Урок биологии "Покрытосеменные (Цветковые) растения" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок биологии в 5 классе по теме: Покрытосеменные (Цветковые) растения Вид урока: Урок изучения нового материала, вводный в тему Целевые установки: Планируемые цели для учителя: Образовательная: Называть и сравнивать представителей разных отделов растений, в том числе и покрытосеменных. Сформировать у учеников определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию; Развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; развивать мышление- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать познавательный интерес, развивать сенсорные и моторные навыки; Воспитательная: воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему; знание должно стать средством развития ;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе.конспект
Иконка файла материала биология.docx
Урок биологии в 5 классе по теме: Покрытосеменные (Цветковые) растения Вид урока: Урок изучения нового материала, вводный в тему Целевые установки: Планируемые цели для учителя: Образовательная:  Называть   и  сравнивать   представителей   разных  отделов   растений,   в  том  числе   и покрытосеменных.   Сформировать   у   учеников   определенные   способности   (рефлексия,   анализ, планирование) по самосовершенствованию; Развивающая:  развивать   информационную   и   коммуникативную   компетенции   учащихся,   развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; развивать мышление­ умение анализировать, сравнивать, обобщать,   классифицировать,   развивать   познавательный   интерес,   развивать   сенсорные   и   моторные навыки; Воспитательная:  воспитать   учебную   самостоятельность,   добиться   превращения   ученика   в   субъект процесса   учения,   заинтересованного   в   самоизменении   и   способного   к   нему;   знание   должно   стать средством развития ;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе. Технологическая карта урока  Учащиеся   осваивают   основы   исследовательской   деятельности, Предмет: биология Класс, тема урока: 5(ФГОС ООО) Покрытосеменные (Цветковые) растения Тип урока: урок изучения нового учебного материала, вводный в тему Образовательные:  Называть и сравнивать представителей разных отделов растений, в том числе и покрытосеменных.   Выявить   черты   более   высокой   организации   покрытосеменных   растений,   чем голосеменных (цветок, плод). Различать органы цветковых растений (вегетативные и генеративные) Развивающие: Уметь устанавливать причинно­следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.   Развивать   учебные   навыки   по   поиску   и   систематизации   информации,   уметь   перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально­ценностное отношение к растениям. Планируемые результаты обучения ­  Предметные: Учащиеся закрепляют знания общей характеристики царства Растения, учатся выделять существенные признаки растений: фотосинтез, автотрофы,неограниченный рост, особенности строения клетки, выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных растений ,чем у голосеменных. Метапредметные:   учатся классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Растения; учатся работать   с   разными   источниками   информации,   находить   информацию   о   растениях   в   учебнике, справочниках, Интернете и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы, создавать и защищать проект. Личностные:  Учащиеся   развивают   познавательные   потребности   на   основе   интереса   к   изучению растений, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, понимание   основных   факторов,   определяющих   взаимоотношения   человека   и   природы,   учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно­этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): определять цели и задачи урока,   целеполагание,   планирование,   прогнозирование,   контроль,   коррекция,   оценка,   волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, (работа с таблицей), смысловое чтение   (находить   отличия),   умение   осознанно   строить   речевое   высказывание,   логические   действия (сравнивать и выделять признаки). Коммуникативные   УУД:  учебное   сотрудничество   с   учителем   и   учениками,   постановка   вопросов, оценка и коррекция действий партнера. Основные понятия:  Царство Растения, автотрофы, неограниченный рост, фотосинтез, плод, цветок, ботаника, вегетативные, генеративные органы © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииМежпредметные связи: компьютерная графика и введение в дизайн (ИЗО), Окружающий мир Ресурсы:  УМК: Биология 5. Н.И Сонин, презентация учителя Формы урока: фронтальная работа, работа в парах, индивидуально Методы:  проблемного   обучения,   частично   ­   поисковый,   словесный,   наглядный,   объяснительно­ иллюстративный, презентация Ход урока: 1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. Учащиеся проверяют на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей, настраиваются на работу 2.   