Урок биологии с применением ИКТ - 9 класс Нуклеиновые кислоты
Оценка 4.7

Урок биологии с применением ИКТ - 9 класс Нуклеиновые кислоты

Оценка 4.7
Разработки уроков
ppt
биология
9 кл
10.01.2017
Урок биологии с применением ИКТ - 9 класс Нуклеиновые кислоты
Публикация является частью публикации:
презентация к уроку Нуклеиновые кислоты.ppt

Проверка знаний по теме «Белки, состав, структура, функции» (работа на 10-12 минут)

Проверка знаний по теме «Белки, состав, структура, функции» (работа на 10-12 минут)

1



Проверка знаний по теме
«Белки, состав, структура, функции»
(работа на 10-12 минут)

На «3» 1.Вместо точек проставьте нужные слова:

На «3» 1.Вместо точек проставьте нужные слова:

2

1 вариант

2 вариант

На «3»

1.Вместо точек проставьте нужные слова:

А)В состав белков входят элементы:…;

А) Мономерами белков являются… ;

Б) Всего в белках имеется … видов аминокислот

Б) Основная связь между мономерами белка -…

В) Вторичная структура белка в виде …

В) Первичная структура белка в виде …;

Г) Четвертичная структура белка в виде…;

Г) Третичная структура белка в виде…;

Д) Восстановление природной структуры белка называется…;

Д) Разрушение природной структуры белка называется…

На выполнение задания - 3 минуты

На «4» 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков

На «4» 2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков

На «4»

2. Вместо точек проставьте соответствующие функции белков

А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют … функцию.

А) Ферменты выполняют…
функцию

Б) Белки-гормоны выполняют … функцию

Б) Антитела выполняют … функцию.

В) Гемоглобин выполняет …функцию.

В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют … функцию.

Г) Сократительные белки выполняют …функцию

Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют… функцию.

На выполнение задания – 5 минут

На «5» 3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор)

На «5» 3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор)

4

На «5»

3. Ответьте на 1 вопрос (на выбор)

А) Чем можно объяснить огромное разнообразие белков в природе, несмотря на то, что в их состав входят одни и те же аминокислоты?

А) Почему для человека опасно повышение температуры тела свыше 410 ?

Б) Какую структуру могут иметь белки в составе мышц и почему?

Б) Какую структуру могут иметь белки в составе сухожилий и почему?

В) Чем сходны и чем отличаются простые белки от сложных?

В) Какой структурой определяются все особенности строения белка и почему?

На выполнение задания – 2 минуты

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ: 1 вариант 2 вариант 1

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ: 1 вариант 2 вариант 1

5

ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ:

1 вариант

2 вариант

1.Вместо точек проставьте нужные слова:

А)В состав белков входят элементы N,С,О,Н

А) Мономерами белков являются аминокислоты

Б) Всего в белках имеется 20 видов аминокислот

Б) Основная связь между мономерами белка -пептидная

В) Вторичная структура белка в виде спирали

В) Первичная структура белка в виде цепочки аминокислот

Г) Четвертичная структура белка в виде нескольких связанных глобул

Г) Третичная структура белка в виде глобулы

Д) Восстановление природной структуры белка называется ренатурация

Д) Разрушение природной структуры белка называется денатурация

2. Какую функцию белков отражают примеры?

А) Ускоряя химические реакции в клетке, белки выполняют каталитическую функцию.

А) Ферменты выполняют каталитическую функцию

Б) Белки-гормоны выполняют регуляторную функцию

Б) Антитела выполняют защитную функцию.

В) Гемоглобин эритроцитов выполняет транспортную функцию.

В) Белки в составе мышц, хрящей, волос и т.д. выполняют строительную функцию.

Г) Сократительные белки выполняют двигательную функцию

Г) Белки клеточных мембран, улавливающие воздействия на них выполняют сигнальную функцию.

ДНК и РНК логически связывать строение, свойства и функции молекул нуклеиновых кислот

ДНК и РНК логически связывать строение, свойства и функции молекул нуклеиновых кислот

заполнять таблицы по тексту учебника
сравнивать объекты - молекулы ДНК и РНК
логически связывать строение, свойства и функции молекул нуклеиновых кислот

ТЕМА УРОКА: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ:

Состав, структуру и функции молекул нуклеиновых кислот.

Решать задачи на применение принципа комплементарности

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ МОНОМЕРЫ -

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ МОНОМЕРЫ -

7

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

МОНОМЕРЫ - НУКЛЕОТИДЫ

ДНК –
дезоксирибонуклеиновая
кислота

РНК
рибонуклеиновая
кислота

Состав нуклеотида в ДНК

Состав нуклеотида в РНК

Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Урацил (У):

Рибоза

Остаток
фосфорной
кислоты

Азотистые
основания:
Аденин (А)
Гуанин (Г)
Цитозин (Ц)
Тимин (Т)

Дезокси-
рибоза

Остаток
фосфорной
кислоты

Информационная
(матричная)
РНК (и-РНК)

Транспортная
РНК (т-РНК)

Рибосомная РНК (р-РНК)

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК Дж.Уотсон и

8

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК

Дж.Уотсон и Ф.Крик
Открыли структуру ДНК в 1953г.

