Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Оценка 5

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
12.04.2017
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Публикация является частью публикации:
сценарий урока .doc
Урок по теме: Я чувствую ­ значит, живу. Эпиграф: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств»? Аристотель Цели урока:   Цели:  образовательные: Создать условия, при которых обучающиеся смогут  перечислить виды, свойства анализаторов, назвать их составные части, понять  значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности  полученной информации развивающие: создать условия, способствующие у учеников развитию  логического  мышления, внимания и коммуникативных навыков, навыков самостоятельной  работы, умений анализировать,  обобщать данные ,делать выводы из опытов и  наблюдений.  воспитательные: создать условия, в которых обучающиеся смогут задуматься о  важности каждого анализатора, необходимости бережного отношения к  собственному здоровью,  способствующие воспитанию чувства коллективизма,  взаимопомощи. Оборудование:  Рабочие листы для каждого учащегося, репродукции картин,   презентация, интерактивная доска, ноутбук, образцы ткани, ЦОР «Биология. Человек. 1С», корзина с фруктами. Ход урока:  1. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Валерьевна.  Я очень рада вас видеть. Мне сказали, что вы самые активные, умные  и смелые ученики.  Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их.  Я уверена, что у нас  все  получится.  2. Вхождение в тему. Определение темы и целей. Актуализация знаний (5 минут) А сейчас я хотела бы рассказать вам одну притчу. Боги, создав мир, стали думать: где  понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? НО  люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда­нибудь  спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили:  давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя­то человек не догадается  заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о  Земле, океане, далёких светилах. И сегодня я предлагаю еще на один шаг приблизиться к  разгадке Великой Тайны­Тайны нашего организма. Какую же загадку на пути к раскрытию  Великой Тайны нам предстоит сегодня разгадать? Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками и хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал из моей корзины любой фрукт. ( В  корзине яблоки, апельсины, бананы, кокосы)  Для начала я хотела бы попросить вас описать тот фрукт, который вы держите в руках.  (Учащиеся дают ответы, описывая цвет, форму, запах, особенности поверхности плодов) А с помощью чего вы смогли получить эту информацию? Благодаря чему появились все эти ощущения? Совершенно верно, все ваши ощущения появились благодаря органам чувств, а точнее,  благодаря анализаторам. Так, может быть,  кто­нибудь скажет мне, чему будет посвящено  наше сегодняшнее занятие. (Тема урока скрыта шторкой на интерактивной доске, после  ответов учащихся она открывается учителем). Действительно наш сегодняшний урок будет посвящен анализаторам. А назвать его я решила «Я чувствую – значит, живу». Я думаю, что в конце нашего занятия вы сможете сказать: согласны вы или нет с такой формулировкой. Ребята, а как вы думаете, что именно мы с вами можем узнать о сенсорных системах.  Начало составления кластера на доске: Строение Анализаторы Свойства анализаторов Виды анализаторов Что же мы сейчас сделали? Мы поставили перед собой цель: раскрыть особенности  строения, свойств анализаторов, назвать их виды и понять, верно ли утверждение: «Я  чувствую ­ значит, живу». На первый взгляд,  большой объем информации придется  переосмыслить, но ведь и вас много, и вы вместе, и я рядом  с вами и обязательно помогу  вам.  3.   Распределение   на   группы.  Чтобы   вам   было   легче   достичь   поставленной   цели,   я предлагаю вам разделиться на группы. (Ребята, рассаживаются на 4 группы в зависимости от   того,   какой   фрукт   они   выбрали).   Пока   дети   рассаживаются,   учитель   может   дать шуточные комментарии по поводу особенностей их характера в зависимости от того, какой фрукт они выбрали: апельсинам отдают предпочтение деятельные и неутомимые натуры, которые   не   теряют   времени   попусту.   Часто   занимают   высокие   посты.  Груши  обычно выбирают обаятельные и дружелюбные личности, способные с первых минут  знакомства расположить к себе собеседника, умеющие создавать вокруг себя атмосферу праздника даже в обычный будний день. Яблокам отдают предпочтение честные и смелые люди. Они легко   заводят   новые   знакомства   и   дорожат   дружбой.  Бананы  любят   люди   живущие эмоциями   –   сентиментальные,   добродушные,   заботливые.  Персики  зачастую   выбирают чувственные и ранимые натуры с богатым внутренним миром. 4. Задания для групп: 1 группа    . «Компьютерщики»  Работа с ЦОР «Биология. Человек. 1С: школа». Задание: внимательно рассмотрите схемы строения разных видов  анализаторов и  выделите в них сходные составные части. Составьте  обобщенную схему строения  сенсорной системы. Сделайте предположение о функциях каждого элемента анализатора. Предполагаемый ответ: Периферический  отдел ­ рецепторы Проводниковый  отдел ­ нервные  волокна Центральный отдел  ­ сенсорная зона  коры головного (1. Периферический отдел представлен рецепторами — чувствительными нервными  окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к  определенному виду раздражителя. Рецепторы бывают наружные, расположенные на поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние,  которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды  организма. (2. Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например,  зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.) (3. Центральный отдел анализатора — это определенный участок коры головного  мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и  преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.).  