Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)
Оценка 4.6

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
23.01.2018
Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)
Урок биологии в 10 классе "Понятие индивидуального развития организмов" позволяет углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов полученные в 9 классе. В ходе урока рассматриваются этапы онтогенеза, а также показывается роль факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрывается зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.Урок биологии в 10 классе "Понятие индивидуального развития организмов" позволяет углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов полученные в 9 классе. В ходе урока рассматриваются этапы онтогенеза, а также показывается роль факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрывается зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.
Урок № 38 Понятие индивидуального развития организмов..docx
Поурочное планирование урока биологии Дата:  ________  Класс:  ___10___          Урок №: ___38___ Тема: Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация  клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Цели и задачи урока: образовательная: углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;  охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального периода и его стадий; показать роль  внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза; раскрыть зависимость онтогенеза от  условий окружающей среды.  развивающая: формировать ключевые компетенции ученика, развивать специальные и общеучебные  умения и навыки, использовать их в новых ситуациях. Учащиеся должны уметь аргументировать свои  выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно прорабатывать  учебный материал, сравнивать биологические процессы, продолжить формирование навыков работы с  книгой, с дополнительной научной литературой; воспитывающая: содействовать формированию потребности ведения здорового образа жизни,  формирование половой грамотности, ценности здоровья, показать значимость для каждого человека  данных знаний, поскольку касаются здоровья его самого и его потомков. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов  деятельности. Метод проведения: словесные (рассказ, беседа, диалог, проблемные ситуации, высказывания  философов, чтение стихов), наглядные (демонстрация, показ), практические (работа с книгой, доп.  литературой, иллюстрациями, выполнение заданий в группах). Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал для 4 групп учащихся (инструкционные  карты), таблицы « Индивидуальное развитие хордовых». Ход урока 1.  Организационный момент     а) готовность      б) психологический настрой  ­ Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Хорошего вам настроения и успехов! Учитель: сегодня урок хочется начать со слов Ч.Дарвина: «Думаю, что все сколько­нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования» Ч.Дарвин Следуя высказыванию Ч. Дарвина, сегодня вы будете самообразовываться в силу своих возможностей.  На сегодняшнем уроке мы с вами должны ликвидировать пробелы в знаниях, облегчить и  систематизировать учебный материал, который был изучен ещё в 9 классе. 2. Актуализация знаний Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Размножение и развитие организмов» Вспомните: ­ Что называется  размножением? (Способность организма  воспроизводить себе подобных). ­ Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое). ­В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает  участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию  материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят  гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ). ­ Что такое гамета? (Половая клетка ). ­ Какие Вы знаете гаметы? (Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии). ­ Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет) ­ Что образуется в результате  оплодотворения? (Зигота). ­ Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского). ­Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с  зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). ­ Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы ­ цыплёнок, из икринки рыбы ­ малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства  животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм? (Благодаря делению  и росту клеток).      Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и  дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка  клеток – это основа онтогенеза. 3. Изучение нового материала     Сообщение темы и цели урока.                       Тема: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)                     Слайд  1     Эпиграф к уроку “Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви,  тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как  позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!      Изучением вопросов, связанных с развитием эмбрионов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon –  зародыш).                                                                                                                                           Слайд 2    Краткие исторические сведения науки эмбриологии (данная информация подготовлена уч­ся) Слайд  3 Онтогенез ­ индивидуальное развитие организма.                                                                        Слайд 4 Он подразделяется на два основных этапа: 1. Эмбриогенез 2. Постэмбриогенез  (уч­ся дают определения данным понятиям)                                                Слайд 5 Основные этапы эмбриогенеза: дробление, бластула, гаструла, нейрула, органогенез.             Слайд 6   Какие изменения происходят с эмбрионом на каждом этапе? Организация работы в 4 группах (инструкционные карты) 1.Стадия дробления; бластула (слайд 7­8) 2. Стадия гаструлы; нейрулы (слайд 9­10) 3. Стадия органогенеза (слайд 11­14) Зародышевый лист эктодерма  энтодерма  мезодерма  Органы Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, железы (сальные, потовые,  молочные), эмаль зубов, волосы, ногти, рога, копыта  Органы пищеварения (желудок, кишечник, пищевод и т.д.), все железы кроме  кожных (печень, поджелудочная, щитовидная, часть гипофиза, надпочечники),  дыхательная система (легкие, трахея, бронхи и т.д.)  Опорно­двигательная система (мышцы, кости, связки, сухожилия, хрящи),  кровеносная система (сердце, сосуды, кровь), мочеполовая система (почки,  мочеточники, мочевой пузырь и половые органы)  Постэмбриогенез:                                                                                                                            Слайд 15 1. Прямое развитие: (уч­ся самостоятельно дают ответ по данным типам развития)  Происходит без превращений   Родившийся организм имеет сходство со взрослой особью, отличается величиной, пропорциями  тела и недоразвитием некоторых органов (рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающиеся) 2. Непрямое развитие (с превращением):  Неполное развитие: у личинок и взрослых особей, как правило, одинаковый образ жизни и есть  внешнее сходство (стрекозы, богомол, кузнечик, медведка и т.д.)  Полное развитие: личинки и взрослые особи, как правило, резко отличаются друг от друга внешне, образом жизни, характером питания (земноводные, насекомые – жуки, бабочки, муха, комар,  пчела и т.д.) Постэмбриональное развитие в основном сводится к:                                                                 Слайд 16  Росту;   Половому созреванию;  Репродукции;   Старости;  Смерти.                                                       Тебе легко не дать ему родиться,                                        Слайд 17 Тебя не станут за руки держать – Ведь он не сможет даже защититься, Не сможет вскрикнуть, встать и убежать Какие факторы влияют на развитие зародыша?                                                                           Слайд 18 4. Группа: Влияние на зародыш факторов среды                           4. Закрепление Отрывок стих. Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине»                                                        Слайд 19 О детях, находящихся Еще в утробе матери:  Как следует, о том веду я речь.  Дитя в утробе матери беречь. Ничто зловредное его пусть не коснется,  Пусть мать питается не как придется,  А ест еду и влагу с пользой пьет,  Так, чтоб нормально развивался плод.  Пускай отбросов в пище будет мало,  Чтоб кровь она при этом очищала. Как вы понимаете строки этого стихотворения, написанного  более тысячи лет назад? 5. Рефлексия Д\З: § 37­38

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)

Урок биологии "Понятие индивидуального развития организмов" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018