Урок биологии "За здоровый образ жизни"
Оценка 5

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
8 кл—11 кл
18.06.2018
Урок биологии "За здоровый образ жизни"
Урок рекомендован для учащихся 8 - 11 классов. Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни Задачи: Продолжить формирование здорового образа жизни. Сформировать навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, с тестами. Воспитать осознанное отношение учащихся к реальному вреду курения и алкоголя на здоровье человека.
Урок %22За здоровый образ жизни%22.doc
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение  «Центр образования «Ступени» За здоровый образ жизни (урок биологии  для учащихся  8­11 классов) Автор: Номоконова Анна Александровна,  учитель биологии г. Биробиджан Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни Задачи:  1. Продолжить формирование здорового образа жизни. 2. Сформировать навык самостоятельной работы учащихся с  дополнительной литературой, с  тестами. 3. Воспитать осознанное отношение учащихся к реальному вреду курения и  алкоголя на здоровье человека. Оборудование: 1. Плакат «За здоровый образ жизни» 2. Химическая посуда и препараты для опытов: пробирки — 6 шт., штативы  для пробирок — 2 шт., бюретки на 10 мл.­ 2 шт., вата, сигарета — 1 шт.,  окурок сигареты — 1 шт., раствор NaCI — 0,85%, этиловый спирт ­  20­ 30% (в физиологическом растворе), цитратная кровь — 10 мл., яичный  белок, спирт ­80­90%, NaOH ­10%, СuSO4 ­1%, насыщенный раствор соды с индикатором (фенолфталеин), вода ­8мл. 3. Плакаты: «Влияние алкоголя на организм человека», «Влияние курения на организм человека». 4. Тест «ЗОЖ» (для каждого учащегося).  5. Инструкция по проведению опытов (для учителя). 6. Список литературы с указанием авторов, страниц с необходимой  информацией,  ссылки на интернет­ресурс:электронная книга (для  самостоятельной работы учащихся): Казьмин В.Д. «Курение, мы и наше потомство», Беляев И.И. «Табак — враг здоровья»  http://bookree.org/reader?file=772276&pg=2 ,Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии»  https://sheba.spb.ru/shkola/anatomia­kniga­1978.pdf ,  Ягодинский  В.Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя»  http://alcdata.narod.ru/Yagodinskiy_1985/Yagodinskiy_1985.pdf Проводят урок: учитель биологии, учащиеся (участники НОУ) Тема   урока   соответствует   программному   содержанию,   раздел «Индивидуальное развитие организмов». Тип урока — комбинированный, метод — частично­поисковый. На уроке учитель продолжает формировать у учащихся понятие   «Здоровый   образ   жизни»   на   более   высоком   уровне,   с   учетом психологических   особенностей,   формируя   навыки   самостоятельной   работы   с дополнительной   литературой.   В   основе   урока   лежит   принцип   приоритета здоровья   «Все   имеет   смысл,   пока   мы   здоровы».   Информация,   которую использовал   учитель   при   составлении   урока,   дала   возможность   убедить учащихся в жизненной необходимости здорового образа жизни.  Ход урока 1­й   учащийся:  На   сегодняшний   день   Россия   —   самая   курящая   страна.   На западе   количество   курящих   уменьшается,   а   у   нас   увеличивается.   Сейчас   в России курят 60 % мужчин и 15% женщин. Причем число курящих мужчин медленно  сокращается,  а женщин  растет.  К  одиннадцатому  классу  в  школах курят   около   половины   мальчиков   и   четверть   девочек.   Хочу   прочитать   вам письма   школьников   о   курении,   присылаемые   в   редакции   журналов   и телепередач: «Уже   две   недели,   как   я   пытаюсь   бросить   курить.   Но   никак   не   могу расстаться   с   этой   привычкой.   Нет,   ­   нет,   да   покуриваю.   По   телевизору услышал, какие болезни бывают от курения. Признаюсь, мне стало страшно: что если я заболею?Что я только не делал, чтобы даже не вспоминать о сигаретах! Однако ничего не получается. Снова дымлю...» 2­й учащийся: Вот еще одно письмо: «Прочитала в интернете статью «7:2 в пользу некурящих», и не поверите, хохотала до слез. Это все сказки для маленьких детей! В нашем классе из 18 девочек не курят...