Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Оценка 4.6

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
26.06.2017
Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Цель урока биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение" : познакомить учащихся с особенностями организации, происхождения и многообразием растений Отдела Покрытосеменные (Цветковые). Тип урока: Комбинированный. Методы и приемы работы на уроке: частично-поисковый, проблемный, исследовательский (лабораторная работа). Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Урок Отдел Покрытосеменные.docx
Открытый урок биологии по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение." Биология, 7 класс. Подготовила и провела Белоногова И.А., учитель биологии, химии первой квалификационной категории МБОУ "Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа " Альметьевский  муниципальный район Республика Татарстан Эпиграфы к уроку:   Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»                                                                                                            (Я.А.Коменский)  Корень учения горек, да плод сладок. (Пословица) Цель урока: познакомить учащихся с особенностями организации,  происхождения  и многообразием покрытосеменных растений. Задачи: образовательные:   формирование представлений о  единстве органического мира,  о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; о  наиболее сложной организации покрытосеменных растений по сравнению с  голосеменными; формирование биологических понятий «цветок», «плод»,  «жизненные формы». развивающие: создание условий для формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности и коммуникативной культуры; продолжить развитие умений  отвечать на вопросы,  выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы; развитие у  учащихся сенсорного восприятия, интеллектуальной, эмоциональной и  мотивационной сферы, повышение познавательного интереса к предмету. воспитательные: создание  условий для увлеченного учения, воспитание чувства  ответственности и гордости за результат познавательной деятельности;  развитие экологической грамотности. Методы и приемы: частично­поисковый, проблемный, исследовательский  (лабораторная работа). Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, гербарии,  раздаточный дидактический материал, корзина, подносы, муляжи фруктов и  овощей. Тип урока: Комбинированный. I. Организационный момент. Психологический настрой. Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют  гости, которым мы всегда очень рады. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все друг другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Начинаем наш урок, Запасаем знаний впрок! ­ Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня  вы  работаете в группах по  четыре человека.  II. Актуализация опорных знаний.  Устный  фронтальный опрос. ­ Какие царства живых организмов существуют в природе? ­ Кто такие прокариоты и эукариоты? Представители каких царств к ним  относятся? ­ Перечислите характерные признаки царства растений. ­ На какие подцарства   подразделяется царство растений?  ­ К какому подцарству растений относятся водоросли? Почему? ­ Что такое эволюция? ­ Установите в правильной хронологической последовательности  следующие  группы растений: Моховидные, Водоросли, Голосеменные,  Папоротниковидные, Псилофиты.  Работа 1­2 учащихся с рисунками у доски. ­ Представители каких отделов растений представлены на рисунке? (Слайды.) ­ Какое растение представлено на рисунке под № 8? (Мать­и­мачеха.) ­ К какому отделу растений относится это растение? (Учащиеся  затрудняются ответить.) III. Определение темы  и целей и задач  урока. ­     Чтобы   узнать   тему   нашего   сегодняшнего   урока,   попробуйте   отгадать загадку:       Есть чашечка, да не разобьешь, Есть венок, да не разовьешь, Есть тычины, да очень хрупки, Есть пестик, да без ступки: И все это­вместе Да на своем месте.    (Строение цветка.) ­ Действительно, речь в загадке идет о цветке. Сегодня  на уроке мы начинаем изучать самую молодую, но самую многочисленную и богатую видами группу  растений, насчитывающую около 250 тыс. видов растений – Цветковые.  ­ Итак, тема сегодняшнего урока: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые)  растения.» Запишите ее в своих тетрадях. Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях. ­ Ребята, попробуйте  сформулировать  основные цели нашего урока. (Возможный вариант ответа: Изучить новый отдел растений – Покрытосеменные; выявить их отличительные признаки, особенности  строения; узнать об их происхождении и значении в природе и жизни  человека.) ­ Верно. А еще нам сегодня предстоит ответить на вопрос: «Почему   Покрытосеменные  называют победителями в борьбе за существование,  почему они заняли господствующее положение на Земле?» IY. Изучение нового материала.  1. Происхождение Покрытосеменных.  Первые цветковые растения появились около 135 миллионов лет назад,  в мезозойскую эру,  в  конце юрского ­ начале мелового. Вопрос о предке  Покрытосеменных в настоящее время остаётся открытым, но наиболее  вероятно, что покрытосеменные произошли от одной из групп семенных  папоротников. 2. Органы цветковых растений. Выполнение лабораторной работы.  «Органы цветкового растения».  Учащиеся работают с гербариями, делают рисунки, подписи к ним,  отвечают на вопросы. Вопросы: ­ Какие органы имеются у растений, представленных на гербариях? (Корень,  побег: стебель и лист, цветок, плод с семенами.) ­ Какие  органы  есть у растений, представленных на гербариях, которых не  было у других растений, ранее вами изученных? (Цветы и плоды.) ­ Какие органы растения относятся к вегетативным и какую функцию они  выполняют? (Это корни и побеги. Они  выполняющие функцию питания и  обмена веществ с окружающей средой, а также опорную функцию.)   ­ Какие органы растения относятся к генеративным (репродуктивным)? (Это  цветки, плоды, семена. Они служат для семенного (полового)  размножения.) ­ К каким органам относятся овощи, находящиеся  на ваших подносах?  (Картофель – видоизмененный побег; свекла и морковь, репа  –  видоизмененные корни (корнеплоды); луковица – видоизмененный побег;  капуста белокочанная – видоизмененный побег.) Отгадайте загадки: Есть травка с загадкой,  С хищной повадкой: Комара и мушку Заманит в ловушку. (Растение­хищник – росянка)  ­ Какие органы растения играют роль ловчего аппарата у росянки? (Листья.)  У нас, ребята, в классе, Поселился ёжик – Всё глядит в окошко, Он ходить не может. Где же его лапки? Где у него рожица? Голова без шапки От  холода  ёжится? ­ Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии. (Кактус) ­ Какие органы представляют колючки кактуса, в связи с чем они появились?  (Листья. Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить  потери воды при испарении и защищаться от поедания животными.) 3. Строение цветка.  Конструкторское бюро. ­ Ребята, а сейчас  вам всем предстоит  поработать  в «конструкторском  бюро». Вот вам конверты с набором деталей цветка, бумага и клей. За одну  минуту соберите цветок и подпишите его органы. ­ Ребята, как вы думаете,  какие части цветка являются главными? (Пестик и  тычинки.) ­ Каково биологическое значение цветка? (Цветок – это орган, служащий  для генеративного (полового)  размножения  растений.) ­ Для того чтобы как­то разобраться в строении цветка ученые­ботаники  предложили формулу цветка, применив  условные обозначения. Вспомнив,  условные  обозначения,  попробуйте составить формулу цветка вишни по  описанию:  Цветок правильный; чашелистиков – 5, сросшихся; лепестков – 5,  свободных; тычинок много; пестик – 1.    (*Ч(5) Л5 Т∞ П1) 4. Соцветия ­ Как правило, цветки у большинства Покрытосеменных растений  располагаются  не по одиночке, а группами,  в определенном порядке, образуя соцветия. Каково  биологическое значение соцветий?  (Соцветия привлекают насекомых для опыления и более успешно  опыляются ветром.) ­ Раз уж мы затронули опыление, назовите признаки ветроопыляемых и  насекомоопыляемых  растений . (Насекомоопыляемые  растения имеют  красивые, яркие цветки  или соцветия, они богаты нектаром, пыльцой,  обладают приятным запахом. Ветроопыляемые растения имеют мелкие  невзрачные цветки, собранные в соцветия, мелкую, легкую и сухую пыльцу.)  Работа с раздаточным материалом: Определить типы соцветия по  предложенным схемам и приведите примеры растений с данным видом  соцветий.  1 группа: кисть, зонтик. 2 группа: колос, сложный колос.  3 группа: головка,  корзинка. 4 группа:  початок, метелка (сложная кисть). (Кисть – ландыш, черемуха, смородина; зонтик – вишня, яблоня, герань;  колос ­ подорожник, осока, орхидея; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер, люцерна; корзинка – ромашка, подсолнечник,  одуванчик; початок – кукуруза, аир болотный;  метелка (сложная кисть)  – сирень, виноград,  овес, рис; щиток – герань, земляника лесная, груша) 5. Плод. ­ Ребята, как вы считаете почему второе название отдела Цветковых растений  – Покрытосеменные? (Потому, что их семена защищены, располагаются  внутри плода.) ­ Из какой части цветка образуется плод  и из чего он состоит?  (Плод развивается  из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника.) ­ Каково биологическое значение плодов? (Плоды обеспечивают защиту и  созревание семян; участвуют в расселении растений.) Осень в гости к нам пришла, Урожай  нам принесла. А вот и лукошко. Осень  в него  сложила  Свои плоды немножко. ­ Ребята, ваша задача – определить  виды плодов, находящихся в корзине.  (Томат, виноград, перец  и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина; яблоко и груша –  яблоко;  персик, вишня  и  слива  – костянка; апельсин и  лимон –  померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник –  семянка, лещина  – орех.)   6. Систематика Покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные. ­ В отдел Покрытосеменных растений входят два класса: Двудольные и  Однодольные растения. Попробуйте выявить их отличительные особенности. Работа с раздаточным и гербарным материалом. Заполнение таблицы. Отличительные признаки одно­ и двудольных растений. Признаки Однодольные Двудольные Количество семядолей в зародыше Одна Две Корневая система Мочковатая Стержневая, хорошо развит главный корень. Жилкование листьев Дуговое или параллельное Сетчатое Цветок Чаще трехчленный Пяти­, реже четырехчленный. Проводящая система в Состоит из отдельных стебле пучков Имеет форму кольца Камбий Никогда не образуется У многих имеется камбий Однодольные растения – это класс Покрытосеменных растений, у которых   зародыш  cемени  состоит из одной семядоли. Примерами таких растений  являются пшеница, лилия, тюльпан, осока, пальма.  Двудольные растения – это  класс Покрытосеменных растений, у которых  зародыш семени состоит из двух семядолей. Характерными представителями  класса являются дуб,  клен, береза, лавр, виноград, картофель, подсолнечник.  7. Жизненные формы. ­ Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных представлены  разными жизненными формами: деревьями, кустарниками  и травами. (Слайд) ­ Вспомните характерные признаки разных жизненных форм. Y. Рефлексия.  Подведение итогов урока. ­ Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, поставленному вначале  урока: «Почему  Покрытосеменные растения  заняли господствующее  положение на Земле?» (Ответ: 1) У них появились новые органы: цветок и  плод, благодаря которым семяпочки и семена оказались защищенными от  неблагоприятных воздействий окружающей среды. 2) В семени  содержится большой запас питательных веществ для питания зародыша. 3) Возникли эффективные системы опыления с помощью насекомых, птиц, других животных, а не только с помощью ветра, как у голосеменных. 4)  Выработались разные приспособления к распространению семян разными  агентами (птицами, животными) за счет образования плодов. 5)  Видоизменения вегетативных органов также позволили приспособиться к  окружающейся среде; 6) Возникли разные жизненные  формы: деревья,  кустарники, травы.) ­ Почему эпиграфом урока была пословица: « Корень учения горек, да плод  сладок»?  (Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много  знаешь, то знания можешь применить в любой области.) ­ Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям: * узнал ли я что­то новое,  * смогу ли применить эти знания на практике, *  достаточно ли активно работал на уроке.  ­ И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной  деятельности. * Понравился ли вам урок? * Интересно ли вам было на уроке? * Понятными ли для вас были все действия на уроке? Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на  “3”. Домашнее задание: Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика  семенных растений». №  п/п 1 2 3 4 5 Признаки растений Голосеменные Покрытосеменные Наличие семян Наличие цветка Наличие плода Способ опыления Жизненные формы Приложение Физкультминутка Во дворе стоит сосна,  К небу тянется она  Тополь вырос рядом с ней,  Быть он хочет подлинней  (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на  другой ноге)  Ветер сильный прилетал,  Все деревья раскачал.  (Наклоны корпуса вперед­назад)  Ветки гнутся взад­ вперед.  Ветер их качает, гнет.  (Рывки руками перед грудью)  Мы размялись от души  Вновь за парты сесть спешим. (Дети садятся за парты).

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."

Урок биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые), особенности организации, происхождение."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017