Урок биологии в 7 классе "В гости к семейству Розоцветные".
Оценка 5

Урок биологии в 7 классе "В гости к семейству Розоцветные".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
12.02.2017
Урок биологии в 7 классе "В гости к семейству Розоцветные".
Целью урока является изучение особенностей строения растений семейства Розоцветные. На уроке использованы разные методы и методические приемы: словесные; наглядные; частично-поисковые, много элементов занимательности - сказки, загадки, "волшебная шкатулка", фрукты и др. Учащиеся активно включаются в работу над изучением нового материала.
Урок по теме Розоцветные.docx

 

Урок биологии «В гости к семейству Розоцветные». 7 класс.

 

Подготовила и провела: учитель биологии МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» Белоногова И.А.

 

Цель: изучение особенностей строения растений семейства Розоцветные.

Задачи:
Образовательные: продолжить формирование понятия об общих признаках покрытосеменных растений и их классификации; показать биологические особенности Розоцветных; расширить и углубить знания учащихся о многообразии Розоцветных, познакомить с культурными и лекарственными растениями данного семейства.

Развивающие: продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения; формировать умения составлять морфологическую характеристику растений семейства Розоцветные; развивать внимание, познавательную активность, умение работать самостоятельно,  умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;  совершенствовать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; прививать навыки коммуникативного общения;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.


Оборудование: средства мультимедиа, презентация, таблицы, гербарии, муляжи плодов, инструктивные карточки.

Тип урока: 

 Комбинированный урок.

 

Методы и методические приемы: словесные (рассказ с элементами беседы); наглядные –презентация, муляжи плодов и гербарные образцы; поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Н.И. Сонин  “Многообразие живых организмов”. Учебник, 7 класс – М.: Дрофа, 2007;

2.     Бровкина Е.Т. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов». – М.: Дрофа, 2007;

3.     Г. П. Игошин “Уроки биологии в 7 классе”. Развернутое планирование.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004;

4.     Сонин  Н.И. и др. «Биология. Многообразие живых организмов». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.

 

 

 

 

Ход урока

 

I.            Организационный момент. (Приветствие, отметка отсутствующих, проверка  готовности  учащихся  к  уроку, эмоциональный настрой.)

Учитель:

Добрый день и добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и присели.

 

II.            Повторение пройденной темы. 

1. Блиц-опрос (устно):

- Назовите жизненные формы цветковых растений. (Деревья, кустарники, травы.)

- Назовите главное отличие покрытосеменных растений от голосеменных. (Наличие цветков и плодов.)

- Как называется орган полового размножения у покрытосеменных растений? (Цветок)

- Назовите главные части цветка. (Тычинка и пестик.)

- Из какой части пестика развивается плод? (Из завязи.)

- Где образуется мужской гаметофит у цветковых растений? (В пыльниках тычинки.)

- Где  образуется  женский гаметофит у цветковых растений? (В семяпочках завязи пестика.)

- Кто открыл сущность двойного оплодотворения у цветковых растений?

(С.Г. Навашин)

- Какие два класса входят в состав отдела Покрытосеменные растения? (Однодольные и Двудольные.)

- По каким признакам растения распределяют по классам? (Принадлежность к тому или иному классу определяют по:

* числу семядолей в семени;

* типу корневой системы;

* характеру жилкования листьев;

* внутреннему строению стебля;

* цветку.)

- Кто является основателем науки систематики? (Шведский ученый К. Линней.)

 

2. Письменный опрос. (Приложение №1). Выполняют 5-6 учащихся.      

 

III.            Мотивация к изучению новой темы.

Постановка проблемы.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы отправимся в гости к растениям одного семейства, относящегося к классу Двудольных. Послушайте легенду и попробуйте определить, о каком семействе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

«Однажды богиня Флора обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда взяла она у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у Грации - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное. Так появился самый прекрасный и загадочный цветок, правящий среди всех остальных.»   В честь этого растения и было названо семейства, которое мы сегодня изучим. 

- О каком растении и семействе идет речь? Это - … (роза). А семейство называется … (Розоцветные).

 

- Правильно, семейство, с которым мы сегодня познакомимся поближе, называется  Розоцветные.  Запишите в тетрадях число и тему нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?

