Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»
Оценка 4.8

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
биология
10 кл
05.03.2018
Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»
Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение». Цель данного урока: создание условий для совершенствования ключевых компетенций учащихся через освоение знаний об особенностях строения органических веществ – углеводов, их свойствах, функциях, классификации, биологической роли и применения этих соединений. Задачи: Образовательная: расширение кругозора учащихся через знакомство с особенностями строения углеводов, их свойствами и значениями; Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать и делать вывод, использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; формирование научного мировоззрения; Воспитательная: воспитание собранности, сосредоточенности, самостоятельного мышления, бережного отношения к природе.Конспект урока биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»
Варданян Ю.М._урок_10 кл_Углеводы.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок биологии в 10 классе

«Углеводы, их классификация, значение и применение»

 

 

 

(Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология». М.:Дрофа)

 

 

 

 

Варданян Юлия Михайловна, учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Пояснительная записка                                                                             3

 

Конспект урока                                                                                          4

 

Список использованной литературы                                                         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Предмет:  биология

Класс:  10 

 

Цель: создание условий для совершенствования ключевых компетенций учащихся через освоение знаний об особенностях строения органических веществ – углеводов, их свойствах, функциях, классификации, биологической роли и применения этих соединений.

Задачи:

*  Образовательная: расширение кругозора учащихся через знакомство с особенностями строения углеводов, их свойствами и значениями;

*  Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать и делать вывод,  использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы;  формирование научного

мировоззрения;

*  Воспитательная:  воспитание собранности, сосредоточенности, самостоятельного мышления, бережного отношения к природе.

 

Оборудование:   

*  мультимедийные средства,   учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология»,  листы самоконтроля и контроля знаний.

 

Методы обучения:  кооперативное обучение, беседа, рассказ, объяснительноиллюстративный, проблемный

 

Тип урока:  урок новых знаний

 

Форма проведения урока: коллективная, парная.

3

 


Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационноцелевой

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажите сразу: ракета сложнее, Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из миллиона деталей, Ее миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку, Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли…

Вам даже не сделать пустячной соринки – 

Кусочка от этой зеленой травинки…

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это! Как сложно все это!»

Ефим Ефимовский. На уроках биологии мы всякий раз убеждаемся «Как просто все

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

это! Как сложно все это!».

Вот и сегодня мы будем говорить о мелких составных частях живой клетки – об органических веществах.

*  Какие органические вещества содержатся в живой клетке?

*  С какими органическими веществами живой клетки вы познакомились?

*  На какие вещества обращают особое внимание и спортсмены, и люди, которые следят за своей фигурой и весом?

Сегодня мы поговорим о них – об УГЛЕВОДАХ.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Углеводы».

 

 

 

Белки,        жиры,          углеводы, нуклеиновые кислоты.

Белки и жиры.

 

Углеводы.

Организационнодеятельностный

Глядя на название данного класса органических соединений, какую информацию о химическом составе мы можем получить? (Угле-воды)

Верно, эти органические вещества в своем составе имеют углерод, водород и кислород.

Эти вещества состоят из углерода и воды.

 

 

 

 

 

Откройте учебник на стр.100 и прочитайте первые два абзаца. 

Попробуйте устно сформулировать определение углеводам. Запишите в тетрадях: «Углеводы – органические соединения с общей формулой Сn(H2O)m».

Рассматривая, изучая биологические объекты целесообразно придерживаться определенного плана. Давайте определимся с планом наших действий. При изучении углеводов, первым делом мы попытались дать определение, в чем преуспели. Что можно еще рассмотреть?

 

 

 

 

 Как вы думаете, откуда возникло название «Углеводы»? Верно, но, должна вам сказать, что современное понятие углеводов основано не на формальном соответствии состава формулы, а на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса. Поэтому состав некоторых углеводов не

 

 

Учащиеся   проговаривают   вслух определение.

План:

 определение  содержание в клетках  образование, получение  классификация  строение  свойства  функции  применение

У большинства углеводов число молекул     воды соответствует количеству          атомов          углерода. Поэтому        эти          вещества    и       были названы углеводами.

 

 

отвечает этой формуле и наоборот, многие вещества с подобным составом не являются углеводами – например, уксусная кислота.

*  Какие углеводы вы знаете?

*  Из каких растений человек получает сахар?

 

Все эти вещества были названы «углеводами» в 1844 году русским химиком Карлом Генриховичем  Шмидтом (Карл Эрнст Генрих).

Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с  которым познакомился человек, был мед. Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра

Македонского в 327 г до н.э.

