Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».
Оценка 5

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
26.06.2017
Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».
Тип урока: комбинированный. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы и методические приёмы: частично-поисковый; диалоговый; репродуктивный; индивидуально-дифференцированный. Основные понятия, раскрываемые на уроке:экология, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный фактор, ограничивающий фактор. Урок проводится его в форме устного журнала, в котором 7 страниц по основным понятиям темы.
Экологические факторы.docx
Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды». Белоногова Ирина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории  МБОУ «Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа»  Альметьевский  муниципальный район  Республика Татарстан Тип урока: комбинированный Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы и методические приёмы: частично­поисковый; диалоговый; репродуктивный;  индивидуально­дифференцированный. Средства обучения: мультимедиа: картинки, фотографии с изображениями растений и  животных, схемы, таблицы; рисунки учебника; комнатные растения, запись звуков  природы. Эпиграф на доске: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил  ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.»                                                                                                                        Я.А.Коменский Задачи урока:        Образовательные:  Расширить и систематизировать знания учащихся о факторах среды и их влиянии на  организмы, типах взаимоотношений между организмами:  Развить и конкретизировать знания  о разнообразных взаимосвязях и  взаимоотношениях организмов, а также влиянии на них деятельности человека;  Закрепить знания о приспособленности живых организмов к факторам среды.   Развивающие:   Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету, умения обобщать,  анализировать и оценивать воздействие   факторов   окружающей среды,  синтезировать, вступать в дискуссию, приводить примеры из дополнительных  источников,  сравнивать, делать выводы;   Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических  факторов;  Содействовать развитию логического мышления учащихся, осмыслению связей и  отношений в объектах изучения;  Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и  рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.       Воспитательные:  Прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;  Вырабатывать самодисциплину;  Способствовать экологическому воспитанию учащихся;  Содействовать профилактике утомляемости.   Основные понятия: Экология, ограничивающий фактор  абиотические   факторы,   биотические   факторы,   антропогенный   фактор,  Организационный момент.  Ход урока Приветствие учащихся.    Информация об отсутствующих в классе.  Настрой учащихся на работу. Учитель:   Я сегодня рано встала, На урок к вам прибежала. Обещайте не лениться на уроке, А трудиться. Свои знанья показать, Отвечать только на «5». ­ Надеюсь, все сегодня пришли с хорошим настроением и настроем на учёбу. Итак, начнём  наш урок.  Учитель:  Ребята, мы подошли к  изучению последнего раздела биологии  «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». Сегодня у  нас  третий  урок по  этой теме,  который посвящен экологическим факторам. Мы проведём его в форме  устного журнала. ­ Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? (Нет.  Живые  организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания.). Действительно, животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, а в  тесном взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.  Компоненты среды, которые прямо или косвенно воздействуют  на  организмы называются  экологическими факторами. Открываем 1­ую страницу нашего устного экологического  журнала. 1 страница – «Экологические факторы». Учитель: Послушайте внимательно небольшое стихотворение: Небо светло­голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Учитель:  Ребята, несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в  стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? (Различают три  группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические,  факторы живой природы ­ биотические и влияние деятельности человека на природу ­ антропогенный.)  Запись на доске и в тетрадях схемы: Экологические факторы среды                     Абиотические                   Биотические                       Антропогенные      (Факторы неживой природы)     (Факторы живой природы) Деятельность      Свет. Вода. Температура.                 Деятельность                              человека      Минеральные вещества.               живых организмов      Ветер.                                    (грибов, растений, животных,                                                     микроорганизмов) 2 страница – «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Учитель:   Познакомимся  с  каждым  из  факторов  подробнее.  Давайте  послушаем  ваши сообщения о значении некоторых абиотических факторов в жизни организмов. Сообщения учащихся о значении абиотических факторов.  