Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"
Оценка 4.6

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
биология
6 кл
18.02.2019
Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"
В открытом уроке по биологии 6 класса разработан материал по теме "Цветение и опыление растений" Урок является интегрированным При раскрытии темы применяются изложение материала с использованием исторических справок, истории из жизни знаменитых людей, музыкальные паузы, картинки растений. Урок традиционный, ребята работают в группе Есть устные и письменные задания. Применяется презентация по этой теме
открытый урок по биологии.docx
Тема: Цветение и опыление растений. Цель: ознакомление с различными способами опыления у цветковых растений и рассмотрение эволюционных адаптаций растений к опылению. Задачи:1) Образовательные: показать значение опыления в жизни растений. 2)   Развивающие:  сформировать   умение   видеть   главное,     сравнивать   и систематизировать   особенности   насекомоопыляемых,   ветроопыляемых растений.   Воспитательные:  3) способствовать бережному отношению и охране природы. раскрыть   эстетическую   ценность   цветка, Тип урока: Комбинированный.   Межпредметные связи: литература, музыка, история. Оборудование:   Цветная   бумага,   ножницы,   нитки,   клей,   гербарий самоопыляющихся  и ветроопыляемых растений, презентация, модели цветка растений.                                        Ход урока:   Слайд:1          Разделить класс на 4 группы, раздав им заранее  рисунки с красочными цветками,     рассадить   их   вместе.   Название   групп   будет   соответствовать названию полученного ими цветка.  Слайд:2  Здравствуйте   ребята!  Меня   зовут   Валентина   Петровна.   Мне посчастливилось сегодня встретиться   самыми замечательными детьми и я думаю, что мы с вами хорошо пообщаемся.  Я вам раздала бумажные цветочки и вы сейчас разделитесь на группы по окраске ваших цветов.          Сегодня у нас самый красивый урок. Красивый потому, что речь пойдет о прелестных и нежных, но одновременно беззащитных в этом мире,  созданиях …  Они   пробуждают   прекрасные   чувства,   потому   что   являются совершенством. Нет    наверное,   человека,    который  не  восхищался  бы  их достоинствами.   Эти   создания   привлекают   не   только   наше   внимание,   но   и внимание   других   маленьких   тружеников.   И   вместе   с   ними   имеют     очень важную роль  в существовании всей жизни на Земле    Ребята, как вы думаете, какая тема у нас сегодня?  ( Подсказки детей) Мир — это пчела, сидящая на цветке. ( В. А. Солоухин) Слайд:3 ­ 4   Да,   конечно же,   эти прекрасные создания   – цветы!   И тема урока у нас «Цветение  и  опыление     у растений».   Мы   сегодня   рассмотрим   формы опыления  и  приспособления  растений к опылению.       Слайд:5   Ребята, а вы любите цветы? А я люблю больше всех незабудки. Они   привлекают   мой   взор   своей   необыкновенной   нежностью   и   бездонной голубизной своих лепестков.                    Задание 1.  Теперь я прошу вас подумать и рассказать о ваших любимых цветках.   Каждая команда расскажет об одном цветке. ( Рассказ с каждой команды)    А если сейчас среди нас был бы Петр Ильич Чайковский,   он обязательно сказал бы нам: «Царем цветов я признаю Ландыши, к ним у меня какое ­ то бешеное обожание. Петр Ильич написал стих про них:    Слайд :6      О, ландыш! Отчего так радуешь ты взоры!                         Другие есть цветы, роскошней и пышней,                         И ярче краски в них, и веселей узоры,                         Но прелести в них нет таинственной твоей!     Слайд:7 ­10                           (под классическую  музыку) Цветы    зачастую   становятся   предметом   вдохновения   для   многих   поэтов, художников,   лирические   и   музыкальные произведения ,  созданные ими не перестают восхищать нас.   