Урок по теме: Я чувствую значит, живу.
Эпиграф: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств»? Аристотель
Цели урока:
Цели:
образовательные: Создать условия, при которых обучающиеся смогут
перечислить виды, свойства анализаторов, назвать их составные части, понять
значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности
полученной информации
развивающие: создать условия, способствующие у учеников развитию логического
мышления, внимания и коммуникативных навыков, навыков самостоятельной
работы, умений анализировать, обобщать данные ,делать выводы из опытов и
наблюдений.
воспитательные: создать условия, в которых обучающиеся смогут задуматься о
важности каждого анализатора, необходимости бережного отношения к
собственному здоровью, способствующие воспитанию чувства коллективизма,
взаимопомощи.
Оборудование:
Рабочие листы для каждого учащегося, репродукции картин, презентация, интерактивная
доска, ноутбук, образцы ткани, ЦОР «Биология. Человек. 1С», корзина с фруктами.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Валерьевна.
Я очень рада вас видеть. Мне сказали, что вы самые активные, умные и смелые ученики.
Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их. Я уверена, что у нас все
получится.
2. Вхождение в тему. Определение темы и целей. Актуализация знаний (5 минут)
А сейчас я хотела бы рассказать вам одну притчу. Боги, создав мир, стали думать: где
понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? НО
люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когданибудь
спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили:
давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себято человек не догадается
заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о
Земле, океане, далёких светилах. И сегодня я предлагаю еще на один шаг приблизиться к
разгадке Великой ТайныТайны нашего организма. Какую же загадку на пути к раскрытию
Великой Тайны нам предстоит сегодня разгадать? Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками и хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал из моей корзины любой фрукт. ( В
корзине яблоки, апельсины, бананы, кокосы)
Для начала я хотела бы попросить вас описать тот фрукт, который вы держите в руках.
(Учащиеся дают ответы, описывая цвет, форму, запах, особенности поверхности плодов)
А с помощью чего вы смогли получить эту информацию?
Благодаря чему появились все эти ощущения?
Совершенно верно, все ваши ощущения появились благодаря органам чувств, а точнее,
благодаря анализаторам. Так, может быть, ктонибудь скажет мне, чему будет посвящено
наше сегодняшнее занятие. (Тема урока скрыта шторкой на интерактивной доске, после
ответов учащихся она открывается учителем). Действительно наш сегодняшний урок будет
посвящен анализаторам. А назвать его я решила «Я чувствую – значит, живу». Я думаю, что
в конце нашего занятия вы сможете сказать: согласны вы или нет с такой формулировкой.
Ребята, а как вы думаете, что именно мы с вами можем узнать о сенсорных системах.
Начало составления кластера на доске:
Строение
Анализаторы
Свойства
анализаторов
Виды
анализаторов
Что же мы сейчас сделали? Мы поставили перед собой цель: раскрыть особенности
строения, свойств анализаторов, назвать их виды и понять, верно ли утверждение: «Я
чувствую значит, живу». На первый взгляд, большой объем информации придется
переосмыслить, но ведь и вас много, и вы вместе, и я рядом с вами и обязательно помогу
вам.
3. Распределение на группы. Чтобы вам было легче достичь поставленной цели, я
предлагаю вам разделиться на группы. (Ребята, рассаживаются на 4 группы в зависимости
от того, какой фрукт они выбрали). Пока дети рассаживаются, учитель может дать
шуточные комментарии по поводу особенностей их характера в зависимости от того, какой
фрукт они выбрали: апельсинам отдают предпочтение деятельные и неутомимые натуры,
которые не теряют времени попусту. Часто занимают высокие посты. Груши обычно
выбирают обаятельные и дружелюбные личности, способные с первых минут знакомства
расположить к себе собеседника, умеющие создавать вокруг себя атмосферу праздника
даже в обычный будний день. Яблокам отдают предпочтение честные и смелые люди. Они
легко заводят новые знакомства и дорожат дружбой. Бананы любят люди живущие
эмоциями – сентиментальные, добродушные, заботливые. Персики зачастую выбирают
чувственные и ранимые натуры с богатым внутренним миром.
4. Задания для групп: 1 группа
. «Компьютерщики» Работа с ЦОР «Биология. Человек. 1С: школа».
Задание: внимательно рассмотрите схемы строения разных видов анализаторов и
выделите в них сходные составные части. Составьте обобщенную схему строения
сенсорной системы. Сделайте предположение о функциях каждого элемента анализатора.
Предполагаемый ответ:
Периферический
отдел рецепторы
Проводниковый
отдел нервные
волокна
Центральный отдел
сенсорная зона
коры головного
(1. Периферический отдел представлен рецепторами — чувствительными нервными
окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к
определенному виду раздражителя. Рецепторы бывают наружные, расположенные на
поверхности тела и воспринимающие раздражения из внешней среды, и внутренние,
которые воспринимают раздражения из внутренних органов и внутренней среды
организма.
(2. Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими
нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например,
зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.)
(3. Центральный отдел анализатора — это определенный участок коры головного
мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и
преобразование ее в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.).
2 группа «Искусствоведы». Работа с репродукциями картин известных художников:
«Девочка на шаре» Пикассо, «Три богатыря» Васнецов, «Купчиха за чаем» Кустодиев,
«Иосиф и музицирующий ангел» Микеланджело, «Девочка с букетом» Бренда Бёрк,
«Прикосновение» В. Суворов.
Задание: рассмотрите предложенные вам репродукции картин известных художников. Как
вы думаете, работа каких анализаторов представлена на каждой из них? Какие типы
анализаторов вы можете выделить? Впишите их названия в рабочий лист в столбик.
