Урок биологии в 5 классе "Организмы"
Оценка 4.7

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
библиотека
5 кл
11.11.2018
Урок биологии в 5 классе "Организмы"
урок-состязание включает в себя несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить теоретические и практические знания и умения обучающихся по выбранной теме. В ходе подготовки класс делится на группы. Каждая группа представляет одно царство. У каждого ученика свой номер. Оценивает обучающихся жюри в роли сказочных героев.
урок.doc
В современной методике и практике обучения биологии все большее  внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных  организационных форм и средств обучения. Это позволяет более эффективно  решать учебно­воспитательные задачи, максимально учитывая особенности  содержания биологических курсов, возрастные особенности обучающихся,  разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и  учении. Традиционный урок мало способствует сотрудничеству детей,  реализации потребности в общении, обмене информацией, мнениями.                 Коллективные способы организации познавательной деятельности  позволяют реализовать воспитывающую функцию урока не только через  содержание, но и через форму организации учебной деятельности, что дает  возможность формировать у учащихся такие качества как коллективизм и  ответственность.                Урок­ состязание включает в себя несколько чередующихся игр,  которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и  теоретические знания обучающихся по выбранной теме. В ходе подготовки к  обобщающему уроку в 5 классе по теме «Организмы», обучающиеся делятся  на три группы (по 5 человек в группе). Каждая группа выбирает царство  организмов, которое изучает более подробно и глубоко. Например, первая  группа учащихся представляет царство Растения; вторая – царство  Животные, третья­ царство Грибы и Бактерии. Представители отдельных  царств сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер.  Члены жюри, в состав которого входят члены экологического кружка,  представители рассматриваемых царств, в виде сказочных героев: золотая  рыбка, царевна лягушка, мудрая сова, матушка Природа, находятся за  отдельным столом с помощниками из 11 класса, управляющими компьютером  и заполняющими таблицу результатов после каждого конкурса.                  На столах работающих групп заранее приготовлены карточки  задания, как для работы  в группе, так и индивидуального характера. Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5­й класс Елизарова Галина Ивановна, учитель биологии и химии Разделы: Биология Урок входит в состав раздела “Многообразие организмов”. Рабочая  программа составлена на основе Закона Российской Федерации “Об  образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования, программы общего образования по биологии  для 5 класса “Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В.  Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией  профессора В.В. Пасечника Место проведения: кабинет биологии. Дидактические цели (для учителя): создание условий для обобщения знаний  каждым учащимся по теме урока. Цель (для учащихся): обобщение знаний о многообразии живых организмов и  их взаимосвязи. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех  царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных. Обучающие задачи: углубить и расширить знания об особенностях жизнедеятельности бактерий,  грибов, растений, животных; углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для  человека. Развивающие задачи: развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной  литературой, с различными ЭОР; учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать  выводы; Воспитывающие задачи: формировать интерес к предмету; осуществлять эстетическое воспитание учащихся; формировать культуру общения при работе в группе; формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно  относиться к успехам и неудачам товарищей. Планируемые результаты: Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента  научной картины мира. Мета предметные: умение организовывать свою деятельность, определять её  цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной  информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать  суждения, подтверждая их фактами, овладевать практическими навыками,  уметь применять полученные знания на практике. 2 Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить  наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты  отличия и сходства. Универсальные учебные действия: Личностные: осознать необходимость изучения живой природы. