Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
биология
5 кл
01.04.2018
Урок по биологии в 5 классе по теме "Строение клетки" по программе Калинина, Пасечник, Суматохин. Урок построен по требованиям ФГОС. Урок получения новых знаний и лабораторная работа на этом же уроке. К уроку разработана презентация и опорная схема для быстроты выполнения заданий детьми.Урок по биологии в 5 классе по теме "Строение клетки" по программе Калинина, Пасечник, Суматохин. Урок построен по требованиям ФГОС. Урок получения новых знаний и лабораторная работа на этом же уроке. К уроку разработана презентация и опорная схема для быстроты выполнения заданий детьми.
Урок строение клетки.docx
Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки»
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для
УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго
поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие
технологии.
Цели урока:
Обучающая: изучить строение клетки.
Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно
работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое
мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать
образную память, логическое мышление, речь учащегося.
Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной
работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего,
доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с
выступающим, умение работать в группах.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,
состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
знать строение клетки;
рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
1 уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
регулятивные: самостоятельно определять цельучебной деятельности,
искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим
мнением, высказывать свое;
коммуникативные: обсуждать в рабочей группе информацию;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
познавательные: работать с учебником;
находить отличия;
составлять схемыопоры;
работать с информационными текстами;
объяснять значения новых слов;
сравнивать и выделять признаки;
уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для
структурирования информации.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы
опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых
слов, сравнивать и выделять признаки.
2 Продолжить формирование навыков использовать графические
организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое
мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении
проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения
клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия
с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
3 Методы: частичнопоисковый.
Информационнотехнологические ресурсы: учебник, ПК, медиапроектор,
лук репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды,
хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
1. Мотивация
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это
поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее
настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно
поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.
Какую? Вы позже назовете сами.
Сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание!
– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это
основа для строительства дома.)
– Что нужно, для составления предложения? (Слова, которые составляют
основу предложений.)
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы,
это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)
(Слайд № 2)
Прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клеткутеремок,
В цитоплазме там и тут
4 Органоиды живут.
Там такое происходит
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
(Слайд № 3)
Из чего состоят все живые организмы? Из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
2. Целеполагание и планирование
Тема урока: Строение клетки
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,
состоят из более мелких образований;
– дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.
– учить анализу, созданию образов и понятий.
3. Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили на прошлом уроке:
1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?
2. Назовите основные части лупы? (Слайд №4)
3. Во сколько раз увеличивает лупа?
4. Назовите основные части светового микроскопа? (Слайд №5)
5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп?
4.Актуализация нового материала
5 1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад.
Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число
ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую
пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она
состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти
ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела
растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №67)
2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в
организме. (Слайд №8) Вы можете в этом убедиться, рассмотрев изображения
клеток на слайде.
3. Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и
развития всех живых организмов.
Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток.
Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает
клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное
содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в
цитоплазме. (Слайд №9)
Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии,
лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом мы будем говорить в старших
классах. (Слайд №10)
Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение? (Ответы
детей)
Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или
функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.
Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр.
30–31). (заполнение таблицы)
1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,
2.Какие функции выполняет цитоплазма,
6 3.Какие функции выполняет ядро,
4. Функции вакуоли. (Слайд № 11)
Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид.
Все растительные клетки имеют пластиды. (Слайд № 12)
Пластиды делятся на: лейкопласты (бесцветные), хромопласты (оранжево –
красные), хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл.
(Слайд № 13)
Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки
получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две.
Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях
клетки мы будем говорить через 2 урока. (Слайд № 1415)
5.Подготовка к лабораторной работе.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука,
который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение –
инструкцию:
С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат – на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри,
Вакуоли крупные
В клетке рассмотри.
Снаружи – оболочка,
7 Под нею – цитоплазма.
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно. (Слайд № 16)
Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата
кожицы чешуи лука под микроскопом”.
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек
прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек
кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,
какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте
учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,
цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Слайд №17)
6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Мы с вами рассмотрели клетки растений. Ответьте мне, какие утверждения
верны? В своих карточках поставьте знак “+” или “”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток (Слайд №18)
8 Оцените, пожалуйста, сами свои работы. Поднимите руку, у кого нет ни
одной ошибки.
7.Рефлексия (Светофор.)
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.
Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам
определить, достигли ли мы цели урока.
Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на
уроке.
Дети поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока (Слайд №19)
8. Домашнее задание
Параграф 7, вопросы на странице 38
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина
клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. (Слайд №20)
Клетка жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
9 И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на
уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен,
до свидания. (Слайд №21)
Опорный конспект. Урок №
Тема: _____________________________________________________________
Цель:______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цитология – это____________________________________________________
__________________________________________________________________
Клетка – это_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Каждая клетка имеет три главные части:
Строение и функции органоидов клетки
Название
органоида
1.Оболочка
2. Цитоплазма
Строение
Функции
Прочная, бесцветная,
прозрачная, легко пропускает
свет внутрь клетки.
Внутренняя среда, в которой
10 располагаются все другие
части клетки,
Бесцветное густое, тягучее
образование.
Центр жизнедеятельности
клетки, Ядро с ядрышком
располагаются в центре или
вдоль оболочки клетки.
Ядро всегда окружено
цитоплазмой.
Резервуар в котором
содержится клеточный сок.
Клеточный сок – жидкость с
растворенными в ней
сахарами, минеральными
солями.
(содержит красящие вещества
– пигменты: придающие
синию, фиолетовую,
малиновую окраску
лепесткам и другим частям
растения)
3. Ядро
4. Вакуоли
Пластиды
Лабораторная работа
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под
11 микроскопом».
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек
прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек
кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте,
какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте
учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры,
цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Какие утверждения верны?
Поставьте знак “+” или “”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
12 3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
5. Живые клетки только питаются.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
7.Организм человека состоит из клеток
Домашнее задание
Параграф 7, вопросы на странице 38
Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина
клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке.
13
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.