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г немецким химиком Андреасом Маргграфом. В 1792 г русский химик Товий Егорович Ловиц выделил из меда вещество,

 

 

 

Крахмал, глюкоза.

Сахарный свекла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целлюлоза,

тростник,

фруктоза,

сахарная

 

 

похожее на сахар, но более сладкое. Это вещество назвали фруктозой, или фруктовым сахаром, поэтому оно содержится во фруктах. В 1802 г Луи Жозеф Пруст выделил еще одно сладкое вещество – виноградный сахар, или глюкозу, и в том же году в Силезии был построен первый завод по производству свекловичного сахара.

Вы знаете, что в растительных клетках углеводов больше, поэтому их легче обнаружить и выделить.

*  Как вы думаете, почему в растительных клетках углеводов больше, чем в животных?

*  Кто помнит, что такое фотосинтез?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углеводы образуются в растения путем фотосинтеза.

Фотосинтез – уникальный процесс, происходящий в природе, в результате которого образуются углеводы, осуществляется только в зеленых растениях. В зеленых растениях при помощи пигмента хлорофилла, содержащегося в хлоропластах, происходят сложные

 

 

 

Хлоропласт – единственная в своем роде «живая фабрика», где при помощи энергии Солнца из неорганических веществ углекислого газа и воды образуются органические вещества – углеводы и выделяется свободный кислород.

Уравнение реакции:

6СО2 + 6Н2О      С6Н12О6 (глюкоза) + О2

Прошу вас вернуться к общей формуле углеводов и обратить внимание на полученную формулу глюкозы.

Соотношение молекул углерода и молекул воды соблюдается.

 Как получают углеводы животные и человек?

Углеводы – обширный класс природных соединений. Их иногда называют сахаридами и делят на три основные группы: моносахариды, дисахариды и полисахариды.

Зарисуйте эту классификацию, где, как вы видите, указаны и представители каждого класса.

Для того, чтобы узнать о строении и функциях у данных углеводов, предлагаю выполнить работу в парах:

химические реакции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными источниками углеводов являются растительные продукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 прочитайте дополнительный материал (приложение)  обменяйтесь информацией с соседом по парте и составьте устно характеристику определенной группы углеводов.

Первый ряд – моносахариды.

Второй ряд – дисахариды.

Третий ряд – полисахариды.

На выполнение работы – 3 минуты.

 

 

По мере изучения каждой группы углеводов, мы будем заполнять таблицу на листах с дополнительным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание.

Представляют     результаты своей работы.

Моносахариды – простые углеводы, которые не гидролизуются. В зависимости от числа атомов углерода подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы и гексозы. Бесцветны, хорошо растворимы в воде, имеют сладкий вкус. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза и дезоксирибоза.

Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Хорошо растворяются в воде, имеют сладкий вкус. Наиболее важны для человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый начинал свое определение со слов «это углевод, который гидролизуется…» или «не гидролизуется». Скажите, а что такое гидролиз?

Ни один прием пищи не обходится без этого процесса.

Вспомним анатомию человека. В ротовой полости сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в

сахароза, мальтоза и лактоза.

Полисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов. С увеличением числа мономерных звеньев растворимость уменьшается, исчезает сладкий вкус. Появляется способность ослизняться и набухать. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно-

кишечном тракте. К перевариваемым относят крахмал и гликоген, из вторых для человека важны клетчатка.

Гидролиз – это реакции расщепления соединений с участием воды.

 

 

 

глюкозу, поэтому хлеб становится сладким. Образовавшаяся глюкоза всасывается в кровь. Далее углеводы могут накапливаться в печени в виде гликогена. В клетке углеводы окисляются  до углекислого газа и воды, с выделением большого количества энергии 17,6 кДж.

*   Какие  функции выполняют  углеводы?

 

*   Какую функцию выполняют углеводы, накапливающиеся в клубнях плодах и семенах растений?

Вязкие секреты (слизи), выделяемые различными железами, богаты углеводами в частности гликопротеинами. Они предохраняют стенки полых органов (пищевод, желудок, бронхи) от механических повреждений, проникновения вредных бактерий и вирусов.

*   Как можно назвать такую функцию?

Углеводы еще выполняют рецепторную функцию. Имеются полимеры сахаров, которые входят в состав клеточных мембран и обеспечивают взаимодействие клеток одного типа. Если

 

 

 

 

Углеводы выполняют две основные функции: строительную энергетическую.

Запасающую.

 

 

 

 

 

Углеводы выполняют функцию.