только две. С цветом кожи, с голосом у нас все в порядке. Ничего страшного не будет, если выкуривать в неделю по три сигареты. Мне плевать на всякие предостережения!» Учитель:  Действительно   ли   табак   страшен?   Попробуем   сегодня   в   этом разобраться.   На   ваших   столах   находятся   книги,   в   которых   раскрыт   вопрос влияния   курения   на   различные   системы   органов   человека.   Вы   должны   за   6 минут, поработав с литературой, ответить на вопрос: «Как влияет курение на организм человека?». По   истечении   времени     учитель   и   ведущие   выслушивают   ответы   учащихся, работают   с   плакатом   «Влияние   курения   на   организм   человека»   и   делают выводы: 1. Нет системы органов, которая бы не страдала от курения. 2. Степень вреда, наносимого здоровью курением, зависит от возраста, в  котором человек впервые к нему приобщился, а также от количества 3. выкуриваемых в день сигарет.Чаще страдают те, кто начал курить с малых лет.  Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под  влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающих стенки  носовой полости, трахей и бронхов, вследствие чего в легких  накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота  грязно­ серого цвета. 4. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается  насыщение крови кислородом. 5. Около 80 % курящих  страдают легочными заболеваниями. Учитель: Ребята, я приглашаю ва с в биохимическую лабораторию. Здесь мы с  вами попробуем обнаружить в табачном дыме кислоты и никотин, которые  пагубно влияют на организм человека (учитель проводит опыт № 1). Опыт № 1: Обнаружение в табачном дыме кислот и никотина Цель: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма,  выяснив в нем наличие кислот, смол и никотина. Оборудование: две пробирки, сигарета, окурок, 20 мл насыщенного  раствора соды с индикатором. Ход опыта Развернуть фильтр целой сигареты  окурка, предложить сравнить эти два фильтра. Пояснить, что фильтр окурка имеет темно­коричневый цвет, потому что   в   нем   осталась   часть   смол   и   никотина,   образующихся   при   курении. Подчеркнуть, что большая часть этих веществ проходит через фильтр, попадает в легкие курильщика и откладывается на стенках альвеол. Затем нужно бросить каждый фильтр в пробирку с раствором и предложить ребятам понаблюдать за окраской раствора. Объяснить, что красная окраска в пробирке с фильтром от окурка  исчезает  под действием  кислот, содержащихся в в табачном дыме, а появление бурой окраски обусловлено присутствием в нем никотина, смол и частиц угля. 1­й учащийся:    Вред курения для здоровья намного больше,   чем считалось раньше:   каждый   второй   курильщик   расстается   с   жизнью   исключительно   по причине   своего   пагубного   пристрастия.   Половина   всех   курильщиков расплачивается за свою привычку жизнью между 35 — 65 годами. Вероятность смерти   больше   зависит   от   срока   курения,   чем   от   количества   выкуриваемых сигарет. 2­й   учащийся:  Особенно   плох   прогноз   для   людей,   которые   «ухватились   за сигарету» еще в подростковом возрасте. Ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:«Почему   учащиеся   многих   школ   нашего   города,   страны   курят?» (Учитель, ведущие слушают ответы  учащихся). Учитель: А я хочу вам назвать только две причины, на мой взгляд, основные: 1. Стремление казаться взрослее. Курение, по мнению школьников, ­ символ  независимости. Вы наблюдали, как курят такие ребята? Понаблюдайте.  Они не просто курят, а курят «шикарно»: держат сигарету особым  способом, важно стряхивая пепел. 2. Курить в школьном возрасте, как правило, начинают учащиеся, которые ничем не проявили себя в учебе, в труде, в общественной работе, они незаметны. Если нет общих дел и в голове не так уж много интересных мыслей, которыми стоило бы обменяться с другим человеком, то стоять молча и курить — можно. Это создает видимость общего дела, позволяет принять сосредоточенный и независимый вид. 1­й учащийся: Как же борются с курением в наши дни? В Америке стараются сформировать   такое   общественное   мнение,   чтобы   курение   считалось неприличным. И вот результат: каждый уважающий себя американец  сегодня не курит или стремится бросить курить. Сегодня там сигарета — дурной тон. В некоторых городах за курение в общественных местах налагается штраф до 80 долларов. Растет число фирм, предпочитающих нанимать работников, которым не   нужны   перекуры.   