Урок биологии в 6 классе «Растительный организм как единое целое»
Оценка 4.7
Презентации учебные +1
zip
биология
6 кл
16.04.2017
Урок биологии в 6 классе, учебник под редакцией В.В.Пасечник
Составитель:
Кукуруза С.В.,учитель биологии МАОУ СОШ №4 г.Покачи,ХМАО-Югра
«Растительный организм как единое целое»
Цель: Систематизировать и закрепить знания о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести к пониманию того, что растение – целостный организм.
Образовательные задачи: Показать взаимосвязь органов растения на основе морфологических знаний, углубить представление о растительном организме как едином целом.
Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные задачи: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности, воспитание эстетического взгляда на объект природы, воспитание чувства взаимопомощи и взаимопонимания.
Тип урока: Урок закрепления и углубления материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, видеофрагменты
Межпредметные связи: литература, география, русский.
Здорвьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать о необходимости функционирования всех органов растения, о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.
Учащиеся должны уметь: сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Литература: 1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия, М., 2006г
Слайд № 2
Цель: Обобщение и систематизация знаний о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме.
Вот предварительная информация.
Надеюсь на ваш интерес и активность.
Хорошая будет тогда эффективность.
Проблемный вопрос: (музыка) Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.
Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.
Стебель: Нет! Главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Но, что, же будет без меня? Ведь это я солнечный свет ловлю, и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растения испаряю. Так может, я главнее всех?
Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Но прежде чем мы узнаем, что, же сказал человек корню, стеблю и листьям мы должны вспомнить об особенностях строении этих органов и процессах, протекающих в растительном организме.
Слайд № 3
Какие важные функции выполняет корень?
- корень служит для закрепления растений в почве;
- поглощает воду с растворёнными минеральными веществами, запасание;
- кроме этого он может осуществлять СИМБИОЗ с другими организмами: например, грибами. Между ними происходит обмен – грибы отдают воду и минеральные вещества, а корни органические вещества;
- часто корень служит хранилищем запасов: морковь, свёкла;
- у некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением ценными минеральными веществами. У клевера, гороха в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота, влияющие на рост зелёной массы.
Слайд № 4
Какие виды корней и типы корневых систем вы знаете?
- различают три вида корней: главные, придаточные и боковые:
- все корни одного растения образуют корневую систему: стержневая, где ярко выражен лавный корень, её имеют большинство двудольных растений: мочковатая, состоит из придаточных и боковых корней, главный корень недостаточно развит или рано отмирает ( характерна для однодольных);
Задание: Определите по гербарию тип корневой системы
Слайд № 5
Назовите зоны корня?
- корневой чехлик (клетки защищают от повреждений твёрдыми частицами почвы);
- зона деления (клетки постоянно делятся, число их увеличивается);
- зона роста (клетки вытягиваются, в результате корень растёт в длину);
- зона всасывания (поверхностные клетки образуют множество корневых волосков, длина их не более 10 мм, они значительно увеличивают всасываемую поверхность корня);
- зона проведения (вода и минеральные вещества по сосудам поступают в стебель и листья);
Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корню?
- механическая;
Слайд № 6
Какие приёмы агротехники человек использует для лучшего роста коревой системы?
- внесение удобрений;
- подкормка (ощипывание кончика корня с помощью заострённого колышка-пики, быстрый рост корней, лучшая всасываемость);
Слайд № 7
Сегодня биологи нашли новый способ разведения растений без почвы.
- ГИДРОПОНИКА – земледелие без почвы, это система, позволяющая искусственно выращивать культуры в особых минеральных субстратах (крупного песка). С применением гидропоники удаётся получить высокие урожаи, например, помидоров;
Как вы думаете, будут ли отличаться такие культуры от тех растений, которые выращивали в грунте?
- культуры, выращенные без почвы безвкусные, так как лишены многих питательных веществ;
Слайд № 8 (музыка)
Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается
От любого ветерка качаются
Почему осыпались и вянут?
( Сформулируйте вывод о значении корня в жизни растения?)
Без корней расти и жить не станут,
Как ни тонок, неприметен под землёю корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок!