 

Цель  урока - выявить основные признаки растений семейства Розоцветные.

 

IV.            Изучение новой темы.

Учитель:

- Итак, на сегодняшнем уроке вам предстоит составить общую характеристику растений семейства Розоцветные по следующему плану (план - характеристика семейства представлен на инструктивной карте. Приложение № 2):

          

План

1. Количество видов.

2. Представители.

3. Жизненные формы.

4. Характеристика вегетативных органов (корневая система, стебель, лист.)

5. Характеристика  генеративных органов (формула цветка, виды соцветий и плодов).

6. Практическое значение.

 

В течение урока учащиеся в своих рабочих тетрадях составляют характеристику семейства.

 

Учитель:

- Увы, в ваших учебниках очень мало информации по семейству Розоцветные, поэтому вам  придется добывать её самостоятельно. Ответить на первый  пункт плана, вам  поможет  героиня сказки Льюиса Кэрролла Алиса. Послушайте внимательно эту сказочную историю:

«Однажды, пройдя сквозь большое комнатное зеркало, девочка Алиса очутилась в огромной сказочной стране. Алиса брела по странному парку Зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким-то признакам напоминающим друг друга.  Наконец она увидела розы.

- Как жаль, что цветы не умеют разговаривать - сказала Алиса.

- Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми - ответила белая роза.

- Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг – попросила Алиса.

- Это все представители семейства Розоцветных – вступила в разговор красная роза.

- Семейство Розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются они не только у нас, в Зазеркалье, но по всей Земле: от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. На территории России встречается более 100 видов Розоцветных – продолжала белая роза»

Учащиеся записывают ответ на первый вопрос в свои рабочие тетради.

Учитель:

- Чтобы ответить на второй вопрос, вам предстоит отгадать загадки и ответы записать в инструктивных листах.

 

       


1. Царицей цветов я зовусь, 

 На вид я прекрасна, нежна,                    

 Но тронешь меня невзначай,        

 Почувствуешь, как я сильна. 

                                        (роза)

 

2. Долгоножка хвалится:

Я ли не красавица?

А всего то - косточка

Да красненькая кофточка.                                                             

                               (вишня)


3.  Хоть жжет его солнце,

Одет он в суконце.

А сукно золотистое,

Тонкое и чистое.

                                   (персик)

                   

5. Синий мундир, 

Желтая подкладка, 
В середине – сладко.

                                    (слива) 

                                                                                                               

7.  Не жил в ягоде  жучок,
И не кушал червячок,
А сорвал её с куста -
Глядь – середка вся пуста.
                             
(плод малины)                            

                                                                       

4. Будто снежный шар бела.                 По весне она цвела .                                 Нежный запах источала.                             А когда пора настала -

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

                          (черёмуха)

 

6. Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало?

                   (яблоня)                                                            

 

8. Дрозд, снегирь, другая птица

Могут ею угоститься.                            Как усилится мороз,


9. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
                                      (земляника)
                   

Возрастёт на пищу спрос.

                                    (рябина)

10. Сидит на колючей  палочке 
В красной рубашечке, 
Брюшко сыто, 
Камешками набито.

                                 (шиповник)


 

Учитель:

- Еще раз посмотрите на свои отгадки.  Всем вам хорошо известны эти растения. Какими жизненными формами они представлены? Ответ запишите в тетради. (Ответ: Деревья – персик, яблоня, черемуха, рябина обыкновенная, слива, вишня; кустарники - роза, малина, шиповник; травянистые растения – земляника.)

Учитель:

- Пользуясь наглядным материалом (гербарии, рисунки),  охарактеризуйте вегетативные органы Розоцветных.

Ответы:

1.     Корневая система стержневого типа .

2.     Стебель прямостоячий или ползучий.

3.     Лист черешковый, простой (цельный) или сложный (тройчатый или непарноперистый) с прилистниками.

4.     Листорасположение - очередное или супротивное.

5.     Жилкование листьев – сетчатое (перистое).

Физкультминутка. (Приложение № 3)

Учитель:

- А, сейчас, вновь послушайте сказку:

«В растительном царстве, покрытосеменном государстве жило - поживало семейство Розоцветных. Семейство это богатое, знатное. Многие его древнейшие представители славятся на весь мир.

