Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 города Новоалтайска Алтайского края»
Урок биологии в 10 классе
«Углеводы, их классификация, значение и применение»
(Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология». М.:Дрофа)
Варданян Юлия Михайловна, учитель биологии
Оглавление
Пояснительная записка 3
Конспект урока 4
Список использованной литературы 15
2
Предмет: биология
Класс: 10
Цель: создание условий для совершенствования ключевых компетенций учащихся через освоение знаний об особенностях строения органических веществ – углеводов, их свойствах, функциях, классификации, биологической роли и применения этих соединений.
Задачи:
Образовательная: расширение кругозора учащихся через знакомство с особенностями строения углеводов, их свойствами и значениями;
Развивающая: развитие умения анализировать, обобщать и делать вывод, использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; формирование научного
мировоззрения;
Воспитательная: воспитание собранности, сосредоточенности, самостоятельного мышления, бережного отношения к природе.
Оборудование:
мультимедийные средства, учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биология», листы самоконтроля и контроля знаний.
Методы обучения: кооперативное обучение, беседа, рассказ, объяснительноиллюстративный, проблемный
Тип урока: урок новых знаний
Форма проведения урока: коллективная, парная.
3
Конспект урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивационноцелевой |
Прошу мне ответить без всякой заминки: Ракета сложней или проще травинки? Вы скажите сразу: ракета сложнее, Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из миллиона деталей, Ее миллион человек собирали. Тогда вам услышать, быть может, в новинку, Что сделать нельзя полевую травинку. Верней, для травинки найдутся детали, Но вы соберете травинку едва ли… Вам даже не сделать пустячной соринки – Кусочка от этой зеленой травинки… Выходит, травинка сложней, чем ракета. Как просто все это! Как сложно все это!» Ефим Ефимовский. На уроках биологии мы всякий раз убеждаемся «Как просто все |
|
|
это! Как сложно все это!». Вот и сегодня мы будем говорить о мелких составных частях живой клетки – об органических веществах. Какие органические вещества содержатся в живой клетке? С какими органическими веществами живой клетки вы познакомились? На какие вещества обращают особое внимание и спортсмены, и люди, которые следят за своей фигурой и весом? Сегодня мы поговорим о них – об УГЛЕВОДАХ. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Углеводы». |
Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Белки и жиры.
Углеводы. |
Организационнодеятельностный |
Глядя на название данного класса органических соединений, какую информацию о химическом составе мы можем получить? (Угле-воды) Верно, эти органические вещества в своем составе имеют углерод, водород и кислород. |
Эти вещества состоят из углерода и воды.
|
|
Откройте учебник на стр.100 и прочитайте первые два абзаца. Попробуйте устно сформулировать определение углеводам. Запишите в тетрадях: «Углеводы – органические соединения с общей формулой Сn(H2O)m». Рассматривая, изучая биологические объекты целесообразно придерживаться определенного плана. Давайте определимся с планом наших действий. При изучении углеводов, первым делом мы попытались дать определение, в чем преуспели. Что можно еще рассмотреть?
Как вы думаете, откуда возникло название «Углеводы»? Верно, но, должна вам сказать, что современное понятие углеводов основано не на формальном соответствии состава формулы, а на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса. Поэтому состав некоторых углеводов не |
Учащиеся проговаривают вслух определение. План: определение содержание в клетках образование, получение классификация строение свойства функции применение У большинства углеводов число молекул воды соответствует количеству атомов углерода. Поэтому эти вещества и были названы углеводами. |
|
отвечает этой формуле и наоборот, многие вещества с подобным составом не являются углеводами – например, уксусная кислота. Какие углеводы вы знаете? Из каких растений человек получает сахар?
Все эти вещества были названы «углеводами» в 1844 году русским химиком Карлом Генриховичем Шмидтом (Карл Эрнст Генрих). Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углеводом (точнее смесью углеводов), с которым познакомился человек, был мед. Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия. Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра Македонского в 327 г до н.э. Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г немецким химиком Андреасом Маргграфом. В 1792 г русский химик Товий Егорович Ловиц выделил из меда вещество, |
Крахмал, глюкоза. Сахарный свекла.
|
целлюлоза, тростник, |
фруктоза, сахарная |
|
похожее на сахар, но более сладкое. Это вещество назвали фруктозой, или фруктовым сахаром, поэтому оно содержится во фруктах. В 1802 г Луи Жозеф Пруст выделил еще одно сладкое вещество – виноградный сахар, или глюкозу, и в том же году в Силезии был построен первый завод по производству свекловичного сахара. Вы знаете, что в растительных клетках углеводов больше, поэтому их легче обнаружить и выделить. Как вы думаете, почему в растительных клетках углеводов больше, чем в животных? Кто помнит, что такое фотосинтез?
|
Углеводы образуются в растения путем фотосинтеза. Фотосинтез – уникальный процесс, происходящий в природе, в результате которого образуются углеводы, осуществляется только в зеленых растениях. В зеленых растениях при помощи пигмента хлорофилла, содержащегося в хлоропластах, происходят сложные |
|
Хлоропласт – единственная в своем роде «живая фабрика», где при помощи энергии Солнца из неорганических веществ углекислого газа и воды образуются органические вещества – углеводы и выделяется свободный кислород. Уравнение реакции: 6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 (глюкоза) + О2 Прошу вас вернуться к общей формуле углеводов и обратить внимание на полученную формулу глюкозы. Соотношение молекул углерода и молекул воды соблюдается. Как получают углеводы животные и человек? Углеводы – обширный класс природных соединений. Их иногда называют сахаридами и делят на три основные группы: моносахариды, дисахариды и полисахариды. Зарисуйте эту классификацию, где, как вы видите, указаны и представители каждого класса. Для того, чтобы узнать о строении и функциях у данных углеводов, предлагаю выполнить работу в парах: |
химические реакции.
