Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Оценка 4.8

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
17.02.2017
Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Тема: «Фотосинтез». (6 класс) Цели и задачи урока: Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле. Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Фотосинтез.docx
Тема: «Фотосинтез». (6 класс) Цели и задачи урока: Образовательная   цель:  Раскрыть   сущность   процесса   фотосинтеза   и   его   значения   для жизни на Земле.    Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов   и   наблюдений;   на   основе   опытов   доказать   поглощение   углекислого   газа   и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды. Педагогические   технологии:  проблемно­   развивающее   обучение,   метод   эвристических вопросов  –  «кто? ­что? ­где? ­чем? ­зачем? ­как? ­когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы. Формы работы: вступительное слово учителя,  создание проблемной ситуации,групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с  результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение  проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний . Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично­поисковые  (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод  (при решении проблемных заданий). Оборудование:  медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа»,   презентация   по   теме   «Фотосинтез»,   Электронное   пособие   «   1С   : Образование.4Дом»   биология.   6   класс»,   задания   для   индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, , таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал. Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по  инструктивным карточкам закладывает два опыта:  1.«проба Сакса»  2. выделение  кислорода процессе фотосинтеза. Ученики, осуществляющие лабораторные исследования  во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности. Педагогические технологии: проблемно­ развивающее обучение, метод эвристических  вопросов  –  «кто? ­что? ­где? ­чем? ­зачем? ­как? ­когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы. Оборудование урока: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование:  спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные  колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез».  Планируемые результаты обучения:  Ученик должен знать: ­ что фотосинтез – воздушное питание; ­ что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений; ­ условия необходимые для протекания фотосинтеза; 1 ­ что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества; ­ что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза Эпиграф Двое правят жизнью на Земле – Красное солнышко и  Зелёное  зёрнышко. Задачи:   Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение  работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и  его функциями.  Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.  Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в  жизни. Цели урока: 1. Изучить процесс фотосинтеза. Задачи:  1. Познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза. 2. Выявить, какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза. 3. Доказать наличие крахмала в зеленых растениях. 4. Выявить, в каких тканях листа происходит процесс фотосинтеза. 5. На основе изученного материала, сделать вывод о значении фотосинтеза. 2. Развитие логического мышления. Задачи:  1. Умение лаконично выражать свои мысли. 2. Анализировать опыты. 3. Аргументировано доказывать свою точку зрения. 3. Экологическое воспитание  школьников. Задачи:  1. Значение зеленых растений для жизни на Земле. 2. Сохранение и забота о зеленых насаждениях. Тип урока: изучение нового материала.                                                                    Ход урока:                      II. Актуализация знаний.  Определение темы урока. Учитель:   Здравствуйте,   садитесь.   Сегодня   10апреля   ,в   этот   весенний   день   я   рада приветствовать вас и ребята   и наших гостей. Весна в этом   году явно запаздывает.. И 2 каждый из нас ,наверное, ждет когда же растает это надоевший и уже серый снег ,и на деревьях появятся изумрудно – зелёные листья.  Ах, как красива, как прекрасна Весна с зелёною листвой, В зелёно­ яркий цвет одета, И с нежными цветами над травой… (слайд№1) Листья ­ это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные   лаборатории,   в   которых   образуются   органические   вещества:   сахар   и   крахмал.   Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.  И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть механизмы этого биологического процесса.  ­Кто из вас догадался о каком процессе идет  речь? Конечно о фотосинтезе. Тема урока –Фотосинтез.  (Записывается тема урока на доске , ученики в листочках) Чтобы изучить   этот процесс   образования органических веществ в растении   нам нужно ответить на несколько вопросов:   А теперь подумайте, какой информацией мы должны владеть , чтобы изучить   Процесс или явление ? На какие вопросы мы должны найти ответ? Дополн.(Какой информацией мы должны владеть, чтобы   описать любой процесс, например, процесс приготовления  пирога « Шарлотка»?) (Либо  пример с Квинтилианом). Учитель проводит поисковую беседу. Где? Т.е . в какой части растения образуются органические вещества? Из каких веществ? При каких условиях в растения образуются органические вещества?(учитель вопросы записывает на  доске). Итак первый вопрос: Где? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда  Верно­  сахар и крахмал – образуются в листьях. Учитель: А можем мы с вами  проверить и обнаружить , в листьях  крахмал? ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО ВЕЩЕСТВА МЫ СМОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ? Йод.