Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
18.01.2018
Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)
Первый урок по теме "Частица" я провожу как исследование, где организую многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск, путём постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций. Этот урок заставляет учеников осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, помогает усвоить некоторые абстрактные лингвистические понятия ("оттенки значения", "смысловые оттенки"), уводит от работы по "образцу" к поисковой и творческой деятельности.
Частица ка часть речи.doc
Тема Номер урока в теме Тип урока Вид урока Цели Урок русского языка в 8 классе по теме "Частица как часть речи" Частица как часть речи 1 Первичное усвоение знаний, умений и навыков Урок – исследование 1) познакомить с частицей как служебной частью  речи, группами частиц и признаками, лежащими  в основе их классификации, помочь осознать  роль частиц в тексте, показать, что от позиции  частиц зависит смысл предложения,  совершенствовать навыки анализа текста; 2) продолжать учить выделять главное,  существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать полученные понятия, анализировать  ответы товарищей, понимать свои ошибки; 3) воспитывать положительные качества личности,  интерес к самостоятельной творческой работе,  умение преодолевать трудности.  Оборудование Таблица классификации частиц, раздаточный  Эпиграф материал для урока и домашнего задания, карточки  для рефлексии                     Осталось изучить частицу,                     Встречается она почти на всех страницах.                     Может оттенки придавать значеньям,                      Может усилить их без напряженья.                     Может помочь форм образованью,                     Когда глагол на помощь призовёт,                     Может вообще подвергнуть отрицанью                     Всё то, что кто­нибудь произнесёт.                                                               Г. Александрова Урок­исследование по теме "Частица" 8 класс. Ход урока: I   Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. II    Сообщение темы и цели урока. Зачитывается эпиграф. ­ Ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? ­ Верно, мы познакомимся с третьей служебной частью речи – частицей, узнаем,  для чего служат частицы, на какие группы и по каким признакам их можно  разделить, какова их роль в тексте. III     Объяснение нового материала. Первый этап: Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику  и с обобщающей таблицей "Разряды частиц по значению и функции", в которой   представлены  не только служебные слова из учебника, но и наиболее  употребительные в речи школьников частицы, отнесённые "Русской  грамматикой" к данному классу слов.  ­ Перечитайте ещё раз эпиграф. Попытайтесь сформулировать определение  частицы. ­ Давайте сравним ваше определение с определением школьного учебника. Далее работаем с обобщающей таблицей "Разряды частиц по значению и  функции" 1, в которой представлены не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесённые "Русской  грамматикой" к данному классу слов. 1 Баранов М. Т.  Русский язык Справочные материалы. М., 1989 Таблица "Разряды частиц по значению и функции" Отрицательные Формообразова­ тельные Модальные .  .  .    ,   .  .   . условное наклонение бы, б повелительное  да, давай (давайте), пусть, пускай наклонение .  .  . .  .  .  .  .  . усилительные уточняющие выделительно ­  ограничительные выражающие  сомнение смягчение  требования разве, неужели, ли, а (разг.) что за, как, вишь (прост.), ишь (разг.),  эк (прост.) вон, вот ажно (прост.), ведь, же, те,  ... ,  ...,  ... именно, как раз, ровно, ага (прост.) только, лишь, хоть, исключительно,  почти вряд ли, едва ли, ну да (разг.) ­ ка Вопросы для анализа таблицы: ­ На какие группы делятся все частицы? По каким признакам? ­ Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они  употребляются? ­ Какие частицы используются редко? В каких стилях? ­ На что указывают пометки в скобках после некоторых частиц? Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских  заданий. Текст представляется в напечатанном варианте (без названия). Скажи, что ты ешь, а я скажу, кто ты. ­ Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке. ­ Неужели дятел? ­ Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей. ­ Так ты птица осоед. ­ Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок. ­ Как раз гусениц и личинок ловят дрозды. ­ Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями  рога. ­ Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. ­ Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. ­ Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка! ­ Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. ­ Ладно, ты – цапля.  ­ Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд  яйца. ­ Точно, куница! ­ Вот именно не куница. Куница – мой страшный враг. Я ем ещё  почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.  ­ Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая  свинья, которая сглупу забралась на ёлку! ­ Нет, нет и нет! Я белка! запомни: кошки едят не только мышей,  чайки ловят не только рыбу, мухоловки не одних мух глотают, а  белки грызут не только орехи. (По Н. И. Сладкову) Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого  текста позволяют следующие вопросы и задания: 1. Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем? 2. Как его можно озаглавить? Сравните своё название с авторским. Какое  точнее, удачнее? Почему? 3. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение. 4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. – Вот ещё – лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком  предложении содержание передано сжато, энергично? Какими  средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,  высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается  отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чём говорится) и к собеседнику? 5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно  определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогает нам узнать о них?  6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,  обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему  предписанию: Роль частиц в предложении и тексте № I II III Характеристика частиц Укажите частицу или сочетание частиц. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)? 1. Для образования наклонения глагола. 2. Для выражения значений модальности (каких?) 3. Для внесение в предложение значения утверждения или отрицания. 4. Для оформления предложения по цели высказывания. 5. Входит в структуру предложения как необходимый компонент  ("Пойдём? – Давай" – согласие; "Лентяй он. – Ну уж" – сомнение). 