Сообщение 1: Необходимым условием существования всех живых организмов на Земле является вода. Её недостаток   приводит   к   приостановке   жизненных   процессов   и   даже   гибели   организмов. Вода   необходима   для   таких   жизненно   необходимых   процессов,   как   фотосинтез, пищеварение,  размножение.  Она  помогает  удалению  из  организма   ненужных   и  вредных веществ,   образующихся   в   результате   обмена,   способствует   перемещению   кислорода, углекислого газа и питательных веществ по организму. Вода – необходимый компонент клетки, она придаёт клеткам объём и упругость. Сообщение 2:  Важным фактором для живых организмов является температура. Тепло необходимо для роста и жизнедеятельности всех организмов, для прорастания семян и созревания плодов. С   наступлением   тепла   природа   пробуждается   от   зимней   спячки,   начинается     весеннее сокодвижение,   набухают   почки,   распускаются   листья,   зацветают   растения,   многие животные приступают к размножению.  Сообщение 3:  Не менее важным фактором для большинства растений и животных является свет. Свет – это источник энергии на Земле. Зелёные растения только на свету образуют органические вещества, которые в конечном итоге используют все остальные организмы (фотосинтез). Именно   от   света   зависит   суточная   и   сезонная   периодичность   в   поведении   растений   и животных:  линька, перелёты птиц, миграции рыб,  листопад и др. Со светом связан и такой сложный   процесс,   как   зрение.   Небольшие   дозы   ультрафиолетовых   лучей   необходимы человеку и животным. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме образуется витамин Д, на коже появляется загар. Сообщение 4: В жизни растений значимую  роль играет  ветер.  Он усиливает испарение, способствует перекрёстному опылению, расселению растений. Учитель:   А, сейчас, давайте ответим на ряд вопросов.  Вопрос № 1 С какими абиотическими факторами связано питание растений ? (Свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.) Вопрос № 2 Какой фактор влияет на изменение окраски большинства растений осенью?  ( Свет.) Вопрос № 3 Какой фактор поможет одуванчику и козлобороднику освоить новые территории? (Ветер.) Вопрос № 4 Назовите фактор, который может оказать влияние на скорость развития головастика?  (Тепло.) Вопрос № 5 Почему с наступлением холодов земноводные и пресмыкающиеся впадают в спячку? (Т. к. они относятся к холоднокровным животным, у которых температура тела  зависит от температуры окружающей среды. С наступлением  холодов  интенсивность обмена веществ у них резко снижается.) Учитель:   Чтобы лучше ознакомиться с биотическими факторами среды, обратимся к  следующей странице журнала. 3 страница – «Враги, друзья, соперники…» Учитель:   Послушайте внимательно  еще одно стихотворение: Соседи, соседи: жуки и медведи, Орлы и козявки, деревья и травки… Прожить без соседей ­ увы! – невозможно. Иных обойдёшь далеко, осторожно, Иными, как раз хорошо закусить, А с кем­то под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге. А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде! Учитель:  Ребята,   о   каких   факторах   идёт   речь   в   этом   стихотворении?  (   О   факторах живой природы ­ биотических.)  Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными и антогонистическими.   На доске таблица, отражающая типы взаимоотношений между организмами: Тип взаимоотношений Характер влияния на партнёра организм Б Взаимовредные организм А Примеры Антибиоз: конкуренция Эксплуатация: хищничество паразитизм Мутуализм (симбиоз) Комменсализм: нахлебничество, квартирантство ­ + + + ­ Пшеница–бодяг полевой,  волк и лисица Полезновредные ­ Взаимополезные + Полезно­нейтральные 0   Заяц ­ лиса Блохи ­ собака  Береза­подберезовик Рак­отшельник ­ актиния Лев­шакал Деревья ­ мхи Нейтрализм 0 0 Белки и лоси в одном лесу Нейтральные Учитель   просит   учеников,   опираясь   на   табличные   данные,   сформулировать определения  каждого типа взаимоотношений. Ответы учащихся корректирует. Конкуренция –  взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.). Хищничество ­  взаимодействие организмов, при котором одни уничтожают и поедают других. Паразитизм ­  взаимодействие   организмов,   при   котором   один   организм   используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего. Мутуализм – взаимовыгодное взаимодействие организмов.  Комменсализм ­ взаимодействие организмов, при котором один из них получает пользу, не   нанося   ущерб   другому.   (Нахлебничество   –   потребление   остатков   пищи   хозяина, квартирантство – использование одними видами других: их тел или жилищ)  Нейтрализм – совместное обитание организмов, непосредственно не взаимодействующих между собой (безразличные отношения). Учитель:  Догадайтесь,   о   каком   взаимодействии   идёт   речь   в   этих   стихотворениях   и загадках? 1. На севере снежном песец обитает, Пушистую шубку его всякий узнает. Родней он приходится рыжей лисице, Но писем не пишет он хитрой сестрице. (Лиса – песец, конкуренция) 2. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука – плотва и караси, хищничество) 3. