Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
21.01.2018
Когда, как и где появился первый человек, кто был его предком. Как шло развитие человека и как он выглядел на каждом этапе своего развития. Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
Как_человек_появился_на_земле_5_класс.doc
Урок биологии в 5 классе
по теме: «Как человек появился на Земле»
Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Сформировать представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни,
изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
2. Развивающие:
Развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников
необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных
задач; работать в группе; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету через изучение исторического развития человека;
аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.
УУД
Предметные умения: научиться называть этапы происхождения человека, предков
человека, их характерные черты, образ жизни.
Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с
информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; формулировать проблему,
отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с
учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм
действий по организации своего рабочего места установкой на функциональность;
коммуникативные: обмениваться мнениями в парах, слушать друг друга, понимать позицию
партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться
своими впечатлениями.
Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы
методами естественных наук.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Как человек
появился на Земле», ЦОР, дополнительный материал, учебники, тетради.
Методы обучения и формы работы:
частичнопоисковый (эвристический)
парная;групповая
объяснительноиллюстративный,
деятельностный, проблемный.
Этапы урока:
1. Организационный момент – 1мин.
2. Актуализация знаний учащихся– 3 мин.
3. Формулировка темы и целей урока – 5 мин.
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин.
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.
моя
Оценка
учащихся
учителя
№
1.
2.
3.
Этапы урока
Подготовка к уроку
Групповая работа
Диктант
Кроссворд Ход урока
Деятельность участников урока на каждом этапе
Учитель
Учащиеся
1 этап – организационный – 1 мин.
распределение по группам
До начала урока учащиеся садятся парами.
Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем
уроке! Давайте улыбнёмся друг другу! Проверьте всё
ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки) .
Перед вами карточки с этами урока, выставите себе
оценку, как вы приготовились к уроку.
Учащиеся рассаживаются парами.
Готовят к уроку – учебники, тетради,
ручки.
Выставляют оценки.
2 этап – актуализация знаний – 3 мин.
Учитель: Ребята, мы закончили с вами изучать
очередной раздел учебника. Вспомните, как он
назывался?
Живые организмы заполняют все уголки нашей
планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух
населен живыми существами.
Как вы думаете, является ли человек частью живой
природы?
Какие признаки на это указывают?
«Среда обитания живых организмов».
Примерные ответы: Да, т.к. для
человека характерны все признаки
живого: рост, развитие, обмен веществ,
размножение и т.д.
К какому царству живой природы относится
человек?
к царству «Животные»
С какой группой животных человек имеет большее
сходство? Какие признаки на это указывают?
Чем человек отличается от животных?
с позвоночными, млекопитающими
(наличие позвоночника,
молочных
желез…)
Версии детей…(речь,
творчество…)
мышление,
3 этап – формулировка темы и целей урока – 5 мин.
Подведение к теме урока
Учитель: На земном шаре сегодня проживает 7 млрд.
человек. Люди заселяют почти всю территорию
планеты. Неосвоенных земель на ней почти не
осталось. Однако так было не всегда.
Великими учеными — естествоиспытателями были
выдвинуты 2 версии происхождения человека
метафизическая (Создание человека Богом) и
научная (Происхождение человека от обезьяны)
Слайд 1:смотря на изображения на рисунках,
попробуйте сформулировать тему урока.
Щелчок «Как человек появился на Земле»
Как вы думаете, какая из двух версий кажется вам
более правдивой?
Попробуйте сформулировать цель нашего урока
Версии учащихся: … Как человек
появился на Земле.
Происхождение от обезьяны
Учащиеся формулируют цель урока.
Нам нужно узнать, когда, как и где
появился первый человек, кто был его С какими источниками информации мы будем
работать при изучении темы? Учебник, презентация.
предком. Как шло развитие человека и
как он выглядел на каждом этапе своего
развития
4 этап открытие новых знаний и применение – 20 мин.
Учитель: Перед вами задача. В течение 2 мин. решите
ее.
Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра
в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов
утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика
хвоста – 120 метров. В каком часу должен выйти
динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час,
целиком прийти к пещере человека без опозданий?»
Проверка задачи, обсуждение вслух.
Как вы считаете, первобытный человек мог
встретиться с динозавром? (Мы вернемся к этой
задаче в конце урока).
( Задача не имеет решения, т.к.
динозавры вымерли раньше появления
человека на планете).
Вспомните, когда вымерли динозавры?
(если
возникли затруднения, обратиться к учебнику стр
53)
Динозавры вымерли 65 млн. лет назад.
Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами
по изучению нового материала – 18мин.
Сегодня мы узнаем когда и где появились на Земле
первые люди?
Работа с учебником.
Версии учащихся
Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны
являются предками или родственниками человека?
Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из
вас прав. Вместе подумаем над очень важным,
интересным вопросом.
Работать вы будете в группах. Каждой группе дается
задание изучить одного предка человека по
плану и подготовить свое выступление.
Для этого вам нужно:
изучить материалы учебника ответить на
поставленные в задании вопросы и рассказать о своем
представителе.
Задания
Дриопитеки – это…
Образ жизни…
Когда обитали?
1 группа: 2 группа:
Австралопитеки – это…
Образ жизни.
Характерные черты.
Важнейшее достижения?
3 группа:
Человек умелый – это…
Когда появились на Земле?
Характерные черты.
Важнейшее достижение?
4 группа:
Человек прямоходящий
Когда появились на Земле?
Опишите внешнее строение
Важнейшее достижение?
5 группа:
Человек разумный (Неандерталец)
Когда появились на Земле?
Опишите внешнее строение
Важнейшее достижение?
6 группа:
Человек разумный (Кроманьонец)
Когда появились на Земле?
Опишите внешнее строение
Важнейшее достижение?
На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на
защиту ваших выступлений.
откройте,
пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению
задания.
Итак,
Учащиеся отвечают на вопросы на
основании материалов учебника и
дополнительной литературы.
По окончании 5 минут работы
представители каждой группы выходят к
доске и (отвечают по плану).
Сообщение учащегося
минут.
Во время выступления учеников на
экране
с
представителями древних предков
человека.
появляются
в течение 2
слайды
Выступление групп.
Родственниками.
Решение проблемной ситуации
Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так
современные обезьяны являются предками или
родственниками человека?
Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле.
А сейчас оцените свою работу и работу каждого
товарища в вашей группе.
А теперь давайте немного разомнемся, для этого я
попрошу вас встать, задвинуть стульчики и поехали...
Молодцы!!! Спасибо!!!
физминутка
5 этап – первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.
Теперь давайте выполним задание для закрепления
изученного материала.
Перед вами цифровой диктант, вам нужно выписать
цифры с правильными ответами.
А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте задание
друг у друга, оценки выставите в свои карточки.
Выполняют задание.
Взаимоконтроль
Давайте подведем итоги!.
И следующее задание кроссворд, который вы также
будете выполнять в группе. Времени у нас мало,
поэтому каждый участник ищет ответ на вопрос.
Работа в группе.
Оцените данное задание и выставите оценку в
карточку.
Давайте подведем итоги. Выполнили ли мы с вами
задачи, которые были поставлены в начале урока.
Вернемся к нашей задаче. Как вы считаете теперь,
первобытный человек мог встретиться с динозавром?
Домашнее задание:
Обязательно: изучить текст учебника параграф 27.
6 этап – домашнее задание – 2 мин.
Задание для любознательных на выбор:
взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с точки зрения данной науки».
6 этап – Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.
Учитель: Настало время оценить вашу работу.
Продолжите фразу:
Я знал (а)______________________________
Я узнал (а) новое____________________________
Что не получилось (почему)______________________
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную
работу, до свидания!
Учащиеся оценивают свою работу.
Ребята
смайлики и прикрепляют их на доску.
рисуют
соответствующие
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Урок биологии по теме: «Как человек появился на Земле» (5 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.