Во   многих   развитых   странах   уже   давно   развернулось движение по борьбе с курением. Так в Швеции среди молодежи оно проводится под лозунгом «Некурящее поколение». А как же борются с курением в нашей стране? (Учитель и ведущие слушают ответы учащихся). Учитель: В нашей стране государство прикладывает все усилия к тому, чтобы оградить   некурящих   от   воздействия   табачного   дыма   и   побудить   курящих отказаться от пагубной привычки. Активная атака на курение началась в 2009 году, с началом федеральной программы «Здоровая Россия». С 1 июня 2013 года в России действует федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот   закон   запрещает   курение   в   общественных   местах,   ресторанах,   барах, поездах,   аэропортах,   вокзалах,   ограничивает   продажу   и   рекламу   табака. Конечно, закон – не единственное средство.  Помимо введения антитабачного закона, государством много делается для ограничения потребления табака: во­ первых, повышаются цены на табачные изделия, это один из самых эффективных механизмов   снижения   потребления   сигарет,   в   особенности   среди   уязвимых групп   населения,   к   которым,   прежде   всего,   относятся   несовершеннолетние. Кроме того, при поддержке Министерства Здравоохранения действует горячая линия   8­800­200­0­200,   звонок   на   нее   абсолютно   бесплатный,   и   позволяет получить консультативную помощь в отказе от употребления табака. Работает сайт  http://www.takzdorovo.ru/,   на   нем   размещено   огромное   количество информации, которую человек может использовать, чтобы избавиться от этой вредной привычки. 2­й учащийся: Бросить курить никогда не поздно и лучше всего это сделать как можно раньше. О чувствах человека, оставившего эту дурную привычку,  прекрасно сказал В.В.Маяковский:               Я ­счастлив! Я сегодня дышу как слон, походка                моя                        легка, и ночь           пронеслась,                             как чудесный сон, без единого                     кашля и плевка... Я стал          определенный весельчак и остряк ­                                          ну просто ­ душа общества.  Я порозовел и пополнел в лице,                                        забыл и гриппы и кровать.  Граждане, вас интересует рецепт?  Открыть? или... не открывать?  Граждане, вы утомились от жданья,                       готовы корить и крыть.  Не волнуйтесь, сообщаю:              граждане ­ я сегодня ­ бросил курить.   1­й учащийся: Самый опасный и распространенный наркотик выпускается не в таблетках и капсулах, а в банках или бутылках. Достаточно странно, но этот наркотик вполне легален — это алкоголь. Ежегодно от алкоголя погибают 98 тысяч человек ­ в это число входят заболевания, связанные с алкоголизмом, автомобильные катастрофы, самоубийства, убийства на почве злоупотребления алкоголем. Ни один другой наркотик не может «похвастать» таким массовым уничтожением   молодых   людей,   каждый   пятый   из   которых   является   у   нас бытовым пьяницей. 2­й учащийся: Кривая подросткового алкоголизма в последние годы поползла вверх. Некоторые родители облегчённо вздыхают, когда узнают, что их чада «всего   лишь»   пьют.   Иные   родители   даже   поощряют   своих   детей   к   выпивке. Полагая, что «незапретный» плод будет менее сладок. Однако, как правило, всё происходит как раз наоборот. За последние 3 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла в 5 раз. Учитель: Алкоголизм, как правило, развивается после нескольких лет пьянства (иногда за 1­2 года). Зависимость от алкоголя формируется тем быстрее, чем моложе   человек.   У   подростков,   которые   начинают   употреблять   алкоголь, зависимость   развивается   в   3­4   раза   быстрее,   чем   у   взрослых   и   может сформироваться   в   течение   нескольких   месяцев.   