Урок биологии "Гигиена зрения"
Оценка 4.6

Урок биологии "Гигиена зрения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
17.03.2018
Урок биологии "Гигиена зрения"
Цель: систематизировать и расширить знания обучающихся о зрительном анализаторе, сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространённых заболеваний глаз, сформировать ценностное отношение к своему здоровью. Задачи: - образовательные: продолжить формировать понятия «анализатор»; познакомить учащихся с заболеваниями глаз: близорукостью, дальнозоркостью, дальтонизмом; болезнями глаз; познакомить с ролью зрения в формировании общей картины окружающего мира; обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения; расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз. - развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, работать в группах; развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно; развивать уверенность в себе; развивать умения оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; работать с текстом, литературой; слушать и делать краткие записи в тетради. - воспитательные: формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения, необходимости ношения очков для исправления близорукости и дальнозоркости; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других; овладевать приёмами гимнастики для глаз.Сценарий урока "Гигиена зрения", 8 класс
сценарий урока 8а класс.doc
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ ­ 2018»                       КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ                                           «УРОК» Савина Т.А., учитель биологии, химии МБОУ «Новопортовская школа­интернат  имени Л.В.Лапцуя»                                                   Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний Цель:  систематизировать   и   расширить   знания   обучающихся   о   зрительном анализаторе, сформулировать основные правила гигиены зрения, обратив особое внимание на профилактику распространённых заболеваний глаз, сформировать ценностное отношение к своему здоровью. Задачи: ­   образовательные:  продолжить   формировать   понятия   «анализатор»; познакомить учащихся с заболеваниями глаз: близорукостью, дальнозоркостью, дальтонизмом; болезнями глаз;   познакомить с ролью зрения в формировании общей картины окружающего мира; обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения; расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз. ­ развивающие:  развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать   умения   делать   выводы,   работать   в   группах;   развивать   навыки коммуникативного   общения,   умения   работать   самостоятельно;   развивать уверенность   в   себе;   развивать   умения   оформлять   результаты   мыслительных операций   в   устной   и   письменной   форме;   работать   с   текстом,   литературой; слушать и делать краткие записи в тетради. ­   воспитательные:  формировать   гигиенические   навыки   ухода   за   органами зрения,   необходимости   ношения   очков   для   исправления   близорукости   и дальнозоркости;   воспитывать   бережное   отношение   к   своему   здоровью   и здоровью других; овладевать приёмами гимнастики для глаз.  Тип урока: урок открытие новых знаний. Вид урока: урок­исследование Форма обучения: индивидуальная, групповая. Методы обучения:   По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.  По   степени   взаимодействия   учителя   и   ученика:  изложение,   беседа, самостоятельная работа.  По характеру познавательной деятельности: частично­поисковый. 1  По   принципу   расчленения   и   соединения   знаний:  аналитический, классификационный. Материалы, оборудование:  компьютер,  проектор,   таблицы   для   обнаружения нарушений   цветного   зрения   (дальтонизма),   презентация   «Гигиена   зрения», оценочный   лист   учащихся,  шары,  научно­популярная   литература,   нэтбуки   на каждого ученика, рабочие тетради учащихся, брошюры «Гимнастика для глаз», дополнительный материал. Технологии:  Краудформинг.  Проблемного обучения.  Здоровьесберегающие.  Технология деятельностного подхода.  