя, голосеменные.
III. Обобщение и выводы.
Голосеменные – высшие растения, так как они имеют корень, стебель и листья. В наше время сохранились в основном хвойные, они более приспособлены к неблагоприятным условиям окружающей среды. Размножение семенами даёт им преимущество над споровыми растениями, так как семя имеет запас питательных веществ и надёжно защищено.
IV. Домашнее задание.
Открытый урок по биологии 6класс.
Тема: “Лишайники”.
Цель: изучить особенности строения, приспособленность к симбиозу и практическое значение лишайников; продолжить формировать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать бережное отношение к флоре РМЭ.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: фронтальная беседа, диктант, рассказ учителя, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: таблицы “Лишайники”.
Литература: 1. Кузнецова В.И. “Уроки ботаники” – М: Просвещение,
1985
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, целей, технологии проведения урока.
Повторение материала предыдущего урока:
Фронтальная беседа: 1. Одноклеточные зелёные водоросли.
2. Многоклеточные зелёные нитчатые водоросли.
3. Морские водоросли.
Диктант. Выберите верные предположения для своего варианта и отметьте их знаком «+».
I вариант - Одноклеточные зелёные водоросли.
II вариант - Многоклеточные зелёные нитчатые водоросли.
III вариант - Морские водоросли.
1. Водоросли, живущие повсюду: в воде, на камнях, на стенах, стволах деревьев и даже на снегу.
Проверка.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
I |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
II |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
III |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Изучение нового материала:
Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с неба на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение«манна небесная».
Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь.
Что это могло быть?
Предполагают, что, крупинки, о которых рассказано в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии.
Рассказ учителя с демонстрацией по вопросам:
Многообразие. Лишайников насчитывается 26 тысяч видов. Они разнообразны по внешнему виду, форме и окраске. Размеры их могут быть от нескольких мм до десятков см.
Окраска редко ярко-зелёная чаще зеленовато-серая, коричневая, желтоватая, оранжевая и красноватая. Окраска зависит от«лишайникового пигмента», расположенного под «корой» в теле лишайника.
По форме лишайники бывают(Демонстрация: рис. 41-42 стр. 63):
Лишайники
Кустистые Накипные Листоватые
Н-р: Бородач, Н-р: Бацидия Н-р: Пармелия,
Ягель (кладония) Ксантория настенная
Распространение. Лишайники называют «пионерами растительности». Они первые поселенцы на камнях, оголённых почвах, вулканических извержениях. Лишайники очень неприхотливы. Они растут на самых бесплодных местах, на голых скалах высоко в горах, в тундре, в пустынях.(Демонстрация: таблица «Лишайники»)
В жаркие дни лишайники высыхают и легко крошатся (Вспомните сосновые боры «беломошники», где лишайники образуют сплошной ковёр). После дождя вновь оживают.
Растут лишайники очень медленно, например, ягель за год вырастает всего на 1-3 мм.
Строение. Русские ботаники Фаминцин А.С. и Баранецкий И.Д. открыли, что тело лишайника - слоевище состоит из двух организмов: гриба и водоросли (Демонстрация: рис.43 стр. 64).
Тело лишайника образовано грибницей, между нитями которой расположены одноклеточные водоросли или сине-зелёные (цианобактерии) как нитчатая водоросль носток.
Водоросль может жить самостоятельно, а гриб лишайника нет.
Питание. Нити гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей в процессе фотосинтеза образуются органические вещества.
Гриб и водоросль живут в симбиозе. Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и сильного высушивания.
Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела.
Размножение. Лишайники размножаются кусочками слоевища, а также особыми группами клеток, во множестве появляющихся внутри их тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, и группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.
Самостоятельная работа с учебником: Заполните таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека».
Значение лишайников |
|
в природе |
в жизни человека |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Проверка:
Значение лишайников |
|
в природе |
в жизни человека |
|
парфюмерной промышленности.
Окружающей среды. |
При повышении загрязнения воздуха отмечается последовательное исчезновение лишайников. Сначала вымирают кустистые, потом листоватые, затем накипные.
Меры по охране лишайников.
Закрепление.
Вопросы к контролю знаний:
Домашнее задание: 13 рис.43 стр.64 зарисовать.
Тема урока: «Лишайники»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке. Формировать УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Межпредметные связи: с экологией, историей.
