Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)
Оценка 4.7

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
биология
5 кл
27.05.2018
Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)
Публикация является частью публикации:
Разработка урока биологии в 5 классе.docx
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Разработка урока биологии в 5 классе Тема: «Голосеменные растения» Цели  урока:  Показать преимущество размножения семенами перед спорами. Распознавать  представителей голосеменных растений по шишкам и хвое. Исследовать  особенности строения голосеменных растений.  Задачи урока: Образовательные  (формирование познавательных  УУД):  Создать условия для формирования понятия голосеменные растения, семя,  развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и  шишек.  Развивающие  (формирование регулятивных УУД):  ­ планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;  ­ выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;  ­ развивать логическое мышление, интерес к изучению;  ­ умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным  основаниям;  ­ контроль и оценка процесса и результатов действия. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных  УУД):  ­ умение слушать и вступать в диалог;  ­ участвовать в коллективном обсуждении проблем;  ­ воспитывать ответственность и аккуратность;  ­ выработка уверенности в собственных силах;  ­ формирование умения проверять результаты деятельности;  ­ развивать умение дискуссионной и групповой работы.                                                Ход урока 1 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна  Сергеевна. Сегодня мы будем работать вместе, как единая семья, где один за  всех, и все – дополните мое выражение. Правильно. Все за одного. Давайте  поздороваемся хлопками. Я хлопну 1 раз, а вы мне ответите. Для того, чтобы  у всех получилось одновременно хлопнуть, вы должны выждать секунду после моего хлопка, а затем все вместе выполнить хлопок. Молодцы. Мы с вами  работаем в команде и выполняем всё вместе. Актуализация знаний. Титульный слайд ученикам не показываем,  тему и цели урока выводят учащиеся  по ходу урока. Слайд 2. Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку –  биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно,  растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное  солнышко да зеленое зернышко». О чем здесь речь, о каком процессе,  связанном с растениями? (О фотосинтезе) О каком зеленом зернышке  говорится? (О хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на  земле? Молодцы, вы все правильно ответили. Слайд 3. Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (Не  будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).  Слайд 4. Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и  папоротники) Сравните эти три группы растений. Что можно сказать об их  появлении в процессе эволюции и о сложности строения? (появляются  вегетативные органы: стебель, лист, корень) Что общего в размножении мхов  и папоротников? (Образование спор). Молодцы.  Слайд 5.  Давайте повторим тему «Водоросли, Мхи, Папоротники».  Напишем графический диктант. На ваших партах лежат карты урока и  дополнительные задания по теме урока. В своей карте заполняем таблицу 1.  Вы ставите плюс, если ответ верен и минус, если нет. 2 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» 1. Водоросли это низшие растения? 2. Водоросли это только одноклеточные растения. 3. Красные водоросли способны к фотосинтезу. 4. Лишайники это своеобразная группа. 5. Симбиоз характерен для мхов. 6. Мхи, хвощи, плауны и  папоротники это высшие растения. 7. У мхов есть листья, стебель и корень. 8. Мхи, хвощи, плауны и  папоротники размножаются при помощи спор. 9. Потомки современных папоротникообразных это маленькие деревья. 10.При отмирании мхи образуют торф. 11.При отмирании папоротниковидные образовали каменный уголь. Слайд 6.  Проверяем выполнение задания. Вы справились с заданием. Изучение нового материала. Отложите пока ручки в сторону и  послушайте стихотворение. Слайд 7. Когда ты входишь в лес душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины Встречает грудь твоя так радостно и жадно Дыханье влажных трав и аромат сосны. Слайд 8. Мы сегодня с вами – ученые­дендрологи. Дендрология – наука о деревьях. Мы будем знакомиться с растениями, которые занимают большую  часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири.  Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). Общая площадь тайги  занимает 1 млрд 100 млн га, что составляет 28% всех лесных запасов мира. А  какие деревья произрастают в тайге? На этот вопрос мы ответим, разгадав с  вами головоломку и узнаем, какое дерево является лесообразующей породой  тайги. Возьмите в кармане интересные головоломки и разгадайте «Секрет  русских лесов».  3 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Слайд 9. Молодцы. Одно дерево для изучения мы выбрали. Выбираем в  лесу следующее дерево. В своей работе мы сейчас используем графическую  мнемотаблицу. Каждое слово, иногда несколько слов в ней зашифрованы  символом или изображением для лучшего запоминания информации. Такие  таблицы помогают учить трудные правила. У нас спрятались строки из песни.  Давайте отгадывать. Слайд 10. И третья загадка, которая скрывает еще одно дерево.  Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста, только  шапка зелена.  Мы с вами сейчас открыли ящик тремя ключами и назвали 3 растения  одного отдела, которые имеют общие признаки и отличительные черты от  других отделов растений. Решив головоломку, вы найдете одну черту.  Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее –  голосеменные).  Попробуйте сформулировать тему и цели сегодняшнего урока. (Слайд  11, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся). У вас на  столах лежат рабочие листы. Возьмите их и запишите дату и тему урока. А я  запишу ее на доске.  Подойдите ко мне и возьмите картинку из коробки. Соберите картинки.  Найдите оставшиеся части. Молодцы. Вы объединились по 4 человека для  работы.  Работать наши дендрологи будут в группах, для ответов на вопросы и  выполнение заданий используют учебник, презентацию и лэпбук – книгу с  заданиями. В конце урока каждый ученый должен будет оценить свою работу.  Слайд 12. К голосеменным относятся классы саговниковых, гинкговых, хвойных   и   гнетовых,   а   также   ископаемые   семенные   папоротники   и беннеттиты. Давайте познакомимся с представителями Голосеменных класса 4 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Хвойные,   которые   так   распространены   в   нашем   регионе.     Посмотрев видеоролик с представителями голосеменных,  назовите их общие признаки.  (Жизненные   формы   –   деревья,   кустарники,   лианы.   Органы   ­   лист, стебель,   корень.   Лист   –   хвоинка.   Шишка   –   видоизмененный   побег. Размножение с помощью – семян). Запишите признаки в рабочие листы.  Работая в группе найдем ответы на вопросы и обсудим фронтально. ­  Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет) ­ Как  размножаются голосеменные? (Семенами) ­ Есть ли у голосеменных цветки и  плоды? (Нет) ­ Почему этим растениям дано название «Голосеменные»?  (Семена лежат голо на чешуйках шишек) ­ Сколько видов голосеменных  существует? (Более 700) ­ Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных  растений) – У всех ли голосеменных хвоинки? (Нет, не у всех) ­ Почему у  сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели они живые и покрыты хвоей?  (Сосна светолюбива (любит свет), на нижние ветки свет не попадает и они  начинают отмирать. Ель теневынослива) ­ Приведите примеры голосеменных  растений. Какие из них встречаются в нашем регионе, а какие вы только  видели на картинках?  (Ель, сосна, туя, можжевельник в нашей местности,  а  гинкго, секвойя, кипарис больше встречаются в других регионах). ­ Каково  значение голосеменных растений в природе? (Содержат фитонциды, убивают  патогенные микроорганизмы,  являются "лёгкими" планеты за счёт большого  вырабатывания кислорода на земле). ­ Подумайте, чем объясняется широкое  применение древесины голосеменных растений человеком. (Древесина  голосеменных применяется в бумажной промышлености, в декоративных  целях). 5 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Ребята, давайте сравним Отдел Голосеменные и Отдел Папоротники.  Что общего вы можете назвать в строении этих растений? А если сравнивать  размножение двух отделов? Молодцы. Голосеменные относят к высшим  семенным растениям. У них процесс размножения не зависит от наличия воды. Пыльца с мужских шишек ветром переносится на женские шишки. Произошло совершенствование процесса размножения. Слайд 13. Теперь выполним следующее задание – сравним два наиболее  знакомых нам хвойных растения: ель и сосну.  Многие часто неправильно  называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить.  