Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"
Оценка 4.7

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
16.11.2018
Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"
Для изучения данной темы учащиеся делятся на 3 стайки птиц:голуби,воробьи,вороны.Вожак стайки получает задание.Каждая стайка работает по 10 минут.Итоги работы заслушивает весь класс и результаты записывают в свои тетради. В маршрутном листе вожак оценивает работу своей стаи. Творческое задание к следующему уроку: учащиеся должны найти художественные произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах.
Урок биологии 7 класс птицы конспект.docx
МБОУ «ОЗЕРНОВСКАЯ ООШ» Значение птиц в природе и жизни человека.  Охрана птиц. Урок биологии в 7 классе Учитель: Т.А.Бардина Цели:  1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека;  обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.  2) воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое,  эстетическое воспитание. 3) продолжить развитие навыков работы с учебником, дополнительной литературой,  краеведческим материалом; навыков мышления; умение делать анализ и синтез; умение делать  выводы. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний.  1) Беседа по вопросам:  Какие черты внешнего строения характерны для представителей надотряда Пингвины?  Чем отличаются представители надотряда Страусовые?  Какие черты приспособленности к среде обитания имеют водоплавающие птицы?  Какие основные черты сходства птиц леса?  Почему на лапах гусей и уток имеются плавательные перепонки, а на лапах аистов и цапель  их нет?  Как дятлы приспособлены к жизни на деревьях и как они добывают пищу?  Какие приспособления к холодной и снежной зиме имеются в покровах ног у птиц северных  лесов  (у тетерева, рябчика)?  Почему насекомоядные и зерноядные птицы имеют различное строение клюва?  Почему ласточки в пасмурную погоду держатся ближе к земле?  Почему у ястреба­тетеревятника и у сороки ноги и клювы имеют различное строение?  Приведите примеры. 2) По очереди  предлагаю  названия птиц,  а вы должны назвать  экологические группы: 1. глухарь ­ растительноядные, 2. ворона – всеядные 3. дятел – насекомоядные, 4. орел – хищник дневной, 5. гусь –  водоплавающие, 6. тетерев –  растительноядные 7. сорока –  всеядная , 8. лебедь –– водоплавающие 9. филин – хищник ночной 10. клест – растительноядные 11. утка –– водоплавающие 12. фазан – растительноядные 13. ласточка – насекомоядные 14. чайка – водоплавающие 15. курица – всеядная. 3)    Чьи это лапы? 1 – цапля (болотная птица) 2 – скопа (крючковатые когти) 3 – дикая утка 4 – дятел (скалолазающие) 5 – ворона (древесные) По форме птичьей лапы можно судить об образе жизни ее обладателя. У хищников грозные  крючковатые когти; у водоплавающих перепонки; у болотных птиц – длинные узкие пальцы; а у дятлов и попугаев одна пара пальцев обращена вперед, а другая – назад. У всех прочих птиц назад обращен  один первый палец для удобства ходьбы и сидения на ветке. 4) Чьи это клювы? (дятел, утка, цапля, клест, пеликан, сокол, синица, попугай)         5)  «Живые синонимы».  Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в  сравнении с людьми.  Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).  Мудрый, как … (ворон) Задиристый, как … (петух) Вороватый, как … (сорока) Важный, надутый, как … (индюк) Длинноногий, как … (цапля) Глазастый, как … (филин) Взгляд хищный, как у … (ястреба) Взгляд зоркий, как у … (сокола) Нос с горбинкой, как у … (орла) Нос приплюснутый, как у … (утки) Шея нежная, длинная, как у … (лебедя) Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава) 3. Подготовка к изучению нового материала: На фоне голосов птиц ­ стихотворение: Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых ­  Просто диву даешься! Но спросите иного, Что он знает о птицах, Пусть ответит толково ­  И, гляди, удивится: Как же, фауна, дескать, Как же, наше богатство ­  На полях, перелесках, Так сказать, птичье царство... Птичье царство – и только? Ну, дрозды, ну, синички ... Где запомнишь все клички,  Просто птички – и только? Стоит в лес углубиться ­  И уже как не дома: Словно мы за границей ­  Незнакомые лица, Языки незнакомы. Как слепые плутаем, Будто глухи отроду. И еще утверждаем, Что мы любим природу. (Автор неизвестен) Мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и  развитие, сезонные  изменения и годовой жизненный цикл. Познакомились с многообразием птиц. Все ли мы теперь  знаем о птицах?  Что мы сегодня будем изучать? Ребята сами формулируют тему урока. ТЕМА УРОКА ЗАПИСЫВАЕТСЯ НА ДОСКЕ. 1) Значение птиц в природе. Учитель ­ птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот  веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц –  9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль  птиц в природе.  1. Ограничивает рост растений.  2. Опыление цветковых растений. 3. Распространение семян. 4. Цепи питания. 5. Санитары. Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса.  2) Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.  1. Промысловые и домашние птицы. мясо, жир, яйца, («ласточкины гнезда» ­ Юго­Восточная Азия стрижи­саланганы.) 2. Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для  костюмов полярников). 3. Удобрения (гуано). 4. Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки). 5. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают  колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний  человека и животных. КАК ПРИВЛЕЧЬ ПТИЦ??? 6. Эстетическое и научное значение. 7. Украшения. 3. Учитель. Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова: ­Вы услышите сквозь грохот столетий. Вашу кровлю минует беда,  Если новой весной на рассвете Белый аист вернется сюда.  К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400  лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид  птиц находится под угрозой исчезновения.  