Ресурсы: учебник «Биология 5 класс» под редакцией проф.И.Н. Пономарёвой Москва, «Вентана-Граф» 2012. Рабочая карта урока на каждого ученика, коллекции лишайников, мультимедийное оборудование, презентация, таблица “Лишайники». Приложение к уроку.
Формы работы учащихся: индивидуальная - самостоятельная работа с учебником, ЭОР, анализ таблиц, работа в группах.
Планируемый результаты:
Предметные:
Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.
Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние
Личностные: научить
оценивать свою деятельность на уроке, сформировать навыки самоорганизации и
саморегуляции в самостоятельном выполнении заданий.
Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.
Основные понятия: Лишайники накипные, кустистые, листоватые. Слоевище. Спора. Симбиоз. Грибница. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация и целеполагание
Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло.
Демонстрация слайда № 2 презентации. (Приложение 2)
Легенда о «манне небесной». Вопрос учащимся. Какое растение спасло народ от голодной смерти в пустыне? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо отгадать кроссворд на доске.
Формулирование темы урока, целеполагание.
Цели: используя проблемный подход, подвеcти учащихся к самостоятельной постановке цели и формулировании темы урока
Демонстрация слайдов №3,4 презентации. Вопросы для учащихся:
1.Какие организмы могут обитать на голых скалах, на крышах домов, особенно старых?
2. Кто знает, что это за организмы? Почему у них такое название?
Демонстрация гербария и коллекции лишайников. Определить по коллекциям и гербариям особую группу организмов, которую будем изучать. Обсуждение полученных ответов.
Формулирование совместно с учащимися темы и цели урока. Тема: Лишайники. Цели:познакомиться со строением и жизнедеятельностью данной группы организмов, выяснить их роль в природе и жизни человека.
3. Изучение нового материала:
Цели: выявление умения работать с предоставленной информацией, преобразовывать её и использовать.
1. Постановка проблемы: если поместить измельченный лишайник в банку с водой и поставить в светлое тёплое место, то вода позеленеет. Почему? Ваши предположения. Отчего «цветёт» вода в водоёмах? (размножаются одноклеточные водоросли) Вывод: в составе лишайников есть одноклеточные водоросли. Долгое время лишайники и считали то водорослями, то мхами. Только во второй половине XX века узнали, что кроме водорослей в лишайниках есть гриб.
Тело лишайника называется слоевищем. Слайд № 3
2. Дальнейшая демонстрация презентации. Слайды №54-8. Типы слоевищ лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Чем они отличаются? Как соответствуют своимназваниям? Самостоятельная работа с материалом и рисунками учебника (с 56-57, рис 57) Запись в тетрадях.
3. Где живут лишайники? Что им нужно для жизни? Почему они поселяются на освещённых местах? Неприхотливость лишайников: могут жить на голых скалах при температуре днём + 600 – 700, а ночью 00 С. В пустынях источником влаги им служит роса. Но: очень чувствительны к загрязнению воздуха. В городах, вблизи дорог лишайники имеют угнетённый вид. Почему в городе воздух грязнее, чем в селе?
4. Слайд №9 «Распространение лишайников на Земле»
В Канадской Арктике один вид лишайника используется как экстремальный источник пищи. В 1972 г. один лётчик прожил в тундре 232 дня, питаясь глюкозой и слоевищами лишайника.
5. Слайд № 10, 11 «Строение лишайника». Роль его компонентов. Питание лишайника. Учащиеся приходят к выводу, что нити грибницы поглощают из внешней среды воду с минеральными солями, а водоросли на свету в процессе фотосинтеза образуют органические вещества. Как называется взаимное сосуществование двух организмов, полезное им обоим?Симбиоз.
6. Слайд №12. «Скорость роста и возраст лишайников». Накипные лишайники растут со скоростью от 0,004 мм до 0,2 – 0,3 мм в год! Кустистые – 1 – 3 мм в год. Как вы думаете, почему лишайники так медленно растут? Обсуждение ответов и формулирование выводов:
а) живут в очень суровых и неблагоприятных условиях, б) довольствуются минимумом питательных веществ. Вычислениями установлено, что в Арктике некоторые талломы лишайников могут достигать возраста в 4000 лет.
7. Слайд №13. Размножение лишайников. Как размножаются грибы и одноклеточные водоросли? Обсуждение ответов и вывод: лишайники могут размножаться кусочками слоевища, спорами.
