Урок биологии в 6 классе «Растительный организм как единое целое»
Оценка 4.7

Урок биологии в 6 классе «Растительный организм как единое целое»

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
zip
биология
6 кл
16.04.2017
Урок биологии в 6  классе «Растительный организм как единое целое»
Урок биологии в 6 классе, учебник под редакцией В.В.Пасечник Составитель: Кукуруза С.В.,учитель биологии МАОУ СОШ №4 г.Покачи,ХМАО-Югра «Растительный организм как единое целое» Цель: Систематизировать и закрепить знания о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести к пониманию того, что растение – целостный организм. Образовательные задачи: Показать взаимосвязь органов растения на основе морфологических знаний, углубить представление о растительном организме как едином целом. Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательные задачи: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности, воспитание эстетического взгляда на объект природы, воспитание чувства взаимопомощи и взаимопонимания. Тип урока: Урок закрепления и углубления материала. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, видеофрагменты Межпредметные связи: литература, география, русский. Здорвьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика. Планируемые результаты: учащиеся должны знать о необходимости функционирования всех органов растения, о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ. Учащиеся должны уметь: сравнивать, сопоставлять, обобщать. Литература: 1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия, М., 2006г Слайд № 2 Цель: Обобщение и систематизация знаний о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме. Вот предварительная информация. Надеюсь на ваш интерес и активность. Хорошая будет тогда эффективность. Проблемный вопрос: (музыка) Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет! Главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Лист: Но, что, же будет без меня? Ведь это я солнечный свет ловлю, и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растения испаряю. Так может, я главнее всех? Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Но прежде чем мы узнаем, что, же сказал человек корню, стеблю и листьям мы должны вспомнить об особенностях строении этих органов и процессах, протекающих в растительном организме. Слайд № 3 Какие важные функции выполняет корень? - корень служит для закрепления растений в почве; - поглощает воду с растворёнными минеральными веществами, запасание; - кроме этого он может осуществлять СИМБИОЗ с другими организмами: например, грибами. Между ними происходит обмен – грибы отдают воду и минеральные вещества, а корни органические вещества; - часто корень служит хранилищем запасов: морковь, свёкла; - у некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением ценными минеральными веществами. У клевера, гороха в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота, влияющие на рост зелёной массы. Слайд № 4 Какие виды корней и типы корневых систем вы знаете? - различают три вида корней: главные, придаточные и боковые: - все корни одного растения образуют корневую систему: стержневая, где ярко выражен лавный корень, её имеют большинство двудольных растений: мочковатая, состоит из придаточных и боковых корней, главный корень недостаточно развит или рано отмирает ( характерна для однодольных); Задание: Определите по гербарию тип корневой системы Слайд № 5 Назовите зоны корня? - корневой чехлик (клетки защищают от повреждений твёрдыми частицами почвы); - зона деления (клетки постоянно делятся, число их увеличивается); - зона роста (клетки вытягиваются, в результате корень растёт в длину); - зона всасывания (поверхностные клетки образуют множество корневых волосков, длина их не более 10 мм, они значительно увеличивают всасываемую поверхность корня); - зона проведения (вода и минеральные вещества по сосудам поступают в стебель и листья); Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корню? - механическая; Слайд № 6 Какие приёмы агротехники человек использует для лучшего роста коревой системы? - внесение удобрений; - подкормка (ощипывание кончика корня с помощью заострённого колышка-пики, быстрый рост корней, лучшая всасываемость); Слайд № 7 Сегодня биологи нашли новый способ разведения растений без почвы. - ГИДРОПОНИКА – земледелие без почвы, это система, позволяющая искусственно выращивать культуры в особых минеральных субстратах (крупного песка). С применением гидропоники удаётся получить высокие урожаи, например, помидоров; Как вы думаете, будут ли отличаться такие культуры от тех растений, которые выращивали в грунте? - культуры, выращенные без почвы