Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.
Оценка 4.6

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
01.03.2017
Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.
Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения» в 7 классе является контрольно-обобщающим и проводится в форме состязания. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о всех отделах растений, расширить кругозор учащихся. В ходе урока в игровой форме отрабатываются умения учащихся выявлять черты сходства и различия низших и высших растений, закрепляются знания о систематике растений, об особенностях организации растений, многообразии и значении растений в природе и жизни человека.
Царство Растения, 7 класс.docx
Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс. Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии, химии высшей квалификационной категории МБОУ "Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа " Альметьевский  муниципальный район Республика Татарстан Эпиграфы к уроку:   Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся  связать воедино  разрозненные  факты.  (Д. Хевелси)  Без повторения нет глубины.   (Г. Ландау)  И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет»                                                                                                             (Пословица) Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: урок – соревнование. Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная. Методы и методические приёмы: словесный, наглядный, частично­ поисковый, исследовательский. Средства обучения: схема кластера, коллекции, гербарии,  муляжи  плодов,  коллекция крупяных изделий,  комнатные растения, раздаточный  дидактический материал, листы­путеводители, песочные часы, компьютер,  медиапроектор, экран. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о растениях,  расширить кругозор учащихся. Задачи урока:  Образовательные:  закрепить знания учащихся о  систематике растений, об особенностях  организации растений, многообразии и  значении растений в природе и  жизни человека;   отработать  умения  выявлять черты сходства и различия низших и  высших растений, систематизировать знания, полученные при изучении  темы. Развивающие:  развивать познавательный интерес к предмету путем привлечения  занимательного материала, материала практической направленности,  создание проблемных ситуаций;  развивать логическое мышление, воображение, память, речь;  развивать умения работать с терминами обобщать, анализировать,   делать выводы;  развивать способность к наблюдению и творческий потенциал  учащихся.       Воспитательные:    прививать навыки коммуникативного общения, ведения диалога;   способствовать экологическому воспитанию учащихся;  содействовать профилактике утомляемости. Учащиеся класса разбиты на несколько групп по 4­5 человек, в каждой  команде выбраны капитаны. I. Организационный момент. Психологический настрой. ­ Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши добрые и счастливые лица.  Садитесь.  Прозвенел и смолк звонок, Значит снова на урок. Все друг к другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Повернувшись и ко мне, Улыбнитесь­ка и мне. Начинаем наш урок, Запасаем знаний впрок! II. Мотивация и постановка целей урока.         Начать сегодняшний урок мне хотелось бы не совсем обычно, а со сказки. Послушайте ее.          «На одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь, в некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не  царь с царицей, а жители особенные, необычные. И было их немного, немало, а почти 350 тысяч! И разные они были: и огромные, и карлики, и красоты  неописуемой, и неприглядные, были среди них даже хищные и кровожадные,  но большинство ­ жители мирные, безобидные,  в зеленые убранства  разодетые.           Жители царства  были великими тружениками, целый день хлопотали   они на кислородных фабриках и лишь с заходом солнца отправлялись на  отдых. Очень  уж  любили  они Солнышко красное, Водицу чистую, да Землю­ матушку. В благодарность за их бескорыстную любовь Земля­матушка  объявила их своими почетными жителями и разрешила поселиться у нее раз и  навсегда.            С  жителями  этого  царства все вы, ребята, хорошо знакомы,  так как  находятся они не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас, они – наши постоянные спутники. Догадались,  о жителях какого царства идет  речь в сказке? ( О растениях.) Конечно же это растения.  А сейчас, обратите внимание на эпиграфы нашего  сегодняшнего урока (слайды):  Эпиграфы к уроку: 1. Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему  не удаётся связать воедино  разрозненные  факты. ( Д. Хевелси);   2. Без повторения нет глубины. (  Г. Ландау) ­ Ребята, о чем они вам говорят? (Сегодняшний урок – урок обобщения и  повторения темы «Царство Растения.».)          Вы правы, на сегодняшнем уроке нам предстоит еще раз совершить  путешествие  в  удивительный и многообразный мир царства Растений,  вспомнить систематику растений,  характерные признаки растений,  разных  представителей  царства и  все самые интересные и сложные моменты нашего  довольно – таки длительного ботанического марафона.             Сегодня у нас урок­соревнование,  вы  работаете в группах, в каждой из  которой есть старший по группе или капитан. Он будет координировать ваши  действия и выставлять баллы за прохождение этапов игры  в  листы­ путеводители. Отмерять время на всех этапах путешествия будут песочные  часы. Настройтесь на продуктивную работу в течение урока и, помните,  что   от работы каждого из вас зависит успех всей группы.         Готовы к игре?! Тогда начинаем! Желаю всем успеха!   III. Актуализация опорных знаний. Игра ­ соревнование. Конкурс 1  «Биологическая зарядка» ­ Утро, обычно,   начинается с зарядки. Не будем нарушать традиции. Сегодня мы  выполним необычную зарядку ­ биологическую! Проводится блиц­опрос по основным понятиям темы. Каждый из   участников  команды (начиная с игрока № 1)  дает краткий ответ на  заданный  учителем вопрос,  в случае затруднения, передает свой вопрос  соседу  по  плечу или по лицу. Всего 4 вопроса (по числу участников), за  каждый верный ответ присуждается 1 балл. Вопросы 1 команде: 1. Наука о растениях. (Ботаника) 2. Низшие  растения. (Растения, не имеющие тканей и органов ­ водоросли) 3. Тело водорослей. (Слоевище) 4. Первые наземные растения. (Псилофиты) Вопросы 2 команде: 1. Наука о водорослях. (Альгология) 2. Крупная пластида у водорослей. (Хроматофор) 3. Подвижные клетки водорослей, снабженные жгутиками и служащие для  бесполого размножения. (Зооспоры) 4. Растения, имеющие ткани и органы. (Высшие растения)  Вопросы 3  команде: 1. Зеленый пигмент растений, обеспечивающий фотосинтез. (Хлорофилл) 2. Лист папоротника. (Вайя) 3. Другое название красных водорослей. (Багрянки) 4. Наружная часть плода у цветковых растений. (Околоплодник) Вопросы 4  команде: 1. Растение моховидных  и папоротниковидных , производящее споры.  (Спорофит) 2. Половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений. (Заросток) 3. Листья  хвойного дерева. (Хвоя) 4. Самая прогрессивная в эволюционном развитии группа растений.  (Покрытосеменные или Цветковые) Конкурс 2  «Систематика» Завершить составление  кластера ( слайд) по систематике  растений.  Всего 5 баллов.     Царство РАСТЕНИЯ         1. 2. 3. 4. 1. 2.  Конкурс 3  «Растительное досье» ­ В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений, однако  при всем многообразии растительные организмы имеют общие черты, отличающие их от представителей других царств живой природы. Вспомните  их и запишите у себя в тетрадях. За каждый названный признак – 1 балл, всего 7 баллов. Ответ:  наличие целлюлозной клеточной оболочки;  наличие в клетках пластид – хлоропластов, хромопластов и  лейкопластов;  наличие в клетках крупных вакуолей, содержащих клеточный сок;  способность к фотосинтезу – автотрофное питание;  выделение растительных гормонов – фитогормонов;  относительная неподвижность организма и его связь с субстратом;  постоянный (неограниченный ) рост в течение всей жизни. ­ Поменяйтесь своими работами с соседом по плечу и  оцените работы друг  друга. Конкурс 4 «Музей древности» На столах каждой команды лежат  рисунки с изображением основных  отделов царства растений, которые необходимо расположить в  хронологической последовательности, согласно их появлению на Земле.  Верно выполненное конкурсное задание оценивается в 5 баллов. Ответ: 1.  2,5  млрд.  лет назад – Водоросли. 2.  450 млн. лет назад – Моховидные. 3.  400 ­ 430 млн лет назад – Папоротниковидные. 4.  300 ­ 350 млн. лет назад – Голосеменные. 5. 130 ­ 150 млн.   лет назад – Покрытосеменные (Цветковые). Конкурс 5 «Биологический лабиринт» (см приложение) Выбирая правильные утверждения (да, нет), команды проходят  биологический лабиринт «Основные группы растений». Правильно  выполненное задание оценивается в 5 баллов. Участникам, не прошедшим   лабиринт,  баллы не присуждаются. Выигрышный путь: 1,6,11,12,13,14,15,19,20. Конкурс 6 Мозговая атака «Пятый лишний» Участники команд, посовещавшись,  должны исключить из цепочки  предложенных слов  лишнее, объяснив, почему. Максимальное количество  баллов за конкурс – 2. 