Прочтите перечень свойств и признаков предмета:
1. Размеры
5. Окраска
2.
3.
4.
Температура
6.
Характер звука
Расстояние до
предмета
7. Особенности
поверхности
качества
Вкусовые
8. Расположение
тела человека в
пространстве
9. Прочность,
хрупкость
10. Форма
11. Запах Установите соответствие между анализатором и свойствами предмета, которые они
воспринимают.
3 группа. «Лингвисты». Работа с текстом.
Задание: выделить свойства анализаторов
Прочтите отрывки художественных произведений, которые сгруппированы в 2 блока.
Найдите в них упоминание об анализаторах. Что общего в каждом блоке данных
описаниях. Как могут называться свойства анализаторов, о которых упоминается в
отрывках?
(1 – способность приспосабливаться к разной силе раздражителя (адаптация/
Чувствительность сетчатки глаза при переходе от яркого света к темноте в течение 20
минут возрастает почти в 130 тысяч раз.), 2 – не реагирует на раздражитель, если его сила
не меняется в течение времени)
4 группа. «Экспериментаторы».
Задание: с помощью опытов определить свойства анализаторов.
1 опыт. Закройте глаза и пальцем нажмите на глазное яблоко со стороны носа. Осторожно,
не причиняя боли, усиливайте нажим и вы сможете наблюдать желтоватое кольцо. Чем
сильнее вы нажимаете, тем сильнее оно перемещается от периферии к центру. Можно ли
спутать изображение с восприятием реального предмета? Испытывались ли тактильные
раздражения? Может ли рецептор возбуждаться от раздражений, которые не являются для
него специфическими? (Свойство: модальность – способность реагировать только на
специфические раздражители)
2 опыт. Рассмотрите 2 образца ткани: черный горох на белом фоне и черный горох на
сером фоне. Скажите, в каком случае черный цвет воспринимается более ярким? Связана
ли возбудимость анализаторов с контрастностью раздражителей? (Контрастный
раздражитель повышает возбудимость)
5. Выступление представителя каждой группы с выводами по проделанной работе.
Параллельно идет дополнение кластера на интерактивной доске. Варианты: можно при
помощи инструмента «Ластик» стирать заранее закрашенный заготовленный текст
(экономия времени)
6.Завершение заполнения кластера.
Эксперимент
Для эксперимента приглашаю двух ребят. Завязываю шарфом глаза. Учитель: Ребята, наблюдая за участниками эксперимента, сделайте вывод о
чувствительности анализаторов и их взаимозаменяемости.
Показываю исследуемый предмет первому участнику эксперимента – книгу.
Учитель: Что я показала?
Ученик не знает. Затем листаю книгу.
– А теперь что можете сказать об исследуемом предмете? (Учащийся отвечает).
– При помощи какого анализатора вы это определили? (Учащийся отвечает).
– А теперь возьмите предмет в руки и убедитесь в правильности определения исследуемого
предмета.
– Сними повязку с глаз.
– Какие анализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод. 2му участнику эксперимента показываю лимон.
– Что я показала?
Ученик не знает. Далее разрезаю лимон.
– А теперь как ты считаешь, что у меня в руках? Как определил? Положим кусочек в рот.
Твои ощущения?
– Какие анализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод.
Звучит тема судьбы из симфонии Бетховена.
Учитель: ребята, кто знает, почему эта музыка Людвига Ван Бетховена пронизана таким
трагизмом? Выясняется, что у композитора была врожденная патология височной доли
коры головного мозга, и к моменту сочинения данной симфонии он полностью оглох. Свои
произведения глухой композитор слушал спиной, используя кожномышечное чувство.
Ольга Скороходова в детстве заболела и полностью потеряла слух, зрение и способность
говорить. Она стала грамотным человеком, писала стихи, создала уникальную книгу «Как я
воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», которая переведена на многие
языки и удостоена премии К. Д. Ушинского. На каждой странице этой книги находятся
интереснейшие данные о том, как сохранившиеся органы чувств в какойто мере заменяют
слух и зрение. В 1961 году успешно защитила кандидатскую диссертацию.
Учитель: Скажите ребята, так существует ли чувствительность анализаторов, их
взаимодействие и взаимозаменяемость? (Суждения учащихся)
7. Дополнение кластера.
звуково
й
вестибулярн
ый
вкусово
й
обонятельн
ый
рецептор
Проводящ
ие
пути
Центр
коры
головного
мозга
зрительны
й
Строение
Виды
анализ
Анализаторы
Усиление
возбудимости
под
действием
контрастного
раздражителя
Модальность
Взаимозамен
яемость
Привыкание
к
раздражител
ю, если его
сила не
меняется со
Свойства
осязательны
й
Взаимодейст
Адаптация
вие 8. Итог урока. Ответ на проблемный вопрос урока. Как вы считаете, верна ли фраза «Я
чувствую значит, живу!»
Рефлексия.
П позиция (Я считаю, что…)
О объяснение (Потому что…)
П – пример (Это можно доказать на примере…)
С – суждение (Исходя из этого я делаю вывод, что…)
9.Заключительные слова учителя:
И в самом деле, как это здорово видеть лица родных людей, чувствовать запах цветов или
аромат свежеиспеченных пирожков, нежное прикосновение маминых рук, слышать пение
птиц или легкий шепот прибоя. Как это здорово – просто жить! Не правда ли? Я
благодарю вас за сегодняшнее занятие и хочу оставить вам памятки «Как развивать свои
органы чувств». В ваших рабочих листах есть пословицы и поговорки об органах чувств.
Пожалуйста, подумайте на досуге об их значении.
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Урок биологии на тему "Я чувствую, значит - живу" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.