8. Слайд №14. Лишайники – пионеры растительности. Роль их в природных экосистемах. Лишайники, поселяясь на голых скалах, выделяют особые кислоты, которые способствуют разрушению горных пород. Так образуется первичная почва, на которой могут расти сначала травы, а затем и все другие растения – кустарники, деревья. Пионер – значит первый.
4. Закрепление новой учебной информации
Цель: научить использовать полученные сведения для выполнения устных и письменных заданий
Слайд № 15. Задание: используя материал учебника на стр 68-69, заполнить схему «Значение лишайников в жизни человека». В 1772 году русский ботаник Петр Симон Паллас доказал, что манна - это лишайник, перекатываемый ветром в пустынях Африки, Передней и Средней Азии. Он съедобен - отсюда, возможно, легенда о манне, падающей с неба. Их применяют как лекарства от простуды, от туберкулёза; в Шотландии до сих пор некоторые ткани окрашивают краской из лишайников. Это интересно. На о. Пасхи учёные долго не могли определить возраст гигантских каменных идолов. Считалось, что им несколько тысяч лет. Истинный возраст помогли определить лишайники. Учёные сравнили две фотографии одной и той же колонии лишайников, обитавшей на камне. Одна фотография была сделана в 1914, а другая – в 1961 году. Зная скорость роста данного вида лишайника (8, 12 и 17 мм в год), учёные выяснили, что возраст статуй – около 430 лет.
Обсуждение в группах вопросов.
1. Может показаться странным, но наиболее пострадавшей социальной группой после ядерных испытаний в Арктике оказались коренные народы севера – саамы, лапландцы, эскимосы, ненцы. Почему?
( Ответ. Так случилось потому, что основой рациона этих народов является оленина. А до 90% рациона оленей в зимнее время составляют лишайники. Лишайники – многолетние организмы, они покрывают большие площади и усваивают питательные вещества и микроэлементы из атмосферных выпадений, потому что не имеют корней. То есть, это идеальная система для сбора и концентрирования любых веществ, поступающих из атмосферы, в том числе и загрязнителей – тяжелых металлов и радионуклидов. Олени объедают лишайники с больших площадей, и радионуклиды накапливаются в них, а потом переходят в организм человека).
2. Лишайник ягель, или “олений мох”, в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, например, в горах возвращаются уже через год-два?
( Ответ. Растет очень медленно: 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.)
3. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?
(Ответ. Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы)
5. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: - проверить умение контролировать свои знания
Задание №2,3 на рабочем листе (приложение 1)
6. Рефлексия
Цели: научить оценивать свои знания, анализировать проделанную работу
Выбрать №№ правильных суждений. Подсчитать и выставить себе баллы. Перевести в оценку.
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, оценивают работу товарищей, высказывают мнение по уроку
7. Домашнее задание. На рабочем листе (приложение 1)
1) №15,вопросы после параграфа. (для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).
2) Найдите лишайники на стволах лип около здания школы. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света (для тех, кто усвоил материал на хорошо)
3) Для тех, кто материал усвоил отлично: составьте кроссворд на тему «лишайники» на 15 слов.
Использованные источники информации:
· Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. - М., Просвещение, 1982.
· Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. - М., Просвещение, 1989.
· Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора - 7 кл./ экспериментальный учебник. - М., Дрофа, 1997.
· Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.
· Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.
· Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
· Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
· http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Рабочий лист к уроку по теме «Лишайники».
I. Заполни схему «Значение лишайников в жизни человека».
II. Выбери номера правильных суждений:
1. Лишайники – это организмы-симбионты.
2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.
3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый.
5. Лишайники размножаются только половым путём.
6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
III. Впиши в таблицу буквы, соответствующие номерам правильных ответов.
1. Лихенология. 2.Лишайники. 3.Лишайниковые кислоты. 4.Слоевище. 5.Лакмус. 6.Симбиоз.
1
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
А. Тело лишайника
Б. Особое вещество для химической промышленности.
В. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.
Г. Организмы, состоящие из грибов и водорослей.
Д. Органические соединения, характерная особенность лишайников.
Е. Наука о лишайниках.
Итоговая оценка: если в сумме получилось 11-12 баллов, то оценка «5»,
если в сумме 9-10 баллов, то оценка «4», если 6-8, то «3», если меньше, то не справились с работой.
Домашнее задание.
1) Параграф №15,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).