1. Кукушкин лен, маршанция,  климаций,  ягель, сфагнум. (Ответ: ягель  (олений мох) – лишайник, остальные – названия мхов.) 2. Ель, каштан, пихта, сосна, лиственница. (Ответ: каштан – цветковое или  покрытосеменное  растение, остальные растения относятся к хвойным,  голосеменным.) 3. Хлорелла, хламидомонада, ульва (морской салат), сальвиния, ламинария  (морская капуста). (Ответ: сальвиния – папоротник, остальные – водоросли.) 4. Моховидные, Голосеменные, Плауновидные, Хвощевидные,  Папоротниковидные. (Голосеменные – семенные растения, остальные –  споровые.) Физкультминутка Мы растенья изучали. И немножко подустали. Ручки наши вверх поднимем. И помашем дружно ими. А сейчас мы их опустим,  Ножки наши мы запустим. И попрыгаем на месте. Улыбнёмся дружно вместе! Мы размялись от души  Вновь за парты сесть спешим. Конкурс 7 «Аналитики» В конкурсе принимают участие капитаны, они   получают карточки с  вопросами, на которые должны ответить. Максимальное количество  баллов за конкурс – 5. 1. Отгадайте загадку, найдите отгадку в кабинете биологии.  В этом кабинете Поселился ёжик. Всё глядит в окошко, Он ходить не может. Где же его лапки? Где у него рожица? Может он от холода Весь в комочек съежился?  Ответьте на вопрос: «Какие адаптации и в связи с чем возникли у данного  организма?»  (Ответ: Это кактус. Листья кактуса превращены в колючки, чтобы  уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный –  запас воды. Эти адаптации возникли как приспособление к перенесению  засухи в долгие засушливые периоды.) 2. В наших лесах  произрастает  много папоротников. Старинное поверье  утверждало, что накануне праздника Ивана Купалы, в глухую июньскую ночь,  папоротник зацветает. Считалось, что цветок наделен магической силой –  помогает найти клады, скрытые в земле. Верно ли предание  о цветке папоротника и его чудодейственной силе? И почему папоротники можно  встретить только в лесах? (Ответ: Нет, папоротники – высшие споровые растения и  такой орган как цветок у них отсутствует.  Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения, процесс оплодотворения у них зависит от воды.) 3. Зачем бороться с колорадским жуком – сельскохозяйственным вредителем, если он ест листья картофеля, а человек клубни? (Ответ: Растение –  целостный организм. В листьях происходит фотосинтез – органическое  питание растений, образующиеся органические вещества  транспортируются ко всем органам растения, в том числе и к клубням и  питают их.) 4. Почему  Покрытосеменные растения  заняли господствующее положение на Земле? (Ответ: 1) У них появились новые органы: цветок и плод, благодаря которым семяпочки и семена оказались защищенными от  неблагоприятных воздействий окружающей среды. 2) В семени  содержится большой запас питательных веществ для питания зародыша. 3) Возникли эффективные системы опыления с помощью насекомых, птиц, других животных, а не только с помощью ветра, как у голосеменных.  4) Выработались  приспособления к распространению семян разными  агентами (птицами, животными) за счет образования плодов.  5) Видоизменения вегетативных органов также позволили приспособиться к окружающейся среде; 6) Возникли разные жизненные  формы: деревья,  кустарники, травы. Конкурс 8 «Следствие ведут знатоки» Конкурс на знание характерных признаков семейств  Покрытосеменных  растений. По описанию, необходимо определить, о каком семействе идет  речь. За каждый верный ответ – 1 балл. ­ Лепестки  имеют интересные названия: весла, парус и лодочка. Плод – боб.  Но основное отличие растений этого семейства – симбиоз с  азотфиксирующими бактериями, под воздействием которых на корнях  растений образуются выросты – клубеньки. (Бобовые) ­ Среди растений данного семейства есть древнейшие культурные растения,  которые кормят род человеческий, но есть и  злостные сорняки.  Стебель  растений этого семейства имеет особое название ­ соломина, рост стебля –  вставочный.  (Злаковые) ­ Семейство отличается большим разнообразием плодов. Среди растений  имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма  вкусны и богаты витаминами, а цветки с нежным приятным ароматом.   (Розоцветные) ­ Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими  типами цветков: язычковыми, трубчатыми, воронковидными. Плоды некоторых растений  могут  иметь  приспособления для распространения  ветром ­ парашютики.  (Сложноцветные)   ­ Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный  побег­клубень. Другое же  растение  семейства сделало человека своим  рабом, разрушая его организм никотином. (Пасленовые).  ­ Поменяйтесь своими работами с соседом по лицу, оцените работы друг  друга, а затем сверьте с правильным ответом. (слайд) Конкурс 9  «Шифровка» Работа с диаграммами цветков. Расшифруйте предложенные диаграммы,  составьте формулы цветка, определите семейства растений, к которым они  относятся.  Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов. (  Ч4Л4Т2 +4 П1    ­ семейство крестоцветные;  Ч5Л5Т∞П1    – семейство  розоцветные;   Ч(5)Л1+2+(2)Т(9) + 1 П1 – семейство бобовые (мотыльковые); О3+3Т3+3 П1 – семейство лилейные.) Конкурс 10 «Пословица недаром молвится» Команды  получают карточки с пословицами или поговорками, которые  должны обосновать с биологической точки зрения. Максимальное  количество баллов за конкурс – 3. ­ Какой  биологический смысл заложен в следующих пословицах и  поговорках? 1. Если хочешь плодов – не срывай цветов. (Цветок ­ это генеративный орган, в завязи его пестика формируется  плод. Не будет цветков – не будет и плодов.) 2. Растения — берегам спасение. (Корни растений связывают  почву,   предохраняя берега рек от размывания водой, препятствуя возникновению  оврагов.)  3. Чеснок да лук от семи недуг. (В чесноке и луке содержатся биологически активные вещества ­ фитонциды, убивающие или подавляющие рост и  развитие болезнетворных бактерий.) 4. Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябинке.  (Ответ: У елки и других голосеменных  растений  плодов не бывает,  потому что нет завязи, семена образуются  в шишках, рябина ­ это  покрытосеменное (цветковое) растение с созревающими плодами,  образующимися из завязи цветка.) Конкурс 11 «От теории – к практике»  Ребята, на некоторое время вам предстоит стать работниками   научной  лаборатории и провести небольшое исследование. Каждая команда получает карточки с заданиями и раздаточный  материал для выполнения лабораторной работы. Максимальное  количество баллов за конкурс – 5. Задание 1 команде: Работа с гербариями. Определите принадлежность Покрытосеменных  растений к тому или иному классу (однодольные или двудольные), назовите   характерные признаки каждого класса.  (Однодольные: овес, пшеница, рис, ландыш, чеснок. Признаки однодольных: 1 семядоля в зародыше семени, мочковатая корневая система, лист  простой с параллельным или дуговым жилкованием, число частей цветка  кратно 3. Двудольные: одуванчик, мать­и­мачеха, шиповник, редька дикая, фасоль.  Признаки двудольных: 2 семядоли в зародыше семени, стержневая  корневая система, лист простой или сложный с сетчатым жилкованием, число частей цветка кратно 4 или 5.) Задание 2 команде: Работа с коллекцией плодов. Определите типы и названия плодов растений,  имеющихся на подносе. Какие объекты  оказались на подносе  лишними и  почему? (Сочные плоды: виноград и баклажан – ягода; огурец  – тыквина; яблоко и  груша –  яблоко;  персик, вишня  и  слива  – костянка;  лимон –  померанец.  Сухой плод: подсолнечник –  семянка. Лишние – морковь и картофель, т. к  не относятся к плодам.  Морковь – видоизмененный корень, картофель –  видоизмененный побег. )   Задание 3 команде: Работа с коллекцией овощей ( или с рисунками). Какой орган употребляют в  пищу у предложенных вам растений? (Ответ: у картофеля, лука – видоизмененные побеги (клубни, луковицы ); у свеклы, редьки, редиса,  – видоизмененные корни (корнеплоды); у цветной  капусты – соцветия; у кабачков, перца, томата – плоды; у салата  ­  листья.) Задание 4 команде: Как называются продукты, находящиеся в пробирках, из семян каких  растений их получают? К какому семейству принадлежат эти растения? (В пробирках находятся крупы: 1. манная – пшеница; 2. пшенная – просо; 3. рисовая  – рис; 4. геркулес или  овсяная крупа – овес; 5. перловая ­ ячмень.  Все растения из семейства злаковых.) Конкурс 12 «Будьте здоровы!»  Конкурсное задание на знание лечебных свойств растений. Максимальное  количество баллов за конкурс – 5. 1. Во время Великой  Отечественной  войны при недостатке перевязочных   материалов медики использовали  высушенный  мох сфагнум. Почему именно  этот мох? (Ответ: мох сфагнум обладает бактерицидным свойством и  неплохо впитывает влагу.) 2. В 1596 г. французский мореплаватель Жан Картье отправился в Канаду. На  корабле люди стали погибать от цинги. Когда корабль подошел к реке        Св. Лаврентия погибло уже 26 человек. На берегу не нашли лимонов и других  овощей, но индейцы дали несколько советов и помогли справиться с болезнью. Что посоветовали индейцы? ( Ответ: Цинга развивается при недостатке  в организме витамина С. Местное население посоветовало использовать  сосновую хвою, в которой витамина С содержится в 7 раз больше, чем  в лимонах.) 3. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в  хвойном лесу. Почему? (Ответ: хвойные растения выделяют фитонциды ­  вещества,  губительно  действующие  на различные болезнетворные  организмы. Поэтому воздух в хвойных лесах самый чистый и целебный.) 