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Цветок – пчела, симбиоз) 4. Дела с гигиеной у Барсика плохи: Кусают и мучают котика блохи. (Блохи – кошка, паразитизм) 5. Кто по дереву стучит? Отчего кора летит? Приглядитесь ­ ка кругом: Это дятел строит дом. Скоро в нём после отделки Новоселье справит белка. ( Дятел – белка, комменсализм, квартирантство) 6. Я – рыба­прилипала, С акулой я дружу. Приклеюсь к её телу И мчусь, куда хочу. (Рыба­прилипала – акула, комменсализм, нахлебничество) 5. На одной ноге в болоте Замираю на охоте И ловлю в кругу подружек Зазевавшихся лягушек. (Цапля – лягушка, хищничество) 6. Муравьёв тепло встречая Под высоким сосняком, Мы всегда их угощаем Очень вкусным молочком. (Тля – муравей, симбиоз)  7. Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому, что кровососы ­ Надоеды – пискуны. (Комар – человек, эксплуатация, паразитизм) 8. Однажды на ужин испробовать волк  Вдруг захотел червяка. ­ Тьфу… Гадость какая! Он завопил. ­ Посижу на диете пока. (Волк – дождевой червь, нейтрализм) 9.Удивительное дело –  Как дружны зелёный с белым! Друг за друга отвечают И друг друга выручают. Свыклась водоросль с грибком Да с развесистым дубком. Зацепились на коре, У забора, на стене. (Лишайник, симбиоз) Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, заполняют третий столбец таблицы. Учитель: Сейчас я вам предложу ещё несколько пар живых организмов ( список на доске), попытайтесь определить типы биотических взаимодействий между ними, опираясь на  полученные знания, ответы запишите также в таблицу. Ответы учащихся: Конкуренция:  сосна   ­   берёза,  олень   европейский   ­   лось,   полевая   мышь   –   хомяк обыкновенный; Хищничество: волк – заяц, сова – мышь, росянка ­ комар; Паразитизм: тля ­ щавель, вирус гриппа – человек, гриб­трутовик – берёза; Симбиоз:  клевер – азотофиксирующие бактерии;  осина – подосиновик,  тля – рыжий муравей; Нахлебничество: шакал­лев, корова – жук­навозник; Квартирантство: морские черви – двустворчатые моллюски; Нейтрализм: белка – лось, стрекоза – муравей, волк ­ воробей. Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. 4 страница – «За всё надо платить»  Учитель:  А могут люди  влиять на живые организмы? (Да.)  Итак, мы подошли к следующей страничке устного журнала «За всё надо платить», которая тесно связана с деятельностью человека, т. е.   с антропогенным фактором. Ученик: Сколько исчезло с планеты зверья, Растений, и это восполнить нельзя. И если теперь не спасти нам остатки, Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки! Нельзя переделывать с ходу природу, Она устоялась не с прошлого года. Реки, озёра, леса и луга Должны сохранятся всерьёз и всегда! Учитель: С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек  действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней,  преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать. «Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике». «Сюрприз» № 1. Средство гигиены,  которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот  самый,  который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.) Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на  50%  (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь 3 мм). Вещества, разрушающие  озоновый слой Земли – фреоны. «Сюрприз» № 2. По содержанию этого вещества  современные дожди соответствуют сухому вину, а часто  столовому уксусу. В ящике находится вещество, которое губит всё живое. И не только  живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота,  содержащаяся в кислотных дождях.) Учитель: А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь? Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги,  пластика, металла, листа растения. «Сюрприз» № 3. Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому  эффекту. (Углекислый газ.) ­   Ребята,   какие   же   экологические   проблемы   волнуют   нас   сегодня?  (Озоновые   дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.) На доску  вывешивается табличка с надписью: « Экологические проблемы.» Экологические проблемы                        озоновые дыры                                                     парниковый эффект                                                               кислотные дожди Учитель:  А что является источником этих  проблем и какие экологические последствия  нас ожидают, если люди не решат эти проблемы?  Учащиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу в тетрадях. Экологические проблемы Причина Последствия Парниковый эффект Повышение углекислого газа в  атмосфере, образующегося при  сжигании топлива,  выделяющегося от ТЭЦ и АЭС Применение людьми аэрозолей,   растворителей, хладоагентов,  пенообразователей Промышленные газы Кислотные дожди Озоновые дыры Потепление климата, таяние  ледников, повышение уровня  Мирового океана Поступление на Землю  ультрафиолетовых лучей,  раковые заболевания Сокращение численности  живых организмов, разрушение  памятников, зданий,  сооружений Учитель:  Итак, за вмешательство человека в природу приходится расплачиваться не  только сокращением видового разнообразия живых организмов, опустыниванием земель,  изменением климата, но и собственным здоровьем. 