Дата ______________
Тема урока: «Строение и работа сердца»
Цели: выяснить особенности строения сердца и его работа ;
Задачи урока:
· Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний
· Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов
· Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.
· Оборудование и материалы урока:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Стадия вызова.
Актуализация опорных знаний.
Цель: определить уровень исходных знаний.
I. Выполните тест (индивидуальная работа)
1. Сердце позвоночных расположено:
а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева, в) в грудной полости справа
2. Сердце образовано:
а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.
3. Сердце млекопитающих животных:
а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
4. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
5. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
6. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.
Проверьте правильность выполнения теста по ключу
Оцените свою работу: 6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла; менее 3 - 2 балла.
Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а.
III. Стадия осмысления
Звучит тихо музыка, и на её фоне раздается «биение сердца».
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в этой цитате? Правильно … о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и запишем в тетрадь. А сейчас послушайте, как пишет о сердце поэт Р. Гамзатов.
“Прости меня, сердце мое”
-
Тебя
я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня.
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце мое.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой воронье.
За подвиги долготерпенья,
Прости меня, сердце
Вопрос: Что, вы бы хотели узнать об этом органе? Пожалуйста, ваши предложения и пожелания.
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов кровообращения, называется – кардиология.
Вопрос: Назовите органы кровеносной системы.
Работа в группах.
А теперь вам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира. Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает задание. Давайте вспомним особенности строения сердца разных представителей типа Хордовых. Возьмите разборную модель сердца. Дайте краткую характеристику особенностям строения кровеносной системы полученного вами животного. 1 группа – рыбы, 2 группа – земноводные, 3 группа – пресмыкающиеся, 4 группа – птицы, млекопитающие.
Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам. Это сделало возможным повышение кровяного давления, что способствовало общему повышению уровня жизнедеятельности.
Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок и напоминает по своей структуре губку. В правой половине желудочка – смешанная кровь, а в левой – богатая кислородом.
Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.
Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка, по его сосудам течет артериальная кровь ко всем органам. Она собирается в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг начинается от правого желудочка и заканчивается в левом предсердии.
Мы выслушали представителей 4-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной системы, усложнения строения сердца. Уже несколько раз мы сегодня сравнивали сердце с насосом.
Вопрос: Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? С особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом учебника стр.111-112. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти ответы. Работу выполняем в парах.
Учебно-тематическая карта
1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью модели торса. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца? Куда она обращена?
2. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.112).
3. Определите правую и левую половины сердца.
4. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
5. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?
6. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
7. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?
8. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?
9. Сделайте вывод: в чем заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
Видеофрагмент «Работа клапанов сердца»
Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о работе клапанов сердца. Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что половину жизни оно отдыхает. Когда же это происходит? Ведь мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, а значит, прекращается и жизнь. Наше сердце ритмически сокращается и расслабляется.
Фазы сердечного цикла
1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.
2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), а из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения) 0,3 сек.
3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца. Во время этой фазы полулунные клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны. Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек., а весь сердечный цикл – 0,8 с.
Давайте посмотрим внимательно видеофрагмент сердечный цикл.
Постановка проблемного вопроса: Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?
Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.
Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма.
Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и гуморальным. От ц.н.с. к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды (просмотр фрагмента «Нервная регуляция работы сердца»).
На работу сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а ионы К, ацетилхолин замедляют и ослабляют сердечную деятельность. Для повышения надежности всей кровеносной системы сокращение легочной артерии регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.
IV. Стадия размышления и рефлексии.
А теперь, используя знания полученные сегодня на уроке, давайте выполним следующие задания:
1. фазы сердечного цикла (интерактивное задание на диске).
2. тестовая работа с пропущенными терминами
Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось? Какие выводы сделали?
И в заключение урока, я хочу вам раздать небольшие памятки «Здоровое сердце».
Программа «Здоровое сердце»
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете сохранить свое сердце здоровым
и работоспособным.
Оценка работы школьников.
Домашнее задание пар.32 - 33.
Учебно-тематическая карта
1. Определите размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы (стр.130-131).
2. Определите правую и левую половины сердца.
3. Найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
4. Найдите аорту – самую крупную артерию и легочную артерию. Объясните, почему на рисунках они обозначены разным цветом?
5. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
6. Найдите створчатые клапаны. Какую функцию они выполняют?
7. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Какова их функция?
I. Выполните тест (индивидуальная работа)
1. Сердце позвоночных расположено:
а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева, в) в грудной полости справа
2. Сердце образовано:
а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью, в) соединительной тканью.
3. Сердце млекопитающих животных:
а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
4. Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
5. Нервные центры, регулирующие кровообращение расположены: а) в мозжечке, б) в среднем мозге, в) в продолговатом мозге.
6. Усиливает работу сердца: а) адреналин, б) ацетилхолин, в) инсулин.
Тема урока: «Строение и работа сердца»
Цель урока: выяснить особенности строения сердца и его работа ;
Задачи урока:
· Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний.
· Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов.
· Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.
Учитель: Кузьмина А.В
№ |
Критерий |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. |
Использование ИКТ технологий на уроке. |
|
|
|
2. |
Работа по тестам. (Определение уровня исходных знаний) |
|
|
|
3. |
Работа в группах. |
|
|
|
4. |
Самостоятельная работа в парах (работа с текстом учебника). |
|
|
|
5. |
Выполнение интерактивного упражнения на доске. |
|
|
|
6. |
Работа по тренажеру. (со слабоуспевающими) |
|
|
|
7. |
Рефлексия. |
|
|
|
Общая оценка урока
Укажите части сердца:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.