Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.
Оценка 4.9

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
12.02.2017
Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по биологии, 8 класс по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения» проводится в форме урока – соревнования. Учащиеся разбиты на группы, которые участвуют в различных конкурсах. Цель урока: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и растениях.
Бактерии. Грибы. растения., 7 кл.docx
Контрольно­обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс. Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии, химии первой квалификационной категории МБОУ "Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа " Альметьевский  муниципальный район Республика Татарстан Эпиграф к уроку: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино  разрозненные  факты»  Д. Хевелси.   Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний Вид урока: урок – соревнование Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы и методические приёмы: частично­поисковый; объяснительно­ иллюстративный; репродуктивный; индивидуально­дифференцированный. Средства обучения: коллекции, гербарии,  комнатные растения, муляжи  цветков, плодов, грибов; компьютер, медиапроектор, экран. Цель урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях,  грибах и растениях. Задачи урока:  Образовательные:  повторить и закрепить знания учащихся об особенностях организации  прокариот, грибов, растений и их значении в природе и жизни человека;   отработать  умения  выявлять черты сходства и различия растений,  грибов, бактерий, систематизировать знания, полученные при изучении  темы; Развивающие:  развивать познавательные способности и интересы, память, внимание,   логическое мышление, речь, эмоциональную сферу у учащихся;  расширять их кругозор;  развивать умения работать с терминами обобщать, анализировать,   делать выводы;   совершенствовать умения работать с наглядным материалом, находить в нем необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на  вопросы.       Воспитательные:  прививать навыки коммуникативного общения, ведения диалога,   воспитывать культуру речи;  способствовать экологическому воспитанию учащихся;  содействовать профилактике утомляемости. Учащиеся класса разбиты на несколько групп по 5­6 человек, в  каждой команде выбраны капитаны. I. Организационный момент. Психологический настрой. ­ Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Садитесь.  ­ Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которым мы всегда очень  рады. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все друг другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Повернувшись и ко мне, Улыбнитесь­ка и мне. Начинаем наш урок, Запасаем знаний впрок! ­ Сегодняшний урок ­ подведении итогов нашего путешествия по царствам  живой природы: царству самых маленьких и просто устроенных организмов –  Бактерий, загадочному царству Грибов и многоликому царству Растений.  В игровой форме вы должны будете вспомнить все самые интересные и  сложные моменты нашего довольно длительного путешествия. ­ Ну, что же, пожалуй, приступим! Сегодня  вы  работаете в группах по  четыре человека. Прохождение  этапов  игры вы будете оценивать и  фиксировать в листах самооценки. Будьте собранными, организованными,  остроумными, смекалистыми и находчивыми. Желаю успеха!   Конкурс  «Биологическая разминка» Проводится конкурс­разминка. Каждый из  участников  команды   отвечает на заданный  учителем вопрос,  в случае затруднения, передает  свой вопрос соседу. Всего 5­ 6 вопросов (по числу участников);  за каждый  верный ответ присуждается 1 балл. Вопросы 1­ой команде: 1. Группа организмов, не  имеющая ядра. (Прокариоты) 2. Палочковидная форма бактерий . (Бациллы) 3. Какие  бактерии  вызывают квашение капусты? (Молочнокислые) 4. Какие организмы называют «пионерами» растительности? (Лишайники) 5. Грибы, приносящие  вред  деревьям. (Трутовики) 6. Наука, изучающая бактерии. (Микробиология) Вопросы 2­ой команде: 1. Организмы, в клетках которых имеется четко оформленное ядро с ядерной  мембраной. (Эукариоты) 2. Круглая  форма бактерий. (Кокки) 3. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности и в  хлебопечении? (Дрожжи) 4.  Бесцветные ветвистые нитевидные клетки (корнеобразные выросты) у  водорослей и мхов. (Ризоиды) 5. Низшие  растения. (Водоросли) 6. Наука, изучающая грибы. (Микология) Вопросы 3­й команде: 1. Бактерии, сыгравшие важную роль в накоплении кислорода в атмосфере.  (Цианобактерии) 2. Пластида у водорослей. (Хроматофор)  3. Как называется тело лишайников? (Слоевище) 4. Из чего состоит плодовое тело шляпочных грибов?( Из пенька и шляпки) 5. Подвижная  спора  водоросли. (Зооспора) 6.  Наука о растениях. (Ботаника) Вопросы 4­ой команде: 1. Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших  организмов. (Сапрофиты) 2. Бурая  водоросль, используемая в пищу. (Ламинария или морская  капуста) 3. Тонкие белые нити, из которых состоит тело гриба. (Нити грибницы –  гифы) 4. Листья  хвойного дерева. (Хвоя) 5. Зеленый пигмент растений, обеспечивающий фотосинтез. (Хлорофилл) 6. Организмы, которые производят органические вещества из неорганических.  (Автотрофы) Конкурс  «Аналитики» Двум учащимся из каждой команды раздают задания на карточках.  Максимальное количество баллов за конкурс – 5. 1. Важную роль в разложении животных и растений  в природе играют  бактерии гниения. Но в очень сухой почве, например, в песке пустынь, трупы  животных хорошо сохраняются. Дайте объяснение этому явлению.  (Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является  малопригодной  средой для бактерий гниения, поэтому труппы животных не разлагаются, а высыхают (мумифицируются).) 2. Руды железа и марганца встречаются не только в обычных местах залегания горных пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там  появиться? (Ответ: руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества.) 3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу деревьев, а в  дождливое – на некотором  расстоянии от него. Дайте объяснение этому  явлению. (Ответ: грибы   любят   влажную  почву, поэтому  их много   после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной  дерева у ствола, поэтому и «жмется» гриб к этому месту. В сырое лето  влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под  деревом. Поэтому   грибы  растут   дальше  от  ствола  деревьев.) 4. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали   противобактериальным  препаратом, второе не обрабатывали. На каком поле  урожай  будет лучше и почему? (Ответ: на  необработанном   поле  урожай будет лучше, так  как на корнях  гороха образуются клубеньки, в которых  живут  бактерии, поглощающие  азот из  воздуха. Они  не  только  питаются им сами, но и снабжают   растение.) 5. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти  растения исчезли. Почему? (Ответ: папоротники – тенелюбивые  и  влаголюбивые растения. Вырубка  лишила  их  благоприятных  условий  обитания.) 6. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти никогда не  встречаются в городах.  Почему? (Ответ: Лишайники – индикаторы  чистоты  воздуха, они  гибнут  от  загрязнений.) 7. Среди  шляпочных грибов  встречается  очень много ядовитых, некоторые  из которых можно легко перепутать  со  съедобными.  Как  отличить   съедобные  опята от  ложных? (Ответ: на пеньке съедобных  грибов имеется кольцо из пленки, а у ложных такой пленки нет. У ядовитых  опят более  блестящая и заостренная  шляпка, а пластинки под шляпкой имеют  зеленоватый цвет.) 8. Во время Великой  Отечественной  войны при недостатке перевязочных   материалов медики использовали  высушенный  мох сфагнум. Почему именно  этот мох? (Ответ: мох сфагнум обладает бактерицидным свойством и  неплохо впитывает влагу.) Конкурс  «Пятый лишний» Участники команд должны исключить из цепочки предложенных слов  ( или рисунков) лишнее, объяснив, почему. Максимальное количество  баллов за конкурс – 3. 1. Пластиды, цитоплазма, вакуоль, клеточная оболочка, хлорофилл. (Ответ:  лишнее  слово «хлорофилл» ­ зеленый красящий  пигмент хлоропластов,  так как остальные – это части  растительной клетки.) 2. Сморчок, масленок, подберезовик, рыжик, шампиньон. (Ответ: сморчок – это сумчатый гриб (класс аскомицеты), а остальные – высшие грибы  (класс базидиомицеты).) 3. Кукушкин лен, маршанция,  климаций,  ягель, сфагнум. (Ответ: ягель  (олений мох) – лишайник, остальные – названия мхов.) 4. Ель, каштан, пихта, сосна, лиственница. (Ответ: каштан – цветковое или  покрытосеменное  растение, остальные растения относятся к хвойным  или голосеменным) Конкурс  «Заморочки» В конкурсе принимают участие капитаны каждой команды. Они  получают карточки с вопросами, на которые должны ответить.  Максимальное количество баллов за конкурс – 5. 1. Летом в водоемах нередко наблюдается обильное «цветение»  воды. Что  это за процесс, какие условия, вероятнее всего, могут  его вызвать? Каковы  могут быть его последствия для водоема? (Ответ: «Цветение» воды –   интенсивное   размножение  одноклеточных водорослей, происходящее при благоприятных условиях: обилии света и тепла. Последствия их  избыточного размножения: загнивание растений, гибель   рыб и других  обитателей водоема.) 2. Существует предание, только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, в густом лесу в полночь раскрывается удивительный цветок папоротника. Как писал   Н.   В.   Гоголь   в   своем   произведении   Ночь   накануне   Ивана   Купала»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет как горячий   уголь.   Вспыхнула   звездочка,   что­то   тихо   затрещало,   и   цветок развернулся словно пламя, осветив и другие около себя».  «Только смелый и удачливый человек мог заполучить цветок папоротника – разрыв – травы, от которого распадались все замки и запоры, и сами в руки давались клады». Верно ли предание,  о цветке папоротника и его чудодейственной силе? ( Нет, папоротники – высшие споровые растения и никогда не цветут.) 3. Объясни смысл пословицы: «Если хочешь плодов – не срывай цветов.» (Цветок ­ это генеративный орган, в завязи его пестика формируется  плод. Не будет цветков – не будет и плодов.) 4. Зачем бороться с колорадским жуком – сельскохозяйственным вредителем, если он ест листья картофеля, а человек клубни? (В листьях происходит  фотосинтез – органическое питание растений, образующиеся органические вещества транспортируются ко всем органам растения, в том числе и к  клубням и питают их.) Конкурс «Конструкторское бюро» Загадка: Есть чашка, Да не разобьешь, Есть венок, Да не разовьешь, Есть тычинки, Да очень хрупки, Есть пестик, Да без ступки. И все это вместе Да на своем месте. (Строение цветка) ­ О чем идет речь в загадке? ( О строении цветка.) ­ Его то и предстоит вам сконструировать. Команды получают конверты с набором деталей цветка, бумагу и клей.  За 1 минуту необходимо собрать цветок и подписать его органы.  Конкурс  оценивается в 5 баллов. ­ Ребята, как вы думаете,  какие части цветка являются главными? (Пестик и  тычинки.) ­ Каково биологическое значение цветка? (Цветок – это орган, служащий  для генеративного (полового)  размножения  растений.) Конкурс «Загадочный гербарий»  Это конкурс загадок, связанных с растениями. Но участники должны не  только отгадать растение, но и семейство, к которому оно  принадлежит. Участвуют все игроки;  за каждый верный ответ  присуждается 2 балла, если отгадано лишь  растение – 1 балл. Верный  ответ проецируется на экране. Загадки 1­ой команде: 1. Дом зеленый тесноват: Узкий длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда ­ Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (Горох, бобовые) 2. Полевой цветок народный Для гадания пригодный. (Ромашка, сложноцветные) 3. Я вырос на грядке, Характер мой гадкий. Куда ни приду, Всех до слез доведу. (Лук, лилейные) 4. Он выходит жарким летом В белый пуховик одетым! Но подует ветер – вмиг Облетает пуховик. (Одуванчик, сложноцветные) 5. Щеки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис, крестоцветные) 6. У тропы стоит неряха. На ней липкая рубаха, На плече кувшин узорный, До краев с отравой черной. (Белена, пасленовые) Загадки 2­ой команде: 1. Тощий белый корнеплод Под землею вглубь растет. И хотя он очень горек, В пищу нам вполне он годен: Все от взрослых до ребят, С холодцом его едят. (Хрен, крестоцветные) 2. Из Америки, друзья, Завезен в Россию я. Без меня все предки ваши Ели только щи, да кашу. (Картофель, пасленовые) 3. Зеленые кусточки, Алые цветочки. Когти­коготочки Стерегут цветочки. (Шиповник, розоцветные) 4. Лето целое старалась – Одевалась, наряжалась… А как осень подошла, Нам одежки отдала, Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. (Капуста, крестоцветные) 5. Главный принцип этой травки В общем­то простой: Голова – на солнце, Ноги под водой. (Рис, злаковые) 6. Выпускает он листы Широченной широты, Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдешь –  На себе их все найдешь. (Лопух, сложноцветные) Загадки 3­й команде: 1. Цветок как бубенчик, Беленький венчик, Цветет он не пышно, Звенит ли? Не слышно. (Ландыш, лилейные) 2. Было зеленое платье­атласное, Нет, не понравилось ­ выбрала красное, Но надоело также и это ­ Платье надела синего цвета. (Слива, розоцветные) 3. Девица укуталась в листья над грядкой, Выбилась только кудрявая прядка. Одета она в золотую кольчугу –  Зернышки плотно прижаты друг к другу. (Кукуруза, злаковые) 4. В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят. (Помидор, пасленовые) 5. Я не горох, хотя такой же плод имею. Суп из меня нежнее и вкуснее. Две ноты — вот моё название. Подумай, приложи старание. (Фасоль, бобовые) 6. Он в субтропиках растет, В жизни раз всего цветет, А потом он погибает. Кто из вас его узнает? (Бамбук, злаковые) Конкурс «Опознание» Команды получают описание одного из семейств покрытосеменных  растений. По этому описанию они должны определить, о каком  семействе идет речь. За каждый верный ответ – 1 балл. ­ Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под воздействием которых на корнях растений образуются  выросты – клубеньки. (бобовые) ­ В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные  растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого  семейства имеет особое название ­ соломина, рост стебля – вставочный.   (злаковые) ­ В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В  основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ,  луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые  занесены в Красную книгу, требующие охраны. (лилейные)  ­ В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды  многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные) ­ Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми  очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие  растений этого семейства может быть образовано несколькими типами  цветков: язычковыми, трубчатыми, воронковидными. Плоды некоторых  растений могут иметь  парашютики.  (сложноцветные)   ­ Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный  побег­клубень. Другое же  растение сделало человека своим рабом, разрушая  его организм. (пасленовые).   ­ Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное  количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение  цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные) Конкурс « Таинственная шкатулка» По описанию определить предмет, находящийся в шкатулке. За верный  ответ – 3 балла. 1. В шкатулке лежит талисман, который носили на груди средневековые  рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен  предохранять воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая  этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение  Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все  времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние  века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что лежит  в шкатулке? (Ответ: Луковица.) 2. В Древней Греции  листья  и веточки  этого растения считались знаком  победы, символом славы и величия, поэтому победителей  олимпийских игр  венчали венками  из листьев этого растения.  Древние римляне  такие  венки  надевали на  воинов­победителей, а Юлий Цезарь ­ на все официальные  церемонии, как символ бессмертия. Слово "лауреат"  произошло также от  названия этого растения. В настоящее время несъедобные  листья  этого растения ­ общеизвестная  пряность и приправа к пище и консервам. Что же за таинственный объект  находится в  шкатулке?  (Ответ: Это ­ лавр благородный.) 3. В шкатулке находится плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом  виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его  растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое  /опылители ­ насекомые /, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до  ­30 градусов! Плоды полезны, содержат витамины и вещества, выводящие из  организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь? (Ответ:  Яблоки.) 4. Послушайте отрывок из произведения Марка Твена «Том Сойер»: "Пит  подпрыгнул на два аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате,  натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную  возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге,  закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом  опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя  Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто­мортале, с "криком" выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще  уцелевшие цветочные горшки". О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? В "черном ящике"  лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что же лежит в "черном  ящике"? (Ответ: Речь идет о коте. В "черном ящике" находится настойка валерьянки, приготовленной из растения отдела Покрытосеменные ­  валерианы лекарственной.) Конкурс «Лакомка» Максимальное количество баллов за конкурс – 5. Говоря о роли покрытосеменных растений, мы упоминали, что  человек   многие из них  употребляет в пищу. Перед вами  овощи. Посовещайтесь между собой и ответьте на вопрос: «Какой орган употребляют в пищу у картофеля,  свеклы, цветной капусты, огурец, редиса, лука, подсолнечника, пшеницы,  салата, хрена?» (Ответ: картофель, лук, хрен – видоизмененные побеги  (клубни, луковицы, корневища); редис, свекла – видоизмененные корни  (корнеплоды); цветная капуста – соцветия; подсолнечник – семена; огурец  – плоды; салат­ листья.) Конкурс «Создай образ Царства» По жребию каждая команда получает лист (формат А­3), на котором  название одного из изученных царств живой природы. Участники команд  должны на данных листах красочно и понятно сформулировать основные  характерные черты царств.  Максимальное количество баллов за конкурс – 5. Обязательно нужно отметить:  Наличие клеточной стенки у клеток и вещество, из которого она  состоит.  Одноклеточные или многоклеточные организмы образуют царство.  Наличие тканей.  Наличие органов.  Типы питания.  Способ размножения.  Представители. Подведение итогов урока. Учитель: Путешествие по царствам живой природы закончилось. Лучшими и  самыми внимательными и сообразительными путешественниками оказалась  команда… Выставление оценок за работу на уроке. Задание на дом: повторить с. 88­89. Желающие могут составить кроссворд с  использованием терминов изученной темы или подготовить синквейны  по   изученным царствах. Рефлексия. Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из  нарисованных фигур (по их состоянию после урока).               радость            скепсис          уныние

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Царство Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения». Биология, 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017