Тема: «Размножение голосеменных растений». Тип урока: урок получения новых знаний.
Урок является текущим в разделе «Жизнь растений» по авторской программе В.В.Пасечника. Материал урока позволяет учиться выдвигать гипотезы, структурировать учебный материал, овладевать исследовательской деятельностью, что может быть использовано в дальнейшей учебной деятельности учащихся.
БИОЛОГИЯ
Тема 2. Жизнь растений.
Урок №9 «Размножение
голосеменных растений»
УМК В. В. Пасечник и др. «Биология». Учебнометодический комплект
для 5—11 классов общеобразовательных учреждений, издательство
«Дрофа»,
учебник: В. В. Пасечник.
«Биология. Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс, 2013
учитель Мирошниченко Елена Егоровна
Предмет: Биология
Класс: 6 класс
Тема урока: Размножение голосеменных растенийТип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о
сущности размножения голосеменных растений
Планируемый результат: умение характеризовать стадии размножения
голосеменных растений, понимать смысл биологических терминов :
проросток, пыльцевой мешочек, пыльцевая трубка.
Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с особенностями размножения
голосеменных растений.
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки
работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать
формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых
компетентностей учащихся
воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного
интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной
личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование:
мультимедийная презентация, листы индивидуальной работы.
Формирование УУД:
мультимедийный проектор и экран,
компьютер,
Личностные УУД: самоопределение, формирование познавательной
мотивации, желания саморазвития, оценивание ситуации и осознание охраны
окружающей среды
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять и формулировать цель учебной деятельности;
составлять план достижения цели, осознавать конечный результат
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других с помощью
монологической и диалогической речи, понимать возможность различных
точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение,
организовывать учебное взаимодействие
Познавательные УУД: самостоятельно предполагать информацию
(необходимые источники) , которая нужна для обучения. Перерабатывать
информацию для получения нового результата; строить логические
рассуждения, устанавливать причинноследственные связи, формулироватьгипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного
вида в другой
Межпредметные связи: русский язык, литература, искусство
Планируемые результаты:
Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и
развитие коммуникативных умений, умение организовать учебное
сотрудничество, понимание необходимости охраны окружающей среды
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить
цели, работать с текстом, новой терминологией, выделять главное,
устанавливать причинноследственные связи
Предметные: повторение и формирование понятий «размножение», «виды
размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок»»;
способствовать усвоению учащимися сущности образования семени и
развития голосеменных растений;
выявить черты сходства и различия различных представителей споровых и
семенных растений;
выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере
цикла размножения сосны;
Этапы урока и время:
1. Организационный момент 1мин.
2. Актуализация знаний. 3мин.
3. Постановка цели. 5 мин.
4.Первичное усвоение новых знаний. 4 мин.
5. Первичная проверка понимания.5 мин.
6.Физминутка. 1 мин.
7. Первичное закрепление. 5мин.
8. Информация о домашнем задании. 1мин.
9. Рефлексия 5мин.
Этапы уро
ка
1 этап
Организац
ионный
момент.
Технологии,
методы и
формы
Метод:
словестный,
наглядный.
Форма: беседа,
Деятельность учителя Деятельност
ь учащегося
УУД
-Дорогие
шестиклассники,
сегодня урок
биологии проведу
у вас я-
Приветствуют
учителя,
контролируют
готовность к
уроку.
Личностные: -
самоорганизац
ия.
Регулятивные
: способность
регулироватьдиалог.
Цель:
Позитивны
й настрой
на урок.
2 этап
Актуализация
знаний.
Цель:
систематизи
ровать
имеющиеся у
учащихся
знания.
Технологии:
проблемное
обучение,
личностно –
ориентированн
ое обучение,
технология
сотрудничества
.
Методы:
словестный,
наглядный,
демонстрацион
ный.
Мирошниченко
Елена Егоровна. Я
рада встрече с
вами и желаю нам
плодотворной и
интересной
работы.
Леонардо да
Винчи говорил:
«Железо
ржавеет, не
находя себе
применения,
стоячая вода
гниет или на
холоде
замерзает, а ум
человека, не
находя себе
применения,
чахнет». Но мы
не допустим
такого.
Мы продолжим
изучать тему
«Жизнь
растений».
Вспомните:
- Что называется
размножением?
----------------
(Способность
организма
воспроизводить
себе подобных).
- Какие Вы знаете
способы
размножения?
-------------------------
(Бесполое и
половое).
- Какие виды
бесполого
размножения вы
знаете?----------
(Спорообразовани
е и вегетативное).