безвкусные, так как лишены многих питательных веществ; Слайд № 8 (музыка) Мы в букет собрали маки жаркие Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко Снова в землю посадили их. Только ничего не получается От любого ветерка качаются Почему осыпались и вянут? ( Сформулируйте вывод о значении корня в жизни растения?) Без корней расти и жить не станут, Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок! Слайд № 9 Стебель соединяет два полюса питания растения – корни и листья. Обеспечивает проведение питательных веществ. Проводящие ткани стебля: ситовидные трубки и сосуды составляют единое целое с тканями корня и листа. За счёт чего вода поднимается вверх по сосудам стебля? - тургорное давление; - Какие два основных типа стеблей вы знаете? - травянистые: существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав; - деревянистые: приобретают твёрдость благодаря отложению особого вещества лигнина; На спиле дерева легко различают следующие участки: кора, пробка (чечевички), луб, (ситовидные трубки), древесина (сосуды) самый широкий и плотный слой, сердцевина рыхлый слой. Между корой и древесиной залегает камбий (рост в ширину); Можно ли по спилу определить возраст дерева? - по годичным кольцам (это прирост древесины за год). Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, широкие: хорошее питание, освещённость; Слайд № 10 В книгу рекордов Гиннеса занесена Орхидея Биофиллюм, она имеет самый маленький стебель 2мм. САМОЕ ТОЛСТОЕ дерево планеты – БАОБАБ (материк Африка) САМОЕ ВЫСОКОЕ дерево планеты – СЕКВОЙЯ (штат Калифорния), вырастает до 120 метров, диаметр ствола 20 метров. В США во время одной из выставок на пне подобного размера разместился ансамбль танцоров с оркестром. Слайд № 11 1. Вода и минеральные вещества передвигаются в стебле по сосудам…вверх 2. Слой клеток, за счёт которых происходит рост стебля в толщину…камбий 3. Маленькие бугорки, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен…чечевички 4. Самый плотный и широкий слой стебля… древесина 5. Рыхлый слой, в котором откладываются запасы питательных веществ…сердцевина Слайд № 12 Какое строение имеет лист? - листовая пластинка и черешок; - в цитоплазме содержатся зелёные пластиды хлоропласты; - листья простые (берёза, клен), сложные (рябина, акация, люпин); - жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное; - САМЫЕ крупные листья у южноамериканской виктории регии, плавающие листья достигают до 4метров в диаметре и выдерживают груз до 75 кг. Какие функции выполняет лист? - это орган, в котором происходит процесс фотосинтеза, газообмена, испарения; - фотосинтез это… - листья испаряют влагу путём испарения через устьица, они регулируют количество воды в растении, у большинства растений устьица располагаются на нижней части листовой пластинки. Слайд № 13 Где испарение будет протекать быстрее? Солнечный тёплый день: в ведре с водой или в цветочном горшке? - в ведре, так как испарение происходит непрерывно, нет устьиц; Выберите правильные и неправильные суждения 1. Лист это орган, где происходит процесс фотосинтеза. 2. Сетчатое жилкование листьев встречается гораздо редко. 3. В зелёных листьях на свету образуется крахмал. 4. Для образования органических веществ необходимы вода и кислород. 5. При дыхании листья поглощают углекислый газ. 6. Испаряя воду листья защищают себя от перегрева. 7. У большинства растений устьица находятся на нижней листовой пластинке. 8. Растения в темноте не дышат. 9. Листья засушливых мест имеют большие размеры. Наступил момент, когда мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Что же сказал Человек органам растения? Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. При помощи листьев, стеблей и корней растение питается, растёт и осуществляет обмен веществ. Организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма может привести растение к гибели. Слайд № 14 Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело. И - мозг, зрение, слух. Е - горло. О - сердце. У - живот. А - конечности. М и Ш - не организм в целом. Слайд № 15 Чтобы выполнить следующее задание нужно показать не только знания, но и внимание. КАМБИЙ ТКАНЬ ФОТОСИНТЕЗ ХЛОРОПЛАСТЫ СЕРДЦЕВИНА ПИКИРОВКА ГИДРОПОНИКА Сколько цветов вы видели? С каким явлением это связано? – Радуга. На каком фоне было написано слово фотосинтез? Слайд № 16 Вопросы: 1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев? 2. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему это может привести? Слайд № 17 К концу подходит наш урок А что итог? Каков итог? Мы занимались не напрасно Вы отвечали все прекрасно Сегодня всем вам ставлю «пять» И завтра всё начнем опять.