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной  задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать  отбор и анализ информации, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах,  парах. Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный  компьютер, карточки­ задания, таблицы, песочные часы, разноцветные  кружки. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Приветствие; проверка наличия учащихся.                                                              «От нас природа тайн своих не  прячет,                                                                Но учит быть внимательными к  ней».                                                                             (Н.Рыленков.) Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме  «Организмы». В повседневной жизни вы уже могли оценить роль этих существ в жизни человека. Ведь продукты питания, одежда, жилища, лекарства – дают нам эти  организмы. Но для каждого организма свое место обитания. И, конечно же,  3 место обитания должно соответствовать потребностям живых организмов,  каждый из которых живет не изолированно, а в окружении множества других.  Чистота воздуха, плодородие почвы, красота и многообразие окружающего  нас мира зависит от этих организмов.  Глубины вод, простор небес, Пустыня, горы, степь и лес­ В каком краю не окажись Везде кипит упрямо жизнь И здесь у каждого свой вкус, Кому ­ в песок, кому под куст. И каждый выберет себе Соседей в жизни и судьбе. Цель нашего урока ­ закрепить, систематизировать и скорректировать знания  о живых организмах. Для осуществления поставленной цели мною выбрана игровая форма урока ­  «Урок­ состязание». Во время урока запланировано проведение нескольких  конкурсов, по результатам которых мы сможем судить, насколько глубоки  ваши как практические, так и теоретические знания. На нашем уроке присутствуют гости­ сами организмы и старшеклассники –  члены детского экологического объединения «Исток», которые и будут  нашими жюри. Все результаты по конкурсам жюри будет заносить в таблицу. II. Основная часть. Проведение конкурсов. Итак, что же мы узнали об организмах и их свойствах? Конкурс № 1. «Знаете ли вы свойства живых организмов?» Внимание! На экране в определенной последовательности свойства живых  организмов. Каждый из вас имеет перед собой набор цифр от 1 до 9. Я зачитываю вам  текст, в котором пропущены слова, находящиеся на экране, а вы по ходу  чтения находите ответ и показываете цифру, которой это свойство  обозначено. Свойства: 1. Размножение              4. Старение.           7. Смерть 2. Кислород                    5. Углекислый газ. 8. Биологические явления. 3. Организм                    6. Рост                     9. Питание Текст. Тела живой природы называются…. Питание, дыхание, рост, размножение, старение и смерть – это …. Увеличение массы организмов называется …. В процессе дыхания живые организмы используют …, а выделяют ….. Для роста, развития и жизнедеятельности организмам необходимо …. Свойство живых организмов производить потомство называется …. Постепенное угасание жизненной активности организмов называется …, а полное прекращение …. 4 (по ходу проведения конкурса жюри заносит результаты в таблицу,  прикрепленную на доске). Многообразие живых организмов удивительно велико. Чтобы разобраться в  нем ученые используют признаки их сходства и различия, по которым можно  судить о степени их родства между собой. А знаем ли мы с вами деление организмов на царства? Ответом на этот вопрос и будут результаты конкурса № 2 «Найди ошибку». (см. приложение № 1) Перед каждым из вас лежит карточка с вашим номером, в которой находится  схема, отражающая деление организмов на царства, однако, схема содержит  ошибки. Ваша задача ­ найти ошибки и нарисовать схему правильно. После сдачи схем предлагается всем внимательно посмотреть на экран и  сравнить правильный ответ со своим результатом. Следующий конкурс заключается в практических наблюдениях за живыми  организмами и вашей любознательности по отношению к ним. Конкурс № 3. «Кто я?»­ разгадывание загадок. (приложение № 2) После каждой разгаданной загадки на  экране появляется правильный ответ. Задача следующего конкурса   № 4– «Соедини правильно», (приложение № 2)  выявление признаков приспособления организмов к среде обитания. На  каждом рабочем столе­ карточка с заданием. Время на ее выполнение­ 3  минуты. Время пошло. Песочные часы начали отсчет времени. Высшая оценка  – 3 балла. По истечении времени каждая команда комментирует свой ответ и сравнивает его с карточкой на экране. А теперь, ребята, нам хотелось бы узнать, какая из групп знает больше  представителей своего царства. Конкурс № 5 «Кто больше». Выделите, пожалуйста, по два человека из каждой группы и встаньте в круг.  