Урок "Что написано пером…." (5 класс)
Оценка 4.8

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
история
5 кл
03.11.2018
Урок "Что написано пером…." (5 класс)
Методическая разработка урока для 5 класса по программе "Введение в историю родного края". Учащиеся знакомятся с различными видами письменных источников. Даётся краткая информация о Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке имени Н. К. Крупской. К разработке прилагаются задания для самоконтроля знаний учащихся.
Урок Что написано пером....docx
Урок 6              Дата 18.09    Класс 5­А               Дата 21.09    Класс 5­Б               Тема 1. Путешествие в страну «История» (13 часов) Тема урока: Что написано пером…. Цель урока:   1. Дать характеристику письменным источникам. Показать общее и отличия между  различными группами письменных источников.  2. Продолжать развивать навыки коммуникативной культуры, развивать навыки работы с  иллюстрациями, материалами конспекта. Работать с письменными историческими  документами, исследовать и комментировать их. Высказывать суждения относительно роли архивов и библиотек в деле сохранении памяти о прошлом. 3. Привить ученикам любовь к истории родного края. Воспитать бережное отношение к  материальной культуре нашего региона. Тип урока: урок изучения нового материала.                                                     Ход урока 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся:     Здравствуйте, уважаемые ученики! Посмотрите какая сегодня хорошая погода, нам  улыбается солнышко, улыбается природа. Давайте и мы улыбнемся друг другу, зарядимся  положительной энергией и настроимся на хорошую плодотворную работу.    Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по древней истории Донецкого края. Но,  перед тем как перейти к изучению новой темы, мы повторим изученный материал. 2. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос. 1.Что изучает наука археология? (наука археология изучает прошлое человечества по  вещественным источникам). 2.Какое главное занятие археологов? (раскопки). 3.Что такое культурный слой? (это слой земли, содержащий остатки деятельности  человека (древние сооружения, строительный и хозяйственный мусор, золу, погребения,  клады, древние вещи и т.д.).  4.Какое открытие совершил Виктор Евсеев? (открыл стоянку эпохи палеолита (каменного  века) в балке Казенной неподалеку от Амвросиевки в 1935 г.) 5.Какое открытие совершила Доротея Цвейбель? (две палеолитические стоянки вблизи  села Антоновка Марьинского района). 6.Как произошло открытие Мариупольского могильника? (Мариупольский могильник был  обнаружен в 1930 г. на левом берегу реки Кальмиус на окраине Мариуполя при  строительстве завода «Азовсталь»).  3. Мотивация. Рассказ учителя. Без слов, без письменности и книг не было бы никакой истории, и не может быть  никакого понятия о человечестве.                           Немецкий писатель и художник Герман Гессе Работа с иллюстрациями. 1. Рассмотрите изображения. Подумайте, что их объединяет, а что отличает? 2. Могут ли представленные на изображениях предметы помочь в изучении истории?   Тема нашего урока: «Что написано пером…»     Изучая тему, мы рассмотрим следующие вопросы: План. 1. Какими бывают письменные источники. 2. Что такое архивы 3. Библиотеки ­ хранилища книг. Донецкая республиканская универсальная научная  библиотека имени Н.К.Крупской.     Давайте запишем план урока и тему в тетрадь.  4. Изучение нового материала. 1. Какими бывают письменные источники. Рассказ учителя.    Среди разнообразных исторических источников значительное место занимают  письменные источники, появившиеся с возникновением письменности, благодаря которой  люди смогли подробно записывать все события, происходящие с ними и вокруг них. Исторический словарь Письменные источники — тексты, записанные на бумаге или других материалах. Рассказ учителя.    В древности письменности не было. Первобытные жители вначале просто рисовали то, о  чем желали сказать. По этим рисункам другие люди разгадывали содержание. Первым материалом, на котором люди стали высекать изображения, был камень.  Древнеегипетские мастера выбивали на каменных обелисках заточенными зубилами не  только рисунки, но и иероглифы ­ письменные знаки, обозначающие, как отдельные звуки  и слоги, так и целые слова.    Постепенно для письма начали использовать и другие материалы. Писали на коже,  бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, даже на глиняных табличках. Работа в тетради. Материал для письма: 1. Папирус. 2. Пергамент. 3. Береста.    Около 1445 г. немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Исторический словарь Палеография ­ историческая наука, занимающаяся изучением письменности и истории  письма. 2. Что такое архивы. Исторический словарь Архив — учреждение, в которых осуществляется сбор, хранение, комплектование, учёт и  использование важных документов. Рассказ учителя    Историки называют архивы «нитями, связывающими день сегодняшний с ушедшим».  Сотрудники архива ­ архивариусы ­ изучают происхождение и достоверность документов,  систематизируют их, сравнивают информацию из разных источников.    Историк не может написать работу без архивов. Но архивами могут пользоваться не  только ученые. Строители, чтобы восстановить разрушенное когда­то здание обращаются в архив за его чертежами. Любой человек для создания своей родословной может обратиться в архив. 