4. В  этой шкатулке лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и  моченом виде. В английском языке есть пословица «кто его каждый день  съедает, тот у доктора не бывает» (An apple a day keeps the doctor away).  Плоды очень полезны, так как содержат много минеральных веществ, витамин С и вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы.  По  данным некоторых исследований, ежедневное употребление этого фрукта  снижает опасность заболевания острыми респираторными заболеваниями,  раком кишечника. Клетчатка также может быть полезна для профилактики  заболеваний сердца, легких, снижения уровня холестерина в крови. Однако,  семена растения  ядовиты. О каких плодах идет речь? (Ответ: речь идет о  яблоках.)  Конкурс 13  «Создай  образ Царства» ­ Наше путешествие   по царству Растения подошло к заключительному этапу: составлению синквейна. Ключевым словом будет слово – растения. Каждая команда получает  лист (формат А­4). Участники команд  должны составить  синквейн,  четко и понятно сформулировав главные  особенности и понятия по теме ­ царство Растения, их роль в природе и  жизни человека.  Максимальное количество баллов за конкурс – 5. Примеры синквейнов: Растения Зеленые, неподвижные Вырабатывают, поглощают, обеспечивают Создатели органического вещества Автотрофы Растения Одноклеточные, многоклеточные Дышат, питаются, размножаются Источник кислорода Жизнь! Растения Споровые, семенные Создают, кормят, лечат Растения ­ основа жизни на Земле! Фотосинтез Растения Низшие, высшие Растут, накапливают, очищают Растут в течение всей жизни Хлорофилл IY. Подведение итогов урока. Учитель: У вас  получились очень хорошие  синквейны. Действительно, роль  растений в природе и жизни человека безгранична.  Важно всем помнить, что «И стебелек травы достоин великого мира, в  котором он растет». (Пословица) Ребята, вы сегодня очень старались на уроке, выполнили все задания, которые я приготовила для вас. Путешествие по царству Растения закончилось.  Подсчитайте общее количество набранных баллов в ваших листах­ путеводителях.  Подсчет баллов. Выступление капитана с оценкой работы команды в  целом  и  каждого участника команды. Итак, лучшими, самыми внимательными и сообразительными  путешественниками оказалась команда… Выставление учителем оценок за работу на уроке : От 35 баллов и более – «5» 34 ­ 25 баллов – «4» 24 ­  15 баллов – «3» Менее 15 баллов – «2» Y. Рефлексия. ­ И, в завершении, осталось поставить оценку нашей совместной  деятельности. * Понравился ли вам урок? * Интересно ли вам было на уроке? * Понятными ли для вас были все действия на уроке? Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на  “3”. ­ У вас на столах лежат смайлики, покажите своё отношение к нашему  сегодняшнему уроку. Учащиеся демонстрируют своё настроение с помощью смайликов :               радость            скепсис          уныние YI. Задание на дом:  Творческое задание (на выбор):   Создайте модель сайта о растениях: подумайте, какие страницы могли  бы в нём быть, какую информацию следует на них разместить?  Представьте, что социальная сеть «В контакте» в группе «Биология»  предложила вам разместить краткую заметку о значении растений.  Подберите информацию для этой заметки, так, чтобы она была  интересна и полезна для пользователей сети. Список использованной литературы 1. Высоцкая М.В.  Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.  Захарова, Н. И. Сонина  «Биология. Многообразие живых организмов.» ­  Волгоград:  Учитель, 2006.  2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках  биологии: методическое пособие для учителя. ­ М.: «5 за знания», 2006. 3. Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии к  учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых  организмов. 7 класс». ­ М.: Издательство «Экзамен», 2008.  4. Калинова Г.С., Петросова Р.А., Никишова Е.А. Отличник ЕГЭ.  Биология/ФИПИ. – М.: Интеллект­Центр, 2010. 5. Сивоглазов В.И. Уроки по курсу В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология.   класс. Многообразие живых организмов. 7 класс» ­ М.: Дрофа, 2006.  6. Старцев П.Е., Наумов А.А. Биологические лабиринты: дидактический  материал  к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие  живых организмов. 7 класс». ­ М.: Дрофа, 2006.                                                      Приложение «Биологический лабиринт»

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.

Урок обобщения и систематизации  по теме: «Царство Растения». Биология, 7 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017