Урок биологии по теме «Клетка. Строение клетки. Закрепление», 5 класс, УМК "Сферы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок заключительный в теме «Клеточное строение организмов», он предполагает проверку уровня усвоения полученных обучающимися знаний и умение применять их в различных ситуациях. Формы работы: на первом этапе используется индивидуальная форма работы с целью актуализации знаний по теме урока. На втором этапе обучающиеся работают в группах, выполняя задания с элементами исследования. Третий этап предполагает фронтальную форму работы, когда дети подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. Урок задумывался как виртуальное путешествие в мир клетки. Можно утверждать, что данная форма наиболее полно соответствовала поставленной цели урока, всему замыслу.Файл содержит конспект урока.
Иконка файла материала ботаника.docx
Класс: 5            Предмет: биология Тема: «Клетка. Строение клетки. Закрепление». Тип урока: урок обобщения изученного материала. Вид урока: урок – исследование.         Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Строение клетки». Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, компьютерная  презентация. Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ориентиров очно –  мотивацион ный этап Верно,   речь   в   этой   загадке   идёт   о клетке. Что такое клетка? Что мы уже знаем о клетке? Это клетка. Клетка – это мельчайшая  единица живого, из клеток  состоят все живые  существа.   ­ типы клеток: ядерные и доядерные; ­   строение   клетки:   её главные органоиды; ­ деление клеток; ­   сходство   и   отличие клеток   разных организмов; ­   одноклеточные   иТо   есть   мы   уже   достаточно   много узнали   о   клетке.   Чем   же   мы займёмся   сегодня?  Какова   будет тема сегодняшнего урока? Верно.  И   сегодня   я   предлагаю   вам совершить   необычное   виртуальное многоклеточные организмы. Тема: закрепление  изученного материала по  теме «Клетка». путешествие   внутрь   клетки, самому центру ядра. Чтобы совершить     к   такое ответственное мероприятие, необходимо   к   нему   подготовиться.   Для этого проведём разминку. «Разминка» (блиц – опрос): 1. У клеток растений есть ядро? 2. Как называются зеленые  пластиды? 3. С помощью какого прибора можно рассмотреть строение клетки? 4. Как называется способ  размножения клетки делением  надвое? 5.Бесцветное вязкое вещество  клетки. 6.Какой органоид охраняет клетку и придает ей форму? 7. Самый важный органоид клетки.Операцион­ но –  исполни­ тельский  этап   ( ядро) 8. Лупа – это самый сильный  увеличительный прибор? 8. Кладовая клетки (вакуоль)  9. Органоиды передвижения  инфузории – туфельки (реснички)  10. Хромосомы отвечают за процесс  (хранения и передачи  наследственной информации)  Подготовка к путешествию прошла  отлично. Все готовы, можно  отправляться. Но вот незадача: на  нашем пути препятствие:                      В клетке всех объединяю, Саму клетку охраняю, Защищаю, берегу, Строго за врагом слежу, Влагу сберегаю, Жизнь всем сохраняю. О чём речь? Как же через неё пройти, чтобы  попасть внутрь? Какие свойства мембраны  (оболочки) клетки помогут нам  Это мембрана клетки. проникнуть внутрь неё? Это свойство  полупроницаемости: в  мембране есть поры, черезкоторые внутрь клетки  проникают питательные  вещества и кислород, а  наружу выводятся  Итак, представьте, что мы уже  продукты переработки и  внутри. Как вы думаете, на каком  транспортном средстве нам было бы  проще передвигаться по  содержимому  клетки? Почему? Я хочу предложить вашему  вниманию видеоролик, он без звука.  Определите, пожалуйста, о каком  свойстве цитоплазме идёт речь.  Какую роль оно играет в жизни  клетки? Видеоролик                                         углекислый газ. На корабле или подводной лодке, потому что  внутреннее содержимое  клетки – это  цитоплазма, она имеет  полужидкую  консистенцию. Вывод: цитоплазма –  полужидкое содержимое  клетки, находящееся в  Итак, представьте, что мы плывём  постоянном движении, от  на красивом паруснике по морю  цитоплазмы, а по пути нам  встречаются различные острова. Что это? Верно, это органоиды клетки. Какие  которого зависит жизнь  клетки.