урок биологии в 5 классе среды жизни на планете Земля

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок биологии в 5 классе составлен в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта. Урок описывает среды жизни живых организмов. Урок начинается с просмотра фрагмента мультфильма, что заинтересовывает учащихся к дальнейшей работе на уроке.Во время урока дети работают в парах, индивидуально и фронтально. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии, т.е. присутствует физкультминутка.сценарий урока биологии 5 класса среды жизни на планете Земля
Иконка файла материала урок среды жизни урок.doc
Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля".  Раздел 3: Жизнь организмов на планете Земля. Урок №1 в данном разделе. Цели урока:  Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах  приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде. Развивающие. Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в  зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.  Воспитательные. Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению. Планируемые результаты освоения темы. Л   ичностные. Осознавать успешность своей деятельности. Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных  средах обитания. Метапредметные умения: *познавательные ­ осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь  выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей  тетради, делать выводы; * регулятивные ­ ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности,  адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе  урока; * коммуникативные – работать в паре,  корректно взаимодействовать друг с другом. Тип урока:  урок открытия нового знания.      Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа. Основные понятия: водная, наземно­воздушная, почвенная и организменная среды жизни. Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь; изображения водных, наземных и паразитических организмов;  презентация «Среды жизни планеты Земля». I. Мотивация к учебной деятельности  (1 мин.) сл.1 Ход урока "Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, – Пока идешь за кем­то вслед, Дорога не запомнится, Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется". Что хотел сказать этими словами Н. Рыленков? Только то, что ты сам узнал или  через что­либо прошел, откладывается в памяти человека. Так и наш урок пусть  сохранится у вас в памяти надолго.   Актуализация знаний  (2 мин.) II. Учит.­ Все вы помните сказку «Теремок». Посмотрев видеофрагмент, ответьте на  вопрос. Живому организму  подходят любые условия жизни? сл.2 Видеофрагмент (мультфильм «Теремок»)  Ученики отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента.III. Выявление места и причины затруднения (3 мин.) Учит. –  Предположите тему урока. Учен. – Высказывают предположения. Тема урока « Среды жизни планеты Земля» (сл.3) Учит.­ Что для вас важно,  хочется узнать, интересно? Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель) Учит. – IV. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин.) Посмотрите на рисунок (сл.4) и ответьте на вопрос: Где проживают данные живые  организмы? Назовите среды жизни.  Среда жизни сл. 5 Реализация построенного проекта.  Водная                    наземно­воздушная         почвенная         организменная V. Учит: А что такое среда жизни? Сл.6. Чтобы ответить на данный вопрос и подробнее  познакомиться со средами жизни живых организмов, предлагаю вам выполнить  несколько заданий. Сейчас вы парами проработаете по одной среде, используя параграф 17 и выполнив  задание 2 в рабочей тетради. Для работы вам 5 мин. Среда жизни – совокупность всех условий, в которых живёт организм. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.  1. Проговаривают свои результаты и заполняют таблицу 2 (5 мин). 2. Учитель предлагает выполнить физкультминутку. Физкультминутка сл.7 Все ребята дружно встали  И на месте зашагали,  На носочках потянулись,  А теперь назад прогнулись,  Как пружинки мы присели  И тихонько на место сели.  VII. Самостоятельная работа с самопроверкой  (10 мин.) Используя данные характеристики и рис.2. заполните таблицу:  Условия жизни Водная среда Наземно­ Почвенная  Организменная «Сравнение условий жизни в разных средах» сл.8воздушная  среда среда среда Кислород Вода Изменения  температуры Свет Кислорода         не хватает     /     достаточно /     недостаточно          Света                  мало/         достаточно /     недостаточно          Воды                  достаточно /     недостаточно   / мало   Температура    изменяется незначительно/     может изменяться/     значительно изменяется (самопроверка по слайду 9) VII. Включение в систему знаний им повторение. (8 мин.)        ровная/    Учит.   –   выполните   задание   1   в   р/т:   Сформулируйте   и   запишите определение понятия «Среда жизни» (формулируют все вместе).  Среда жизни (сл.10) – совокупность всех условий, в которых живёт организм. Учит. –  Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который был задан после  просмотра видеосюжета? Живому организму  подходят любые условия жизни? Сл.11 Учащ. – кратко отвечают. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.) Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке. Дополните «Облако тегов»: сл.12 Сегодня я узнал (узнала) …  Было интересно узнать, что …  Было трудно …  Я выполнял задания …  Теперь я могу…  Я научился (научилась) …  У меня получилось …  Я смог (смогла)…  Меня удивило… Домашнее задание сл.13 (2 мин.) Обязательно: § 17 ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить задания 3­6 в  рабочей тетради.Творческое задание: мини­проект «Новоселье» (выбрать животное и «переселить»  его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему  понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги  и т.п.) Сл.14. Как сказал В.Троицкий:  "Все уроки, как люди, похожи и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон: Ведь бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они, как мучительный сон".  Очень надеюсь, что наш урок был для вас как радостный праздник.   Использованная литература: 1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.  Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана­Граф, 2012. – 128 с.: ил.   2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных   учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н.  Пономарёвой. – М.: Вентана­Граф, 2013. – 80 с.: ил. 3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А.  Корнилова. – М.: Вентана­Граф, 2013. – 80 с.Используя данные характеристики и рис.2. заполните таблицу:  «Сравнение условий жизни в разных средах»  Условия жизни Водная среда Наземно­ воздушная  среда Почвенная  среда Организменная среда Кислород Вода Изменения  температуры Свет Кислорода         не хватает     /     достаточно /     недостаточно          Света                  мало/         достаточно /     недостаточно          Воды                  достаточно /     недостаточно   / мало   Температура    изменяется незначительно/     может изменяться/     изменяется        ровная/   значительно  Используя данные характеристики и рис.2. заполните таблицу:  «Сравнение условий жизни в разных средах»  Условия жизни Водная среда Наземно­ воздушная  среда Почвенная  среда Организменная среда Кислород Вода Изменения  температуры Свет Кислорода         не хватает     /     достаточно /     недостаточно          Света                  мало/         достаточно /     недостаточно          Воды                  достаточно /     недостаточно   / мало   Температура    изменяется незначительно/     может изменяться/     изменяется        ровная/   значительно