Урок Биологии " Значение витаминов"
Оценка 4.6

Урок Биологии " Значение витаминов"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
20.05.2019
Урок Биологии " Значение витаминов"
Витамины- это органические вещества белковой природы. Пгри нехватке витаминов в организме человека происходит нарушение всего процесса работы организма. У человека появляются разные заболевания глаз, органов пищеварения, кожные болезни. При нехватке витамина А у человека появляется болезнь куриная слепота. При нехватке рахитвитамина Д- рахит
6Урок биологии витамины.docx
Урок биологии «Роль витаминов  в организме человека» Учитель: Мусиева Марина Магомедовна Класс: 8 Цель: Узнать, что такое витамины и какое значение они несут для нашего организма. Задачи: Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме  человека. Узнать суточную норму витаминов. Способы профилактики авитаминозов,  сохранения витаминов в продуктах. Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме  человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся,  способности решать проблемные ситуации. Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью  окружающих людей. Оборудование: интерактивная ТВ­панель, таблица «Витамины». Тип урока: изучение нового материала.                                                            ХОД УРОКА 1 .Организационный момент. ­ Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Давайте улыбнемся друг другу! (улыбаются друг  другу) ­ Как хорошо, что мы приветствуем друг друга такими прекрасными словам, как  «здравствуйте», тем самым мы желаем друг другу здоровья! ­ Здоровье является самым ценным в нашей жизни элементом, и соответственно мы должны  бережно относиться к нему, но постоянно заботиться о нем не у всех к сожалению,  получается, и для того чтобы оставаться здоровыми нам необходимо соблюдать  определенные условия. ­ Как вы думаете, что нам помогает сохранить здоровье? (правильное питание,  соблюдение личной гигиены, ЗОЖ и т.д.). 1. Актуализация знаний. Биологический диктант с взаимопроверкой (слайд 1,2):  Пластический обмен – это…  Энергетический обмен – это…  Метаболизм – это…  Биологическое окисление – это…  Ферменты – это… 1. Проблемная ситуация. Сообщение темы и целей урока. ­ Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной  болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась  общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая  оболочка рта. Кожа принимала грязновато­серый оттенок, десны кровоточили, легко  выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие  моряки попросили высадить их на каком­нибудь острове, чтобы они могли там спокойно  умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас  провианта и порох на всякий случай. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова,  чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их  встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает  «оздоравливающий». Как выяснилось позже, от гибели моряков спасли фрукты, они и стали  лекарством от цинги. ­ Скажите, пожалуйста, что в себе содержали фрукты, что моряки смогли пойти на  поправку? (Витамины) ­ Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Витамины и их значение для  организма»). (Слайд 3) ­ Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать, что такое витамины и какое значение  они несут для нашего организма). (Слайд 4) ­ Исходя из цели, попробуйте назвать задачи урока, что мы должны будем сегодня  сделать? (слайд 5) 1. Изучение нового материала. ­ Так что же такое витамины? ­ Давайте обратимся к учебнику на с.138 и найдем ответ на этот вопрос. Для этого прочтём  первый абзац. ­ Сформулируйте определение витаминов. ­ Запись определения в рабочие тетради на печатной основе (с. 76). Витамины   требуются для протекания биохимических реакций в организме. (Слайд 6).   – это жизненно важные соединения, которые в небольших количествах постоянно ­ Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме,  т.е. обмену веществ. В настоящее время известно более 80 витаминов. Их обозначают  буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д. некоторые из них образуют группы,  например, витамины группы В (В1, В2, В6, В12 и т.д.). ­ Все витамины делятся на 2 большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. Сообщения обучающихся. (Слайд 7). 1.Сообщения об истории открытия витаминов. Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни  сделал Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей. Вывод Лунина не  получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких ­ то  неизвестных веществ. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала  дальнейшие исследования в этом направлении. В 1889 г голландский врач X. Эйкман  обнаружил у кур заболевание, сходное с бери ­ бери (что означает “оковы”). Болезнь  вызывалась при питании полированным рисом кур сидящих в клетках ­ судороги сводили им  шею и ноги. Многие из них в конце погибли. А куры, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, так как они находили себе самую разнообразную пищу. Всякий раз, когда  Эйкман кормил кур только очищенным рисом, у них, обязательно, развивалось заболевание  бери ­ бери, когда он кормил больных кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же  находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных  людей рисовыми отрубями. К 1910 г. был накоплен достаточный материал для открытия  витаминов. В 1911—1913 гг. произошёл прорыв в этом направлении. Польский биохимик К. Функ в 1911  г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики, одной тысячной доли грамма было  достаточно, чтобы вылечить голубей от бери­бери. Функ назвал открытое им вещество  “витамин” от латинского вита ­ жизнь и амине ­ класс химических соединений, к которому  принадлежит это вещество. В 1922 г. советский учёный Бессонов, одновременно с  венгерским Сцент­Перги, выделил витамин С. Сейчас известно более 30 витаминов, которые  делят на водорастворимые: С, В и жирорастворимые: А, Д, Е, К. Обозначают витамины  буквами латинского алфавита — чудесная азбука здоровья. 1. Сообщения учащихся о витаминах. Витамин С, или аскорбиновая кислота. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось  подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью.  Разбухали или кровоточили дёсны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались  невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось  кровоподтёками. Болезнь назвали цингой. В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 в. морской путь из Европы в Индию вокруг  Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из  265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519­ 1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., и многих,  многих других. Основными и надёжными поставщиками витамина С являются облепиха,  чёрная смородина, сладкий перец, апельсин, лимон, мандарин.... Всё это в основном  растения, имеющие кислый вкус. Витамин С участвует в окислительно­восстановительных  реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во многих  других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при  нервном напряжении, выполнении тяжёлой физической работы и во время заболеваний. 