Урок биологии по ФГОС в 6 классе.
Харькова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории
МАОУ СОШ № 5 г. Усть Катава Челябинской области.
ТЕМА: Дыхание растений.
Задачи урока:
1. продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о
дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у
растений;
2. ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и
объяснять их результаты;
3. научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять
значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и
межклетников в газообмене у растений.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение
наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по
изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты
опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах
жизнедеятельности растений в учебнике, научно популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности растений, у них формируются ценностносмысловые установки по отношению к
растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их
охраны.
Основные понятия урока: устьица, чечевички.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тет
ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.
Ход урока
1. Оргмомент:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
o Наземные позвоночные животные
дышат…
o Земноводные дышат…
o Как называется такое дыхание?
2. Проверка знаний (фронтальный опрос): СЛАЙД
o Что такое дыхание?
o Как дышат насекомые?
o У кого клеточное дыхание?
o Как называется дыхание при помощи
жабр?
o Кто дышит жабрами?
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эпиграф урока «Я дышу, а значит, я живу!» СЛАЙД
В.С. Высоцкий
О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных)
Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ)
А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь). 4. Актуализация и пробное учебное действие СЛАЙД
Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2ой столбик таблицы)
Третью графу заполнить в конце урока.
Знаю
Дыхание – это свойство всех живых организмов
При дыхании поглощается кислород и выделяется
углекислый газ
Хочу знать
Как дышат растения
Зачем нужен кислород
Узнал
5. Выявление места и причины затруднения СЛАЙД
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак,
опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от
собственного дыхания воздухе.
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения СЛАЙД
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
узнать, что такое дыхание
что нужно для дыхания
что образуется в процессе дыхания
что вызвало гибель мышонка.
7. Решение проблемы
Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, писал он, некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая
в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в
другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771
года Через восемьдевять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой
росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в
сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько
новых".
Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло,
очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
8. Дополнительна информация. СЛАЙД
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество
ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений
очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е.
«очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому
поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в
тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине
сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, раздались голоса.
Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)
Почему у богатой дамы разболелась голова? ( в темноте растения не выделяют кислород) Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть
рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где
стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.
Почему? ( было много углекислого газа)
9. Проблемный вопрос и его решение:
А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» биология 6 класс урок
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 3040 набухших прорастающих семян фасоли,
во вторую корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью –
свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое
место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все
органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется
углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли)
Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат
круглосуточно, при любых условиях)
Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но
кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает
только процесс дыхания.
Физминутка:
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
10. Сранение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД
Заполнение таблицы.
Черты процесса
1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими
веществами?
6. Энергия?
Фотосинтез
В клетках, содержащих
хлоропласты
Углекислый газ
Кислород
Днём
Образуются
Накапливается
Дыхание
Во всех клетках
растения
Кислород
Углекислый газ
Круглосуточно
Окисляются
(распадаются)
Выделяется
11. Постановка вопроса. СЛАЙД
Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59.
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через
которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через
которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс
окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через
устьичную щель.
12 .Охрана растений. СЛАЙД
Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях
протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без
кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к
лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
13. Подведение итога урока. СЛАЙД
Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений?
(заполняем 3ой столбик таблицы)
Знаю
Дыхание – это свойство всех живых
организмов
Хочу знать
Как дышат растения
При дыхании поглощается кислород и
выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Узнал
Растение дышит через
чечевички, устьица и
корневые волоски.
Для окисления органических
веществ, для жизни
Мы узнали:
что процессы дыхания и фотосинтеза противоположны друг другу.
при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.
растение дышит через чечевички и устьица.
14. Домашнее задание СЛАЙД
1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопрос 3 после параграфа.
2. Написать минисочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»
15. Рефлексия. СЛАЙД
Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О)
Используемая литература.
1. Биология 56 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника,
М.: Просвещение, 2012г.
2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 56 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г.
3. Диск « Кирилл и Мефодий» биология 6 класс, урок
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.