Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Оценка 4.6

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
биология
5 кл
01.04.2018
Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Урок по биологии в 5 классе по теме "Строение клетки" по программе Калинина, Пасечник, Суматохин. Урок построен по требованиям ФГОС. Урок получения новых знаний и лабораторная работа на этом же уроке. К уроку разработана презентация и опорная схема для быстроты выполнения заданий детьми.Урок по биологии в 5 классе по теме "Строение клетки" по программе Калинина, Пасечник, Суматохин. Урок построен по требованиям ФГОС. Урок получения новых знаний и лабораторная работа на этом же уроке. К уроку разработана презентация и опорная схема для быстроты выполнения заданий детьми.
Урок строение клетки.docx
Конспект урока биологии 5 класс в рамках ФГОС «Строение клетки» Данная разработка урока по теме «Строение клетки»  составлена для  УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго  поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса. Тема урока: Строение клетки. Тип урока: Урок открытия новых знаний.   Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие  технологии. Цели урока: Обучающая: изучить строение клетки. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно  работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое  мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать  образную память, логическое мышление, речь учащегося. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной  работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего,  доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с  выступающим, умение работать в группах. Задачи: – показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,  состоят из более мелких образований; – дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. – учить анализу, созданию образов и понятий. Планируемые  результаты учебного занятия:  Предметные:   ­ знать  строение клетки; ­ рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке; 1 ­ уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.  Метапредметные: ­ регулятивные:­ самостоятельно  определять цельучебной деятельности,  искать пути решения проблемы и средства достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим  мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные:­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные:­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ составлять схемы­опоры; ­ работать с информационными текстами; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки; ­ уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для  структурирования информации. Личностные:  ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; ­ оценивать собственный вклад в работу группы. Формирование УУД: Познавательные УУД Продолжить формирование умения работать  с учебником.  Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы­ опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых  слов, сравнивать и выделять признаки. 2 Продолжить формирование  навыков  использовать графические  организаторы, символы, схемы для структурирования информации. Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое  мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и  формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности  (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения  клетки. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать  самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия  с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе  мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Оценивать собственный вклад в работу группы. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. 3 Методы: частично­поисковый. Информационно­технологические ресурсы:  учебник, ПК, медиапроектор,  лук ­ репка, микролаборатория. Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды,  хлоропласты, вакуоли. Ход урока 1. Мотивация Ребята, добрый день!  Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это  поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее  настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно  поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.  Какую? Вы позже назовете сами. Сейчас я хочу задать Вам несколько вопросов. Внимание! – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это  основа для строительства дома.) – Что нужно, для составления предложения? (Слова, которые составляют  основу предложений.)  – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы,  это основа слогов.) – А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)  (Слайд № 2) Прослушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем говорится в нем?  Загляните на часок  В нашу клетку­теремок,  В цитоплазме там и тут  4 Органоиды живут.  Там такое происходит ­  Цитоплазма кругом ходит,  Помогает то движенье  В клетке чудным превращеньям.  Их не видел Левенгук,  Удивился б Роберт Гук.  (Слайд № 3) Из чего состоят все живые организмы?  Из … (клеток). Правильно. Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей) Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. 2. Целеполагание и планирование  Тема урока: Строение клетки Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки. Задачи:  – показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь,  состоят из более мелких образований; – дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся. – учить анализу, созданию образов и понятий.  3. Актуализация пройденного материала. Мы с вами говорили на прошлом уроке: 1. С помощью каких приборов можно изучать клетки?  2. Назовите основные части лупы? (Слайд №4) 3. Во сколько раз увеличивает лупа?  4. Назовите основные части светового микроскопа? (Слайд №5) 5. Как можно узнать во сколько раз увеличивает световой микроскоп? 4.Актуализация нового материала 5 1. Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад.  Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число  ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую  пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти  ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела  растений, животных и человека состоят из клеток. (Слайд №6­7) 2. