Урок биологии на тему "Эволюция человека. Стадии эволюции человека" (11 класс, биология)
Оценка 4.9

Урок биологии на тему "Эволюция человека. Стадии эволюции человека" (11 класс, биология)

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
биология
11 кл
04.02.2017
Урок биологии на тему "Эволюция человека. Стадии эволюции человека" (11 класс, биология)
презентация
Урок биологии Эволюция человека. Стадии эволюции человека. 11 класс.doc

Урок биологии в 11 классе.

Тема: Эволюция человека. Стадии эволюции человека.

 

Цель: Изучить основные сведения о движущих силах антропогенезе на каждой стадии эволюции человека.

 

Задачи:

образовательные: Продолжить формировать представление об общих предках человека и человекообразных обезьян; о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.

развивающие: Учить сравнивать предков человека и объяснять причины сходства и различия, выявлять черты биологической и социальной организации у каждого из них. Продолжать формирование умений самостоятельной работы с литературой, Интернетом, на их основе создавать мини-презентации, выделять главное, формулировать выводы.

воспитательные: воспитание потребности к самообразованию, интереса к теме урока и предмету.

 

Оборудование: Таблицы: «Происхождение человека», модель «Происхождение человека», презентация «Происхождение человека», ПК, интерактивная доска, мультимедийный аппарат.

 

Тип урока: изучение и закрепление нового материала.

 

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

-приветствие учителя и учащихся;
-наличие учащихся в классе;

-готовность учащихся к уроку

- цели и задачи урока

 

II. Изучение нового материала.

 

 Вступительное слово учителя.

Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. Посмотрите еще раз на родословную человека (слайд 4) и ответьте на вопросы:

- От каких обезьян возникла эволюционная ветвь, ведущая к человеку?

- Какие черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков предопределили
развитие признаков вида Человек разумный?

 

Объяснение.

Признаками отделяющим человекообразных обезьян от человека, считается масса

головного мозга, равная 750г и самый надежный критерий «человечности» ископаемого

примата это следы его деятельности в виде орудий труда.

Факторы эволюции (работа со слайдом № 5)

 

1. Объяснение учителя с использованием слайда «Движущие силы эволюции».

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и

остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних

биологических факторов - он сопровождается еще социальными факторами.

- Назовите биологические факторы эволюции?

- Назовите социальные факторы эволюции?

 

Учитель. Какова роль наследственной изменчивости и естественного отбора в начальном периоде становления человека?

Вывод. На ранних этапах преобладали биологические движущие силы. При этом решающее значение имел отбор на лучшую приспособляемость к меняющимся условиям среды, отбор особей с большим объемом головного мозга, способных к изготовлению примитивных орудий труда, позволяющих им добывать пищу и защищаться от врагов.

Посмотрите на родословную человека (слайд №4). Подчеркну, что родословная человека носит гипотетический характер. Напомню также, что если название предковые формы оканчивается на «питек», то речь идет о пока еще обезьяне. Если в конце названия стоит «антроп», то перед нами — человек. Правда, это не означает, что в его биологической организации обязательно отсутствуют признаки обезьяны. Необходимо понимать, что признаки человека в данном случае преобладают. Из названия «питекантроп» следует, что у данного организма наблюдается сочетание признаков обезьяны и человека, причем в приблизительно равной пропорции.

 

2.  Стадии эволюции человека

Используя родословную человека и указанные дополнения, назовите стадии эволюции

человека. Работа со слайдом №4.

Ученик. Древнейшие люди(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

Древние люди (неандертальцы)

Новые люди (кроманьонец, современный человек)

Учитель. Дадим краткую характеристику некоторым из предполагаемых предковых форм человека. (Работа со слайдами 6,7,8,).

 

3. Характеристика древнейших людей. Сообщение учащегося о строении и образе жизни древнейших людей.

 

Работа со слайдом № 9.

Сравните человекообразную обезьяну и древнейшего человека.

Выявите у них признаки сходства и различия.

О чем они свидетельствуют?

Выделите признаки человека у древнейших обезьян.