Но вот однажды побывала в гостях у семейства злая колдунья. Она была завистливая, и не понравилось ей, что все члены семейства такие известные и культурные. Решила злая колдунья навредить Розоцветным. Усыпила она всё семейство и выкрала их семейную формулу…»

- Ребята, помогите разрушить чары злой колдуньи, и найти формулу их цветка. Чтобы вернуть формулу цветка, нужно разгадать диаграмму цветка, которая имеется у всех на столе. По диаграмме вы можете составить формулу семейства Розоцветные.

Ответ не забудьте записать в рабочую тетрадь.

Ответ: ♀♂  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/zv1_.gifЧ5 Л5 ТП1   или   ♀♂  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/zv1_.gifЧ5 Л5 ТП   

Цветок – обоеполый, правильный  с двойным околоцветником, чашелистиков – 5 (свободных(=) , лепестков – 5 (свободных), тычинок много, пестик – 1 или много.

- А сколько лепестков у розы? Королевы, давшей название семейству.
- А почему же в формуле написали 5 лепестков?
- Ребята, вы правы у розы только 5 настоящих лепестков, а остальные видоизмененные тычинки. Это произошло благодаря работе селекционеров.

- Ребята, посмотрите на эти  прекрасные цветы (демонстрация слайдов с изображением цветущих растений семейства розоцветные). Как вы считаете, какой способ опыления для них характерен? Почему вы так считаете?

Ответы: Перекрестное опыление при помощи насекомых. Цветки насекомоопыляемых  растений обычно крупные и яркие  с приятным запахом, но у некоторых растений мелкие и чтобы как-то привлечь насекомых они объединились в соцветия.  В цветках развиты особые железы – нектарники, вырабатывающие сладкий жидкий секрет – нектар. Цветки насекомоопыляемых растений богаты пыльцой. Пыльцевые зерна, как правило крупные и клейкие, а их оболочка нередко имеет разнообразные выросты.

Учитель:   Какие соцветия вы помните?   Для розоцветных характерны чаще такие соцветия как кисть, щиток, простой зонтик. (Демонстрирует на слайде.)

А еще у них самые разные плоды: Тип плодов – сочные. Виды плодов -  многоорешек, ягода, костянка или яблоко. (Демонстрирует на слайде.)

Учитель: Многие растения  семейства  Розоцветные играют огромное значение в жизни человека. Давайте ознакомимся с некоторыми из них.

1.  В  этой шкатулке лежит плод растения семейства Розоцветные, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. В английском языке есть пословица: «Кто его каждый день съедает, тот у доктора не бывает.» (An apple a day keeps the doctor away). Плоды этого растения очень полезны, так как содержат много минеральных веществ, витамины и вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы и предотвращающие старение человека. По данным некоторых исследований, ежедневное употребление этого фрукта снижает опасность заболевания острыми респираторными заболеваниями, раком кишечника. Клетчатка также может быть полезна для профилактики заболеваний сердца, легких, снижения уровня холестерина в крови. Однако, семена  растения  ядовиты. О  плодах какого растения идет речь?

                                                                       (Ответ: речь идет о плодах яблони.)

 

2. А в этой шкатулке находится вязкая тёмно-коричневую жидкость со сладким вкусом приготовлена из плодов одного из растений семейства Розоцветные. Плоды этого растения содержат большое количество аскорбиновой кислоты (или витамина С).  По содержанию витамина C растение опережает в 10 раз черную смородину, в 50 раз - лимон. 

Жидкость применяется для профилактики авитаминозов, укрепления иммунитета организма, для снятия воспаления, а также  улучшает функцию желудочно-кишечного тракта, свертываемость крови и повышает аппетит.

                                                                      (Ответ: сироп из плодов шиповника.)

 

3. Это растение очень популярно в Японии.  Картинки с цветущими  ветками  растения украшают многие квартиры  японцев. Оказывается, по народным поверьям обильный цвет этого дерева  предвещает обильный урожай риса, а также богатство и благополучие.