Взявшись за руки вы идете по кругу и говорите: Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть! Ну­ка думай, вспоминай! Организмы называй! Затем останавливаетесь и называете организмы предложенного царства. Кто  промолчит более 3 секунд, или допустит ошибку, выбывает из игры. Играем  до тех пор, пока не останется один ученик. Его группе присуждается  победный бал. Повторять названия нельзя. Последний конкурс ­ домашнее задание. 5 Две недели карантина не прошли для нас бесследно. И теперь, я уверена, вы  на практике знаете о целебных свойствах наших зеленых друзей,  произрастающих на нашем  микрорайоне. «Ай, болит!»­ так называется  конкурс № 6.  Представьте себе, что вы приходите к товарищу, а он болен. Его мучает  кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное  средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях? Пока жюри подводит итоги работы групп, слово предоставляется  присутствующим гостям: Золотой рыбке, Царевне лягушке, Мудрой сове,  Природе. (Приложение 1).            Экология, друзья,                         Ибо каждый знать обязан,            Наука очень нужная                     Кто, как, с кем в природе связан,            Без нее ты ни на грош                  Чтоб случайно иногда            В наше время пропадешь,            Ей не принести вреда. III. Подведение итогов. Жюри подводит итоги работы в группах и выделяет лидеров, набравших  наибольшее количество баллов. № 1 № 2      участник конкурс № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 №  20 IV. Рефлексия. ­ Выразите ваше мнение о том, как прошел урок, что нового и интересного вы  узнали на уроке. (красный кружок ­понравился урок, коричневый­ нет, зеленый­ доволен собой, синий – нет).      Мы не зря взяли эпиграфом слова Н. Рыленкова:      «От нас природа тайн своих не прячет,        Но учит быть внимательными к ней». 6 Эти строки заставляют нас оглянуться вокруг себя, подумать о земных  друзьях  человека, без которых наша жизнь на Земле была бы просто  невозможна. Один мудрец сказал, что не Земля принадлежит человеку, а  человек принадлежит Земле. И мы не «цари» природы, а лишь малая часть  ее, как растения и животные, рыбы и птицы, насекомые и  микроскопические бактерии. Природа не прощает человеку  бесцеремонного нарушения ее законов. Она мудрее и дальновиднее, и если  мы попытаемся стать ее прилежными учениками, а не грозными  повелителями, она сама подскажет нам выход из проблемного настоящего  в прекрасное будущее. V. Домашнее задание. Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах изученных царств нашего региона. Игровая форма обучения ­ перспективный вид учебного занятия. Учащиеся  отмечают, что коллективно «интереснее, веселее, дружнее работать», «всем  вместе надо думать», «проверять себя, когда отвечают другие», «когда один  не знает, другие добавляют», «узнаем много нового от своих товарищей». При этом в процесс познания включаются дополнительные стимулы учения,  идущие от отношений учащихся в коллективе, когда каждый стремиться  внести лепту в разрешение общего вопроса, когда ученики с высоким уровнем интереса к предмету становятся источниками информации для других. Я считаю, что гибкое и разумное сочетание на уроках разнообразных форм  деятельности как по характеру внешней организации, так и по способам  усвоения материала – важнейшее условие эффективности обучения. 7 VI. Литература. 1. Акимушкин, И.И.Занимательная биология. –М.: Молодая гвардия,1972. 2. Биология. Энциклопедия для детей, ­ М.: Аванта+, 1994. 3. Гарибова, Л.В., Сидорова,И.И. Энциклопедия природы России.­М.: 1997 4. Головкин,Б.Н. О чем говорят названия растений –М.: Колос, 1992 5. Мир культурных растений; справочник / В.Д. Баранов, Г.В.Устименко, ­ М,: Мысль 1994 6.  Книга для чтения по ботанике./ Д.И.Трайтак,­ М.: Просвещение, 1985. 7. Круглов. Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.­ М.:  Просвещение,1990 8. Виола Аничкина, Инна Беленькая, Виттория Герман, Лечение без  лекарств,­ Ридерз Дайджест, М.: 2005 8 Приложение № 1. 9 Приложение № 2. Загадки. 1. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят? (пшеничный колосок) 2. Длинная, а не нитка,       Зла, а не ведьма,       Черна, а не ворон.( змея). 3. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.  (дерево) 4. Бегает среди камней, не угонишься за ней.       Ухватил за хвост, но­ ах! Удрала, а хвост в руках.  (ящерица) 5. Подрастала­ хвост растила, платье темное носила. Подросла­ зеленой стала, хвост на весла поменяла. (лягушка). 