ИКТ. Планируемые результаты  Личностные  ­ формирование познавательных интересов; ­ формирование личностного отношения к изучению материала;  ­ осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни. Метапредметные  Познавательные:  поиск   и   выделение   необходимой   информации;   смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные:  ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Коммуникативные:  инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. Предметные  Ученик   должен   знать:  наиболее   распространённые   глазные   заболевания, правила гигиены глаз; понятие «анализатор»; роль зрения в формировании общей картины окружающего мира; причины нарушения остроты зрения, методы его коррекции, способах сохранения зрения; причины нарушения зрения, способы защиты глаз от травм. Ученик должен уметь:  анализировать, выбирать необходимую информацию; уметь оказать первую помощь при травме глаз. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала. 2 4. Введение новых знаний. 5. Закрепление знаний, умений, навыков. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. 1. Организационный этап. Задача: подготовить учащихся к работе на уроке Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. Учащиеся садятся по группам.   Слайд 2   2.  Постановка   цели   и   задач   урока.   Мотивация   учебной   деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. Слайд 1         На экране появляется видео: ­ Дорогие, ребята! Я попала в царство темноты, спасти меня можете только вы! Вам   необходимо   выполнить   следующее   задание:   один   из   вас   подходит   к интерактивной доске… на ней ­ схема строения глаза, нужно в ячейки правильно расставить термины. Остальные работают в тетрадях, которые лежат у вас на столах.   Я   уверена,   что   строение   глаза   вы   знаете   на   отлично,   но   трудность выполнения задания в том, что термины даны на английском языке. Помните, вы можете   воспользоваться   подсказкой   «Своя   опора».   Если   вы   все   сделаете правильно, я буду спасена, и мы продолжим урок. Желаю вам успеха! Вперёд, мои дорогие! (на экране учитель исчезает, появляется интерактивный слайд со схемой строения глаза)       «Своя опора» Орган зрения – это глаз  В нем три оболочки  Та, что белая снаружи  Назовём белочной  Так прозрачна впереди –  Со стеклом сравнится  Эту часть её зовём просто роговица  Слой второй – в нём есть сосуды  Впереди он радужка  В ней отверстие зрачок  И пигменты разные  За зрачком у нас хрусталик  Он меняет кривизну  И поэтому мы видим  И вблизи и за версту  3 Свет легко в глаз проникает  Всё в округе видно мне  Ведь в глазном есть яблоке  Тело стекловидное  В глубине лежит сетчатка  Этот слой необходим  Коль рецепторы в порядке  То нормально мы глядим.  Слайд 3 Учитель заходит с шариками в руках (4 синих, 4 красных, 4 желтых), ставит шарики на столы группам и говорит: ­   Здравствуйте,   ребята!   Благодаря   вашим   правильным   ответам   я   спасена! Посмотрите   вокруг,   как   прекрасен   разноцветный   мир,   который   мы   можем видеть! ­ Механизм восприятия цвета чрезвычайно сложен и до конца не изучен, однако благодаря ему мы можем воспринимать окружающую нас действительность во всем   многообразии   цветов   и   оттенков.     При   помощи   цветов   и   оттенков   мы можем выражать наше отношение к предметам и явлениям действительности, выражать чувства и эмоции. Докажем это, выполнив ряд заданий.  Не забывайте работать в тетради и выставлять баллы в оценочный лист.  3.  Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала. Рабочие тетради           Оценочный лист Учащиеся выполняют задания, выходят к доске, прикрепляют на доску листы, рассказывают. Задания для групп 1 группа  «Кто лучше знает гамму цветов?» Соедините   стрелочками   подходящие   по   смыслу   цветовые   эпитеты   со словами из первого столбика:  Тоска Скука Любовь Ревность Горе красная желтая зеленая  черное  серая   Отметьте на карте «цветные» моря нашей планеты. (Желтое, Черное, Белое, Красное) 2 группа 3 группа «Эрудит»       Объясните, как вы понимаете значение выражений: «белые ночи», «черные дыры», «зеленая улица». 4 Оценивание работы каждого участника группы в оценочных листах ­ Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза.    ­ Цветовое зрение человека определяется особенностями строения глаза.  ­ На прошлом уроке мы убедились в сложности его строения. Узнали, что зрение важнейшее   из   чувств,   поскольку   большую   часть   информации   до   80­90%   об окружающем мире мы получаем от рецепторов, находящихся на сетчатке нашего глаза.   