2 группа «Искусствоведы». Работа  с репродукциями картин известных художников:  «Девочка на шаре» Пикассо, «Три богатыря» Васнецов, «Купчиха за чаем» Кустодиев,  «Иосиф и музицирующий ангел» Микеланджело, «Девочка с букетом» Бренда Бёрк,  «Прикосновение» В. Суворов. Задание: рассмотрите предложенные вам репродукции картин известных художников. Как вы думаете, работа  каких  анализаторов  представлена на каждой из них? Какие типы  анализаторов вы можете выделить? Впишите их названия в рабочий лист в столбик.  Прочтите перечень свойств и признаков предмета: 1. Размеры 5. Окраска  2. 3. 4.   Температура 6.  Характер звука   Расстояние   до предмета 7. Особенности поверхности   качества Вкусовые 8. Расположение тела   человека   в пространстве  9. Прочность, хрупкость 10. Форма     11. Запах Установите   соответствие   между   анализатором   и   свойствами   предмета,   которые   они воспринимают. 3 группа.  «Лингвисты». Работа с текстом.  Задание: выделить свойства анализаторов  Прочтите   отрывки   художественных   произведений,   которые   сгруппированы   в   2   блока. Найдите   в   них   упоминание   об   анализаторах.   Что   общего   в   каждом   блоке   данных описаниях.   Как   могут     называться     свойства   анализаторов,   о   которых   упоминается   в отрывках? (1   –   способность   приспосабливаться   к   разной   силе   раздражителя   (адаптация/ Чувствительность сетчатки глаза при переходе от яркого света к темноте в течение 20 минут возрастает почти в 130 тысяч раз.), 2 – не реагирует на раздражитель, если его сила не меняется в течение времени) 4 группа. «Экспериментаторы».  Задание: с помощью опытов определить свойства анализаторов. 1 опыт. Закройте глаза и пальцем нажмите на глазное яблоко со стороны носа. Осторожно, не причиняя боли, усиливайте нажим и вы сможете наблюдать желтоватое кольцо. Чем сильнее вы нажимаете, тем сильнее оно перемещается от периферии к центру. Можно ли спутать изображение с восприятием  реального  предмета?  Испытывались  ли  тактильные раздражения? Может ли рецептор возбуждаться от раздражений, которые не являются для него   специфическими?   (Свойство:   модальность   –   способность   реагировать   только   на специфические раздражители)  2 опыт.  Рассмотрите 2 образца ткани: черный горох на белом фоне и черный горох на сером фоне. Скажите, в каком случае черный цвет воспринимается более ярким? Связана ли   возбудимость   анализаторов   с   контрастностью   раздражителей?   (Контрастный раздражитель повышает возбудимость) 5. Выступление представителя каждой группы с выводами по проделанной работе.  Параллельно идет дополнение кластера на интерактивной доске. Варианты: можно при  помощи инструмента «Ластик» стирать заранее закрашенный  заготовленный текст  (экономия времени) 6.Завершение заполнения кластера.  Эксперимент Для эксперимента приглашаю двух ребят. Завязываю шарфом глаза. Учитель: Ребята, наблюдая за участниками эксперимента, сделайте вывод о  чувствительности анализаторов и их взаимозаменяемости. Показываю исследуемый предмет первому участнику эксперимента – книгу. Учитель: Что я показала? Ученик не знает. Затем листаю книгу. – А теперь что можете сказать об исследуемом предмете? (Учащийся отвечает). – При помощи какого анализатора вы это определили? (Учащийся отвечает). – А теперь возьмите предмет в руки и убедитесь в правильности определения исследуемого предмета. – Сними повязку с глаз. – Какие анализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте? Дети делают вывод. 2­му участнику эксперимента показываю лимон. – Что я показала? Ученик не знает. Далее разрезаю лимон. – А теперь как ты считаешь, что у меня в руках? Как определил? Положим кусочек в рот.  Твои ощущения? – Какие анализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте? Дети делают вывод. Звучит тема судьбы из симфонии Бетховена. Учитель: ребята, кто знает, почему эта музыка Людвига Ван Бетховена пронизана таким трагизмом? Выясняется, что у композитора была врожденная патология височной доли коры головного мозга, и к моменту сочинения данной симфонии он полностью оглох. Свои произведения глухой композитор слушал спиной, используя кожно­мышечное чувство.  Ольга Скороходова в детстве заболела и полностью потеряла слух, зрение и способность говорить. Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие языки и удостоена премии К. Д. Ушинского. На каждой странице этой книги находятся интереснейшие данные о том, как сохранившиеся органы чувств в какой­то мере заменяют слух и зрение. В 1961 году успешно защитила кандидатскую диссертацию. Учитель: Скажите ребята, так существует ли чувствительность анализаторов, их  взаимодействие и взаимозаменяемость? (Суждения учащихся) 7. Дополнение кластера. звуково й вестибулярн ый вкусово й обонятельн ый рецептор Проводящ ие пути Центр коры головного мозга зрительны й Строение Виды анализ Анализаторы Усиление возбудимости под действием контрастного раздражителя Модальность Взаимозамен яемость Привыкание к раздражител ю, если его сила не меняется со Свойства осязательны й Взаимодейст Адаптация вие 8. Итог урока. Ответ на проблемный вопрос урока. Как вы считаете, верна ли фраза «Я  чувствую ­ значит, живу!» Рефлексия. П­ позиция (Я считаю, что…) О­ объяснение (Потому что…) П – пример (Это можно доказать на примере…) С – суждение (Исходя из этого я делаю вывод, что…) 9.Заключительные слова учителя:  И в самом деле,  как это здорово ­ видеть лица родных людей, чувствовать запах цветов или аромат свежеиспеченных пирожков, нежное прикосновение маминых рук, слышать пение  птиц или  легкий шепот прибоя. Как это здорово – просто жить! Не правда ли? Я  благодарю вас за сегодняшнее занятие и хочу оставить вам памятки «Как развивать свои  органы чувств». В ваших рабочих листах есть пословицы и поговорки об органах чувств.  Пожалуйста, подумайте на досуге об их значении.

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)

Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017