Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Оценка 4.6

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
11.02.2017
Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
дыхание растений.doc
Урок биологии по ФГОС в 6 классе. Харькова Галина Михайловна­  учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 5 г. Усть­ Катава     Челябинской области.   ТЕМА:  Дыхание растений. Задачи урока: 1. продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений; 2. ставить   биологические   эксперименты   по  изучению   процессов   жизнедеятельности   организмов   и объяснять их результаты; 3. научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая. Планируемые результаты обучения: Предметные:  учащиеся   знакомятся   с   особенностями   дыхания   у   растений;   учатся   определять значение   дыхания   в   жизни   растений;   овладевают   умением   объяснять   роль   устьиц,   чечевичек   и межклетников в газообмене у растений. Метапредметные:  учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов;   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   информацию   о   процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно­ популярной литературе, биологических  словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её. Личностные:  учащиеся   развивают   познавательные   потребности   на   основе   интереса   к   изучению жизнедеятельности   растений,   у   них   формируются   ценностно­смысловые   установки   по   отношению   к растительному  миру, происходит  осознание необходимости  бережного  отношения к растениям и  их охраны. Основные понятия урока: устьица, чечевички. Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тет­ ради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.                                                   Ход урока 1. Оргмомент: Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. o Наземные позвоночные животные  дышат… o Земноводные дышат… o Как называется такое дыхание? 2. Проверка знаний (фронтальный опрос): СЛАЙД  o Что такое дыхание? o Как дышат насекомые? o У кого клеточное дыхание? o Как называется дыхание при помощи  жабр? o Кто дышит жабрами? 3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эпиграф урока  «Я дышу, а значит, я живу!» СЛАЙД                                             В.С. Высоцкий ­ О дыхании каких организмов мы с вами только что говорили? ( о животных) ­ Какие газы из воздуха участвуют в этом процессе? ( кислород и углекислый газ) ­А дышат ли так другие организмы? ( растения, записаваем тему урока в тетрадь). 4. Актуализация и пробное учебное действие        СЛАЙД          ­ Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы) ­ Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2­ой столбик таблицы) ­ Третью графу заполнить в конце урока. Знаю Дыхание – это свойство всех  живых организмов При дыхании поглощается кислород и выделяется  углекислый газ Хочу знать  Как дышат растения Зачем нужен кислород Узнал 5. Выявление места и причины затруднения СЛАЙД Английский   химик   Джозеф   Пристли   поставил   опыт   с   мышонком:   посадил   под   стеклянный   колпак, опущенный  краями в  воду. Мышонок жил  под колпаком  недолго. Он  задохнулся  в испорченном от собственного дыхания воздухе.  6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения   СЛАЙД У нас возникла проблема:  Почему погиб мышонок в опытах Пристли? ­Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? ­ узнать, что такое дыхание ­ что нужно для дыхания ­ что образуется в процессе дыхания ­ что вызвало гибель мышонка. 7. Решение проблемы ­Я Вам расскажу продолжение истории  опыта Джозефа Пристли.  "Я взял, ­ писал он, ­ некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая  в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в  другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года Через восемь­девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой  росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в  сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько  новых". ­ Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты) ­ Какой можно сделать вывод? Вывод:  растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло,  очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. 8. Дополнительна информация. СЛАЙД Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество  ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.  После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений  очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е.  «очищают» воздух.  Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому  поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в  тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.  Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.  Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине  сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли. – Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….  – Нет, он задыхается…. и умирает, ­ раздались голоса.  ­ Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается) ­ Почему у богатой дамы разболелась голова?    ( в темноте растения не выделяют кислород) Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть  рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где  стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. ­Почему? ( было много углекислого газа) 9. Проблемный вопрос и его решение:  ­А все ли органы растения дышат?   Демонстрация опытов. ДИСК «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» биология 6 класс урок  Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30­40 набухших прорастающих семян фасоли,  во вторую  ­ корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью –  свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое  место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу. ­Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все  органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется  углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли) ­Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат  круглосуточно,  при любых условиях) ­Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но  кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.  Физминутка: Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем 10.  Сранение процессов фотосинтеза и дыхания.       СЛАЙД       Заполнение таблицы.         Черты процесса 1. В каких клетках происходит? 2. Какой газ поглощается? 3. Какой газ выделяется? 4. В какое время суток происходит? 5. Что происходит с органическими  веществами? 6. Энергия? Фотосинтез В клетках, содержащих  хлоропласты Углекислый газ Кислород Днём Образуются Накапливается Дыхание  Во всех клетках  растения  Кислород  Углекислый газ  Круглосуточно   Окисляются  (распадаются)  Выделяется 11. Постановка вопроса. СЛАЙД ­Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Работа с учебником. стр.108 пункт «Дыхание растений» 1 абзац и рис 59. У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через  которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через  которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс  окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель. 12 .Охрана растений. СЛАЙД  ­Итак, мы с вами установили,  что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях  протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без  кислорода  живые существа жить не могут. Ребята,  как  мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к  лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.) Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, Чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их  охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. 13. Подведение итога урока. СЛАЙД ­Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3­ой столбик таблицы) Знаю Дыхание – это свойство всех  живых  организмов Хочу знать  Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и  выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород Узнал  Растение дышит через  чечевички, устьица и  корневые волоски. Для окисления органических  веществ, для жизни Мы узнали: что процессы дыхания и фотосинтеза ­ противоположны друг другу.  при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.  процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет. растение дышит через чечевички и устьица. 14. Домашнее задание СЛАЙД 1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопрос 3 после параграфа. 2. Написать мини­сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению» 15. Рефлексия. СЛАЙД  Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О) Используемая литература. 1. Биология 5­6 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.В. Пасечника,   М.: Просвещение, 2012г. 2. В.В. Пасечник  «Уроки биологии 5­6 класс»методическое пособие, М.: Просвещение, 2012г. 3. Диск « Кирилл и Мефодий» биология 6 класс, урок

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"

Урок биологии по ФГОС в 6 классе"Дыхание растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017