Урок биологии в 6 классе, учебник под редакцией В.В.Пасечник Составитель: Кукуруза С.В.,учитель биологии МАОУ СОШ №4 г.Покачи,ХМАО-Югра «Растительный организм как единое целое» Цель: Систематизировать и закрепить знания о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести к пониманию того, что растение – целостный организм. Образовательные задачи: Показать взаимосвязь органов растения на основе морфологических знаний, углубить представление о растительном организме как едином целом. Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательные задачи: Продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности, воспитание эстетического взгляда на объект природы, воспитание чувства взаимопомощи и взаимопонимания. Тип урока: Урок закрепления и углубления материала. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, видеофрагменты Межпредметные связи: литература, география, русский. Здорвьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика. Планируемые результаты: учащиеся должны знать о необходимости функционирования всех органов растения, о взаимосвязи процессов в растительном организме с помощью обмена веществ. Учащиеся должны уметь: сравнивать, сопоставлять, обобщать. Литература: 1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия, М., 2006г Слайд № 2 Цель: Обобщение и систематизация знаний о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме. Вот предварительная информация. Надеюсь на ваш интерес и активность. Хорошая будет тогда эффективность. Проблемный вопрос: (музыка) Поспорили однажды корень, стебель и лист, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно. Корень: Я – корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Стебель: Нет! Главный – я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Лист: Но, что, же будет без меня? Ведь это я солнечный свет ловлю, и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растения испаряю. Так может, я главнее всех? Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Но прежде чем мы узнаем, что, же сказал человек корню, стеблю и листьям мы должны вспомнить об особенностях строении этих органов и процессах, протекающих в растительном организме. Слайд № 3 Какие важные функции выполняет корень? - корень служит для закрепления растений в почве; - поглощает воду с растворёнными минеральными веществами, запасание; - кроме этого он может осуществлять СИМБИОЗ с другими организмами: например, грибами. Между ними происходит обмен – грибы отдают воду и минеральные вещества, а корни органические вещества; - часто корень служит хранилищем запасов: морковь, свёкла; - у некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением ценными минеральными веществами. У клевера, гороха в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота, влияющие на рост зелёной массы. Слайд № 4 Какие виды корней и типы корневых систем вы знаете? - различают три вида корней: главные, придаточные и боковые: - все корни одного растения образуют корневую систему: стержневая, где ярко выражен лавный корень, её имеют большинство двудольных растений: мочковатая, состоит из придаточных и боковых корней, главный корень недостаточно развит или рано отмирает ( характерна для однодольных); Задание: Определите по гербарию тип корневой системы Слайд № 5 Назовите зоны корня? - корневой чехлик (клетки защищают от повреждений твёрдыми частицами почвы); - зона деления (клетки постоянно делятся, число их увеличивается); - зона роста (клетки вытягиваются, в результате корень растёт в длину); - зона всасывания (поверхностные клетки образуют множество корневых волосков, длина их не более 10 мм, они значительно увеличивают всасываемую поверхность корня); - зона проведения (вода и минеральные вещества по сосудам поступают в стебель и листья); Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корню? - механическая; Слайд № 6 Какие приёмы агротехники человек использует для лучшего роста коревой системы? - внесение удобрений; - подкормка (ощипывание кончика корня с помощью заострённого колышка-пики, быстрый рост корней, лучшая всасываемость); Слайд № 7 Сегодня биологи нашли новый способ разведения растений без почвы. - ГИДРОПОНИКА – земледелие без почвы, это система, позволяющая искусственно выращивать культуры в особых минеральных субстратах (крупного песка). С применением гидропоники удаётся получить высокие урожаи, например, помидоров; Как вы думаете, будут ли отличаться такие культуры от тех растений, которые выращивали в грунте? - культуры, выращенные без почвы безвкусные, так как лишены многих питательных веществ; Слайд № 8 (музыка) Мы в букет собрали маки жаркие Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко Снова