Подростковый   алкоголизм носит   тяжёлый   злокачественный   характер,   приводит   к   деградации   личности: подросток деградирует эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло ­ всё перепутывается в голове несчастного! Такие дети часто находятся на учёте врача­психиатра или помещаются в психиатрическую клинику. 1­ учащийся: Действительно ли  алкоголь так  страшен? Попробуем и  в этом разобраться. Воспользуйтесь рекомендуемой литературой и  ответьте на вопрос: «Как влияет алкоголь на организм человека?» (6 мин). По истечении времени  учитель и ведущие слушают ответы учащихся, работают с плакатом  «Влияние алкоголя на организм человека» и делают выводы: 1. Алкоголь   действует   на   все   органы   человека,   но   особенно   на   нервную систему, почки и сердце. 2. Алкоголь   расширяет   сосуды   кожи   и   усиливает   теплоотдачу,   нарушает терморегуляцию,   возникают   так   называемые   алкогольные   психозы, одряхление организма и ранняя старость. 3. При  злоупотреблении  алкоголя  нарушается обмен веществ,  понижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. 4. Алкоголь   сильно   действует   на   нервные   клетки   головного   мозга,   что приводит к неадекватному поведению человека. 5. Алкоголь приводит к язвенной болезни и расширению желудка. Учитель:  Ребята, давайте рассмотрим вредное влияние алкоголя на организм  человека в нашей  биохимической лаборатории ( учитель проводит два опыта  № 2, № 3) Опыт № 2: Вредное влияние алкоголя на кровь Цель: показать и объяснить, что алкогольные напитки вызывают разрушение  красных кровяных телец. Оборудование: штатив, две пробирки, 10 мл цитратной крови, 5 мл 0,85 %  ­ного раствора NaCI, 5 мл 20 — 30 % этилового спирта в физиологическом  растворе. Ход опыта В пробирки налить по 5 мл разведенной крови, в одну добавить   5 мл раствора спирта. Концентрация этанола в пробирке соответствует содержанию алкоголя   в   столовых   натуральных   винах.   Взболтать   содержимое   пробирок, обратить   внимание   учащихся   на   то,   что   в   пробирке   с   физиологическим раствором содержимое остается мутным, так как эритроциты не разрушаются, а в пробирке со спиртом содержимое становится прозрачным. Это означает, что красные кровяные тельца под действием алкоголя разрушаются. Опыт № 3 : Разрушение белков при воздействии на них алкоголя Цель:  убедить   учащихся   в   том,   что   спирт   денатурирует   белки,   необратимо нарушает их структуру и свойства. Оборудование:  штатив,   две   пробирки,   бюретки   на   10   мл.­   2   шт.,   пипетка, яичный   белок   (профильтрованный   через   вату),   вода,   спирт   ­   80­90%,   NaOH ­10%, СuSO4 ­1%. Ход опыта В  две   пробирки   налить   по  1­2  мл  яичного   белка.  В   одну   из   пробирок добавить 8 мл воды, а в другую — столько же спирта и взболтать. Предложить учащимся сравнить содержимое пробирок и пояснить, что в первой пробирке белок растворяется, так как он относится к легкорастворимым белкам и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок —   в   спирте     белки   не   растворяются:   спирт   отнимает     у   белков   воду.   В результате этого нарушается структура и свойства белка, его функции. Для доказательства необратимого изменения белков под влиянием спирта нужно   провести   в   обеих   пробирках   биуретовую   реакцию   (реакцию   на растворимый   белок).   Для   этого   в   пробирки   добавляют   по   3   мл   10   %­ного раствора   NaOH, а также по 3 капли СuSO4 ­1%. При самых незначительных следах белка в растворе окраска будет фиолетовая, при наличии растворимого белка — лиловая, так как продукты расщепления белка дают розовый цвет. При полном   отсутствии   растворимых   белков   окраска   будет   синей   (цвет   гидрата окиси меди). В пробирке, не содержащей спирт, развивается лиловая окраска, свидетельствующая   о   наличии   растворенного   белка.   В   пробирке,   куда   был добавлен спирт, в растворе белок не обнаруживается. Это означает, что под действием спирта нарушилось важное свойство белка — растворимость. 