5 страница – «Удивительные приспособления или спасайся,  кто как может» Ученик: Зимой и летом ­ круглый год У каждого полно забот, Ошибок не простит среда, Знай, где спасенье, где беда. Но каждой божьей твари дан Природой уникальный дар, Чтоб в той борьбе у них у всех Имелись шансы на успех. Учитель:  Организмам приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и  летние засухи, и пересыхание водоёмов, и нехватку пищи. Чтобы успешно жить,  развиваться и размножаться в своей среде обитания, каждый организм должен хорошо  приспособиться к действию экологических факторов. Такое умение называется  адаптацией. ( Учащиеся записывают определение в тетради.) Учитель:  У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке тоже имеются адаптации.  На нашем окошке Поселился ёжик – Всё глядит в окошко, А ходить не может. Где же его лапки? Где у него рожица? Может он без шапки От  холода ёжится? Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии.  (Кактус) Находят растение и называют его. ­  Перед вами растение пустынь – кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне  редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни  и может  обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы  считаете? (Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при  испарении, стебель очень толстый, сочный – запас воды.) Учитель:  Послушайте следующую загадку. Вырос кустик пышный, На окне не лишний; Говорят все о нём,  Что приносит счастье в дом. (Толстянка) Находят растение и называют его.  Ещё одно хорошо знакомое вам растение – толстянка или « деревце счастья». Это  растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась  толстянка к дефициту воды? ( У толстянки сочные листья, покрытые восковым  налётом, уменьшающим испарение.) Учитель:  А теперь попытайтесь сами объяснить следующие факты в соответствии с  адаптацией к факторам среды:  Для многих растений характерна листовая мозаика. (Приспособление для лучшего  улавливания света.)  У молодой берёзы листья клейкие. (Смолистые вещества защищают листья от  заморозков.)  Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита  от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в  окружающую среду.)  Осенняя линька зайца­беляка.( Защита от врагов.)  Осенью многие лиственные деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней  засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)  Сезонные миграции некоторых  птиц. (Ограниченные пищевые ресурсы.)  Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных  морозов.)  У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела (уши, лапы,  хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)  У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество  жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью  изолирует тело от горячей атмосферы; при  расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.) 6 страница – « Всё связано со всем» Учитель: Итак, в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы  неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже  наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в  которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году  английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете,  о какой науке идёт речь? (Экология.) Ученик: Экология, друзья, Наука очень нужная, Без неё ты ни за грош В наше время пропадёшь. Ибо каждый знать обязан, Кто, как, с кем в природе связан, Чтоб случайно иногда Ей не причинить вреда. Учитель: Все компоненты природы – звенья одной цепи. Уберём из цепи одно звено –  нарушится целостность природы. И человеку, который тоже является  звеном в цепи  природы, всегда нужно помнить об этом. Давайте попробуем вместе с вами составить  экологическую сказку « Всё связано со всем», выстроив предложения в логической  последовательности. 1 Филин обиделся и улетел в другой лес. 2 Мыши стали поедать соты и разорили улей. 3 Пришлось мужику мириться с Филином. 4 Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась. 5 Худо стало мужику без мёда и молока. 6 Не стало Филина ­ расплодились мыши. 7 Мало стало травы – корова не стала давать молока. 8 Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3. Учитель: Осталась последняя  седьмая страница  нашего устного журнала, которая  называется  «Терминологический словарь». На этой странице даны ключевые термины по сегодняшнему уроку, вам предстоит дать им расшифровку, т. е. составить словарь  терминов. Но эту страничку устного журнала вы заполните дома. Термины: Абиотические факторы  – Антропогенный фактор – Адаптация – Биотические факторы – Среда обитания –  Экология – Экологические факторы – Конкуренция –  Хищничество  – Паразитизм – Симбиоз – Квартирантство – Нахлебничество – Нейтрализм – Учащиеся  записывают термины в  свои рабочие тетради. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок. Учитель: Завершить наш  сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением. Ах, эта среда обитания! Все связаны между собой Обменом, цепями питания, Воздухом, солнцем, водой… В чащобах, и в грядках, и в небе, Где дышит и движется жизнь, Да будет всегда равновесье! Его потревожить страшись! Беречь и родство, и соседство, И дружество – прежде всего, И слушать веление сердца, И следовать зову его. Домашнее задание: 1. Изучить главу 17, §50,51; 2. Ответить на вопросы № 1­7 к §50 и вопросы №1­4 к §51; 3. Составить словарь терминов.

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».

Урок биологии в 9 классе по теме: «Экологические факторы среды».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017