композиторов,   Картины,        Задание 2: Каждой команде раздать набор иллюстраций с красивыми цветами.   Вам   нужно   записать   чувства,   ассоциации,   которые   они   у   вас порождают. (Ребята по ­ очереди высказываются) А у меня,  глядя на цветы, всегда появляется вопрос,  почему цветы имеют именно такую форму и окраску? Ребята, как вы думаете,     зачем красота нужна растениям? (Красота привлекает, бросается в глаза, ее   замечают и насекомые)         Задание 3: Сконструировать цветок (цветные бумаги)                    Прекрасные модели цветка у вас получились (Повторение строения цветка)  Ребята,  как  по  –  вашему,  какое главное  значение  цветка? (ответы детей)           Растение цветет для привлечения опылителей, без которых невозможно образование плодов с семенами.  На доске схема: Анимация опыления и образования плода   Слайд : 12 Все зависит от удачного опыления насекомыми растений. Опыление­перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика. Оплодотворение – процесс   слияния половых клеток, без этого процесса не образуется плод.   ( С.Г.Навашин 1898г)                           Физкультминутка: Спал цветок  и вдруг проснулся . ( Туловище вправо, влево)) Больше спать не захотел.( Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, ( Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. ( Руки вверх вправо , влево)  Солнце утром лишь проснется,  Бабочка кружит и вьется…. ( Покружиться) Перенос пыльцы на рыльце пестика возможно разными способами. Кто может перенести пыльцу? Слайд:15­17                            Типы опыления                                   Самоопыление.   Перекрестное. Самоопыление ­ перенос пыльцы с тычинок  на рыльце пестика того же  цветка ( пшеница, горох, фасоль) происходит до цветения в бутонах Перекрестное опыление ­ перенос пыльцы с тычинок одного цветка на  рыльце пестика другого цветка.  Около 15­ растений нуждаются в  перекрестном опылении.             Перекрестное опыление возможно благодаря : А) Насекомых б) Ветра.   Слайд                     Признаки насекомоопыляемых растений: 1) Яркие, пышные,  красивые одиночные цветки или собранные в  крупные соцветия. Пчелы не видят красного цвета, они различают лишь  желтый, сине­зеленый, синий, ультрофиолетовый. Муравьи тоже видят  красных частей спектра.   Красный цвет различают только бабочки и птицы 2) Крупная, липкая пыльца ( на модели показать строение пыльцы ) Слайд 3 ) Наличие нектара или аромата.  Обычно каждый вид растения имеет несколько видов опылителей. Например, у   бахчевых   их   147,   у   клевера   –   105,   у   люцерны   –   4,   у   яблони   –   32.  Наиболее   распространенные   опылители   –   это   бабочки   и   мухи.  Бабочки   питаются   нектаром.   Их   ротовые   части   вытянуты   в   длинные трубочки.   Трубочки   эти   свернуты   спиралью.   Когда   надо,   спираль раскручивается,   и   бабочка   достает   нектар   со   дна   цветка. У мух хоботок короткий, и, хотя он может втягиваться и вытягиваться, когда надо, нектар из глубоких цветков мухи доставать не могут. Но есть немало цветков,   у   которых   нектар   расположен   совсем   неглубоко.   А   некоторые растения   и   насекомые   всегда   «работают   в   паре»   только   друг   с   другом. Юкковая   моль,   обитающая   на   юго­западе   Северной   Америки,   собирает пыльцу юкки и переносит ее на пестик при помощи специально измененных ротовых   органов.   Одновременно   она   откладывает   в   завязь   яйцо. Оплодотворенная   юкка   начинает   развиваться,   и   в   это   время   в   ней   растут личинки моли! Другими насекомыми юкка опыляться не может.  