Слайд № 9
Стебель соединяет два полюса питания растения – корни и листья. Обеспечивает проведение питательных веществ. Проводящие ткани стебля: ситовидные трубки и сосуды составляют единое целое с тканями корня и листа.
За счёт чего вода поднимается вверх по сосудам стебля?
- тургорное давление;
- Какие два основных типа стеблей вы знаете?
- травянистые: существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав;
- деревянистые: приобретают твёрдость благодаря отложению особого вещества лигнина;
На спиле дерева легко различают следующие участки: кора, пробка (чечевички), луб, (ситовидные трубки), древесина (сосуды) самый широкий и плотный слой, сердцевина рыхлый слой. Между корой и древесиной залегает камбий (рост в ширину);
Можно ли по спилу определить возраст дерева?
- по годичным кольцам (это прирост древесины за год). Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, широкие: хорошее питание, освещённость;
Слайд № 10
В книгу рекордов Гиннеса занесена Орхидея Биофиллюм, она имеет самый маленький стебель 2мм.
САМОЕ ТОЛСТОЕ дерево планеты – БАОБАБ (материк Африка)
САМОЕ ВЫСОКОЕ дерево планеты – СЕКВОЙЯ (штат Калифорния), вырастает до 120 метров, диаметр ствола 20 метров. В США во время одной из выставок на пне подобного размера разместился ансамбль танцоров с оркестром.
Слайд № 11
1. Вода и минеральные вещества передвигаются в стебле по сосудам…вверх
2. Слой клеток, за счёт которых происходит рост стебля в толщину…камбий
3. Маленькие бугорки, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен…чечевички
4. Самый плотный и широкий слой стебля… древесина
5. Рыхлый слой, в котором откладываются запасы питательных веществ…сердцевина
Слайд № 12
Какое строение имеет лист?
- листовая пластинка и черешок;
- в цитоплазме содержатся зелёные пластиды хлоропласты;
- листья простые (берёза, клен), сложные (рябина, акация, люпин);
- жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное;
- САМЫЕ крупные листья у южноамериканской виктории регии, плавающие листья достигают до 4метров в диаметре и выдерживают груз до 75 кг.
Какие функции выполняет лист?
- это орган, в котором происходит процесс фотосинтеза, газообмена, испарения;
- фотосинтез это…
- листья испаряют влагу путём испарения через устьица, они регулируют количество воды в растении, у большинства растений устьица располагаются на нижней части листовой пластинки.
Слайд № 13
Где испарение будет протекать быстрее? Солнечный тёплый день: в ведре с водой или в цветочном горшке?
- в ведре, так как испарение происходит непрерывно, нет устьиц;
Выберите правильные и неправильные суждения
1. Лист это орган, где происходит процесс фотосинтеза.
2. Сетчатое жилкование листьев встречается гораздо редко.
3. В зелёных листьях на свету образуется крахмал.
4. Для образования органических веществ необходимы вода и кислород.
5. При дыхании листья поглощают углекислый газ.
6. Испаряя воду листья защищают себя от перегрева.
7. У большинства растений устьица находятся на нижней листовой пластинке.
8. Растения в темноте не дышат.
9. Листья засушливых мест имеют большие размеры.
Наступил момент, когда мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Что же сказал Человек органам растения?
Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. При помощи листьев, стеблей и корней растение питается, растёт и осуществляет обмен веществ. Организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма может привести растение к гибели.
Слайд № 14
Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело.
И - мозг, зрение, слух.
Е - горло.
О - сердце.
У - живот.
А - конечности.
М и Ш - не организм в целом.
Слайд № 15
Чтобы выполнить следующее задание нужно показать не только знания, но и внимание.
КАМБИЙ
ТКАНЬ
ФОТОСИНТЕЗ
ХЛОРОПЛАСТЫ
СЕРДЦЕВИНА
ПИКИРОВКА
ГИДРОПОНИКА
Сколько цветов вы видели?
С каким явлением это связано? – Радуга.
На каком фоне было написано слово фотосинтез?
Слайд № 16
Вопросы:
1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев?
2. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему это может привести?
Слайд № 17
К концу подходит наш урок
А что итог? Каков итог?