1.Витамин В1, или Тимин. В 1890 г. Голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную  болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения.  Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни ­ бери­бери, что  означает “оковы”. В конце концов, наступал паралич и смерть. Ещё за 20 лет до Эйкмана эту  болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи.  Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в  пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1 .Этот витамин не  откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день.  Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков ­ но в  основном в их зародышах и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина  остаётся очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени.  При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца. Кроме В1 к группе витаминов В относятся ВЗ, В2, В5, В6, В9, В12, В15. Из витаминов этой  группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ. 1. Витамин D. Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и  красота человека. Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме.  Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся  раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. На их коже  развиваются опрелости, потница и гнойнички. Кости теряют свою прочность и становятся  мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки,  позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их  разрушению. Болезнь эта называется рахит. Дети и взрослые витамин Д получают в  основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески,  рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле. Витамин Д может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых  лучей, то есть на солнце. 1. Витамин А, или Ретинол. Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших  глаз ­ родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека  нарушается сумеречное и ночное зрение ­ отсюда и название сопутствующей болезни ­  “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и  слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото ­  и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется.  Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти ­ ломкими.  Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У  взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям  пищеварительных органов. Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир.  Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В  растительных продуктах ­ моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин — вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в  воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов  со сметаной, майонезом, растительным маслом. Запись изученных витаминов в РТ (с.76, упр.4) ­ Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных  препаратов. Перед вами ­ только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как  разобраться в этом изобилии. Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные.  Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма ­ их принимают с учётом того.  Что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других. То они дают организму все  100% витаминов. Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого  поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота,  витамины А, Е, Д. В основном их назначают в лечебных целях, например, витамин Д ­ для  профилактики и комплексного лечения рахита. Препараты второго поколения ­ это  поливитаминные комплексы, содержащие ещё и микроэлементы, а также определённые  минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина  Д, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро ­  и макроэлементы, по и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину,  фруктовые соки, а также различные ферменты. Лучше всего получать витамины из натуральных продуктов. Овощи обеспечивают нас и  витаминами, и минеральными веществами ­ кальцием, калием, железом, фосфором, магнием. Необходимо, по возможности, больше есть свежих овощей и фруктов. Но свежие овощи доступны не всегда, да и не все растительные продукты можно  употреблять в сыром виде. Как же сохранить витамины при их хранении и при  приготовлении блюд. ­ Давайте определим, что же такое авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз? (п.31,  стр.138 ). (Слайды 8,9,10) Гиповитаминоз – недостаток витаминов в организме. Авитаминоз – отсутствие витамина С. Гипервитаминоз – чрезмерное потребление витаминов. Запись определений в РТ (с.76). 1. Закрепление. Командная работа.   (Слайды 11,12).   ­ Давайте сейчас разделимся на 4 команды. Каждая команда выбирает капитана. ­ Сейчас я предлагаю каждой группе выбрать витамин, с которым вы бы хотели работать в  дальнейшем! (А В С Д) (название витаминов висят на доске) ­ Мы все с вами без исключения видели различные рекламы, но не всегда реклама является  правдивой и интересной для нас. Сейчас вы в своих командах сделаете самостоятельно  интересную, правдоподобную, красочную рекламу своего витамина, т.е. мини­проект и по  окончании работы защитите его перед классом. ­ Для этого у вас на партах лежат ватман, карандаши, клей, ножницы и некоторые  заготовки, которые я для вас приготовила. ­ Для того, чтобы вам было легче, быстрее, а главное правильно справиться с заданиями  капитаны команд должны разделить все задания между участниками групп, т.е. кто­то ищет  информацию о витамине, другой оформляет плакат, третий – рисует и т.д.). ­ У вас на партах имеются желтые листы, в них зафиксированы все задания пошагово, т.е.  что именно должно быть в вашем мини­проекте. Перед выполнением ознакомьтесь с ними! ­ Но перед тем как начать работу, давайте вспомним правила работы в командах? (на  красных листочках у вас расписана «памятка работы в команде»). Приступаем к работе! Удачи вам! Вам на это дается 10 минут, не забываем, принимать  участие в работе должны все члены команды. Выступление команд. Защита мини­проектов. 1. Рефлексия  .      Закончите предложения: ­ Я не знал… ­Теперь я знаю… ­ Сегодня я узнал… ­ Теперь я могу… ­ Я умею…. Что бы вы пожелали друг другу? 1. Домашнее задание.   (Слайд 14)   Учебник – параграф 31,РТ – с.77 упр.5; Творческое задание: подготовить доклад на тему:  Витамины.

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"

Урок Биологии " Значение витаминов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019