Основными источниками углеводов являются растительные продукты.
|
|
прочитайте дополнительный материал (приложение) обменяйтесь информацией с соседом по парте и составьте устно характеристику определенной группы углеводов. Первый ряд – моносахариды. Второй ряд – дисахариды. Третий ряд – полисахариды. На выполнение работы – 3 минуты.
По мере изучения каждой группы углеводов, мы будем заполнять таблицу на листах с дополнительным материалом.
|
Учащиеся выполняют задание. Представляют результаты своей работы. Моносахариды – простые углеводы, которые не гидролизуются. В зависимости от числа атомов углерода подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы и гексозы. Бесцветны, хорошо растворимы в воде, имеют сладкий вкус. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза и дезоксирибоза. Дисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Хорошо растворяются в воде, имеют сладкий вкус. Наиболее важны для человека |
|
Каждый начинал свое определение со слов «это углевод, который гидролизуется…» или «не гидролизуется». Скажите, а что такое гидролиз? Ни один прием пищи не обходится без этого процесса. Вспомним анатомию человека. В ротовой полости сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в |
сахароза, мальтоза и лактоза. Полисахариды – углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов. С увеличением числа мономерных звеньев растворимость уменьшается, исчезает сладкий вкус. Появляется способность ослизняться и набухать. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно- кишечном тракте. К перевариваемым относят крахмал и гликоген, из вторых для человека важны клетчатка. Гидролиз – это реакции расщепления соединений с участием воды.
|
|
глюкозу, поэтому хлеб становится сладким. Образовавшаяся глюкоза всасывается в кровь. Далее углеводы могут накапливаться в печени в виде гликогена. В клетке углеводы окисляются до углекислого газа и воды, с выделением большого количества энергии 17,6 кДж. Какие функции выполняют углеводы?
Какую функцию выполняют углеводы, накапливающиеся в клубнях плодах и семенах растений? Вязкие секреты (слизи), выделяемые различными железами, богаты углеводами в частности гликопротеинами. Они предохраняют стенки полых органов (пищевод, желудок, бронхи) от механических повреждений, проникновения вредных бактерий и вирусов. Как можно назвать такую функцию? Углеводы еще выполняют рецепторную функцию. Имеются полимеры сахаров, которые входят в состав клеточных мембран и обеспечивают взаимодействие клеток одного типа. Если |
Углеводы выполняют две основные функции: строительную энергетическую. Запасающую.
Углеводы выполняют функцию.
|
и защитную |
|
разделенные клетки печени смешать с клетками почек, то они самостоятельно разойдутся в две группы. Утрата способности узнавать друг друга характерна для злокачественных клеток. Выяснение механизмов узнавания и взаимодействия клеток может иметь очень важное значение в частности для разработки средств лечения рака. Зафиксируйте функции углеводов в тетради. Назовите где человек использует углеводы.
|
В пищевой промышленности (кондитерской, молочной), фармацевтической, в медицине, для получения этилового спирта, для изготовления зеркал и елочных украшений. |
Домашнее задание |
Учебник § 3.2.2 Составить тест или кроссворд |
|
Рефлексивнооценочный этап |
Подводя итог, предлагаю выполнить творческую работу. Синквейн к понятию «углеводы»: 1 существительное |
Дети составляют синквейн и зачитывают вслух. |
|
2 прилагательных 3 глагола 1 предложение из четырех слов 1 существительное Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятия, а предложение — иметь смысловой характер. |
|
|
В заключении хочу напомнить слова Гете: «Я всегда говорил и не устаю повторять, что мир не мог существовать, если бы был так просто устроен». |
|
Приложение Дополнительный материал
Группы углеводы |
Особенности строения |
Свойства углеводов |
Моносахариды |
|
|
Дисахариды |
|
|
Полисахариды |
|
|
Моносахариды — углеводы, которые не гидролизуются. Для человека наиболее важны глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Число атомов углерода в моносахаридах от 3 до 9. В зависимости от числа атомов углерода моносахариды подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т.д. Моносахариды — бесцветные кристаллические вещества со сладким вкусом, хорошо растворимые в воде.
Дисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов. Простейшими представителями дисахаридов являются обычный свекловичный или тростниковый сахар — сахароза, солодовый сахар — мальтоза, молочный сахар — лактоза. Число атомов углерода в дисахаридах от 10-12. Это кристаллические вещества сладкого вкуса, хорошо растворимые в воде.
Полисахариды — углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов, чаще всего глюкозы. К полисахаридам относятся крахмал, гликоген, целлюлоза. Число атомов углерода в полисахаридах более 12. С увеличение числа мономерных звеньев растворимость уменьшается, исчезает сладкий вкус, появляется способность ослизняться и набухать.
1. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. (2003г.). "Дрофа"
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология». М.:Дрофа
3. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004г.
4. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/4631.html
5. http://www.biologiya-uroki.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.