Ученые доказали, что ежедневное употребление плодов этого растения летом укрепляет иммунную систему на весь год.  Кроме того,  растение  - отличное средство от головной боли, так как в нём находятся вещества, близкие к составу аспирина. Много в плодах витаминов группы В, обеспечивающих красоту кожи, ногтей и волос, витамина А, положительно влияющего на зрение, а также витамина С, повышающего иммунитет и длительно сохраняющего молодость. Поэтому древние красотки в сезон предпочитали плоды этого растения всем другим ягодам. Современные красавицы не только едят плоды, но и делают из них различные маски, добиваясь эффекта молодости и свежести.   За счёт большого количества в плодах железа, растение издавна используется для профилактики  анемии (малокровия). Листья растения многие хозяйки используют при консервации овощей. Плоды какого растения находятся в шкатулке?                                                                          (Ответ: плоды рябины.)

 

На слайдах демонстрируются  плодово-ягодные, лекарственные, декоративные, сорные  Розоцветные.

Учитель: В течение урока вы, ребята,  в своих  тетрадях составляли характеристику семейства.

А, сейчас, давайте проверим, как вы справились с заданием.

 

V. Закрепление новых знаний.

Характеристика Розоцветных:

1. Количество видов - 3000 видов.

2. Представители – роза, вишня, персик, черемуха, слива, яблоня, малина, рябина,  земляника, шиповник и др.

3. Жизненные формы – деревья, кустарники, травянистые растения.

4.  Характеристика вегетативных органов:

- Корневая система стержневого типа .

- Стебель прямостоячий или ползучий.

- Лист простой (цельный) или сложный (тройчатый или непарноперистый), чаще черешковый.

- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками.

- Жилкование листьев – сетчатое (перистое).

5. Характеристика  генеративных органов:

- Формула цветка: ♀♂ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/317a1d17-988a-453f-bc06-6f67881e8aa3/image/zv1_.gifЧ5 Л5 ТП1    

- Соцветия: кисть, зонтик, щиток.

- Плоды: тип – сочные; виды -  многоорешек, ягода, костянка или яблоко.

6. Практическое значение:  пищевое, лекарственное, декоративное.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII. Рефлексия по итогам урока.
На заранее нарисованное дерево приклеить красные и зеленые яблоки (красное – понравилось, зеленое – нет).

 

VIII. Задание на дом: 

1. Знать характеристику Розоцветных.

2. Творческие задания:  Составить кроссворды о растениях семейства розоцветных. По желанию учащихся подготовить сообщения (презентации)  о практическом значении отдельных растений семейства Розоцветных (вишня, шиповник, земляника, рябина, роза, боярышник и др).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Задание: Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.

 

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий.

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием.

6. Зародыш с двумя семядолями.

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием.

8. Растения не имеют камбий.

 9. Главный корень не развивается.

10. Стержневая корневая система.

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные.

12. Цветы трехчленные.

 

Ответ: Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11

 

 

Приложение № 2

План - характеристика семейства

          

1. Количество видов.

2. Представители.

3. Жизненные формы.

4. Характеристика вегетативных органов (корневая система, стебель, лист.)

5. Характеристика  генеративных органов (формула цветка, виды соцветий и плодов).

6. Практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Физкультминутка
Во дворе стоит сосна, 
К небу тянется она 
Тополь вырос рядом с ней, 
Быть он хочет подлинней 
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге) 
Ветер сильный прилетал, 
Все деревья раскачал. 
(Наклоны корпуса вперед-назад) 
Ветки гнутся взад- вперед. 
Ветер их качает, гнет. 
(Рывки руками перед грудью) 
Мы размялись от души 
Вновь за парты сесть спешим.
(Дети садятся за парты). 

 


 

Урок биологии «В гости к семейству

Урок биологии «В гости к семейству

Ход урока I.

Ход урока I.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к растениям одного семейства, относящегося к классу

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к растениям одного семейства, относящегося к классу

Зазеркалья. Вокруг было много растений

Зазеркалья. Вокруг было много растений

Я капелька лета на тоненькой ножке

Я капелька лета на тоненькой ножке

А сколько лепестков у розы? Королевы, давшей название семейству

А сколько лепестков у розы? Королевы, давшей название семейству

Это растение очень популярно в

Это растение очень популярно в

Практическое значение: пищевое, лекарственное, декоративное

Практическое значение: пищевое, лекарственное, декоративное

Приложение № 1 Задание: Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу

Приложение № 1 Задание: Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу

Приложение № 3 Физкультминутка

Приложение № 3 Физкультминутка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017