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд №8) Вы можете в этом убедиться, рассмотрев изображения клеток на слайде. 3. Клетка – наименьшая единица живого и основная единица строения и  развития всех живых организмов. Цитология – наука изучающая строение и жизнедеятельность клеток. Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает  клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное  содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в  цитоплазме. (Слайд №9) Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии,  лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом мы будем говорить в старших  классах. (Слайд №10) Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение? (Ответы  детей) Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или  функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки. Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр.  30–31). (заполнение таблицы) 1. Какие функции выполняет оболочка в клетке, 2.Какие функции выполняет цитоплазма, 6 3.Какие функции выполняет ядро, 4. Функции вакуоли. (Слайд № 11) Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид.  Все растительные клетки имеют пластиды.   (Слайд № 12) Пластиды делятся на: лейкопласты (бесцветные), хромопласты (оранжево –  красные), хлоропласты (зеленые) содержат зеленый пигмент хлорофилл.    (Слайд № 13) Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две.  Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях  клетки мы будем говорить через 2 урока. (Слайд № 14­15) 5.Подготовка к лабораторной работе. – Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука,  который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение –  инструкцию: С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат – на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, 7 Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды Искать будешь напрасно. (Слайд № 16) Лабораторная работа “Приготовление и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом”. 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек  прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте  учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Слайд №17) 6.Включение нового знания в систему знаний (закрепление) Мы с вами рассмотрели клетки растений. Ответьте мне, какие утверждения  верны? В своих карточках поставьте знак “+” или “­”. 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.  2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.  3. Пластиды – есть только у растительных клеток.  4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.  5. Живые клетки только питаются.  6.Клетки одинаковы по форме и размерам.  7.Организм человека состоит из клеток (Слайд №18) 8 Оцените, пожалуйста, сами свои работы.  Поднимите руку, у кого нет ни  одной ошибки. 7.Рефлексия  (Светофор.) Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно; Желтый – некоторые задания вызвали затруднения; Зеленый – Задания были трудными, многое не понял. Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам  определить, достигли ли мы цели урока.   Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на  уроке. Дети поднимают сигнальные карточки и подводят итог урока (Слайд №19) 8. Домашнее задание Параграф 7, вопросы на странице 38 Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина  клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. (Слайд №20) Клетка ­ жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: 9 И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на  уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания. (Слайд №21) Опорный конспект. Урок № Тема: _____________________________________________________________ Цель:______________________________________________________________ __________________________________________________________________ Цитология – это____________________________________________________ __________________________________________________________________ Клетка – это_______________________________________________________ __________________________________________________________________ Каждая клетка имеет три главные части: Строение и функции органоидов клетки Название  органоида 1.Оболочка 2. Цитоплазма Строение Функции Прочная, бесцветная,  прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки. Внутренняя среда, в которой  10 располагаются все другие  части клетки, Бесцветное густое, тягучее  образование. Центр жизнедеятельности  клетки, Ядро с ядрышком  располагаются в центре или  вдоль оболочки клетки.  Ядро всегда окружено  цитоплазмой.   Резервуар в котором  содержится клеточный сок. Клеточный сок – жидкость с  растворенными в ней  сахарами, минеральными  солями. (содержит красящие вещества – пигменты: придающие  синию, фиолетовую,  малиновую окраску  лепесткам и другим частям  растения) 3. Ядро 4. Вакуоли Пластиды Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под 11 микроскопом». 1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек  прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его. 4 – Покройте кожицу покровным стеклом. 5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите. 6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте  учебника. 7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. Какие утверждения верны?  Поставьте знак “+” или “­”. 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.  2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.  12 3. Пластиды – есть только у растительных клеток.  4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.  5. Живые клетки только питаются.  6.Клетки одинаковы по форме и размерам.  7.Организм человека состоит из клеток  Домашнее задание Параграф 7, вопросы на странице 38 Творческий уровень: вылепить на картоне из пластилина  клетку с ее органоидами, сочинить сказку о клетке. 13

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"

Урок биологии в 5 классе по теме "Строение клетки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018