9 СТРУКТУРЫ ДНК И РНК ДНК

9 СТРУКТУРЫ ДНК И РНК ДНК

9

СТРУКТУРЫ ДНК И РНК

ДНК

10 ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

10 ДНК В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

10

ДНК
В СОСТАВЕ ХРОМОСОМ

Выполнение задачи на комплементарность

Выполнение задачи на комплементарность

11

Выполнение задачи на комплементарность

Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых
оснований в молекуле ДНК.

Задача : фрагмент цепи ДНК
имеет последовательность нуклеотидов: Г Т Ц Т А Ц Г А Т Постройте по принципу комплементарности 2-ю цепочку ДНК.
РЕШЕНИЕ:
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т.

Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А

2-я цепь ДНК:

Значение комплементарности:

Благодаря ей происходят реакции матричного синтеза
и самоудвоение ДНК, который лежит в основе
роста и размножения организмов.

Репликация – процесс самоудвоения молекулы

Репликация – процесс самоудвоения молекулы

12

Репликация – процесс самоудвоения молекулы ДНК на основе принципа комплементарности.

Значение репликации: благодаря самоудвоению ДНК, происходят процессы деления клеток.

Задание для самостоятельной работы (10минут)

Задание для самостоятельной работы (10минут)

13

Задание для самостоятельной работы (10минут)

Прочитайте внимательно текст §22 и заполните таблицу:

Признаки

ДНК

РНК

СХОДСТВА

РАЗЛИЧИЯ:
1) Сахар

2) Азотистые основания

3) Структура

4) Виды молекул

5)Местонахождение
в клетке

6) Функции

Критерии оценки: точность и краткость ответов, аккуратность
выполнения

Повторение и закрепление знаний:

Повторение и закрепление знаний:

14

Повторение и закрепление знаний:

Вставьте нужные слова:
В составе РНК есть сахар…
В составе ДНК есть азотистые основания…;
И в ДНК, и в РНК есть….;
В ДНК нет азотистого основания…
Структура молекулы РНК в виде…
ДНК в клетках может находиться в …

Функции РНК:…
В составе РНК есть азотистые основания…;
В составе ДНК есть сахар…;
В РНК нет азотистого основания…
Структура молекулы ДНК в виде…
Мономерами ДНК и РНК являются…;
РНК в клетках может находиться в…

Функции ДНК:…

(рибоза)

(А,Г,Ц,Т)

(А,Г,Ц,сахар, Ф )

(У)

(Цепочки
Нуклеотидов)

(В ядре, митохондриях, хлоропластах)

(Участие в синтезе белков)

(А,Г,Ц,У)

(дезоксирибоза)

(Т)

(Двойной спирали)

(Нуклеотиды)

(В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)

(Хранение и передача наслед. информ.)

Утверждения правильные или неправильные? 1)

Утверждения правильные или неправильные? 1)

15

Утверждения правильные или неправильные?

1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.

-

2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.

+

3) р-РНК находятся в ядре.

-

4) в ДНК нет азотистого основания урацил.

+

5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым

-

6) В РНК всегда против аденина находится тимин

-

7) т-РНК находятся в цитоплазме.

+

8) и-РНК образуются в ядре.

+

9) в РНК нет азотистого основания урацил.

-

10) в ДНК число тимидиловых оснований равно
адениловым.

+

Дайте краткие ответы на вопросы:  

Дайте краткие ответы на вопросы:  

16

Дайте краткие ответы на вопросы:
  В чем сходство и различия молекул ДНК и РНК?
 В чем заключается принцип комплементарности?
 Что такое репликация и каково ее значение?
4.  Какие типы РНК имеются и каковы их функции?
5.    В молекуле ДНК количество аденина (А) равно 15%.Каково содержание гуанина, тимина и цитозина в ДНК?
6.   В молекуле ДНК 3000 нуклеотидов. Найдите длину ДНК , зная длину одного мономера (0,34 нм).
7.    Какое отношение имеет ДНК к вопросу, заданному в начале урока? Благодаря какому свойству ДНК из семян яблони вырастает яблоня?

 вопросы на запоминание и воспроизведение
 - вопросы проблемно-поисковые
   - вопросы творческого характера

Домашнее задание: 1.  Завершить заполнение таблицы

Домашнее задание: 1.  Завершить заполнение таблицы

17

Домашнее задание:
1.  Завершить заполнение таблицы.
2.  Подготовиться к тестовой проверке знаний по §22
3.    Из дополнительных источников (учебники, ресурсы Интернет, электронные учебные диски) записать в тетради:
сведения о пуриновых и пиримидиновых основаниях в ДНК,
"правило Чаргаффа»,
механизм репликации ДНК.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017