Рассмотрим образцы, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним  таблицу в рабочих листах. Сравнительная характеристика ели и сосны Ель Пирамидальная Густая  1см 1 Удлиненные Теневыносливое Низко Черты сравнения Форма кроны Густота кроны Длина хвоинок (в см) Количество хвоинок в пучке Форма шишек Отношение дерева к свету Где начинаются ветки на  стволе Как называется лес Количество света в лесу Количество влаги в лесу Применение дерева человеком ? Последнюю строку заполните самостоятельно, поискав информацию в  Ельник Мало  Много Сосна Овальная Редкая 5 см 2 Округлые Светолюбивое Высоко Бор Много Мало ? кармане лэпбука. Скажу только, что из ели изготавливают искусственную  кожу.  Рассмотрите карточки из конверта «значение голосеменных» и  ответьте на этот вопрос. А теперь проверим, какие ответы получились о значении сосны и ели. 6 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Слайд 14. Давайте немного отдохнем. Встаньте  вокруг своих столов.  Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна». Во дворе стоит сосна, К небу тянется она.   (подняли все руки вверх) Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (встали на мысочки, потянулись ещё выше)  Ветер сильный налетел,  Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд,  назад, опять вперёд, назад). ) Ветки гнутся взад­ вперед.  Ветер их качает, гнет. (рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)  Мы размялись от души  И за парты вновь спешим. (дети садятся за парты). Ребята, а какое новогоднее дерево было у вас дома на Новый год –  живое или искусственное, ель или сосна? А вообще, что лучше – живое или  искусственное? А для природы что полезнее? Конечно, чтобы сберечь лес,  надо отказаться от живых елок. К тому же искусственные ничуть не хуже, и  даже для придания аромата  продаются специальные средства.   А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся?  (Хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами  7 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» льда). Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин – незамерзающее  вещество. А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам  предстоит поработать в группах.    Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течение 1­2 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть  разнообразными и необычными. Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии вашей команды. Основное правило – во время обсуждения никакой критики! Приступаем. Задача для 1 команды. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой  участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом  бору? Почему? Задача для 2 команды. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в  сосновом лесу. Почему? Прав ли он? Задача для 3 команды. Как­то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу,  спросил лесничего:  Это хвойный лес? Хвойный. А где хвоя? Опала. По чьей вине? 8 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» Природы. Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Задача для 4 команды. Бабушка рассказала внуку, что в старину люди лечились сосновыми шишками  и ветками. Предположите, как могли применять люди эти вегетативные  органы для улучшения своего здоровья? Следующее задание. Достаньте из кармана «разнообразие шишек» набор карточек. Рассмотрите их. У вас часть карточек подписана. Подберите к ним  из неподписанных пары. Молодцы, давайте сыграем с вами с домино. У вас  есть карточки с разнообразными шишками. Работает тот же принцип, что и с  костяшками. Есть шишки с одинаковыми картинками, а есть две разные. Но  подвох состоит в том, что шишки одного растения имеют 2 изображения –  схематическое с учебника и реальный вид. Давайте попробуем разобраться.  Берем по 7 карточек каждый.  Следующее задание  ­ лабиринт «Симбиоз». Деревья не живут в лесу  сами. Их окружают растения и грибы. Найдите соответствие грибов и  деревьев. Молодцы. Слайд 15. ­ С какими чудесами природы вы сегодня впервые  познакомились? Что вам показалось самым интересным? Полезным для  природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека? Мы познакомились с представителями голосеменных растений,  особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием.           Рефлексия  ­ Достигнуты ли нами цели урока? (слайд 16)  ­Как вы  оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не  забудьте сдать листочки с оценкой урока и самооценкой. 9 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018»       Домашнее задание: (слайд 17) п.22. с.119­127 учебника «Биология»,  вопросы к параграфу. На этом наш урок окончен. Спасибо вам за сотрудничество и помощь.  До свидания. 10

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)

Урок биологии по теме "Голосеменные" (5 класс, биология)
Скачать файл