Митохондрии, пластиды,  вакуоли, аппарат Гольджи,  рибосомы, лизосомы и др.  Нет. Есть отличия. Вывод: клетки живых  организмов схожи между  собой, но в то же время в  их строении есть  некоторые отличия. органоиды вы можете назвать? Органоиды, которые вы перечислили,  встречаются во всех живых клетках?  Практическое задание: я предлагаю  вам провести мини – исследование в  группах и определить, какие клетки  представлены на рисунках, изучив их  органоиды.                                                 Самостоятельная работа в группах  – 3 минуты. Представление результатов. Поработали – устали? Можно и  отдохнуть. Физкультминутка:  Трава маленькая­маленькая. (Делают приседания.) Деревья высокие­высокие. (Поднимают руки вверх.) Ветер деревья качает­качает. (Вращаются.) То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.) То вверх, то назад. (Потягиваютсявверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят­улетают. (Машут руками­«крыльями».) Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.) А теперь продолжим наш путь. А что  это у нас впереди?                              7  слайд  Сердце клетки ­ это я! Уж поверьте мне, друзья Координирую и согласую, Чётко всё организую, Хромосомы сохраняю, За наследство отвечаю. Рефлексив­ но –  оценочный  этап О чём идёт речь? Что вы можете рассказать об этом  органоиде? Но ведь чтобы дать потомство,  многоклеточному организму  необходимо сначала вырасти.  За счёт чего происходит рост живых  организмов? В ядре нас поджидает ещё одно  Это ядро клетки. Это главный органоид  клетки, имеет оболочку,  внутри – ядрышко, а в  нём хромосомы, которые  содержат  наследственнуюинформацию. За счёт деления клетки. задание. Чтобы его узнать, отгадайте,  пожалуйста, ребус.                                   Мини ­ исследование На ваших столах лежат картинки,  изображающие 4 фазы митоза.  Предлагаю заняться аппликацией:  наклейте картинки в нужном порядке и вспомните процессы, происходящие в  каждой фазе.    Самостоятельная работа – 5  минут. Представление результатов. Вывод: клетка  размножается путём  деления надвое. Митоз  состоит из 4 фаз:  профаза, метафаза,  анафаза, телофаза. В  результате деления  получаются 2 клетки,  Ну вот мы и достигли конечной точки нашего пути. Сумели ли мы достичь  поставленной нами цели урока? Осталось   вернуться   обратно   из нашего   путешествия   и   подвести похожие на  материнскую. итоги. Чтобы вернуться, достаточно всем  вместе прочитать стихотворение –  заклинание:                                              Да, мы повторили всё, что  изучили о строении клеткиКлетка ­ жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоит Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! Наконец мы вернулись из виртуального путешествия, давайте подведём итоги. Мы целый урок развивали клетки  мозга. А в результате… Был ли наш урок чем­то полезен для  вас? Если да – то чем? Что нового вы узнали на уроке? Было ли вам сегодня интересно?  Трудно? Кого вы хотели бы сегодня похвалитьза работу? Как вы думаете, на моей картинке  какая клетка изображена? Верно,  растительная. А что придаёт растительной клетке  цвет? Пластиды. Я предлагаю тоже окрасить нашу  клетку в какой – либо цвет. Для этого я приготовила пластиды  зелёные (хлоропласты), жёлтые  (хромопласты) и белые (лейкопласты).  Прошу вас по группам подойти и  наклеить один из пластид: Зелёный ­ понятно, интересно,  доступно Жёлтый – в целом, всё интересно, но  есть непонятные моменты  Белый ­ урок прошёл зря.Тема: «Клетка. Строение клетки. Закрепление» Лист заданий Вывод: клетки живых организмов____________________ между собой, но в то же время в их строении есть некоторые__________________________.      Отметка:Вывод: клетка размножается путём __________________. Этот процесс состоит из 4 фаз:________________, ___________________, __________________,________________. В результате деления получаются 2 дочерние  клетки, похожие на____________________________.                                                                                                                                                                             Отметка:

Посмотрите также