 

 

и

защитную

 

 

разделенные клетки печени смешать с клетками почек, то они самостоятельно разойдутся в две группы. Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток. Выяснение  механизмов узнавания и взаимодействия клеток может иметь очень важное значение в частности для разработки средств лечения рака.

Зафиксируйте функции углеводов в тетради.

 Назовите где человек использует углеводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В пищевой промышленности (кондитерской, молочной), фармацевтической, в медицине, для получения этилового спирта, для изготовления зеркал и елочных украшений.

Домашнее задание

 Учебник § 3.2.2

 Составить тест или кроссворд 

 

Рефлексивнооценочный этап

Подводя итог, предлагаю выполнить творческую работу.

Синквейн к понятию «углеводы»:

 1 существительное

Дети составляют синквейн и зачитывают вслух.

 

 2 прилагательных

*  3 глагола

*  1 предложение из четырех слов  1 существительное

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение — иметь смысловой характер.

 

 

В заключении хочу напомнить слова Гете: «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог существовать, если бы был так просто устроен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Дополнительный материал

 

Группы углеводы

Особенности строения

Свойства углеводов

Моносахариды

 

 

Дисахариды

 

 

Полисахариды

 

 

 

Моносахариды — углеводы, которые не гидролизуются. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Число атомов углерода в моносахаридах от 3 до 9. В зависимости от числа атомов углерода моносахариды подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т.д. Моносахариды — бесцветные кристаллические вещества со сладким вкусом, хорошо растворимые в воде.

Дисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Простейшими представителями дисахаридов являются обычный свекловичный или тростниковый сахар — сахароза, солодовый сахар — мальтоза, молочный сахар — лактоза. Число атомов углерода в дисахаридах от 10-12. Это кристаллические вещества сладкого вкуса, хорошо растворимые в воде. 

Полисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов, чаще всего глюкозы. К полисахаридам относятся крахмал, гликоген, целлюлоза. Число атомов углерода в полисахаридах более 12. С увеличение числа мономерных звеньев растворимость уменьшается, исчезает сладкий вкус, появляется способность ослизняться и набухать.

 

Список используемой литературы

1.     Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. (2003г.). "Дрофа" 

2.     Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология». М.:Дрофа

3.     Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004г.

4.     http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4631.html  

5.     http://www.biologiya-uroki.ru  

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 города

Пояснительная записка 3

Пояснительная записка 3

Предмет: биология Класс: 10

Предмет: биология Класс: 10

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Конспект урока Этапы урока

Конспект урока Этапы урока

Мотивационноцелевой Прошу мне ответить без всякой заминки:

Мотивационноцелевой Прошу мне ответить без всякой заминки:

Как сложно все это!». Вот и сегодня мы будем говорить о мелких составных частях живой клетки – об органических веществах

Как сложно все это!». Вот и сегодня мы будем говорить о мелких составных частях живой клетки – об органических веществах

Организационнодеятельностный

Организационнодеятельностный

Откройте учебник на стр.100 и прочитайте первые два абзаца

Откройте учебник на стр.100 и прочитайте первые два абзаца

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Какие углеводы вы знаете?

Какие углеводы вы знаете?

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Это вещество назвали фруктозой, или фруктовым сахаром, поэтому оно содержится во фруктах

Это вещество назвали фруктозой, или фруктовым сахаром, поэтому оно содержится во фруктах

Углеводы образуются в растения путем фотосинтеза

Углеводы образуются в растения путем фотосинтеза

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Хлоропласт – единственная в своем роде «живая фабрика», где при помощи энергии

Хлоропласт – единственная в своем роде «живая фабрика», где при помощи энергии

Для того, чтобы узнать о строении и функциях у данных углеводов, предлагаю выполнить работу в парах: химические реакции

Для того, чтобы узнать о строении и функциях у данных углеводов, предлагаю выполнить работу в парах: химические реакции

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Первый ряд – моносахариды. Второй ряд – дисахариды

Первый ряд – моносахариды. Второй ряд – дисахариды

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Каждый начинал свое определение со слов «это углевод, который гидролизуется…» или «не гидролизуется»

Каждый начинал свое определение со слов «это углевод, который гидролизуется…» или «не гидролизуется»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Урок биологии в 10 классе «Углеводы, их классификация, значение и применение»

Образовавшаяся глюкоза всасывается в кровь

Образовавшаяся глюкоза всасывается в кровь

Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток

Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток

Рефлексивнооценочный этап

Рефлексивнооценочный этап

Приложение Дополнительный материал

Приложение Дополнительный материал

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018