2) Найдите лишайники на стволах лип около здания школы. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света (для тех, кто усвоил материал хорошо)
3) Для тех, кто материал усвоил отлично: составьте кроссворд на тему «лишайники» на 15 слов.
Приложение 2
Легенда о «Манне небесной»
Ребята, вы часто слышали выражение «что ты ждешь успехов, как «манны небесной!» Оказывается это выражение напрямую связано с темой урока. Послушайте строки из Библии: « И сказал Господь Моисею:- Вот, я пошлю вам хлеба с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день»
В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.
«Подождите до утра» - просил их Моисей. На следующий день, как только рассвело, появившийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба.
«Манна! – кричали они радостно – манна небесная!» Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки. (Манна в переводе на русский – «что это»).
КРОССВОРД
1 |
|
||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
|||||||||||
8 |
Вопросы.
1. Новогоднее дерево.
2. Совместное существование двух организмов, полезное им обоим.
3. Часть плодового тела гриба.
4. Особая клетка, служащая для размножения.
5. Научное название грибницы
6. Часть плодового тела гриба.
7. Грибы, используемые в хлебопечении.
8. Симбиоз мицелия гриба с корнями растения
ема урока: «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные».
Цель: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии
папоротникообразных;
- выявить усложнения их организации в ходе эволюции;
- проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать
выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения
занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового
общения;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала
Работа с классом у доски по таблицам:
Строение мха кукушкина льна и сфагнума (сходство и различия)
Размножение мха кукушкина льна
3. Знакомство с новым материалом.
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.
Слайд 2. “Ребусы” (Папоротник, плаун, хвощ).
Слайд 3Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.
Слайд 4. Цель урока: Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.
Слайды 5 - 6
Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.
“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.
“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”. [Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала.]
Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.
Слайд 7. Проблема:
Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?
(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)
Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.
Общая характеристика отдела.
Папоротниковидные - растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.
Слайд 8. Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.
В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.
В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.
Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.
Слайд 9.
Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.
Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник - азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)
Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния,найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.
Слайд 10. Строение папоротника.
И я приглашаю к доске 1 группу экспертов-ботаников, которые объяснят нам строение папоротника на примере Щитовника мужского.
Ученики-эксперты. У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.
Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.
У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.
На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.
Слайд 11. Размножение папоротника.
Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.
Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение - гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.
Слайд 12. Значение папоротников
Я приглашаю 2 группу. Эксперты-медики. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.
Так же происходит размножение у хвощей и плаунов. Как и папоротники, они имеют стебли, листья, корни и размножаются спорами. Нередко все эти растения – папоротники, хвощи и плауны – объединяют под общим названием папоротникообразные.
Слайд 13-14.
Я приглашаю 3 группу. Отдел Хвощевидные (Общая характеристика отдела)
Из отдела Хвощевидные до настоящего времени дожил один род – Хвощ, объединяющий всего около 25 видов. Хвощи – многолетние травы, растущие на лугах, в лесах, на полях. Летние зеленые растения хвоща полевого напоминают зеленые елочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с мелкими чешуйчатыми листьями. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски.
Слайд 15.
Я приглашаю 4 группу. Отделы Плауновидные (Общая характеристика отдела)
Плауны – травы сосновых лесов. У них длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. От побега отходят придаточные корни. Летом у плаунов развиваются спороносные колоски со спорами. Плауны – редкие растения, нуждающиеся в охране.
Слайд 16. Виды плаунов.
Слайд 17. Очень хорошо. Мы с вами разобрали папоротникообразных. Мы изучили их очень хорошо. Давайте теперь отгадаем загадки.
А)
Змея
лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Ответ: плаун.
Б)
Есть
колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
Ответ: хвощ.
В)
Он и
в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
Ответ: папоротник
Слайд 18. 4. Закрепление материала
Проведем закрепление материала (фронтальный опрос).
1. Какие корни развиваются у папоротников? (придаточные и боковые),
2. Как называется половое поколение у папоротников? (гаметофит),
3. Как называются листья папоротников? (вайи),
4. Что располагается на вайях? (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев - сорусы).
Кластер.
Споровые растения
Спорофит,
Гаметофит
Высшие растения
Спора
Сорусы
Папоротникообразные
Отдел: Папоротниковидные
Отдел: Хвощевидные
Отдел: Плауновидные
Слайд 19. Рефлексия.
Слайд 20.
5. Домашнее задание:
Слайд 21. Выразите свое отношение к нашему уроку в тетради смайликом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.