Поэтому   любые   нарушения   зрения   являются   большой   проблемой   для человека. Сегодня на уроке мы продолжаем искать ответ на вопрос.  Актуализация   темы:   проблемный   вопрос  «Как   мы   видим   то,   что видим?» Для   начала   нужно   вспомнить   строение   зрительного   анализатора (фронтальный опрос). Слайд 4­8 Информация, полученная от возбуждения клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных, а в результате мы воспринимаем то, что видим, единой цветной картиной. Слайд 9 ­ В нашей школе по результатам медосмотра выявлено, что у многих учащихся ежегодно снижается зрение.  ­ Как вы думаете, все ли из них носят очки? (ученики отвечают)  ­   Действительно,   не   все.   Каковы   могут   быть   последствия   такого пренебрежительного отношения к своему здоровью? (ответы детей: например, ухудшение зрения и даже его потеря). ­ Давайте определимся с темой урока. Дома вы должны были найти пословицы, поговорки,   высказывания   о   глазах,   зрении.   Назовите   их.   Например,  «Береги зрение как зеницу ока», «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Береги глаза смолоду».  ­   Какая   из   них   наиболее   подходит   для   формулировки   темы   нашего   урока? Определяют тему. (на доске тему записывает учитель, все учащиеся – в рабочих тетрадях)      ­ Поскольку болезни зрения для наших школьников актуальны, скажите, чему мы   можем   посвятить   наш   урок?  (ответы   учащихся:   например,   изучению болезней органов зрения, и профилактике этих болезней) ­   Значит,   цель   урока   узнать,   какие   бывают   болезни   и   травмы   глаз   и   какая профилактика нужна, чтобы сохранить зрение на долгие годы.   Определим пути достижения цели (план урока): 1.   знакомство   с   заболеваниями   органов   зрения   их   причинами,   мерами   их предупреждения. 2. изучение травм глаз и мер доврачебной помощи. 5 4. Введение новых знаний. Слайд 10 ­ Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз.  ­ Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. Спустя два столетия Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий написал:  Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. ­ И художник, и поэт через глаза раскрывают внутренний  мир человека, его психологию. Нас же с вами интересуют глаза прежде всего как орган зрения. Слайд 11 ­  А   вы   знаете,   как   называется  наука,   изучающая   анатомию,   физиологию   и заболевания   органов   зрения?  Офтальмология.   ­  Если   вам   нужно   будет обратиться в больницу с проблемами, касающимися глаз, то к какому врачу вы запишетесь на прием?         По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается 42 миллиона слепых и слабовидящих. Причем ежегодно наблюдается увеличение этого показателя на 3 ­ 6%. Слайд 12 Сценка (видеозапись) Действующие лица: автор, учитель, ученик, врач. Ученик сидит, читая книгу сильно согнувшись над ней. Автор: Вам все часто говорят: Учитель (подходя к сидящему ученику и выпрямляя ему спину): Прямо сядь, ровней дыши, Носом книгу не паши. Не сгибайся, слышишь? Голову повыше. Автор: Вы перечите порой. Ученик (обращаясь к учителю): Мне удобно, это ж ясно? Я же вижу всё прекрасно. (и снова склоняется над книгой). Автор: Пробежит за годом год, 6 Станете взрослее, Что ж потом произойдёт? Ученик (жалобно): Что­то плохо вижу вдаль (подходит к врачу). Автор: И врачи вам скажут: Врач: Жаль. В этом сами вы повинны,  И беды вашей причина: Вы держали книжку близко, Над тетрадкой за столом Изгибались вы крючком,  Вот и стали близоруки, Всем другим вперёд науки! Слайд 13 ­   Какое   часто   встречающееся   нарушение   зрения   вы   увидели   в   видеоролике (близорукость).       Проблемный вопрос:    ­   Вы,   наверное,   наблюдали,   как   люди,   забывшие   очки,   пытаются   прочитать текст, отдалив его от себя? Почему они это делают?  (Потому, что страдают дальнозоркостью).  ­   Говоря   о   гигиене   и   экологии   зрения,   хотелось   бы   отметить   и   другие заболевания глаз, а также разнообразные травмы. ­ Предлагаю вам, ребята взять шарик того цвета, который вам больше нравится. Деление на группы по цвету шаров.  ­   Сейчас   вы   будете   работать   в   научно­исследовательских   лабораториях   над изучением вопросов, связанных с заболеваниями органов зрения их причинами, мерами их предупреждения, необходимый вашей лаборатории материал можно добывать   из   интернета,   научно­популярной   литературы,   информационных стендов в кабинете. Всем группам удачи! Роли:   художник­оформитель,   научный   руководитель,   ассистент   научного руководителя,   медиа   библиотекарь.   На   столе   лежит   научно­популярная литература,   приготовлены   ноутбуки   с   выходом   в   Интернет,   на информационных стендах в кабинете подготовлен материал по теме. Задания для групп «Кластер» 1 группа – «Близорукость. Витамины для глаз»  2 группа – «Дальнозоркость. Травмы глаз»  ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП  Оценивают работу каждого учащегося в оценочных листах,  записывают материал в рабочую тетрадь. 7 ­ Как можно корректировать нарушение зрения при этих заболеваниях? (с помощью линз или очков) Физический   эксперимент,   показывающий   работу   оптической   системы   глаза  (на магнитной доске): Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух–роговица, проходят далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают изображение   на   сетчатке.   Но   если   у   человека   близорукость,   то  изображение фокусируется перед сетчаткой. Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из­за увеличения кривизны хрусталика. Этот дефект может быть   исправлен   с   помощью   вогнутых   контактных   линз   или   очков.   Вогнутая   линза соответствующей мощности в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.  ­ Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена   ближе   к   хрусталику   по   сравнению   с   нормальным   глазом.   Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков. 3 группа – «Дальтонизм. Болезни глаз»  Выступление группы Рабочие тетради Оценочный лист Оценивание работы каждого участника группы Физзарядка Упражнение «Волшебные очки». Одевают очки­тренажеры для коррекции зрения. ­ Снимем с глаз усталость с помощью очков­тренажеров для коррекции зрения. Оказывается, мышцы глаза ученика за один учебный день испытывают такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и тела, если бы он пытался поднять и   удержать   над   головой   штангу   весом,   предназначенным   для   среднего профессионала­атлета.   Чтобы   спасти   глаза   от   перенапряжения,   необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает их работу.  5. Закрепление знаний, умений, навыков.  Тестирование ­   Откройте   в   нетбуках   тест   «Зрение»,   в   течение   3   минут   выполните предложенные задания. Полученный балл занесите в оценочный лист. Вывод:  8 ­ Вернемся к теме нашего урока (пословица или поговорка).  Как вы понимаете смысл этого высказывания?  Вывод: (например, органы зрения могут подвергаться различным болезням и травмам,   поэтому   необходимо   соблюдать   гигиену   глаз   и   заниматься профилактикой зрения, чтобы сохранить его на долгие годы) 6. Рефлексия деятельности (итог урока). Какую оценку каждый из вас хотел бы получить? «Пятерочка» Возьмите листы, на которых нарисована ладонь. Во время рефлексии учитель подсчитывает баллы в оценочных листах Слайд 14 Каждый палец – это какая­то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.  Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец ­ мне было трудно; Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. Слайд 15 ­ Посмотрите, что вы видите? ­ Пятёрку, а какого цвета? А круг какого цвета? Какой мы можем сделать вывод? (нет дальтонизма) Слайд 16 Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Моё задание такое: Прочесть памятку о гигиене глаз И повторить её советую не раз. § 53, термины.  Слайд 17 ­   Закончить   урок   я   хотела   бы   словами   Елены   Келлер,   которая  в   раннем   детстве переболела скарлатиной и лишилась зрения и слуха. Но, не смотря на большие трудности, она получила высшее образование и стала известной писательницей. «Пользуйтесь глазами!  Живите каждый день так,  как будто можете ослепнуть.  И вы откроете чудесный мир,  9 который никогда не видели!» Елена Келлер ­ А от себя добавлю: «Берегите свои глаза!»   подготовленные брошюры «Гимнастика для глаз». В   конце   урока   каждому   учащемуся   учитель   раздает   заранее 10

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"

Урок биологии "Гигиена зрения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018