Урок биологии "Сердце"
Оценка 4.8

Урок биологии "Сердце"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
24.02.2017
Урок биологии "Сердце"
Данный урок знакомит учащихся с органом - сердце, с его функциями, внешнем и внутреннем строением. Ребята узнают, что такое автоматия сердца, сколько фаз работы сердца существует. Так же данная разработка знакомит учащихся с различными сердечно- сосудистыми заболеваниями сердца, их профилактикой. К уроку прилагается пограмма по заботе о сердце.разработка урока с приложениями
урок по биологии Сердце.docx

Дата ______________

 

Тема урока: «Строение и работа сердца»

 

Цели: выяснить особенности строения сердца и его работа ;

Задачи урока: 

·        Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль  эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний

·        Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов

·        Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

·        Оборудование и материалы урока:

  • Мультимедийный проектор.
  • Урок - презентация на электронном носителе (и на бумаге).
  • Раздаточные материалы.
  • Видеоролики  «Строение сердца»,  «Круги кровообращения»,  «Работа сердца»;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Стадия вызова.

     Актуализация опорных знаний.

     Цель: определить уровень исходных знаний.

I. Выполните тест (индивидуальная работа)

1.                 Сердце позвоночных расположено:

 а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,  в) в грудной полости справа

2.                 Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.

3.     Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

4.     Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.

5.                 Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.

6.                 Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

Проверьте правильность выполнения теста по ключу

Оцените свою работу: 6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла;  менее 3 - 2 балла.

Ключ к тесту:  1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.

III. Стадия осмысления

Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Р. Гамзатов.

“Прости меня, сердце мое”

-


Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня.
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья,
Прости меня, сердце


 

Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.

Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.

Работа в группах.

А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.  Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца.  Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного1 группа – рыбы, 2 группа  –  земноводные, 3 группа –  пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие.

Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.

Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом.

Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.

Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела?  С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.

Учебно-тематическая карта

1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?

2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).

3. Определите правую и левую половины сердца.

4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.

7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?

8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?

Видеофрагмент «Работа клапанов сердца»

       Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о работе клапанов сердца.  Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется.

Фазы сердечного цикла

1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.

2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения)  0,3 сек.

3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца.  Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с.

Давайте посмотрим внимательно видеофрагмент сердечный цикл.

 

Постановка проблемного вопроса: Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.

Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?

Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.

 

Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма.

Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды (просмотр фрагмента «Нервная регуляция работы сердца»).

На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.

 

IV. Стадия размышления и рефлексии.

А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания:

      1.  фазы сердечного цикла (интерактивное задание на диске).

      2.  тестовая работа с пропущенными терминами

Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?

И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».

Программа «Здоровое сердце»

  • Не пить и не курить
  • Выделять достаточно времени для сна. Сон - основа здорового сердца
  • Не позволять никому оказывать на себя давление
  • Употреблять простую, натуральную пищу, и, что самое главное, не переедать!
  • Есть медленно и тщательно пережевывать пищу
  • Регулярно заниматься физическими упражнениями
  • Приобретать хорошие привычки
  • Избегать искусственных стимуляторов - кофе, чая, алкоголя. Не верить разговорам о том, что алкоголь поможет вашему сердцу, - это неправда!
  • Ходить! Дышать глубоко... И ходить, ходить, ходить.
  • Фрукты и овощи должны составлять 50 % пищи,
  • Не употреблять консервированные заменители сахара.

Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым

и работоспособным.

Оценка работы школьников.

Домашнее задание пар.32 - 33.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическая карта

1. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.130-131).

2. Определите правую и левую половины сердца.

3. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

4. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?

5. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.

6. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?

7. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?

 

 

 

I. Выполните тест (индивидуальная работа)

1.     Сердце позвоночных расположено:

 а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,  в) в грудной полости справа

2.                 Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.

3.     Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

4.     Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.

5.                 Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.

6.                 Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Цель урока: выяснить особенности строения сердца и его работа ;

Задачи урока:

·        Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль  эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний.

·        Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов.

·        Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.

 

Учитель: Кузьмина А.В

Критерий

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Использование ИКТ технологий на уроке.

 

 

 

2.

Работа по тестам. (Определение уровня исходных знаний)

 

 

 

3.

Работа в группах.

 

 

 

4.

Самостоятельная работа в парах (работа с текстом учебника).

 

 

 

5.

Выполнение интерактивного упражнения на доске.

 

 

 

6.

Работа по тренажеру. (со слабоуспевающими)

 

 

 

7.

Рефлексия.

 

 

 

 

Общая оценка урока

 

 

Укажите части сердца:


 

Дата ______________ Тема урока: «Строение и работа сердца»

Дата ______________ Тема урока: «Строение и работа сердца»

III. Стадия осмысления Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца»

III. Стадия осмысления Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца»

Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе?

Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе?

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца

Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца

Пауза, общее расслабление сердца

Пауза, общее расслабление сердца

IV. Стадия размышления и рефлексии

IV. Стадия размышления и рефлексии

Учебно-тематическая карта 1.

Учебно-тематическая карта 1.

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Тема урока: «Строение и работа сердца»

Укажите части сердца:

Укажите части сердца:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017