2­й учащийся:  Так почему же люди употребляют спиртные напитки? Почему начинают пить подростки? Мы попытались   ответить на эти вопросы проведя анкетирование   «Причины   употребления   алкоголя».   Вот   что   нам   ответили респонденты: 1.«Алкоголь делает меня взрослым в глазах других людей».  Учитель:  Взрослым   человека   делает   самостоятельность,   ответственность   за свою жизнь и жизнь близких людей, мудрость и личные достижения, но чем раньше человек начинает употреблять алкоголь, тем у него меньше шансов стать по   настоящему   взрослой   состоявшейся   личностью.   В   этом   и   заключается понятия «истинной» и  «ложной» взрослости. 2. «Алкоголь помогает быть успешным, модным и особенным. Учитель:  Средства   массовой   информации   (кино,   реклама   на   ТВ,   журналы) формируют   образ   успешного,   общительного,   уверенного   в   себе   человека, который употребляет алкоголь. Но, если вы спросите не персонажа кино или рекламы, а реального человека, который успешен, уверен в себе и востребован в жизни, он скажет, что секрет его успеха заключается в сильном желании стать таким, в целеустремленности и позитивном настрое, а уж никак не в алкоголе. Алкоголь искажает реальность, создает иллюзию, обманывает человека на пути к успеху в жизни. Образ успешности ­ совсем не успешность! 3. «Не хочу выделяться и становиться изгоем в компании. Все пьют, значит, и я буду». Учитель:  Социальное   давление   действительно   бывает   очень   сильным,   но запомните, что человеку, который не умеет говорить «нет», привык делать то, чего  от него  хотят  другие,  а не то,  чего  он  хочет сам,  придется  всю жизнь угождать чужим желаниям и быть тем, кого используют. Сначала человек пьет «за компанию», а потом уже без нее. 4.«Алкоголь   помогает   мне   бороться   со   стрессом   и   разбираться   с проблемами в жизни. С алкоголем я отдыхаю». Учитель: Стресс ­ естественная реакция на нестандартные и сложные ситуации в   нашей   жизни.   Если   молодой   человек   не   учится   правильно   вести   себя   в стрессовых ситуациях, «убегает» от решения даже небольших проблем, он и в дальнейшем   неминуемо   будет   искать   «допинг»   для   поддержания   радости   и счастья в жизни, станет слабым и зависимым, в том числе от алкоголя. Алкоголь снижает чувствительность к проблемам, но не учит решать их. 5. «Алкоголь помогает общаться, знакомиться и завязывать отношения». Учитель: Во – первых, не всегда эти отношения оказываются позитивными. Во – вторых,   когда   люди   много   пьют,   они   теряют   контроль   над   собой,   злятся, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана с употреблением алкоголя. Кроме того, выпившие люди часто совершают поступки, которых, в дальнейшем, стыдятся. В состоянии алкогольного опьянения пошлость приобретает оттенок оригинальности, разнузданность принимается за смелость… но, только в глазах пьяного человека. К тому же, человек, который привыкает завязывать общение с другими людьми при помощи алкоголя, со временем рискует стать зависимым от него. 6. «Жизнь без алкоголя скучна. Я не знаю, чем себя еще занять. У меня нет цели в жизни». Учитель:  Каждый человек  имеет потенциал  для своего  развития.  Мало, кто понимает свое предназначение или цель в жизни в молодом возрасте. Многие великие   и   известные   люди   попробовали   множество   профессий,   увлечений   в своей жизни, прежде чем найти что­то свое. Если вы еще не знаете цель своей жизни, это вовсе не значит, что ее нет. Если бы каждый знал свое будущее, жизнь потеряла бы всякий смысл. Как говорится, «не попробуешь – не узнаешь». Есть простой   прием,   как   сделать   свою   жизнь   более   интересной   и   насыщенной   – каждый день делать что –то новое для себя, пускай даже по мелочи. Еще лучше – каждый день записывать эти большие или маленькие «подвиги» и через месяц подвести итоги. Результаты и изменения в жизни поразят вас, если, конечно, не будете «халтурить». 7. «А чего еще делать – то?». Учитель: На самом деле существует огромное количество интересных занятий без алкоголя. И это не только спорт, образование. Даже праздники зачастую гораздо веселее проводить без алкоголя. 