Тема: «Фотосинтез». (6 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Фотосинтез.docx
Тема: «Фотосинтез». (6 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для
жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об
условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия
протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения
опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и
выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и
жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно развивающее обучение, метод эвристических
вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?» (словесная формула Цицерона),
элементы эвристической беседы.
Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации,групповая
работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с
результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний .
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частичнопоисковые
(самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод
(при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение
листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие « 1С :
Образование.4Дом» биология. 6 класс», задания для индивидуальной
проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, , таблица
“Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.
Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по
инструктивным карточкам закладывает два опыта: 1.«проба Сакса» 2. выделение
кислорода процессе фотосинтеза. Ученики, осуществляющие лабораторные исследования
во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.
Педагогические технологии: проблемно развивающее обучение, метод эвристических
вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?» (словесная формула Цицерона),
элементы эвристической беседы.
Оборудование урока: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование:
спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные
колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез».
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
что фотосинтез – воздушное питание;
что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
условия необходимые для протекания фотосинтеза;
1 что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза
Эпиграф
Двое правят жизнью на Земле –
Красное солнышко и Зелёное зёрнышко.
Задачи:
Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение
работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и
его функциями.
Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить
суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в
жизни.
Цели урока:
1. Изучить процесс фотосинтеза.
Задачи:
1. Познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза.
2. Выявить, какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза.
3. Доказать наличие крахмала в зеленых растениях.
4. Выявить, в каких тканях листа происходит процесс фотосинтеза.
5. На основе изученного материала, сделать вывод о значении фотосинтеза.
2. Развитие логического мышления.
Задачи:
1. Умение лаконично выражать свои мысли.
2. Анализировать опыты.
3. Аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Экологическое воспитание школьников.
Задачи:
1. Значение зеленых растений для жизни на Земле.
2. Сохранение и забота о зеленых насаждениях.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня 10апреля ,в этот весенний день я рада
приветствовать вас и ребята и наших гостей. Весна в этом году явно запаздывает.. И
2 каждый из нас ,наверное, ждет когда же растает это надоевший и уже серый снег ,и на
деревьях появятся изумрудно – зелёные листья.
Ах, как красива, как прекрасна
Весна с зелёною листвой,
В зелёно яркий цвет одета,
И с нежными цветами над травой… (слайд№1)
Листья это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные
лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот
процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей
планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.
И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть
механизмы этого биологического процесса.
Кто из вас догадался о каком процессе идет речь? Конечно о фотосинтезе.
Тема урока –Фотосинтез.
(Записывается тема урока на доске , ученики в листочках)
Чтобы изучить этот процесс образования органических веществ в растении нам нужно
ответить на несколько вопросов:
А теперь подумайте, какой информацией мы должны владеть , чтобы изучить
Процесс или явление ?
На какие вопросы мы должны найти ответ?
Дополн.(Какой информацией мы должны владеть, чтобы описать любой процесс,
например, процесс приготовления пирога « Шарлотка»?)
(Либо пример с Квинтилианом).
Учитель проводит поисковую беседу.
Где? Т.е . в какой части растения образуются органические вещества?
Из каких веществ?
При каких условиях в растения образуются органические вещества?(учитель вопросы
записывает на доске).
Итак первый вопрос: Где? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда
Верно сахар и крахмал – образуются в листьях.
Учитель: А можем мы с вами проверить и обнаружить , в листьях крахмал?
ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО ВЕЩЕСТВА МЫ СМОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Йод.( раствор йода). Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Учитель вызывает ученицу( пипетка и йод на столе) салфетка..
Яна, что должно произойти с раствором йода?
Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?
Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?
Какие изменения произошли? ( посмотреть под микроскопом)
Ученик: Никаких.
3 Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.
Вопросы классу
Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофилл)
Где в клетке содержится хлорофилл ?( в хлоропластах)
Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
А как это осуществить расскажут Женя и Настя с, которым мы вместе провели этот опыт.
Ученики заранее получили задание повести эксперимент.
Результаты эксперимента представлены ввиде презентации.
(Демонстрация презентации) Слайды (№2,3,4)
Для этого мы взяли растение герань и поставили комнатное растение в тёмный шкаф на 3
дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев, затем растение поместил на
свет на 8 часов ,потом удалили лист растения и поместили сначала в горячую воду ( при
этом разрушилась покровная и основная ткань листа), лист стал более мягким, затем мы
поместили его в кипящий спирт.( При этом лист обесцветился , а спирт стал ярко зелёным
от хлорофилла) . Потом обработал слабым раствором йода и вот наш результат.