Актуализация   (мобилизация)   знаний,   УУД   в   начале   урока   и   в   процессе   его   по   мере необходимости, проверка настроения 1) Фронтальная беседа по вопросам: А) Что такое «Царство» как понятие в биологии? Б) Какие Царства живой природы мы уже изучили? В) По таблице назовите отделы растений и их представителей 2) Вычеркните лишнее слово в нижеприведенном перечне слов: А) Ель, сосна, пихта, спирогира, кедр. Б) Хламидомонада, улотрикс, сфагнум. В) Кукушкин лен, лиственница, сфагнум. К какому отделу растений относятся «лишние слова» Вспоминают, проговаривают определение. Называют царства Бактерий, Грибов, Растений. Называют Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные. Выполняют задание, объясняя свой выбор Личностные УУД ­ смыслообразование Познавательные УДД ­ целеполагание Использование знаково­символических средств Коммуникативные УУД ­ способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Развивающие УУД: Развитие внимания, памяти, креативности 2. Проверка выполнения домашнего задания 2.1) Проверка Д/З  – 2.2) Индивидуальные задания по карточкам 2.3) Проверка знаний по терминологии 2.4) Фронтальная проверка знаний (красная – зеленая карточка) Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Игра «ДА­НЕТ» (красные­зеленые карточки) На Да ­ зеленая На НЕТ ­ красная 1) Растения – организмы ­ гетеротрофы 2) Тело бактерий образовано гифами 3) Растения способны к активному передвижению 5) Бактерии могут быть разных форм: диплококки, бациллы, спириллы. 6) Водоросли имеют органы и ткани 7) Наука, и изучающая грибы называется ботаникой 8) Наука, изучающая растения называется зоология 9) Мхи ­ высшие растения 10) Покрытосеменные растения еще называются цветковыми 11) Голосеменные – имеют цветы 12)Голосеменные растения размножаются спорами Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Рассмотрим   картину   Рембрандта   Ван­Рейна   «Флора»(1634г.)   Что   вы   видите   на   картине?   Как   вы думаете, какое отношение она имеет к уроку? Правильно. На картине изображена древнеримская богиня цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительница земледелия и растительности в целом. Зовут ее Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой. (слайд №1) © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Видели ли вы цветы у других отделов растений? (слайд №2,3)  Какую цель поставим перед собой?  Зачем нам эти знания? Примерные ответы учащихся: На картине художник изобразил «богиню с цветами». Высказывают  предположения Учащиеся   вспоминают   и   рассматривают   внимательно   рисунки:   водорослей,   мхов,   папоротников, голосеменных растений, делают вывод: цветов они не имеют Изучить отдел Цветковые растения и сравнить их с растениями других отделов Коммуникативные УУД ­ Построение речевого высказывания, высказывают предположения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений Познавательные УДД ­ Использование знаково­символических средств: умение переводить информацию из неверных утверждений в правильные, подведение под понятие, аналогия, обобщение, установление причинно­следственных связей Эмоциональный настрой на тему Общеучебные УУД: Выделение необходимой информации Логические УУД: Синтез как составление целого из частей 3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Рассказ учителя 1. Отличительные особенности цветковых растений. (слайд №4). Прошло более 200 млн. лет после выхода растений из водной среды на сушу, прежде чем появились покрытосеменные. Появление   цветка   и   плода   позволило   растениям   распространиться   в   различных   климатических условиях. Плод защищает семена от неблагоприятных условий. (слайд №5) Рассмотрите   на   рисунках,   на   комнатных   растениях,   на   гербарных   экспонатах   растения   из   отдела Покрытосеменные и отметьте наличие каких органов характерно для них. Одинаковы ли их листья, стебли, корни, цветы? (слайд №6) Подвести учащихся к выводу: Значит органы у этих растений разнообразны по строению, и выполняемым функциям. Почему? Как вы думаете? Для   того   чтобы   выжить   приспособительные   признаки   покрытосеменных   вырабатывались   многие тысячелетия под влиянием различных условий среды. Примерный ответ: 1. Для покрытосеменных растений характерно наличие следующих органов: корень, побег, цветок, плод  с семенами. 2.Листья их разные. Бегония имеет крупные листовые пластинки, а у кактуса листья видоизменились в колючки. 3.Стебли у растений тоже разные: у вьюнка полевого стебли вьющиеся и тонкие, а у кактуса стебель толстый и прямостоячий 4. Корни у растений тоже разные: у пшеницы корни все одинаковые, а у одуванчика ­ один корень главный Учащиеся высказываются, что у предложенных растений разные корни, стебли листья и цветы. Так как растения живут в разных условиях и так они выживали Познавательные УДД ­ Анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, определение основной и второстепенной информации Коммуникативные   УУД  ­  аргументация   своего  мнения,   учет  различных   мнений,  координирование  в сотрудничестве различных позиций Логические УДД ­ анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД ­ с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Покрытосеменные широко распространились по всему земному шару, их намного больше, чем других растений Вопрос к классу:  1. Как вы думаете, почему покрытосеменные ­ самая многочисленная, господствующая группа растений на Земле 2.А цветок, плод играет ли роль в распространении покрытосеменных 3.Почему эти растения называют покрытосеменные. Чтобы ответить на поставленные вопросы нам поможет компьютерная презентация Слайд №7 © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииСообщение учителя о том, что такие органы, как стебель, листья, корни относятся к вегетативным, а цветок и плод к генеративным Ребята, перед вами на таблице все отделы растений, сравните их, в чем их сходство и в чем различие. Подвести к выводу учащихся и применить знания о движущих силах эволюции. Физкультминутка Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались, Завтракали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь Учащиеся предполагают, что эти растения могут расти и в увлажненной и в засушливой среде, в теплых и холодных странах, благодаря разным листьям, корням, стебля После презентации учащиеся делают вывод: О многообразии растений, о признаках, которые присущи только покрытосеменным: Проводящая система обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении. Только  покрытосеменные имеют цветок,  из которого образуется  плод с семенами.  