Работаем в группах. У нас 3 стайки птиц. Каждая стайка имеет своего вожака. Вожаки сейчас наберут себе стайку. Проводим жеребьевку. Вожаки получают задание. Каждая стая работает 10 минут. Итоги работы заслушиваются всем  классом. Результаты заносятся в маршрутный лист. Стая: вороны Члены стаи Работа с книгой Опрос Работа с дополнительной литературой Айдар Кубенов Голуби­   Причины исчезновения птиц. Причины следующие: КАКИЕ??? 1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот (беркут,  дрофа) – 30% видов. Дрофа в 50­е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях; при  использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою  численность. В настоящее время дрофы  взяты под охрану. 2. Безмерный промысел. ­ Полярная утка­гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает  яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике. ­в начале 20 века среди модниц особым шиком считалось иметь платье из перьев колибри и  шляпки, украшенные этими птичками; в XVII–XVIII веках модными были шляпы, украшенные  перьями страусов. В результате миллионы птиц стали жертвами моды. 3. Уничтожение домашними животными. В эпоху географических открытий люди  переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев:  кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали  гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии  обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц  этих мест. 4. Болезни, завезённые человеком. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось  губительным для животных этих земель. 5. Загрязнение окружающей среды. В настоящее время в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых  веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание  радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах  животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так,  например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме  водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья. Итог работы­ребята рассказывают о причинах исчезновения птиц. Воробьи­     История исчезновения некоторых птиц. ­ Моа – острова Новой Зеландии. Вес птицы достигал 300 кг. Переселенцы выжигали заросли  тростника по берегам водоемов, в котором обитали птицы; в огне погибали кладки яиц,  птенцы, взрослые птицы. Постепенно эти птицы исчезли совсем.   ­ На острове Маврикий обитала слабо летающая птица дронт. Её размеры с гуся (до 20 кг).  Вкусное мясо дронта явилось причиной его гибели. Последняя птица погибла в 1688 году.   ­ В США обитал каролинский попугай, люди уничтожили его. Последняя птица погибла в 20­  е годы в штате Флорида. ­ Особенно страшна история исчезновения странствующего голубя, тоже обитавшего в США.  В начале XIX века насчитывалось от 3 до 5 млрд. особей. Были зарегистрированы стаи,  включающие в себя до нескольких тысяч птиц – они пролетали над населёнными пунктами в  течение нескольких часов. Правительство разрешило массовый отстрел этих птиц. Люди  убивали голубей из ружей, пушек, добивали камнями и палками, травили собаками. Через 2 – 3  года количество странствующих голубей резко уменьшилось, но мер по охране принято не  было. В 1899 году был застрелен последний странствующий голубь. В 1914 году умерла  последняя птица, обитавшая в зоопарке города Цинциннати (там установлена мемориальная  доска)   Итог работы­презентация, приготовленная на уроке. Вороны­   Охрана и привлечение птиц. Для охраны животного и растительного мира используют разные меры. 1) Международные организации: ГРИНПИС— международная независимая неправительственная экологическая организация МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год. СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон. 2) Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.  1. Исчезающие виды – специальные меры для сохранения. 2. Уязвимые виды – численность резко сократилась. 3. Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины. 4. Неопределённые виды – нет точной информации о численности. В 1974 году приказом по Министерству сельского хозяйства СССР была создана Красная  Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц. Чёрная Книга – список исчезнувших видов животных и растений.  Первое издание Красной книги Астраханской области вышло в 2004 году, перечень объектов  животного и растительного мира утверждён в 2000 году и включает: 1 вид миксомицетов, 22 — грибов, 16 — лишайников, 64 — высших растений, 62 — беспозвоночных (из них насекомых —  60, паукообразных — 2) и 101 видов позвоночных животных (из них млекопитающих — 13,  птиц — 72, пресмыкающихся — 7, рыб — 9). Астраханский заповедник им. В. И. Ленина (1919 год). Под охраной и наблюдением  находятся 230 видов птиц:  84 вида – гнездятся; 105 – периоды миграций и зимовок; 40 – нерегулярно залетают; 48 – водно­болотный комплекс. 27 видов птиц занесены в Красную Книгу России – лебедь­шипун; серая, желтая, большая и  малая белые, египетская цапли; кваква, каравайка, колпица, баклан, розовый и кудрявый  пеликаны, балобан, орлан­белохвост, скопа, стрепет, ходулочник, султанка, стерх, дрофа,  фламинго, чёрный аист и другие. Итог работы­предложить свои меры по охране птиц: 1. Не разорять гнёзд. 2. Не кричать в лесу. 3. Соблюдать правила отстрела. 4. Не брать яйца и птенцов из гнезда. 5. Устраивать кормушки. 6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки. Подведение итогов урока. Вожаки заполняют маршрутные листы. Листы сдают учителю. Домашнее задание:  § 50. Домашние птицы. О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое  отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках   (творческое задание к следующему  уроку: учащиеся должны найти художественные  произведения, поговорки, пословицы, где говорилось бы о птицах). РЕФЛЕКСИЯ На доске рисунок неба. Вы должны прикрепить голубей. Все понятно              ­ голубь в небе. Понятно, но не все   ­голубь присел на дерево. Ничего не понял       ­голубь остался сидеть на земле.

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"

Урок по биологии "Значение птиц в природе и жизни человека.Охрана птиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018