6. Собой не птица, петь не поет, кто к хозяину идет, она знать дает.  (собака) 7. Не шмель, не пчела, а жалит.  (крапива) 8. Под мостиком виляет хвостиком. (рыбка) 9. Пища моя сладка, а мщение ужасно. (пчела) 10 10.Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (муравей) 11.Не птица, а летает, с хоботом, а не слон, никто не приучает, а на нас  садится (муха) 12.Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?  (птица) Приложение № 3. 11 12 (Приложение 4)                                          Золотая рыбка.                                              Дорогие ребята, я выражаю общее мнение присутствующих собратьев о  том удовлетворении, с которым мы следили за вашим состязанием в  приобретенных знаниях о живых организмах. Но пользуясь случаем  выступить перед аудиторией начинающих биологов мне хотелось бы  озвучить проблему, которая не только не дает мне покоя, но и не дает  возможности нормально существовать.    Очень много слов сказано в разное время и на разном уровне о  чрезвычайной важности сохранения Мирового океана. Научно­  техническому прогрессу мы обязаны, при всех его достоинствах,  невиданным по своим масштабам загрязнениям окружающей среды, и в  первую очередь­ водных бассейнов. Не внемля старинной поговорке,  человечество плюет в колодец, из которого ему предстоит пить не одну  сотню лет. Неужели не найдется на Руси богатыря, Чтоб очистил, наконец, он Все озера и моря; Чтоб водица в них журчала И дышалось нам легко, Наша жизнь преумножалась. Как же было б хорошо!                                           Царевна Лягушка. …. Вода?!   Да, да, конечно ж вода и для вас и для меня играет решающую роль, но нельзя забывать и о воздухе, об огромных опасностях, таящихся в  радиоактивных отходах можно много говорить. Кроме целого букета  болезней ­ рака, малокровия, радиация может вызвать необратимые  изменения в организме. Нитраты, пестициды отравляют внутренние  органы нашего организма. Тем более, что в связи с двойным дыханием,  осуществляемым и легкими и кожей, мы очень чувствительны к  изменениям окружающей среды. У нас нем физиологических механизмов,  поддерживающих постоянную температуру тела, она зависит от среды;  возрастает в зной, падает, когда вокруг холодно. Да и живем­то мы всего, каких – нибудь 20 лет. Как же здесь выжить? Нас надо оберегать.  Наконец я должна потребовать этого как Царевна!.                                      13 Приложение № 4                                                 Мудрая Сова. Извините,  пожалуйста, но мы и передвигаемся побыстрее, и видим  повыше и перелетаем на большие расстояния. В настоящий момент  являемся самыми уязвимыми от этого безобразия и в воздухе и в воде и на суше. По проверенным мною сведениям треть всей водной поверхности  планеты покрыта нефтяной пленкой разной толщины. Рыбный промысел  в местах наибольшего загрязнения приходит в упадок. Но больше всего  страдаем мы. Покрытое нефтяной пленкой оперение теряет  теплоизолирующее свойство и мы гибнем от переохлаждения или  травимся, снимая эту пленку. А ядовитый туман­ СМОГ, который висит днем и ночью над городскими  улицами и автострадами? Уж если этот СМОГ повреждает здания,  сооружения, то, что говорить о нас живых существах? И о чем только думает человек? Неужели грядет катастрофа?                                                                                            Природа. Проблема, которую мы сегодня озвучили, заставит задуматься наших  ребят и со временем попытаться разрешить ее. Ведь если сравнить  природу с «фабрикой» жизни, можно смело сказать: производство на  этой «фабрике» на сто процентов безотходное. Любой побочный продукт  мгновенно включается в общий жизненный цикл. Навоз становится­  удобрением для сада, палая листва образует плодородный перегной, труп  животного служит кормом для червей, которых в свою очередь поедают  птицы. Безмерно вырубая леса, человек лишает крова птиц и животных. Без леса  высыхает река, сильные ветры выдувают с незащищенных полей  плодородный слой почвы. Что делать? Главное сейчас­ учиться решать возникшие проблемы. И в школе учат вас не зря,                               Ни перед жадность толпы, Тут вся надежда на тебя.                                 Ни перед подлостью войны, Мы начали, ты продолжай                             Ни перед глупостью людской. Ни перед чем не отступай                               Да сохранится ШАР  ЗЕМНОЙ!  14 15

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"

Урок биологии в 5 классе "Организмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018