( фотографии)
Учитель: Как изменилась окраска листа? О чем говорит появление синей окраски при
обработке листа йодом?
Вывод: Действительно в листьях образовался крахмал.
С первым вопросом мы разобрались.
Но у нас остались еще два вопроса:
Из каких веществ образуется сахар и крахмал?
При каких условиях?
Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас
на столах карточки с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и
расскажите о своих результатах и выводах остальным. И в конце наших исследований
каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе это заполненная
схема процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза». Которая отражает как протекает
этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями )
« ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»
?
?
+
?
+
?
условия
?
вещества вещества
4 На работу вам отводится 2 минуты. Вы работаете в группах , Обращаю внимание на
необходимость взаимного уважение и умение выслушать чужую точку зрения, и хочу
напомнить , что в лабораториях всегда достаточно тихо.
Приложение №1 « Задания для лабораторий»
Лаборатория №1 (слайд)
Кто из сотрудников выступит от вашей лаборатории.
Вывод к которому вы пришли ,сравнив результаты опытов?
Вывод: На свету в листьях образуется крахмал. В темноте не образуется крахмал.
При каком условии образуются органические вещества? Какое же условие необходимо для
образования орг. веществ? Свет ( запись на доске)
Лаборатория №2 ( слайд)
Как прошли ваши исследования?
Возможные доп.вопросы. Чем отличается лист герани от листа колеуса?
Какой вывод сделала ваша лаборатория?
Вывод:
Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл,
только при наличии света.
Итак, какое 2 условие необходимо для протекания процесса фотосинтеза?
Лаборатория №3 ( слайд)
Пожалуйста ,3 лаборатория. Какой газ поддерживает горение? При каких условиях
проводился опыт?( обр. вним. На усл .на доске)
Вывод: Зелёные растения на свету выделяют кислород.
Происходит ли при этом процесс фотосинтеза?
Лаборатория №4
У вас было интересное задание.
Ответ ученика.
Вопрос классу.
Учитель :В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты
Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он
был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные
тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала,
мята засыхала.( слайд)Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют
кислород?
Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только на свету.
Т.е когда протекает процесс фотосинтеза.
Растения в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород.
Учитель. У нас остался нерешенным последний вопрос.
Из каких веществ в листьях образуются крахмал?
И я приглашаю вас в свою лабораторию. Хочу попросить вас разобраться с результатами
моих опытов.
Демонстрация ролика 1С: Образование.Дом»»
« Вещества необходимые для образования крахмала в зелёных листьях»
Учитель: Давайте разберёмся , что же это значит?
О чем нам говорит появление синей окраски у листа 2го растения?
А почему не образовался крахмал у в листьях 1го растения?
Чем отличались условия проведения опыта?
Сделайте вывод. ( посмотрите на вопрос)
Какое вещество необходимо для образования сахара и крахмала?
5 Углекислый газ( запись на доске)
Ученик:
И еще необходима вода.
Откуда растение получает воду?
Мы ответили на все вопросы , а теперь самое время поработать со схемой.
Заполните пожалуйста схему.( на эту работу даю вам 2 минуты)
Ученики от каждой лаборатории выходят с листочками и демонстрируют свои
результаты.
Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок. Упомянуть О необходимости
воды.
Вода + углекислый газ органические вещества (сахар, крахмал) + кислород
Свет, хлорофилл
Учитель: Исходя из схемы, какое определение процесса фотосинтеза вы
можете предложить? Можем вместе.
Фотосинтез это процесс……
Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений растений
на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические
вещества и кислород. ( от греч. «фото» свет, «синтез» образование).
На слайде Фотосинтез – это процесс, протекающий хлоропластах листьев
растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются
органические вещества и кислород.
Учитель( поясняет):Фотосинтез может протекать не только в листьях . но и в
других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащиххлорофил.
кислород
Каков главный результат
этого процесса?( схема на
доске)
Рассказ учителя по схеме
(на слайде)
Опыты показали ,что
сначала в растении
образуется сахар, затем
крахмал, образовавшийся
крахмал под действием
особых веществ
превращается в
растворимый сахар
И транспортируется из
листьев по всему
растению. Органические
вещества , которые
вырабатываются в
процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и
плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение , тем
больше органических веществ оно будет образовывать. В некоторых тканях растения
6 растворимый сахар вновь становиться крахмалом и может откладываться прозапас
например в клубнях картофеля.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам
полученные знания при решении биологических задач.
И 1 минута на обсуждение.
Задания для лабораторий.
Лаборатория № 1.
Задание. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?
Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток
процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях,
только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород
расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества:
сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии,
поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не
было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Перепуткин А. 09.04.12.
__________________________________________________________________
Лаборатория № 2.
Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти
заводской дым?
_______________________________________________________________
Лаборатория № 3
Как вы считаете, в какое время суток лучше собирать листовые овощи : салат, укроп,
петрушку и почему?
_______________________________________________________________
Лаборатория № 4
Вспомните сказку. К. Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так
случилось. К чему это может привести?
После ответа 4 лаборатории.
Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд , но и
обеспечивают пищей другие живые организмы ,представляют всему живому кислород для
дыхания. Растительный покров земли называют
« зелёными лёгкими планеты».А будут ли они здоровыми зависит от нас с вами , от того
насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.
Урок мне бы хотелось закончить стихами
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
7 Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Комментарии оценок.
Ваше домашнее задание на отдельных листочках Выберите любые 5 вопросов или
задания по своему желанию и ответьте на них.
Урок окончен. До свидания!
Приложение №1
Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод.
Лаборатория №2.
Опыт с растением колеус.
Вопросы:1. При каких условиях был проведен опыт?
2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет, а
какая часть осталась желтой ? О чем говорит появление синей окраски?
3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?
Объясните результат опыта и сделайте вывод.
Вывод: __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
8
При ответе не забудьте прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи! 9 Лаборатория №1
Задание. Рассмотрите опыты с растением герань ( пеларгония) и
сделайте вывод.
Опыт №1 Опыт с геранью
Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
Вопрос: Отличаются ли условия проведения первого и второго
опыта?
Опыт №2 Опыт с геранью
Отсутствие света.
Вывод:__________________________________________
_________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудьmе прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
10 Лаборатория №3
Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на
освещенных листьях появятся пузырьки газа. Соберали пузырьки в пробирку, затем
опустили в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит. Какой вывод из этого
следует?
Вывод: ______________________
_______________________________________
___________________________________
______________________________________
При
ответе
прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде! Ответ не должен
превышать 2 минуты. Удачи!
не
забудь
Лаборатория №4
Задание. Рассмотрите опыт. Ответьте на вопросы и
сделайте вывод .
Природа любит загадывать загадки. С одной из таких
загадок столкнулся английский химик Джозеф
Пристли. В 1771 году он провёл оригинальный и
смелый эксперимент. Он посадил на подоконник двух
мышек и плотно прикрыл их стеклянными колпаками.
Через некоторое время одна из мышек погибла, а вторая
продолжала жить. И мышки были одинаковыми, и
колпаки.
Вопросы: 1.Как вы можете объяснить результат опыта ?
2.Почему погибла первая мышь?
3.Изменился ли состав воздуха под колпаком 2 ой мыши?
Вывод: ______________________________________________________
______________________________________________________
11 _____________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
12 Карточка 4.
Задание. Рассмотрите опыт ученого Джозефа Пристли и сделайте вывод.
Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что
получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение, так как свеча, сгорая,
потребляла кислород из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд,
умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение
Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть
свеча, могла дышать мышь.
«Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его
пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось
небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью
оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,
бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии
перекинулась в соседние страны.
Итак , что же происходит в зеленых листьях – лабораториях на свету.
Слайд( на рисованный лист)Комментарий учителя.
Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, под действием
энергии солнечного света, получается сахар, который затем он превращается
в крахмал, но еще много кислорода. Крахмал, образовавшись в клетках листа,
превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от
листьев ко всем частям растения.
Кислород в таком большом количестве растению не нужен, и его излишки
удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим,
постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле
растений, тем легче нам будет дышат.
А теперь давайте вместе составим формулу фотосинтеза. (Слайд)
(запись в рабочих листах)
Теперь составив формулу ф/с .Попытайтесь сами дать определение этому
процессу, используя фомулу.
13 Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды
при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» свет, «синтез»
образование).
Фотосинтезпроцесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из
неорганических веществ углекислого газа и воды.
Фотосинтез процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ
из неорганических за счет энергии света.
Крахмал и сахар ,которые вырабатывают зеленые листья, нужен для питания
всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Затем из сахара и
минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры,
углеводы.
Т.е получается ,что фотосинтез – это тоже питание. Что такое питание ?
Но какое ?
Воздушное питание.поэтому я думаю стоит сделать дополнение в теме урока.
Фотосинтез воздушное питание растений.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как
пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
1. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?
2. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в
течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром,
а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает.
Объясните,
какие факторы вызывают изменение
интенсивности фотосинтеза в течение дня?
3. Хозяйка сорвала верхние зеленые листья капусты на корм
кроликам. Правильно ли она сделала?
4. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух
углекислым газом. С какой целью это делают?
14 5. Учитель задает ученикам вопрос: Как можно увеличить
интенсивность фотосинтеза? (учащиеся выдвигают
гипотезы)
6. Учитель: А как сказывается загрязненность воздуха пылью и
газами на интенсивности процесса фотосинтеза?
(выслушиваются варианты ответов учеников)
7. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп,
шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?
(ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум
органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а
ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
8. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты
на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?
(ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в
зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья
кочана, где и накапливаются)
9. Особенности строения листа в связи с функцией поглощения света,
необходимого для фотосинтеза».
10.
11. Запись в тетрадь:
12. А/ плоская поверхность листовых пластинок;
13. Б/ мозаичное расположение листьев;
14. В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к
свету;
15. Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.
Но голые знания без практики, можно сказать, почти пустое место. Я предлагаю
поработать на мыслительных листах. В конвертах биологические задачи
различного уровня сложности. Выберите любые, которые вам понравятся. Ответы
с краткими пояснениями запишите на «мыслительных» листах.
1. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?
2. Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на
урожае? Объясните свою точку зрения.
3.
на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.
* Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля:
* С какой целью в оранжереях и теплицах дают испаряться сухой углекислоте?
** Объясните, почему огурцы, выращенные на навозной грядке, дают больше
4.
5.
урожай, чем при выращивании в грунте?
6.
урожай?
** Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается
Напишите .За что мы бы могли сказать спасибо зелёному листу?
А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл)
15 Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского:
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядитесь! В каждом облик утомленный,
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце как лимоны.
Потом хвоей зеленой и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснет. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснется.
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и чтото шепчет,
И хочет, чтобы поняли его…
У вас возникли вопросы?
Зачем дерево глотает солнце?
Как вы это понимаете?
Что за волшебство происходит в дереве?
Что значит “растение глотает солнце” (хлорофилл поглощает солнечную энергию)
А что раздаривает солнце? (энергию)
В чем заключается подвиг растения? (энергия нужна всему живому, а ее передают от
Солнца растения)
О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе)
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что
так случилось. К чему это может привести?
2. “Математики” Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа.
Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое
количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей
этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200
человек?
3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью
растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не
истощается запас кислорода?
4. “Историки” В 1630 году ученый ВанГельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет
ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла
ива? Объясните результаты опыта.
16 А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в
комнате?
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
Ребята, а вы можете способствовать поддержанию кислорода в вашем городе?
А что вы можете сделать?
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Попробуйте закончить предложение…
Сегодня на уроке:
я узнал…
самым трудным для меня было…
меня больше всего удивило….
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему
желанию.
1. “Желтые” прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
2. “Синие” надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений?
Ответ поясните”.
3. “Зеленые” выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке.
“Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у
березы…”
Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец.
Спасибо всем за урок.
Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его
пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось
небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью
оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,
бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии
перекинулась в соседние страны.
17 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с
осуществлением процесса фотосинтеза.
2 Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.
3 Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
4 Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.
Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их
творческих способностей и познавательных интересов.
Познавательная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на
солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с
газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий
солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования
крахмала? Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет –
его называют цветом жизни.
Какую роль выполняет хлорофилл в клетке?
Обратитесь к информационной карте п.2.
“Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию
органических веществ”
В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее
чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс
называется фотосинтезом.
18 Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод.
Лаборатория №2.
Опыт с растением колеус.
Вопросы:1. При каких условиях был проведен опыт?
2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет,а
какая часть осталась желтой ?О чем говорит появление синей окраски?
3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?
Объясните результат опыта и сделайте вывод.
Вывод: __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
19
При ответе не забудьте прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи! 20 Лаборатория №1
Задание. Рассмотрите опыты с растением герань( пеларгония) и
сделайте вывод.
Опыт №1
Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
Вопрос: Отличаются ли условия проведения первого и второго
опыта?
Опыт №2
Отсутствие света.
Вывод: ______________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________________________________
21 При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
Лаборатория №3
Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод.
Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на
освещенных листьях появятся пузырьки газа. Соберем пузырьки в пробирку, затем
опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит.Какой вывод из этого
следует?
Вывод:_______________________________________________________________________
___________________________________________
________________________________________
_______________________________________
Лаборатория №4
Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод.
Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом
объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при
этом воздух уже не может поддерживать горение,
так как свеча, сгорая, потребляла кислород из
замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой
сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить
в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил,
что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь
стала гореть свеча, могла дышать мышь.
Вывод: ______________________________________________________
22 ______________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
23
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.