2
1 вариант | 2 вариант | ||
На «3» | 1.Вместо точек проставьте нужные слова: | ||
А)В состав белков входят элементы:…; | А) Мономерами белков являются… ; | ||
Б) Всего в белках имеется … видов аминокислот | Б) Основная связь между мономерами белка -… | ||
В) Вторичная структура белка в виде … | В) Первичная структура белка в виде …; | ||
Г) Четвертичная структура белка в виде…; | Г) Третичная структура белка в виде…; | ||
Д) Восстановление природной структуры белка называется…; | Д) Разрушение природной структуры белка называется… |
На выполнение задания - 3 минуты
На «4» | 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков | |
А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию. | А) Ферменты выполняют… | |
Б) Белки-гормоны выполняют … функцию | Б) Антитела выполняют … функцию. | |
В) Гемоглобин выполняет …функцию. | В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют … функцию. | |
Г) Сократительные белки выполняют …функцию | Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют… функцию. |
На выполнение задания – 5 минут
4
На «5» | 3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор) | |
А) Чем можно объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты? | А) Почему для человека опасно повышение температуры тела свыше 410 ? | |
Б) Какую структуру могут иметь белки в составе мышц и почему? | Б) Какую структуру могут иметь белки в составе сухожилий и почему? | |
В) Чем сходны и чем отличаются простые белки от сложных? | В) Какой структурой определяются все особенности строения белка и почему? |
На выполнение задания – 2 минуты
5
ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ:
1 вариант | 2 вариант | |
1.Вместо точек проставьте нужные слова: | ||
А)В состав белков входят элементы N,С,О,Н | А) Мономерами белков являются аминокислоты | |
Б) Всего в белках имеется 20 видов аминокислот | Б) Основная связь между мономерами белка -пептидная | |
В) Вторичная структура белка в виде спирали | В) Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот | |
Г) Четвертичная структура белка в виде нескольких связанных глобул | Г) Третичная структура белка в виде глобулы | |
Д) Восстановление природной структуры белка называется ренатурация | Д) Разрушение природной структуры белка называется денатурация |
2. Какую функцию белков отражают примеры? | |
А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию. | А) Ферменты выполняют каталитическую функцию |
Б) Белки-гормоны выполняют регуляторную функцию | Б) Антитела выполняют защитную функцию. |
В) Гемоглобин эритроцитов выполняет транспортную функцию. | В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют строительную функцию. |
Г) Сократительные белки выполняют двигательную функцию | Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют сигнальную функцию. |
заполнять таблицы по тексту учебника
сравнивать объекты - молекулы ДНК и РНК
логически связывать строение, свойства и функции молекул нуклеиновых кислот
ТЕМА УРОКА: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
УЗНАТЬ:
НАУЧИТЬСЯ:
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ:
Состав, структуру и функции молекул нуклеиновых кислот.
Решать задачи на применение принципа комплементарности
7
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
МОНОМЕРЫ - НУКЛЕОТИДЫ
ДНК –
дезоксирибонуклеиновая
кислота
РНК
рибонуклеиновая
кислота
Состав нуклеотида в ДНК
Состав нуклеотида в РНК
Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Урацил (У):
Рибоза
Остаток
фосфорной
кислоты
Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Тимин (Т)
Дезокси-
рибоза
Остаток
фосфорной
кислоты
Информационная
(матричная)
РНК (и-РНК)
Транспортная
РНК (т-РНК)
Рибосомная РНК (р-РНК)
11
Выполнение задачи на комплементарность
Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых
оснований в молекуле ДНК.
Задача : фрагмент цепи ДНК
имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК.
РЕШЕНИЕ:
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т.
Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А
2-я цепь ДНК:
Значение комплементарности:
Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза
и самоудвоение ДНК, который лежит в основе
роста и размножения организмов.
13
Задание для самостоятельной работы (10минут)
Прочитайте внимательно текст §22 и заполните таблицу:
Признаки | ДНК | РНК |
СХОДСТВА |
| |
РАЗЛИЧИЯ: |
| |
2) Азотистые основания |
| |
3) Структура | ||
4) Виды молекул |
| |
5)Местонахождение | ||
6) Функции |
|
Критерии оценки: точность и краткость ответов, аккуратность
выполнения
14
Повторение и закрепление знаний:
Вставьте нужные слова:
В составе РНК есть сахар…
В составе ДНК есть азотистые основания…;
И в ДНК, и в РНК есть….;
В ДНК нет азотистого основания…
Структура молекулы РНК в виде…
ДНК в клетках может находиться в …
Функции РНК:…
В составе РНК есть азотистые основания…;
В составе ДНК есть сахар…;
В РНК нет азотистого основания…
Структура молекулы ДНК в виде…
Мономерами ДНК и РНК являются…;
РНК в клетках может находиться в…
Функции ДНК:…
(рибоза)
(А,Г,Ц,Т)
(А,Г,Ц,сахар, Ф )
(У)
(Цепочки
Нуклеотидов)
(В ядре, митохондриях, хлоропластах)
(Участие в синтезе белков)
(А,Г,Ц,У)
(дезоксирибоза)
(Т)
(Двойной спирали)
(Нуклеотиды)
(В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)
(Хранение и передача наслед. информ.)
15
Утверждения правильные или неправильные?
1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.
-
2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.
+
3) р-РНК находятся в ядре.
-
4) в ДНК нет азотистого основания урацил.
+
5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым
-
6) В РНК всегда против аденина находится тимин
-
7) т-РНК находятся в цитоплазме.
+
8) и-РНК образуются в ядре.
+
9) в РНК нет азотистого основания урацил.
-
10) в ДНК число тимидиловых оснований равно
адениловым.
+
16
Дайте краткие ответы на вопросы:
В чем сходство и различия молекул ДНК и РНК?
В чем заключается принцип комплементарности?
Что такое репликация и каково ее значение?
4. Какие типы РНК имеются и каковы их функции?
5. В молекуле ДНК количество аденина (А) равно 15%.Каково содержание гуанина, тимина и цитозина в ДНК?
6. В молекуле ДНК 3000 нуклеотидов. Найдите длину ДНК , зная длину одного мономера (0,34 нм).
7. Какое отношение имеет ДНК к вопросу, заданному в начале урока? Благодаря какому свойству ДНК из семян яблони вырастает яблоня?
вопросы на запоминание и воспроизведение
- вопросы проблемно-поисковые
- вопросы творческого характера
17
Домашнее задание:
1. Завершить заполнение таблицы.
2. Подготовиться к тестовой проверке знаний по §22
3. Из дополнительных источников (учебники, ресурсы Интернет, электронные учебные диски) записать в тетради:
сведения о пуриновых и пиримидиновых основаниях в ДНК,
"правило Чаргаффа»,
механизм репликации ДНК.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.