( раствор йода). Давайте нанесём раствор йода на лист герани. Учитель вызывает ученицу( пипетка и  йод на столе) салфетка.. Яна,  что должно произойти с раствором йода?  Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом? Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска? Какие изменения произошли?  ( посмотреть под микроскопом) Ученик: Никаких.  3 Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?  Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.   Вопросы классу ­Чем обусловлена  зеленая  окраска  листа? ( хлорофилл) ­ Где в клетке содержится хлорофилл ?( в хлоропластах)  Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом. А как это осуществить расскажут Женя и Настя с, которым мы вместе провели этот опыт.  Ученики заранее  получили задание  повести эксперимент.  Результаты эксперимента представлены  ввиде презентации.  (Демонстрация презентации) Слайды (№2,3,4) Для этого  мы взяли  растение  герань и поставили комнатное растение в тёмный шкаф на 3  дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев, затем растение поместил на  свет на 8 часов ,потом   удалили  лист растения и  поместили сначала в горячую воду ( при  этом разрушилась покровная  и основная  ткань листа), лист стал более мягким, затем  мы  поместили его в кипящий спирт.( При этом лист обесцветился , а спирт стал ярко  зелёным  от хлорофилла) . Потом обработал слабым раствором йода­ и вот наш результат.  ( фотографии) Учитель: Как изменилась окраска листа? О чем говорит  появление синей окраски при  обработке  листа  йодом?  Вывод: Действительно в листьях   образовался крахмал. С первым вопросом мы разобрались.  Но у нас остались еще два вопроса:  Из каких веществ образуется сахар и крахмал? При каких условиях? Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас  на столах карточки  с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и  расскажите  о своих результатах и выводах остальным. И в конце  наших  исследований   каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе­  это заполненная  схема  процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза». Которая отражает как протекает  этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями ) « ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»                    ?                         ? +                          ?       +              ? условия                                                            ?                                                                                       вещества                                                                                               вещества 4 На работу  вам отводится 2 минуты. Вы работаете в группах , Обращаю внимание на  необходимость взаимного  уважение  и умение выслушать  чужую точку зрения, и  хочу  напомнить , что в лабораториях всегда достаточно тихо. Приложение №1 « Задания для лабораторий» Лаборатория №1 (слайд) Кто из сотрудников выступит от вашей лаборатории. Вывод к которому вы пришли ,сравнив результаты опытов?  Вывод: На свету в листьях образуется крахмал.  В темноте ­  не образуется крахмал.  При каком условии образуются органические вещества? Какое же условие необходимо для образования  орг. веществ? Свет ( запись на доске) Лаборатория №2 ( слайд) Как прошли ваши исследования? Возможные доп.вопросы. Чем отличается лист герани от листа колеуса? Какой вывод сделала ваша лаборатория? Вывод: Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл, только при наличии света. Итак, какое 2 условие необходимо для  протекания процесса фотосинтеза? Лаборатория №3 ( слайд) Пожалуйста   ,3   лаборатория.   Какой   газ   поддерживает   горение?   При   каких   условиях проводился опыт?( обр. вним. На усл .на доске) Вывод: Зелёные растения на свету выделяют кислород.  Происходит ли при этом процесс фотосинтеза? Лаборатория №4  У вас было интересное задание. Ответ ученика. Вопрос классу. Учитель  :В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала.( слайд)Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород? Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только на свету. Т.е когда протекает процесс фотосинтеза.  Растения  в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород. Учитель. У нас остался  нерешенным  последний вопрос. Из  каких веществ в листьях образуются  крахмал? И я приглашаю вас в свою лабораторию. Хочу попросить вас разобраться с результатами  моих опытов. Демонстрация ролика 1С: Образование.Дом»»  « Вещества необходимые для образования крахмала в зелёных листьях»  Учитель: Давайте разберёмся , что же это значит? О чем нам говорит появление синей окраски у листа 2­го растения? А почему не образовался крахмал у  в листьях 1­го растения? Чем отличались условия проведения опыта? Сделайте вывод. ( посмотрите на вопрос) Какое вещество необходимо для образования сахара и крахмала? 5 Углекислый газ( запись на доске)  Ученик:    И еще необходима вода. Откуда растение получает воду? Мы ответили на все вопросы , а теперь самое время поработать со схемой.  Заполните пожалуйста схему.( на эту работу даю вам  2 минуты) Ученики  от каждой лаборатории выходят с листочками  и демонстрируют свои  результаты. Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок. Упомянуть  О необходимости  воды. Вода + углекислый газ                 органические вещества (сахар, крахмал) + кислород                               Свет, хлорофилл  Учитель: Исходя из схемы, какое   определение процесса фотосинтеза  вы   можете  предложить? Можем вместе. Фотосинтез ­ это процесс……  Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных  листьях растений растений на   свету,   при   котором   из   углекислого   газа   и   воды   образуются   органические вещества и кислород. ( от греч. «фото» ­ свет, «синтез» ­ образование). На   слайде  Фотосинтез  –   это   процесс,   протекающий   хлоропластах   листьев растений   на   свету,   при   котором   из   углекислого   газа   и   воды   образуются органические вещества и кислород. Учитель( поясняет):Фотосинтез может протекать не только в листьях . но и в других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащиххлорофил.  