Урок биологии в 6 классе "Размножение голосеменных растений"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Размножение голосеменных растений». Тип урока: урок получения новых знаний. Урок является текущим в разделе «Жизнь растений» по авторской программе В.В.Пасечника. Материал урока позволяет учиться выдвигать гипотезы, структурировать учебный материал, овладевать исследовательской деятельностью, что может быть использовано в дальнейшей учебной деятельности учащихся.
Иконка файла материала Размножение голосеменных.docx
БИОЛОГИЯ Тема 2. Жизнь растений. Урок №9 «Размножение голосеменных растений»   УМК В. В. Пасечник и др. «Биология». Учебно­методический комплект для 5—11 классов общеобразовательных учреждений, издательство «Дрофа»,  учебник: В. В. Пасечник.  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений». 6 класс, 2013   учитель ­Мирошниченко Елена Егоровна Предмет: Биология Класс: 6 класс Тема урока: Размножение голосеменных растенийТип урока: урок получения новых знаний Цель   урока:  создание   условий   для   формирования   у   учащихся   знаний   о сущности размножения голосеменных растений Планируемый   результат:  умение   характеризовать   стадии   размножения голосеменных   растений,   понимать   смысл   биологических   терминов   : проросток, пыльцевой мешочек, пыльцевая трубка. Задачи: ­   обучающие:  познакомить   учащихся   с   особенностями   размножения голосеменных растений.   ­развивающие:  развивать   познавательный   интерес   к   предмету,   навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся ­воспитательные:  способствовать   повышению   уровню   познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное. Методы: наглядные, словесные, практические. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа. Оборудование: мультимедийная презентация, листы индивидуальной работы. Формирование УУД:    мультимедийный   проектор   и   экран,  компьютер, ­ Личностные УУД: самоопределение,  формирование познавательной  мотивации, желания саморазвития, оценивание ситуации и осознание охраны  окружающей среды ­ Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять и формулировать цель учебной деятельности;  составлять план достижения цели, осознавать конечный результат ­Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других с помощью  монологической и диалогической речи, понимать возможность различных  точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение,  организовывать учебное взаимодействие ­ Познавательные УУД: самостоятельно предполагать информацию  (необходимые источники) , которая нужна для обучения. Перерабатывать  информацию для получения нового результата; строить логические  рассуждения, устанавливать  причинно­следственные связи, формулироватьгипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного  вида в другой Межпредметные связи: русский язык, литература, искусство  Планируемые результаты:  Личностные: актуализация познавательных мотивов, формирование и  развитие коммуникативных умений, умение организовать учебное  сотрудничество, понимание необходимости охраны окружающей среды Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, работать с текстом,  новой терминологией, выделять главное,  устанавливать причинно­следственные связи Предметные: ­повторение и формирование понятий «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок»»; ­способствовать   усвоению   учащимися   сущности   образования   семени   и развития голосеменных растений; ­выявить черты сходства и различия различных представителей споровых и семенных растений; ­выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере цикла размножения сосны; Этапы урока и время: 1. Организационный момент 1мин. 2. Актуализация знаний. 3мин. 3. Постановка цели. 5 мин. 4.Первичное усвоение новых знаний. 4 мин. 5. Первичная проверка понимания.5 мин. 6.Физминутка. 1 мин. 7. Первичное закрепление. 5мин. 8. Информация о домашнем задании. 1мин. 9. Рефлексия 5мин. Этапы уро ка 1 этап Организац ионный момент. Технологии, методы и формы Метод:  словестный,  наглядный. Форма: беседа,  Деятельность учителя Деятельност ь учащегося УУД -Дорогие шестиклассники, сегодня урок биологии проведу у вас я- Приветствуют учителя,  контролируют готовность к  уроку. Личностные: - самоорганизац ия. Регулятивные : способность регулироватьдиалог. Цель: Позитивны й настрой на урок. 2 этап Актуализация знаний. Цель:  систематизи­ ровать  имеющиеся у  учащихся  знания. Технологии:  проблемное  обучение,  личностно –  ориентированн ое обучение,  технология  сотрудничества . Методы:  словестный,  наглядный,  демонстрацион ный. Мирошниченко Елена Егоровна. Я рада встрече с вами и желаю нам плодотворной и интересной работы. Леонардо да Винчи говорил: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Но мы не допустим такого. Мы продолжим изучать тему «Жизнь растений». Вспомните: - Что называется размножением? ---------------- (Способность организма воспроизводить себе подобных). - Какие Вы знаете способы размножения? ------------------------- (Бесполое и половое). - Какие виды бесполого размножения вы знаете?---------- (Спорообразовани е и вегетативное). - Что такое спора? ----------------- (специализирован свои действия, прогнозироват ь деятельность на уроке. Отвечают на  вопросы.  Демонстрац ия  видеофрагм ента об  Э.Геккеле.   Личностные: формирование познавательно й мотивации, желания саморазвития Познаватель ные: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения необходимых учебных задач. Регулятивны е: умение составлять план ипоследователь ность действий, осу ществлять контроль по результату. ная клетка служащая для размножения ). - Какие Вы знаете растения, размножающиеся при помощи спор?-------------- (водоросли, мхи, папоротники ). - Что является необходимым условием для размножения споровых растений?------------- (Наличие воды). - Что такое зооспоры?--------- ( споры, способные к движению). - Как отличить мужское и женское растение мха кукушкин лен?------------------ (на женском образуется коробочка со спорами). - Что такое спорангии?----------- ----- (бурые бугорки на нижней стороне папоротника со спорами). - Что образуется из проросшей споры папоротника?------- -- (заросток).