- Что такое спора?
-----------------
(специализирован
свои действия,
прогнозироват
ь деятельность
на уроке.
Отвечают на
вопросы.
Демонстрац
ия
видеофрагм
ента об
Э.Геккеле.
Личностные:
формирование
познавательно
й мотивации,
желания
саморазвития
Познаватель
ные:
Формирование
умений
устанавливать
взаимосвязь
знаний по
разным
учебным
предметам для
решения
необходимых
учебных задач.
Регулятивны
е: умение
составлять
план ипоследователь
ность
действий, осу
ществлять
контроль по
результату.
ная клетка
служащая для
размножения ).
- Какие Вы знаете
растения,
размножающиеся
при помощи
спор?--------------
(водоросли, мхи,
папоротники ).
- Что является
необходимым
условием для
размножения
споровых
растений?-------------
(Наличие воды).
- Что такое
зооспоры?---------
( споры,
способные к
движению).
- Как отличить
мужское и
женское растение
мха кукушкин
лен?------------------
(на женском
образуется
коробочка со
спорами).
- Что такое
спорангии?-----------
----- (бурые
бугорки на
нижней стороне
папоротника со
спорами).
- Что образуется
из проросшей
споры
папоротника?-------
-- (заросток).Технологии:
проблемное
обучение,
личностно –
ориентированн
ое обучение.
Методы:
словестный,
наглядный,
частично –
поисковый,
объяснительно
–
иллюстративны
й.
Формы:
рассказ,
диалог
3 этап
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
Изучение
нового
материала.
Цель: Вызвать
эмоциональны
й настрой,
постановка
цели и задач
урока, умение
сотрудничать
на уроке с
учителем.
Мыслят,
дают
ответы,
работают в
тетрадях.
Просмотр
мультимед
ийной
презентац
ии.
Личностные:
проявление
интереса и
активности в
выборе
решения;
осознание
потребности и
готовности к
самообразован
ию,
установление
личностного
смысла знания
Познавательн
ые:
Умение
анализировать
, умение
осознанно
строить
речевое
высказывание.
Регулятивные
:
умение
составлять
план и
последователь
ность
действий.
- Давайте
посмотрим и
определим, что
делает человек
на этом
видеофрагменте.
(просмотр)
- На каких
растениях
растут шишки?
Давайте мы
определим,
какие шишки где
растут? (на
доске)
- А как
образуются
шишки и для
чего они нужны ?
-Правильно,
шишка —
видоизменённый
побег,
развивающийся
на концах веток
хвойных
растений в виде
маленьких
образований,
покрытых
чешуйками. Это
место где
образуются
семена. Сегодня
мы будем
говорить об
особенностях
размножения
голосеменных
растений.
Запишите,
пожалуйста,
тему нашего
урока
«Размножение
голосеменных
растений»Работа в
тетрадях.
Личностные:
осознание единства
и целостности
окружающего мира
Регулятивные:
умение
осуществлять
самоконтроль.
Познавательные
: умение выделять
необходимую
информацию;
анализ, сравнение,
классификация и
обобщение фактов
и явлений.
Технологии:
личностно –
ориентированн
ое обучение,
технология
сотрудничества
Методы:
словестный,
наглядный
Формы работы:
индивидуальна
я
4 этап-
первичное
усвоение
новых
знаний
Цель:
Умение
анализиро
вать
полученну
ю
информаци
ю и
применять
на
практике.
Умение
сотруднич
ать на
уроке с
учителем,
однокласс
никами, в
группе и
коллектив
е.
-Основным
способом
размножения
голосеменных
является
половой способ,
то
есть
размножение с
помощью
специализирован
ных
половых
клеток – гамет.
Вегетативное
размножение
встречается
очень
Рассмотрим
размножение
голосеменных на
примере сосны.
ВИДЕО
редко.Решение
кейсов в
группах,
презентация
выводов по
типам
онтогенеза
Технологии:
кейс
технология
Методы:
словестный,
наглядный
Формы работы:
групповая
Ребята, я раздам вам
рисунки, на которых
изображено
размножение сосны
обыкновенной. Вы
должны дать название
этим рисункам и
рассказать, как
формируется эта
стадия размножения.
Используйте текст и
рисунок учебника
§23.
5 этап-
первичная
проверка
понимания
.
Цель:
установить
, усвоили
или нет
учащиеся
связь
между
фактами,
содержани
е новых
понятий,
закономер
ностей,
устранить
обнаружен
ные
пробелы.