кислород Каков главный результат  этого процесса?( схема на  доске) Рассказ учителя по схеме (на слайде) Опыты показали ,что  сначала в растении  образуется сахар, затем  крахмал, образовавшийся  крахмал под действием  особых веществ  превращается в  растворимый сахар  И транспортируется  из  листьев по всему  растению. Органические  вещества , которые  вырабатываются в  процессе фотосинтеза  нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа  будет получать растение , тем  больше органических веществ оно будет образовывать. В некоторых тканях растения  6 растворимый сахар вновь становиться крахмалом и может откладываться прозапас  например в клубнях картофеля. Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам  полученные знания при решении биологических задач. И 1 минута на обсуждение. Задания для лабораторий. Лаборатория № 1. Задание. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?  Исправьте ошибки. Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток  процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях,  только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород  расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества:  сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии,  поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не  было бы обогащения атмосферы углекислым газом. Перепуткин А.    09.04.12. __________________________________________________________________ Лаборатория № 2. Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти  заводской дым? _______________________________________________________________ Лаборатория № 3 Как вы считаете, в какое время суток лучше собирать листовые овощи : салат, укроп,  петрушку и почему?  _______________________________________________________________ Лаборатория № 4 Вспомните сказку. К. Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? После ответа 4 лаборатории. Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд , но и  обеспечивают пищей  другие живые организмы ,представляют всему живому кислород для  дыхания. Растительный покров земли называют   « зелёными лёгкими планеты».А будут ли они здоровыми зависит от нас с вами , от того  насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством. Урок мне бы хотелось закончить стихами  Фотосинтез идет на свету круглый год. И он людям дает пищу и кислород. Очень важный процесс­ фотосинтез, друзья, Без него на Земле обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова – 7 Фотосинтез всему этому голова. Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!  И озоновый слой будет нас защищать. Сегодня на уроке вы хорошо работали. Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать Комментарии оценок. Ваше домашнее задание на отдельных листочках  Выберите  любые 5 вопросов или  задания  по  своему желанию и ответьте на них.  Урок окончен. До свидания! Приложение №1 Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод. Лаборатория №2. Опыт с растением колеус. Вопросы:1. При каких условиях  был проведен опыт? 2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет, а какая часть осталась желтой ? О чем говорит появление синей окраски? 3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?  Объясните  результат опыта и сделайте вывод. Вывод: __________________________________________               _______________________________________________________                _______________________________________________________ 8 При ответе не забудьте  прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!  Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи! 9 Лаборатория №1 Задание. Рассмотрите опыты с растением герань ( пеларгония) и сделайте вывод. Опыт №1             Опыт с геранью Сравните результаты опытов и сделайте вывод. Вопрос: Отличаются  ли условия проведения первого и второго  опыта? Опыт №2                    Опыт с геранью Отсутствие света. Вывод:__________________________________________ _________________________________________________ ___________________________________________________ При ответе не забудьmе  прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!   10 Лаборатория №3 Водное   растение   элодею   поставим   на  яркий   свет.   Через   некоторое   время   на освещенных   листьях   появятся  пузырьки   газа.  Соберали   пузырьки   в   пробирку,   затем опустили в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит. Какой вывод из этого следует? Вывод: ______________________ _______________________________________ ___________________________________ ______________________________________ При   ответе прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!     не   забудь Лаборатория №4 Задание. Рассмотрите опыт. Ответьте  на вопросы и сделайте вывод . Природа любит загадывать загадки. С одной из таких загадок  столкнулся  английский химик Джозеф Пристли. В 1771 году  он провёл оригинальный и смелый эксперимент. Он посадил на подоконник двух мышек и плотно прикрыл их стеклянными колпаками. Через некоторое время одна из мышек погибла, а вторая продолжала жить. И мышки были одинаковыми, и колпаки.  Вопросы: 1.Как вы можете объяснить результат опыта ?  2.Почему погибла первая мышь? 3.Изменился ли состав воздуха  под колпаком 2­ ой мыши? Вывод: ______________________________________________________               ______________________________________________________ 11 _____________________________________________________                ___________________________________________________ При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!   12 Карточка 4. Задание. Рассмотрите опыт ученого Джозефа Пристли и сделайте вывод. Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что  получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение, так как свеча, сгорая,  потребляла кислород из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд,  умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение  Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть  свеча, могла дышать мышь.  «Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его  пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось  небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью  оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,  бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии  перекинулась в соседние страны. Итак , что же происходит в зеленых листьях – лабораториях на свету.  Слайд( на рисованный лист)Комментарий учителя. Когда в хлоропластах  вода соединяется с углекислым газом, под действием  энергии солнечного света, получается сахар, который  затем он превращается  в крахмал, но еще много кислорода. Крахмал, образовавшись в клетках листа,  превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от  листьев ко всем частям растения. Кислород в таком большом количестве растению не нужен, и его излишки  удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим,  постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле  растений, тем легче нам будет дышат.  А теперь давайте вместе составим формулу фотосинтеза. (Слайд) (запись  в  рабочих листах)  Теперь составив формулу ф/с .Попытайтесь сами дать определение этому  процессу, используя фомулу. 13 Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при   участии   энергии   солнечного   света.   (   от   греч.   «фото»   ­   свет,   «синтез»   ­ образование). Фотосинтез­процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из  неорганических веществ углекислого газа и воды. Фотосинтез ­ процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ   из неорганических за счет энергии света. Крахмал и сахар ,которые вырабатывают зеленые листья, нужен для питания  всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Затем из сахара и  минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры,  углеводы.  Т.е получается ,что фотосинтез – это тоже питание. Что такое питание ? Но какое ? Воздушное питание.поэтому я думаю стоит сделать дополнение в теме урока.  Фотосинтез­ воздушное питание растений. Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как  пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач. 1. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных? 2. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром, а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает. Объясните,   какие   факторы   вызывают   изменение интенсивности фотосинтеза в течение дня? 3. Хозяйка   сорвала   верхние   зеленые   листья   капусты   на   корм кроликам. Правильно ли она сделала? 4. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом. С какой целью это делают? 14 5. Учитель задает ученикам вопрос: Как можно увеличить  интенсивность  фотосинтеза? (учащиеся выдвигают  гипотезы) 6. Учитель: А как сказывается загрязненность воздуха пылью и  газами на интенсивности процесса фотосинтеза?  (выслушиваются варианты ответов учеников) 7. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп,  шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?                                        (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум  органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а  ночью происходит отток этих веществ в другие органы.) 8. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты  на корм кроликам. Правильно ли она поступила?  Почему?       (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в  зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья  кочана, где и накапливаются) 9. Особенности строения листа в связи с функцией поглощения света,  необходимого для фотосинтеза». 10.   11. Запись в тетрадь: 12. А/ плоская поверхность листовых пластинок; 13. Б/ мозаичное расположение листьев; 14. В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к  свету; 15. Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.  Но  голые  знания  без  практики,  можно  сказать, почти  пустое  место.  Я  предлагаю поработать     на     мыслительных     листах.     В     конвертах     биологические     задачи различного уровня  сложности.  Выберите  любые,  которые  вам  понравятся.    Ответы с  краткими  пояснениями  запишите  на  «мыслительных»   листах. 1. Замечено,  что  ягоды,  собранные  в  солнечный  день,  слаще.  Объясните,  почему? 2. Гусеницы   повредили   листья   яблони.   Как   вы   думаете,   отразится   ли   это   на урожае?  Объясните  свою  точку  зрения. 3. на  открытом  или  затенённом месте?   Ответ  обоснуйте. *   Как  вы  думаете,  какой  участок  необходимо  выбрать  для  посадки  картофеля: *   С  какой  целью  в  оранжереях  и  теплицах  дают  испаряться  сухой  углекислоте? **    Объясните,  почему  огурцы,  выращенные   на   навозной  грядке,   дают   больше 4. 5. урожай,  чем  при  выращивании  в  грунте? 6. урожай? **   Почему  при  недостаточном  поливе  замедляется рост  растений  и  снижается Напишите .За что мы бы могли сказать спасибо зелёному листу? А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл) 15 Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского: Какое сложное явленье – дерево. Вглядитесь! В каждом облик утомленный, Ему на долю пало древнее: Оно глотает солнце как лимоны. Потом хвоей зеленой и листвой Раздаривает это солнце. Заснет. Но исполинский подвиг свой Опять свершает тут же, как проснется. В нем жизни вековое волшебство, В нем бьются воды, что волны покрепче. Оно шумит, шуршит и что­то шепчет,  И хочет, чтобы поняли его… ­ У вас возникли вопросы? Зачем дерево глотает солнце? Как вы это понимаете? Что за волшебство происходит в дереве? ­ Что значит “растение глотает солнце” (хлорофилл поглощает солнечную энергию) ­ А что раздаривает солнце? (энергию) ­ В чем заключается подвиг растения? (энергия нужна всему живому, а ее передают от  Солнца растения) ­ О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе) Фантазеры”. 