Какие социальные признаки характерны для этих существ?

 

Работа со слайдом №10.

Сейчас питекантропов, синантропов, гейдельбергского человека относят к виду Homo erectus — «человек прямоходящий»

Что же позволяет их отнести к роду Homo?

Что принципиально нового, по сравнению с австралопитеками мы находим в их строении тела и образе жизни?

 

Предполагаемые ответы. Затем демонстрация слайда №12.

- Первое и самое существенное приобретение древнейших людей - это
способность изготавливать сложные каменные орудия труда

- Второе важнейшее достижение древнейших людей - овладение огнем.

- Усложнение форм охоты (коллективная охота).

- Развитие социальной организации древнейших людей - первобытного
человеческого стада.

 

- Устройство жилищ. Все это свидетельствует об усложнении психики по
сравнению с предшественниками людей. Эти обстоятельства позволяет
считать архантропов первыми людьми.

 

 

  1. Характеристика древних людей. Работа со слайдом №13.

Описание внешнего облика и образа жизни неандертальца. Сравните древних и древнейших людей. Кто из них ближе стоит к человеку? Почему вы так считаете? В подтверждение своих мыслей прочтите вывод слайда № 14.

       

  1. Ископаемые люди современного типа. Сообщение учащегося. Работа со
    слайдами № 15-16.

Почему считают, что кроманьонцы достигли более высокого уровня развития. Работа со слайдом №16.

 

  1. Современный этап эволюции человека. Рассказ. Работа со слайдом №17.

 

 

III. Закрепление.

 

Назовите основные положения урока. Работа со слайдами №18,19.

 

Формулировка выводов урока. Работа со слайдом №20.

 

Закончить урок хочется стихотворением Вадима Шефнера «Первый мост», где
в стихотворной форме представлена эволюция человека и ее движущие силы.

 

ПЕРВЫЙ МОСТ

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя.

Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.

 

На берегу другом — добыча,

Для всей семьи его — еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада...

 

Себе, представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.

 

И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.

 

И вдруг — голодный, низколобый,

Он стал, упорен и высок,

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

 

И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев — гнилье! —

Он стал раскачивать ее.

 

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

 

И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой —

Уже не лапой, а рукой.

 

III.  Задание на дом:

 

- § 15.3 - 15.4. Выводы по теме стр. 581.

-Заполнить таблицу «Предпосылки эволюции человека».

-Индивидуальные задания: подготовить сообщение о происхождении рас, о теории расовой дискриминации, о том, актуальна ли проблема расовой дискриминации в настоящее время, (по источникам печати).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Сивоглазов, В. И., Сухова, Т.С., Козлова, Т. А. Биология. Общие закономерности: Книга для учителя. – М.: Издательский дом «Генжер», 1999.

2. Поддубная, Л. Б. Биология. 9 класс. Нестандартные уроки. - Волгоград. Издательско-торговый дом «Корифей», 2008.

3. Биология 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. -  Волгоград: Учитель, 2006.

4. Биология 11 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Кулев, А.В. Общая биология. 10 класс. Поурочное планирование. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

6. Воронцов, Н.Н., Сухорукова, Л.Н. Эволюция органического мира. Факультативный курс. Учебное пособие для 9-10 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1991.

7. Общая биология.  Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе. Под редакцией В.К. Шумного, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинского. - М.: Просвещение, 2005.

8. Крисаченко, B.C. К вопросу о некоторых критериях совиального в антропогенезе. //Биология в школе. – 1977. - № 2.

9. Обровская, В.З. Возникновение рода Номо и ранние этапы его эволюции. //Биология в школе. - 1981. - № 2.

 


Урок биологии в 11 классе. Тема:

Урок биологии в 11 классе. Тема:

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и остальных видов живой природы

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов, что и остальных видов живой природы

Развитие социальной организации древнейших людей - первобытного человеческого стада

Развитие социальной организации древнейших людей - первобытного человеческого стада

И вдруг — голодный, низколобый,

И вдруг — голодный, низколобый,

Литература. 1. Сивоглазов,

Литература. 1. Сивоглазов,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017