- Личностные
формирование
познавательно
й мотивации,
желания
саморазвития,
оценивание
ситуации и
осознание
ценности
здорового
образа жизни
Регулятивные
:
самостоятельн
о
обнаруживать
и
формулироват
ь учебную
проблему,
определять и
формулироват
ь цель учебной
деятельности;
составлять
план
достижения
цели,
осознавать
конечный
результат
Коммуникати
вные:
доносить свою
позицию до
других с
помощью
монологическо
й и
диалогической
речи,
Познавательн
ые:
самостоятельн
о
предполагать
информацию;
строить
логические
рассуждения,
устанавливать
причинно-
следственные
связи6 этап
первичное
закреплен
ие
Цель:
закрепить
у учащихся
те знания
и умения,
которые
необходим
ы для
самостояте
льной
работы по
этому
материалу
Технологии:
кейс
технология
Методы:
словестный,
наглядный ,
взаимопроверк
а
Формы работы:
групповая и
индивидуальна
я
Презентация
выводов по
решаемым
кейсам,
заполнение
листов
индивидуальн
ой работы,
взаимная
проверка
работ
Личностные:
самоопределен
ие,
формирование
познавательно
й мотивации,
желания
саморазвития,
оценивание
ситуации и
осознание
ценности
здорового
образа жизни
Познавательн
ые:
самостоятельн
о
предполагать
информацию;
строить
логические
рассуждения,
устанавливать
причинно-
следственные
связи
Коммуникати
вные:
доносить свою
позицию до
других с
помощью
монологическо
й и
диалогической
речи, понимать
возможность
различных
точек зрения
на вопрос,
уметь
обосновывать
собственное
мнение,
организовыват
ь учебное
взаимодействи
е
- Обратите
внимание на
листы
индивидуальной
работы. Вы
должны
заполнить
таблицу
«Размножение
голосеменных
растений». На
эту работу у вас
есть 3 мин.
Физминутка:
ребята, прежде
чем перейти к
проверке
работы, встаньте
пожалуйста,
давайте
представим
себе, что мы в
лесу и собираем
шишки, каждому
из вас надо
поднять 3
шишки. Спасибо,
присаживайтесь.
- Природа
наделила
человека
разумом,
способным
постичь любые
знания!
Когда человек
использует свой
разум, Природа
одобрительно
улыбается ему.
Когда же
человек им не
пользуется, она
стоит рядом с
безграничным
терпением и
состраданием, и
ждёт, пока он
поумнеет”.
Оцените работу7 этап
Информация
о домашнем
задании.
Цель:
разъяснить
работу при
подготовке
д\з
8 этап
Рефлексив
но-
оценочный
.
Цель:
Осмыслени
е процесса
и
результата
деятельно
сти,
коррекция.
Технологии:
личностно –
ориентированн
ое обучение,
технология
сотрудничества
.
Методы:
словестный,
наглядный,
оценочный.
Записывают
домашнее
задание.
Регулятивные
: определять и
формулироват
ь цель учебной
деятельности;
составлять
план
достижения
цели,
осознавать
конечный
результат
высказываю
т мнения по
проблемам
урока
Познавательн
ые:
рефлексия
способов и
условий
действия,
контроль и
оценка
процесса и
результата
деятельности.
Личностные:
самооценка на
основе
критерия
успешности,
адекватное
понимание
причин успеха
и неуспеха в
учебной
деятельности.
Коммуникати
вные:
планирование
учебного
сотрудничеств
а.
-Спасибо, а теперь
запишите
домашнее
задание:
1. Изучить §23 ,
2. Ответить на
вопросы,
3. Выучить новые
термины,
4. Творческое
задание :
подготовить
сообщение о
любом хвойном
растении,
объясните
русскую
поговорку: "Не
расти яблочку на
елке. Не бывать
шишке на рябине".
- Давайте
познакомимся с
интересными
фактами из жизни
голосеменных
растений.
- Спасибо, хорошо.
Мы плодотворно
поработали
сегодня на уроке.
Я проверю ваши
листы и поставлю
оценки. А теперь я
предлагаю вам
взять шишки и
закончить фразы,
которые к ним
прикреплены.
Заключительное
слово учителя:
-Молодцы, хорошо.
- А сейчас я
раздам вам семена
кедра.
Кедры
достигают в высоту
50 метров, из-за
чего наши предки
называли
его
Мировым Древом,
чья
крона
упирается
в
Космос, а корни
уходят глубоко подземлю,
питаясь
водами подземного
мира. Попробуйте
вырастить такое
дерево. И если у
вас получиться, то
ваш вклад в дело
сохранения
природы
будет
бесценен!
Благодарю всех
за урок!