1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что  так случилось. К чему это может привести? 2. “Математики” Решите задачу: Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое  количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей  этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200  человек? 3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью  растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не  истощается запас кислорода?  4. “Историки” В 1630 году ученый Ван­Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет  ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла  ива? Объясните результаты опыта. 16 ­ А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в  комнате? (Посадить растение). Все молодцы справились с очень непростыми задачами. ­ Ребята, а вы можете способствовать поддержанию кислорода в вашем городе? ­ А что вы можете сделать? Сегодня на уроке вы хорошо работали. Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать Попробуйте закончить предложение… Сегодня на уроке:  я узнал… самым трудным для меня было…  меня больше всего удивило…. Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему  желанию.  1. “Желтые” ­ прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. 2. “Синие” ­ надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений?  Ответ поясните”. 3. “Зеленые” ­ выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке.  “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?” В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у  березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева? Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок. Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его  пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось  небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью  оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,  бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии  перекинулась в соседние страны. 17 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных  с  осуществлением процесса фотосинтеза.  2 Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.  3 Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.  4 Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.  Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их  творческих способностей и познавательных интересов. Познавательная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на  солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с  газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий  солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования  крахмала? Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет –  его называют цветом жизни. ­ Какую роль выполняет хлорофилл в клетке? Обратитесь к информационной карте п.2. “Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию  органических веществ” В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее  чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс  называется фотосинтезом. 18 Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод. Лаборатория №2. Опыт с растением колеус. Вопросы:1. При каких условиях  был проведен опыт? 2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет,а какая часть осталась желтой ?О чем говорит появление синей окраски? 3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?  Объясните  результат опыта и сделайте вывод. Вывод: __________________________________________               _______________________________________________________                _______________________________________________________ 19 При ответе не забудьте  прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!  Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи! 20 Лаборатория №1 Задание. Рассмотрите опыты с растением герань( пеларгония) и сделайте вывод. Опыт №1 Сравните результаты опытов и сделайте вывод. Вопрос: Отличаются  ли условия проведения первого и второго  опыта? Опыт №2 Отсутствие света. Вывод: ______________________________________________________               ______________________________________________________                 _____________________________________________________                ___________________________________________________ 21 При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!  Лаборатория №3 Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод. Водное   растение   элодею   поставим   на  яркий   свет.   Через   некоторое   время   на освещенных   листьях   появятся  пузырьки   газа.  Соберем   пузырьки   в   пробирку,   затем опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит.Какой вывод из этого следует? Вывод:_______________________________________________________________________ ___________________________________________ ________________________________________ _______________________________________ Лаборатория №4 Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод. Джозеф   Пристли   сжигал   свечу   в   замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при этом  воздух уже не может поддерживать горение, так   как   свеча,   сгорая,  потребляла  кислород  из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть свеча, могла дышать мышь. Вывод: ______________________________________________________ 22 ______________________________________________________                 _____________________________________________________                ___________________________________________________ При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде!    Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!   23

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017