в землю посадили их. Только ничего не получается От любого ветерка качаются Почему осыпались и вянут? ( Сформулируйте вывод о значении корня в жизни растения?) Без корней расти и жить не станут, Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок! Слайд № 9 Стебель соединяет два полюса питания растения – корни и листья. Обеспечивает проведение питательных веществ. Проводящие ткани стебля: ситовидные трубки и сосуды составляют единое целое с тканями корня и листа. За счёт чего вода поднимается вверх по сосудам стебля? - тургорное давление; - Какие два основных типа стеблей вы знаете? - травянистые: существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав; - деревянистые: приобретают твёрдость благодаря отложению особого вещества лигнина; На спиле дерева легко различают следующие участки: кора, пробка (чечевички), луб, (ситовидные трубки), древесина (сосуды) самый широкий и плотный слой, сердцевина рыхлый слой. Между корой и древесиной залегает камбий (рост в ширину); Можно ли по спилу определить возраст дерева? - по годичным кольцам (это прирост древесины за год). Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, широкие: хорошее питание, освещённость; Слайд № 10 В книгу рекордов Гиннеса занесена Орхидея Биофиллюм, она имеет самый маленький стебель 2мм. САМОЕ ТОЛСТОЕ дерево планеты – БАОБАБ (материк Африка) САМОЕ ВЫСОКОЕ дерево планеты – СЕКВОЙЯ (штат Калифорния), вырастает до 120 метров, диаметр ствола 20 метров. В США во время одной из выставок на пне подобного размера разместился ансамбль танцоров с оркестром. Слайд № 11 1. Вода и минеральные вещества передвигаются в стебле по сосудам…вверх 2. Слой клеток, за счёт которых происходит рост стебля в толщину…камбий 3. Маленькие бугорки, находящиеся в пробке, через которые происходит газообмен…чечевички 4. Самый плотный и широкий слой стебля… древесина 5. Рыхлый слой, в котором откладываются запасы питательных веществ…сердцевина Слайд № 12 Какое строение имеет лист? - листовая пластинка и черешок; - в цитоплазме содержатся зелёные пластиды хлоропласты; - листья простые (берёза, клен), сложные (рябина, акация, люпин); - жилкование: сетчатое, дуговое, параллельное; - САМЫЕ крупные листья у южноамериканской виктории регии, плавающие листья достигают до 4метров в диаметре и выдерживают груз до 75 кг. Какие функции выполняет лист? - это орган, в котором происходит процесс фотосинтеза, газообмена, испарения; - фотосинтез это… - листья испаряют влагу путём испарения через устьица, они регулируют количество воды в растении, у большинства растений устьица располагаются на нижней части листовой пластинки. Слайд № 13 Где испарение будет протекать быстрее? Солнечный тёплый день: в ведре с водой или в цветочном горшке? - в ведре, так как испарение происходит непрерывно, нет устьиц; Выберите правильные и неправильные суждения 1. Лист это орган, где происходит процесс фотосинтеза. 2. Сетчатое жилкование листьев встречается гораздо редко. 3. В зелёных листьях на свету образуется крахмал. 4. Для образования органических веществ необходимы вода и кислород. 5. При дыхании листья поглощают углекислый газ. 6. Испаряя воду листья защищают себя от перегрева. 7. У большинства растений устьица находятся на нижней листовой пластинке. 8. Растения в темноте не дышат. 9. Листья засушливых мест имеют большие размеры. Наступил момент, когда мы должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Что же сказал Человек органам растения? Все органы растения тесно связаны между собой: жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов. При помощи листьев, стеблей и корней растение питается, растёт и осуществляет обмен веществ. Организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой-либо части организма может привести растение к гибели. Слайд № 14 Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело. И - мозг, зрение, слух. Е - горло. О - сердце. У - живот. А - конечности. М и Ш - не организм в целом. Слайд № 15 Чтобы выполнить следующее задание нужно показать не только знания, но и внимание. КАМБИЙ ТКАНЬ ФОТОСИНТЕЗ ХЛОРОПЛАСТЫ СЕРДЦЕВИНА ПИКИРОВКА ГИДРОПОНИКА Сколько цветов вы видели? С каким явлением это связано? – Радуга. На каком фоне было написано слово фотосинтез? Слайд № 16 Вопросы: 1. Почему в морозные зимы наблюдаются случаи гибели плодовых деревьев? 2. Как вы считаете, какой вред наносится растениям сбором сока и к чему это может привести? Слайд № 17 К концу подходит наш урок А что итог? Каков итог? Мы занимались не напрасно Вы отвечали все прекрасно Сегодня всем вам ставлю «пять» И завтра всё начнем опять.
урок биологии в 6 классе.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017