Мы занимались не напрасно
Вы отвечали все прекрасно
Сегодня всем вам ставлю «пять»
И завтра всё начнем опять.Урок биологии в 6 классе, учебник под редакцией В.В.Пасечник
Составитель:
Кукуруза С.В.,учитель биологии МАОУ СОШ №4 г.Покачи,ХМАО-Югра
«Растительный организм как единое целое»
Цель: Систематизировать и закрепить знания о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести к пониманию того, что растение – целостный организм.
Образовательные задачи: Показать взаимосвязь органов растения на основе морфологических знаний, углубить представление о растительном организме как едином целом.
Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные задачи: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности, воспитание эстетического взгляда на объект природы, воспитание чувства взаимопомощи и взаимопонимания.
Тип урока: Урок закрепления и углубления материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, видеофрагменты
Межпредметные связи: литература, география, русский.
Здорвьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать о необходимости функционирования всех органов растения, о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ.
Учащиеся должны уметь: сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Литература: 1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия, М., 2006г
Слайд № 2
Цель: Обобщение и систематизация знаний о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме.
Вот предварительная информация.
Надеюсь на ваш интерес и активность.
Хорошая будет тогда эффективность.
Проблемный вопрос: (музыка) Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.
Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет.
Стебель: Нет! Главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям?
Лист: Но, что, же будет без меня? Ведь это я солнечный свет ловлю, и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растения испаряю. Так может, я главнее всех?
Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Но прежде чем мы узнаем, что, же сказал человек корню, стеблю и листьям мы должны вспомнить об особенностях строении этих органов и процессах, протекающих в растительном организме.
Слайд № 3
Какие важные функции выполняет корень?
- корень служит для закрепления растений в почве;
- поглощает воду с растворёнными минеральными веществами, запасание;
- кроме этого он может осуществлять СИМБИОЗ с другими организмами: например, грибами. Между ними происходит обмен – грибы отдают воду и минеральные вещества, а корни органические вещества;
- часто корень служит хранилищем запасов: морковь, свёкла;
- у некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением ценными минеральными веществами. У клевера, гороха в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота, влияющие на рост зелёной массы.
Слайд № 4
Какие виды корней и типы корневых систем вы знаете?
- различают три вида корней: главные, придаточные и боковые:
- все корни одного растения образуют корневую систему: стержневая, где ярко выражен лавный корень, её имеют большинство двудольных растений: мочковатая, состоит из придаточных и боковых корней, главный корень недостаточно развит или рано отмирает ( характерна для однодольных);
Задание: Определите по гербарию тип корневой системы
Слайд № 5
Назовите зоны корня?
- корневой чехлик (клетки защищают от повреждений твёрдыми частицами почвы);
- зона деления (клетки постоянно делятся, число их увеличивается);
- зона роста (клетки вытягиваются, в результате корень растёт в длину);
- зона всасывания (поверхностные клетки образуют множество корневых волосков, длина их не более 10 мм, они значительно увеличивают всасываемую поверхность корня);
- зона проведения (вода и минеральные вещества по сосудам поступают в стебель и листья);
Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корню?
- механическая;
Слайд № 6
Какие приёмы агротехники человек использует для лучшего роста коревой системы?
- внесение удобрений;
- подкормка (ощипывание кончика корня с помощью заострённого колышка-пики, быстрый рост корней, лучшая всасываемость);
Слайд № 7
Сегодня биологи нашли новый способ разведения растений без почвы.
- ГИДРОПОНИКА – земледелие без почвы, это система, позволяющая искусственно выращивать культуры в особых минеральных субстратах (крупного песка). С применением гидропоники удаётся получить высокие урожаи, например, помидоров;
Как вы думаете, будут ли отличаться такие культуры от тех растений, которые выращивали в грунте?
- культуры, выращенные без почвы безвкусные, так как лишены многих питательных веществ;
Слайд № 8 (музыка)
Мы в букет собрали маки жаркие
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается
От любого ветерка качаются
Почему осыпались и вянут?
( Сформулируйте вывод о значении корня в жизни растения?)
Без корней расти и жить не станут,
Как ни тонок, неприметен под землёю корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок!
Слайд № 9
Стебель соединяет два полюса питания растения – корни и листья. Обеспечивает проведение питательных веществ. Проводящие ткани стебля: ситовидные трубки и сосуды составляют единое целое с тканями корня и листа.