Технологии:  проблемное  обучение,  личностно –  ориентированн ое обучение.  Методы:  словестный,  наглядный,  частично –  поисковый,  объяснительно  –  иллюстративны й. Формы:  рассказ,   диалог 3 этап Постановка  цели и задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельности  учащихся.  Изучение  нового  материала. Цель: Вызвать эмоциональны й настрой,    постановка  цели и задач  урока, умение сотрудничать  на уроке с  учителем. Мыслят, дают ответы, работают в тетрадях. Просмотр мультимед ийной презентац ии. Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; осознание потребности и готовности к самообразован ию, установление личностного смысла знания Познавательн ые: Умение анализировать , умение осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные : умение составлять план и последователь ность действий. - Давайте посмотрим и определим, что делает человек на этом видеофрагменте. (просмотр) - На каких растениях растут шишки? Давайте мы определим, какие шишки где растут? (на доске) - А как образуются шишки и для чего они нужны ? -Правильно, шишка — видоизменённый побег, развивающийся на концах веток хвойных растений в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Это место где образуются семена. Сегодня мы будем говорить об особенностях размножения голосеменных растений. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока «Размножение голосеменных растений»Работа в тетрадях. Личностные:  осознание единства и целостности  окружающего мира Регулятивные:  умение  осуществлять  самоконтроль. Познавательные : умение выделять  необходимую   информацию;  анализ, сравнение,  классификация и  обобщение фактов  и явлений. Технологии:  личностно –  ориентированн ое обучение,  технология  сотрудничества Методы:  словестный,  наглядный  Формы работы: индивидуальна я  4 этап- первичное усвоение новых знаний Цель: Умение анализиро вать полученну ю информаци ю и применять на практике. Умение сотруднич ать на уроке с учителем, однокласс никами, в группе и коллектив е. -Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализирован ных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны. ВИДЕО редко.Решение  кейсов в  группах,  презентация  выводов по  типам  онтогенеза Технологии:  кейс­ технология Методы:  словестный,  наглядный  Формы работы: групповая ­Ребята, я раздам вам рисунки, на которых  изображено  размножение сосны  обыкновенной. Вы  должны дать название этим рисункам и  рассказать, как  формируется эта  стадия размножения.  Используйте текст и  рисунок учебника  §23. 5 этап- первичная проверка понимания . Цель: установить , усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержани е новых понятий, закономер ностей, устранить обнаружен ные пробелы. - Личностные формирование познавательно й мотивации, желания саморазвития, оценивание ситуации и осознание ценности здорового образа жизни Регулятивные : самостоятельн о обнаруживать и формулироват ь учебную проблему, определять и формулироват ь цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат Коммуникати вные: доносить свою позицию до других с помощью монологическо й и диалогической речи, Познавательн ые: самостоятельн о предполагать информацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи6 этап первичное закреплен ие Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходим ы для самостояте льной работы по этому материалу Технологии:  кейс­ технология Методы:  словестный,  наглядный ,  взаимопроверк а Формы работы: групповая и  индивидуальна я Презентация  выводов по  решаемым  кейсам,  заполнение  листов  индивидуальн ой работы,  взаимная  проверка  работ Личностные: самоопределен ие, формирование познавательно й мотивации, желания саморазвития, оценивание ситуации и осознание ценности здорового образа жизни Познавательн ые: самостоятельн о предполагать информацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи Коммуникати вные: доносить свою позицию до других с помощью монологическо й и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное мнение, организовыват ь учебное взаимодействи е - Обратите внимание на листы индивидуальной работы. Вы должны заполнить таблицу «Размножение голосеменных растений». На эту работу у вас есть 3 мин. Физминутка: ребята, прежде чем перейти к проверке работы, встаньте пожалуйста, давайте представим себе, что мы в лесу и собираем шишки, каждому из вас надо поднять 3 шишки. Спасибо, присаживайтесь. - Природа наделила человека разумом, способным постичь любые знания! Когда человек использует свой разум, Природа одобрительно улыбается ему. Когда же человек им не пользуется, она стоит рядом с безграничным терпением и состраданием, и ждёт, пока он поумнеет”. Оцените работу7 этап Информация  о домашнем  задании. Цель:  разъяснить  работу при  подготовке  д\з 8 этап Рефлексив но- оценочный . Цель: Осмыслени е процесса и результата деятельно сти, коррекция. Технологии:  личностно –  ориентированн ое обучение,  технология  сотрудничества . Методы:  словестный,  наглядный,  оценочный. Записывают  домашнее  задание. Регулятивные : определять и формулироват ь цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат высказываю т мнения по  проблемам  урока Познавательн ые: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникати вные: планирование учебного сотрудничеств а. -Спасибо, а теперь запишите домашнее задание: 1. Изучить §23 , 2. Ответить на вопросы, 3. Выучить новые термины, 4. Творческое задание : подготовить сообщение о любом хвойном растении, объясните русскую поговорку: "Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине". - Давайте познакомимся с интересными фактами из жизни голосеменных растений. - Спасибо, хорошо. Мы плодотворно поработали сегодня на уроке. Я проверю ваши листы и поставлю оценки. А теперь я предлагаю вам взять шишки и закончить фразы, которые к ним прикреплены. Заключительное слово учителя: -Молодцы, хорошо. - А сейчас я раздам вам семена кедра. Кедры достигают в высоту 50 метров, из-за чего наши предки называли его Мировым Древом, чья крона упирается в Космос, а корни уходят глубоко подземлю, питаясь водами подземного мира. Попробуйте вырастить такое дерево. И если у вас получиться, то ваш вклад в дело сохранения природы будет бесценен! Благодарю всех за урок!