3)   Модель цветка вишни и пыльцы :                         Признаки ветроопыляемых растений: 1) Невзрачные, мелкие цветки  2) Перистые рыльца 3) Пыльники на длинных свисающих нитях 4) Обилие очень мелкой, легкой, сухой пыльцы 5) Цветение до распускания листьев                   ( Модель пыльцы сосны) Примеры: ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. У   ветроопыляемых   растений   цветки   мелкие,   невзрачные,   часто   с редуцированным околоцветником, но дающие массу сухой, легкой пыльцы. Такие   цветки   называют   анемофильными   ­   «любящими   ветер».   Ольха, осина. (Слайд 16,17) Для   того   чтобы   пыльца   попала   на   рыльца   пестиков   женских   цветков,   её должно   быть   очень   много. У   лещины,   дуба,   сосны,   кукурузы,   ржи, конопли (Слайд   18,   19) целые   облака   пыльцы   взлетают   вверх,   подхва тываются порывами ветра и разносятся во все стороны. Большая часть пыльцы не попадает на рыльце. Её сбивают капли дождя, она оседает на почву, траву, листья и кору деревьев, серовато­жёлтой пленкой покрывает лужи, пруды. Лишь очень малое её количество прилипает к рыльцам, покрытым клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки ветроопыляемых растений не превышает нескольких тысячных долей миллиметра. Ветроопыляемые растения растут группами, образуя заросли или рощи. Как правило, зацветают раньше, чем развернутся почки и распустятся листья.                         Закрепление: Задание: Рассмотрите гербарный материал. Разделите растения по типу опыления Слайд: Другие способы опыления растений Слайд:  Копытень Опыление муравьями Слайд: Колибри Слайд: Баобаб .Возможно   искусственное   опыление   человеком   в   целях   получения новых сортов и повышения урожайности растений. А) Самостоятельная работа ( заполнить таблицу) Если названный признак характерен для данной группы растений, то ставится знак « +» если нет « ­« Опыляются  насекомыми Опыляютс я  ветром Признаки 1. Крупные яркие цветки 2Мелкие   яркие   цветки,   собранные   в соцветия 3Наличие нектара 4Мелкие   невзрачные   цветки,   часто собранные в соцветия 5Наличик аромата 6.   Пыльца   мелкая,   сухая,   легкая, большое количество 7. Крупная липкая шероховатая пыльца 8. Растут большими скоплениями  9. распускания листьев 10. В цветках отсутствует нектар   Растения   цветут   весной   до Задание:   Найди   биологические   ошибки:  Сейчас   проверим,   насколько   мы поняли изученную тему. К нам пришло в школу 2 письма от жителей Цветочного городка.   Вы.   Наверное,   все   помните   одного   из   жителей   города   –Незнайку, которого   придумал   писатель   Носов.   Незнайка   всерьез   решил   заняться ботаникой, но как обычно все перепутал. Помогите ему           Конкурс 1.  « Сочинение Незнайки» Ваша задача ­ найти в стихах Незнайки биологические ошибки. 1. 2. Во поле береза стояла И ее пчела опыляла.  Как на нашей грядке  Расцвел горошек сладкий Мушки,  пчелки налетят,  Будет  урожай богат.              Конкурс 2 «Почемучка» Второе письмо от Зайки. Он также просит ответить вас на вопросы, которые отличаются от вопросов Знайки своей серьезностью и правильностью.  1. 2. 3. Почему   безветренная   погода   во   время   цветения   может   стать   причиной снижения урожайности ржи,  а на урожай пшеницы такая погода не влияет? Почему весной мало кто из людей замечает цветение березы? Почему один из двух цветков яблони образовал плод, а другой нет? Почему так произошло? Конкурс:  3 Я называю названия растений,  а вы должны или встать или садиться  ( Ветроопыляемые ­ сидим,  насекомоопыляемые  – встаем) Береза, роза, дуб, колокольчик, сирень, орешек, рожь, яблоня, сосна. Рефлексия: Ребята вот мы закончили с вами урок.  В начале урока я каждому   раздала   бумажные   цветочки.   Посмотрите,   пожалуйста,   на смайлики, и отметьте на ваших листочках какое вы получили от урока настроение . Домашнее задание: Прочитать текст , приготовить рисунок  растений ( по выбору –ветроопыляемые и насекомоопыляемые)

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"

Урок биологии в 6 классе "Цветение и опыление растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019