За счёт чего вода поднимается вверх по сосудам стебля?
- тургорное давление;
- Какие два основных типа стеблей вы знаете?
- травянистые: существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав;
- деревянистые: приобретают твёрдость благодаря отложению особого вещества лигнина;
На спиле дерева легко различают следующие участки: кора, пробка (чечевички), луб, (ситовидные трубки), древесина (сосуды) самый широкий и плотный слой, сердцевина рыхлый слой. Между корой и древесиной залегает камбий (рост в ширину);
Можно ли по спилу определить возраст дерева?
- по годичным кольцам (это прирост древесины за год). Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, широкие: хорошее питание, освещённость;
Слайд № 10
В книгу рекордов Гиннеса занесена Орхидея Биофиллюм, она имеет самый маленький стебель 2мм.
САМОЕ ТОЛСТОЕ дерево планеты – БАОБАБ (материк Африка)
САМОЕ ВЫСОКОЕ дерево планеты – СЕКВОЙЯ (штат Калифорния), вырастает до 120 метров, диаметр ствола 20 метров. В США во время одной из выставок на пне подобного размера разместился ансамбль танцоров с оркестром.
Слайд № 11
1. Вода и минеральные вещества передвигаются в стебле по сосудам…вверх
2. Слой клеток, за счёт которых происходит рост стебля в толщину…камбий
3. Маленькие бугорки, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен…чечевички
4. Самый плотный и широкий слой стебля… древесина
5. Рыхлый слой, в котором откладываются запасы питательных веществ…сердцевина
Слайд № 12
Какое строение имеет лист?
- листовая пластинка и черешок;
- в цитоплазме содержатся зелёные пластиды хлоропласты;
- листья простые (берёза, клен), сложные (рябина, акация, люпин);
- жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное;
- САМЫЕ крупные листья у южноамериканской виктории регии, плавающие листья достигают до 4метров в диаметре и выдерживают груз до 75 кг.
Какие функции выполняет лист?
- это орган, в котором происходит процесс фотосинтеза, газообмена, испарения;
- фотосинтез это…
- листья испаряют влагу путём испарения через устьица, они регулируют количество воды в растении, у большинства растений устьица располагаются на нижней части листовой пластинки.
Слайд № 13
Где испарение будет протекать быстрее? Солнечный тёплый день: в ведре с водой или в цветочном горшке?
- в ведре, так как испарение происходит непрерывно, нет устьиц;
Выберите правильные и неправильные суждения
1. Лист это орган, где происходит процесс фотосинтеза.
2. Сетчатое жилкование листьев встречается гораздо редко.
3. В зелёных листьях на свету образуется крахмал.
4. Для образования органических веществ необходимы вода и кислород.
5. При дыхании листья поглощают углекислый газ.
6. Испаряя воду листья защищают себя от перегрева.
7. У большинства растений устьица находятся на нижней листовой пластинке.
8. Растения в темноте не дышат.
9. Листья засушливых мест имеют большие размеры.
Наступил момент, когда мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Что же сказал Человек органам растения?
Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. При помощи листьев, стеблей и корней растение питается, растёт и осуществляет обмен веществ. Организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма может привести растение к гибели.
Слайд № 14
Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело.
И - мозг, зрение, слух.
Е - горло.
О - сердце.
У - живот.
А - конечности.
М и Ш - не организм в целом.
Слайд № 15
Чтобы выполнить следующее задание нужно показать не только знания, но и внимание.
КАМБИЙ
ТКАНЬ
ФОТОСИНТЕЗ
ХЛОРОПЛАСТЫ
СЕРДЦЕВИНА
ПИКИРОВКА
ГИДРОПОНИКА
Сколько цветов вы видели?
С каким явлением это связано? – Радуга.
На каком фоне было написано слово фотосинтез?
Слайд № 16
Вопросы:
1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев?
2. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему это может привести?
Слайд № 17
К концу подходит наш урок
А что итог? Каков итог?
Мы занимались не напрасно
Вы отвечали все прекрасно
Сегодня всем вам ставлю «пять»
И завтра всё начнем опять.
урок биологии в 6 классе.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.