6. Связывает части предложения, его члены или целые предложения. Признаком какого стиля является употребление частицы в данном  контексте? 7. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: ну     да, так­таки, идёт – разговорные; аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные.              На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные        частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов  встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы  синонимичными им нейтральными. 8. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется  множество частиц?   (Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях  устного, а не подготовленного заранее сообщения собеседникам нужно не  просто передать определённую информацию, но и одновременно выразить  своё отношение к ней и к собеседнику, причём, сжато, эмоционально,  энергично. Это удаётся сделать с помощью частиц.  стиле используются частицы всех разрядов, причём и такие, которые не  принято употреблять в других стилях).  В разговорном 9. Как вы думаете, какие частицы употребляются в других стилях?  Докажите примерами (их можно подобрать дома). Физкультминутка Покачайтесь, Покружитесь, Потянитесь, распрямитесь,  Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите­ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте, тихо отдохните. Всё в порядок приведите,  И читать, друзья, начните. Третий этап – конструирование микротекстов  по предложениям. 1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?  Как вы это установили? Вопросы и задания: а) Я приглашаю вас сегодня в гости. б) И я приглашаю вас сегодня в гости. в) Я приглашаю и вас сегодня в гости. г) Я приглашаю вас и сегодня в гости. 2.  Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте своё  мнение. (Частица, т. к. союз связывает однородные члены или части сложного  предложения).  3. Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились  микротексты: одинаковые или разные? Почему? 4. Сделайте выводы:  а) Могут ли частицы "путешествовать" по предложению? Произвольна ли  частица в своей позиции? б) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чём  говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими  примерами. (Частицы могут "путешествовать" по предложению, но их место строго  закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем  словом или словосочетанием, и даже перед целым высказыванием, которое  важно, значимо для автора). Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с  частицами помогают школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально­ экспрессивных оттенков. Четвёртый этап урока – лингвистический эксперимент. Его цель – обучение коммуникативно­целесообразному употреблению частиц в  тексте.  Вопросы и задания: 1. Прочитайте внимательно текст. Какие факты показались вам интересными?  (Текст представлен детям без частиц, поэтому они заключены в скобки). (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка  завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже)  чечевица.  А (разве) плохое название чиж или чечётка? (Неужели)  непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?    (Всё­таки) названия­прозвища лучше всего! (По Н. И. Сладкову). 2. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите  целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы. 3. Сравните ваш вариант с текстом Н. Сладкова. Какой интереснее, богаче,  точнее? Почему? 4. Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно. 5. Определите значение каждой употреблённой вами частицы. Укажите  предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к  словосочетанию, ко всему предложению. 6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.   Подведение итогов. IV  Обобщение и подведение итогов пройденной части урока, выставление отметок  за работу на уроке. ­ Сегодня на уроке мы узнали, что частица – это служебная часть речи, которая  вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования   форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в предложении частицы делятся на 3 разряда:  формообразующие, отрицательные и модальные. V    Рефлексия. Определи своё место на уроке. (См. приложение) Домашнее задание. VI    Заканчивается урок разъяснением домашнего задания.  Домашнее задание дифференцированное – по уровням.  I    уровень – узнавание.  В этом тексте спрятаны частицы. Спишите текст, подчёркивая частицы. Как печально, как скоро померкла На закате заря! Погляди: Уж за ближней межою по жнивью Ничего не видать впереди. II    уровень   –лингвистический эксперимент   (И. А. Бунин) Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод  о роли частиц в тексте данного стиля (какого?). Зацвела ива – почти со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них – букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок – пуховый  жёлтый цыплёнок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет  палец, щёлкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мёд. III    уровень – стилистический эксперимент. Составьте текст научного стиля, сохранив в нём основную информацию данного  стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды. ­ Разве вы не знаете, что такое табло? ­ Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие­нибудь  результаты! ­ А как именно они показываются? ­ Да только автоматически. IV    уровень ­ конструирование текстов. Составьте 3 текста (не более 5 предложений в каждом) на темы: ­ "Весна пришла" (без частиц) ­ "Скорей бы весна пришла" (с формообразующими и отрицательными  частицами). ­ "Вот и весна ­ красна пожаловала" (с модальными частицами). V     уровень – лингвистическая миниатюра. Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру "Мягкая  частица". Какие характерные признаки частиц называются? Слово КА мягко обижено на целый век. За то, что его постоянно  путают с каким­то кое­ или –нибудь, которые примазываются к словам,  держатся за них своей чёрточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже  служебными. А частица КА – слово, служебное слово. Оно тоже пишется через  чёрточку, но то совсем другая чёрточка: между словами, а не внутри слова. И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В  школьном учебнике она одна­единственная помещена в собственную  рамочку, а все другие частицы – группами, разрядами. И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом:  служит для смягчения требования, старается сгладить строгость  слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай­ ка, стой­ка, ­ тогда, когда просим что­нибудь сделать, а не приказываем.  Поэтому –КА  вместе со своей чёрточкой имеет очень мягкий,  застенчивый, просительный характер. Составьте аналогичный рассказ о какой­нибудь другой частице.

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)

Урок "Частица ка часть речи" (8 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018