Плод покрывает семена, защищая их от неблагоприятных условий, поэтому растения и назвали покрытосеменными Учащиеся отмечают сходство признаков, которые присущи только растениям и различие в усложнении строении растений от водорослей до покрытосеменных: появление листьев, стеблей, корней, цветка, плода Познавательные УДД ­ анализ, синтез, сравнение, обобщение, устанавливают причинно­следственные связи, структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД ­ выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Логические  УУД ­ знаково­символические  действия: умение  переводить  информацию из рисунков  в текст Познавательные   и   Общеучебные   УУД:   Определение   основной   и   второстепенной   информации: применение методов информационного поиска Регулятивные УДД – контроль, коррекция, кстная оценка учителя 5. Первичное восприятие нового материала 1.Рассмотрите в учебнике рисунки и слайд №8 и отметьте, чем отличаются деревья, кустарники и травы  между собой? Подвести учащихся к выводу, что это разные жизненные формы растений. 1.Заполнить схему «Жизненные формы покрытосеменных растений». Формы растений 2.Подвести учащихся к выводу о причинах господствующего положения покрытосеменных растений.  (слайд №9) Учащиеся без труда отмечают, что деревья имеют один деревянистый ствол, кустарники ­ несколько, а  травы имеют несколько травянистых стеблей. Заполняют схему Жизненные формы растений 1.Деревья 2.Кустарники 3.Травы Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииПостроение логической цепи рассуждений, доказательств Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Проверка усвоения нового материала (Слайд №10) 1.Задание «Перепутаница» Ученику необходимо выделить Признаки Царства Растений и отличия, покрытосеменных от других  отделов растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием: Неограниченный рост Автотрофы Клеточная стенка из целлюлозы Ограниченный рост Гетеротрофы Органы: корень, побег, цветок, плод Жизненные формы: деревья, кустарники и травы Системы органов Хлоропласты Имеет цветок Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Использование знаково­символических средств Подведение под понятие Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД ­ контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения 7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД 1.Работа в группе, фронтальная беседа, самопроверка 2.Назовите все изученные отделы Царства растений по мере их усложнения, опираясь на иллюстрации  растений См. презентация 1 группа ­ дает характеристику Отделу Водоросли. Слайд № 11 2 группа ­ характеризует Отдел Мхи Слайд №12 Отдел Папоротники Слайд №13 3 группа­Отдел Голосеменные 4 группа­Отдел Покрытосеменные Слайд №14 3. Назовите по одному представителю из каждого отдела 4. Почему яблоню относят к покрытосеменным (цветковым) Называют все изученные отделы Царства растений: Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные,  покрытосеменные Дают краткую характеристику каждому отделу Предположительные ответы: Ламинария, кукушкин лен, папоротник­щитовник, ель, яблоня У яблони весной есть цветы, затем вместо них образуются плоды, семена лежат внутри плодов, они покрыты мякотью плода, поэтому их называют покрытосеменные Познавательные УДД ­ анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД ­ аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в  сотрудничестве различных позиций Личностные УДД ­ осознание ответственности за общее дело 8. Домашнее задание. Домашнее задание (комментирование учителем) Параграф 17. творческое задание Приготовить проект « Наиболее интересное растение» 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииПодведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников Продолжите любое высказывание: ­ Я узнал (а)... ­ Меня удивило... ­ Работая в группе, я ... ­ Мне трудно представить, что... Познавательные УДД ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД ­ аргументация своего мнения, учет различных мнений, координирование в  сотрудничестве различных позиций Личностные УДД ­ осознание ответственности за общее дело © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииСлайд №2 Игра «ДА­НЕТ» (красные­зеленые карточки) На Да ­ зеленая На НЕТ ­ красная 1) Растения – организмы­ гетеротрофы 2) Тело бактерий образовано гифами 3) Растения способны к активному передвижению © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации5) Бактерии могут быть разных форм: диплококки, бациллы, спириллы. 6) Водоросли имеют органы и ткани 7) Наука, и изучающая грибы называется ботаникой 8) Наука, изучающая растения называется зоология 9) Мхи ­ высшие растения 10) Покрытосеменные еще называются цветковыми 11) Голосеменные – имеют цвет 12)Голосеменные размножаются спорами Слайд №3 © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииСлайд №10 Задание «Перепутаница» Ученику необходимо выделить Признаки Царства Растений и отличия, покрытосеменных от других  отделов растений. Давайте поможем ему справиться с этим заданием: Неограниченный рост Автотрофы Клеточная стенка из целлюлозы Ограниченный рост Гетеротрофы Органы: корень, побег, цветок, плод Жизненные формы: деревья, кустарники и травы Системы органов Хлоропласты Имеет цветок © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации