Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
26.06.2017
Цель урока биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение" : познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием растений Отдела Покрытосеменные (Цветковые). Тип урока: Комбинированный. Методы и приемы работы на уроке: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Урок Отдел Покрытосеменные.docx
Открытый урок биологии по теме: "Отдел Покрытосеменные
(Цветковые), особенности организации, происхождение."
Биология, 7 класс.
Подготовила и провела Белоногова И.А., учитель биологии, химии первой
квалификационной категории МБОУ "РусскоАкташская средняя
общеобразовательная школа " Альметьевский муниципальный район
Республика Татарстан
Эпиграфы к уроку:
Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего
нового и ничего не прибавил к своему образованию.»
(Я.А.Коменский)
Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации,
происхождения и многообразием покрытосеменных растений.
Задачи:
образовательные:
формирование представлений о единстве органического мира,
о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; о
наиболее сложной организации покрытосеменных растений по сравнению с
голосеменными; формирование биологических понятий «цветок», «плод»,
«жизненные формы».
развивающие:
создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной
деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений
отвечать на вопросы, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинноследственные связи, делать выводы; развитие у
учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и
мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету.
воспитательные:
создание условий для увлеченного учения, воспитание чувства
ответственности и гордости за результат познавательной деятельности;
развитие экологической грамотности.
Методы и приемы: частичнопоисковый, проблемный, исследовательский
(лабораторная работа).
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии,
раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и
овощей. Тип урока: Комбинированный.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют
гости, которым мы всегда очень рады.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Все друг другу повернулись
Все друг другу улыбнулись.
Начинаем наш урок,
Запасаем знаний впрок!
Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня вы работаете в группах по
четыре человека.
II. Актуализация опорных знаний.
Устный фронтальный опрос.
Какие царства живых организмов существуют в природе?
Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним
относятся?
Перечислите характерные признаки царства растений.
На какие подцарства подразделяется царство растений?
К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему?
Что такое эволюция?
Установите в правильной хронологической последовательности следующие
группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные,
Папоротниковидные, Псилофиты.
Работа 12 учащихся с рисунками у доски.
Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды.)
Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Матьимачеха.)
К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся
затрудняются ответить.)
III. Определение темы и целей и задач урока.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, попробуйте отгадать
загадку:
Есть чашечка, да не разобьешь, Есть венок, да не разовьешь,
Есть тычины, да очень хрупки,
Есть пестик, да без ступки:
И все этовместе
Да на своем месте. (Строение цветка.)
Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня на уроке мы начинаем
изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу
растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые)
растения.» Запишите ее в своих тетрадях.
Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.
Ребята, попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.
(Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений –
Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности
строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни
человека.)
Верно. А еще нам сегодня предстоит ответить на вопрос: «Почему
Покрытосеменные называют победителями в борьбе за существование,
почему они заняли господствующее положение на Земле?»
IY. Изучение нового материала.
1. Происхождение Покрытосеменных.
Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад,
в мезозойскую эру, в конце юрского начале мелового. Вопрос о предке
Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее
вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных
папоротников.
2. Органы цветковых растений.
Выполнение лабораторной работы. «Органы цветкового растения».
Учащиеся работают с гербариями, делают рисунки, подписи к ним,
отвечают на вопросы.
Вопросы:
Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень,
побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.)
Какие органы есть у растений, представленных на гербариях, которых не
было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.) Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они
выполняют? (Это корни и побеги. Они выполняющие функцию питания и
обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию.)
Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это
цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового)
размножения.)
К каким органам относятся овощи, находящиеся на ваших подносах?
(Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа –
видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег;
капуста белокочанная – видоизмененный побег.)
Отгадайте загадки:
Есть травка с загадкой,
С хищной повадкой:
Комара и мушку
Заманит в ловушку. (Растениехищник – росянка)
Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)
У нас, ребята, в классе,
Поселился ёжик –
Всё глядит в окошко,
Он ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Голова без шапки
От холода ёжится?
Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус)
Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились?
(Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить
потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.)
3. Строение цветка. Конструкторское бюро.
Ребята, а сейчас вам всем предстоит поработать в «конструкторском
бюро». Вот вам конверты с набором деталей цветка, бумага и клей. За одну
минуту соберите цветок и подпишите его органы. Ребята, как вы думаете, какие части цветка являются главными? (Пестик и
тычинки.)
Каково биологическое значение цветка? (Цветок – это орган, служащий
для генеративного (полового) размножения растений.)
Для того чтобы както разобраться в строении цветка ученыеботаники
предложили формулу цветка, применив условные обозначения. Вспомнив,
условные обозначения, попробуйте составить формулу цветка вишни по
описанию: Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5,
свободных; тычинок много; пестик – 1. (*Ч(5) Л5 Т∞ П1)
4. Соцветия
Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений
располагаются не по одиночке, а группами, в определенном порядке, образуя
соцветия. Каково биологическое значение соцветий?
(Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно
опыляются ветром.)
Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и
насекомоопыляемых растений . (Насекомоопыляемые растения имеют
красивые, яркие цветки или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой,
обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие
невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)
Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по
предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом
соцветий.
1 группа: кисть, зонтик.
2 группа: колос, сложный колос.
3 группа: головка, корзинка.
4 группа: початок, метелка (сложная кисть).
(Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань;
колос подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник,
одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный; метелка (сложная кисть)
– сирень, виноград, овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша)
5. Плод.
Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений
– Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются
внутри плода.)
Из какой части цветка образуется плод и из чего он состоит?
(Плод развивается из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника.)
Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и
созревание семян; участвуют в расселении растений.)
Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам принесла.
А вот и лукошко.
Осень в него сложила
Свои плоды немножко.
Ребята, ваша задача – определить виды плодов, находящихся в корзине.
(Томат, виноград, перец и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина;
яблоко и груша – яблоко; персик, вишня и слива – костянка; апельсин и
лимон – померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник – семянка, лещина
– орех.)
6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.
В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и
Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности.
Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы.
Отличительные признаки одно и двудольных растений.
Признаки
Однодольные
Двудольные
Количество семядолей в
зародыше
Одна
Две
Корневая система
Мочковатая
Стержневая, хорошо развит
главный корень.
Жилкование листьев
Дуговое или
параллельное
Сетчатое
Цветок
Чаще трехчленный
Пяти, реже четырехчленный.
Проводящая система в
Состоит из отдельных
стебле
пучков
Имеет форму кольца Камбий
Никогда не образуется
У многих имеется камбий
Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых
зародыш cемени состоит из одной семядоли. Примерами таких растений
являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.
Двудольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых
зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями
класса являются дуб, клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.
7. Жизненные формы.
Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены
разными жизненными формами: деревьями, кустарниками и травами. (Слайд)
Вспомните характерные признаки разных жизненных форм.
Y. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, поставленному вначале
урока: «Почему Покрытосеменные растения заняли господствующее
положение на Земле?» (Ответ: 1) У них появились новые органы: цветок и
плод, благодаря которым семяпочки и семена оказались защищенными от
неблагоприятных воздействий окружающей среды. 2) В семени
содержится большой запас питательных веществ для питания зародыша.
3) Возникли эффективные системы опыления с помощью насекомых, птиц,
других животных, а не только с помощью ветра, как у голосеменных. 4)
Выработались разные приспособления к распространению семян разными
агентами (птицами, животными) за счет образования плодов. 5)
Видоизменения вегетативных органов также позволили приспособиться к
окружающейся среде; 6) Возникли разные жизненные формы: деревья,
кустарники, травы.)
Почему эпиграфом урока была пословица: « Корень учения горек, да плод
сладок»? (Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много
знаешь, то знания можешь применить в любой области.)
Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
* узнал ли я чтото новое,
* смогу ли применить эти знания на практике,
* достаточно ли активно работал на уроке.
И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной
деятельности.
* Понравился ли вам урок? * Интересно ли вам было на уроке?
* Понятными ли для вас были все действия на уроке?
Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на
“3”.
Домашнее задание: Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика
семенных растений».
№
п/п
1
2
3
4
5
Признаки растений
Голосеменные
Покрытосеменные
Наличие семян
Наличие цветка
Наличие плода
Способ опыления
Жизненные формы
Приложение
Физкультминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на
другой ноге)
Ветер сильный прилетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса впередназад)
Ветки гнутся взад вперед.
Ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
Вновь за парты сесть спешим.
(Дети садятся за парты).
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.