8.   «В   России   вообще   принято   пить,   а   алкоголь   это   наша   национальная традиция». Учитель:  Весьма   распространённое   мнение   о   том,   что   пьянство   –   это отличительная особенность русского народа, что русские пили во все временна – не   имеет   ничего   общего   с   действительностью.   Данный   исторический   миф представляет   собой   немалую   опасность,   т.к.   навязывает   русским   людям несвойственную   им   склонность   к   чрезмерному   употреблению   алкоголя.   На самом деле, такое явление как пьянство было совершенно несвойственно нашим предкам. До крещения Руси было только три повода поднять хмельную чару: после рождения ребёнка, в честь победы над врагом и во время похорон. Кроме этого, в те времена на Руси не было ни водки, ни многих других вредных для здоровья   напитков.   Пили   русичи   медовуху   (сброженный   и   очищенный   мед), которая лишь укрепляла их здоровье, наши прадеды жили в ладу с природой – матушкой и алкоголя как такового не ведали. 1­й   учащийся:  Ребята,   у   вас   на   партах   лежит   тест   «ЗОЖ»   и   карточка «ЭМБЛЕМА»   с   точками,   которые   пронумерованы.   Тест   состоит   из   шести вопросов   и   к   каждому   вопросу   есть   три   варианта   ответа   (правильные   и неправильные). Вам необходимо к каждому вопросу выбрать  правильный номер ответа. А затем на карточке с точками необходимо последовательно соединить варианты   ответов   (цифры)   между   собой.   Если   точки   будут   соединены правильно, то получится рисунок с эмблемой нашего урока. Желаем вам удачи! (На   выполнение   данного   задания   5   мин)   После   выполнения   теста   и соединения цифр у учащихся получится эмблема урока — бегущий человек. Тест «ЗОЖ» 1. Инфекционные заболевания кишечника (два правильных ответа)  Цинга ( 1­14­4)  Дизентерия ( 1­2­3)  Тиф (9­10­11) 2. Какое заболевание может вызвать недоваренное или недожаренное мясо  и рыба? (один правильный ответ)  Глистные заболевания ( 20­18­19)  Гастрит ( 15­17­5)   Язва желудка ( 8­17­5) 3. Источником, какого заболевания могут быть грязные руки, вода, пища,  посуда? ( два правильных ответа)  Холера ( 4­5­8)  Глистные заболевания ( 1­4­7)  Цирроз печени      (3­4­12)       4. Заболевание — результат нарушения гигиены ротовой полости (один правильный ответ)  Цинга ( 5­16­12)  Кариес ( 5­6­17)  Гастрит ( 5­16­12)  5. Заболевание — результат курения и алкоголя  ( два варианта ответа)  Цирроз печени ( 5­15­16)   Язва желудка ( 7­12­13)  Дизентерия (17­8­20) 6. Заболевание — результат нарушения режима дня и питания ( два правильных ответа)  Ожирение ( 3­14­13)  Отсутствие аппетита ( 10­8­15)   Гастрит ( 9­8­20)                 Учитель: Ребята, у вас получилась эмблема нашего урока — бегущий человек. Почему для урока я выбрала именно эту эмблему? Потому что человек должен заниматься спортом, чтобы быть здоровым. Это дает возможность убежать от всех болезней, убежать от   вредных привычек. Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые   вопросы   охраны     здоровья   человека.   Всем   нам   стоит   задуматься: здоровый   ли   образ   жизни   мы   ведем?   Что   можно   сделать   для   сохранения   и укрепления здоровья?  А закончить наш урок я бы хотела словами П. Брэгга: «Ваше наказание — вредные  привычки, ваша величайшая награда — здоровый образ жизни. Я верю, что унция профилактики намного лучше, чем фунт лечения». Библиография: 1. Беляев И.И. Табак враг здоровья.М.:Медицина,1979. 2. Зверев  И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене  человека, 1978. 3. Козьмин В.Д. Курение,мы и наше потомство.М.:Советская Россия,1989. 4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.:  Просвещение, 1984. 5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя:Кн.для  учащихся.­2­е изд.,перераб.­М.: Просвещение, 1986. 6. Приложение к газете «Первое сентября» Биология № 39, 1997. Биология  № 5, 2001.

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"

Урок биологии "За здоровый образ жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018