3. Библиотеки ­ хранилища книг. Донецкая республиканская универсальная  научная библиотека имени Н. К. Крупской. Рассказ учителя.    Ребята, а как вы думаете, где хранятся книги? Исторический словарь Библиотека — учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного  пользования. Рассказ учителя.    Первая библиотека на Руси была основана во времена правления киевского князя  Ярослава Мудрого. Об этом рассказал один из древнейших письменных источников Руси ­  «Повесть временных лет»: «Заложил Ярослав церковь святой Софии..., и любил  Ярослав церковные уставы, и книги любил, читая их часто и ночью, и днем... и, много их написав, положил в церкви святой Софии».    Самой большой в нашем крае является Донецкая республиканская универсальная  научная библиотека имени Н. К. Крупской, основанная в 1926 году как центральная  городская библиотека. В 1932 году после создания Донецкой области, она стала областной. В 1936 году библиотеке было присвоено имя Н. К. Крупской, оказавшей большую помощь  местным властям при строительстве книжного хранилища.    Фонд библиотеки составляет около 1млн 700 тыс. экземпляров книг. 5. Закрепление изученного материала.    Итак, ребята, нашего путешествие подходит к концу. У каждого из вас на парте лежит  рабочий лист, где есть задания для самоконтроля.  Ваше задание – выполнить его и  представить результат своей работы классу. Задания для самоконтроля 1. Тексты, написанные на бумаге или других материалах ­ это: а) вещественные источники; б) визуальные источники; в) письменные источники; г) устные  источники. 2. Наука, которая изучает историю письма, носит название: а) палеография; б) археология; в) этнология; г) нумизматика. 3. Сборники документов, а также учреждения, где сохраняют, упорядочивают и  изучают письменные документы, именуют: а) библиотеками; б) музеями; в) архивами; г) институтами. 4. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования ­ это: а) библиотека; б) архив; в) канцелярия; г) музей. 5. Среди представленного перечня выберите письменные источники: а) мемуары; б) басни; в) легенды; г) украшения; д) летописи; е) записки путешественников. 6. Перечислите известные вам виды письменных источников. 7. Как вы думаете, можно ли считать письменные источники самыми важными среди других источников? Почему? 8. Каким образом историки проверят подлинность и достоверность (правдивость)  письменных источников? 9. Предположите, можно ли отнести Интернет к письменным источникам? Почему  вы так думаете? 10. Опишите свои впечатления от визита в школьную или любую другую библиотеку. 6. Подведение итогов. 7. Домашнее задание.      Учитель: вам необходимо выучить термины, которые мы с вами записали в тетрадь и  уметь их объяснять. Задания для самоконтроля 1. Тексты, написанные на бумаге или других материалах ­ это: а) вещественные источники; б) визуальные источники; в) письменные источники; г) устные  источники. 2. Наука, которая изучает историю письма, носит название: а) палеография; б) археология; в) этнология; г) нумизматика. 3. Сборники документов, а также учреждения, где сохраняют, упорядочивают и  изучают письменные документы, именуют: а) библиотеками; б) музеями; в) архивами; г) институтами. 4. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования ­ это: а) библиотека; б) архив; в) канцелярия; г) музей. 5. Среди представленного перечня выберите письменные источники: а) мемуары; б) басни; в) легенды; г) украшения; д) летописи; е) записки путешественников. 6. Перечислите известные вам виды письменных источников. 7. Как вы думаете, можно ли считать письменные источники самыми важными среди других источников? Почему? 8. Каким образом историки проверят подлинность и достоверность (правдивость)  письменных источников? 9. Предположите, можно ли отнести Интернет к письменным источникам? Почему  вы так думаете? 10. Опишите свои впечатления от визита в школьную или любую другую библиотеку. ______________________________________________________________________ Задания для самоконтроля 1. Тексты, написанные на бумаге или других материалах ­ это: а) вещественные источники; б) визуальные источники; в) письменные источники; г) устные  источники. 2. Наука, которая изучает историю письма, носит название: а) палеография; б) археология; в) этнология; г) нумизматика. 3. Сборники документов, а также учреждения, где сохраняют, упорядочивают и  изучают письменные документы, именуют: а) библиотеками; б) музеями; в) архивами; г) институтами. 4. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования ­ это: а) библиотека; б) архив; в) канцелярия; г) музей. 5. Среди представленного перечня выберите письменные источники: а) мемуары; б) басни; в) легенды; г) украшения; д) летописи; е) записки путешественников. 6. Перечислите известные вам виды письменных источников. 7. Как вы думаете, можно ли считать письменные источники самыми важными среди других источников? Почему? 8. Каким образом историки проверят подлинность и достоверность (правдивость)  письменных источников? 9. Предположите, можно ли отнести Интернет к письменным источникам? Почему  вы так думаете? 10. Опишите свои впечатления от визита в школьную или любую другую библиотеку.

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)

Урок "Что написано пером…." (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018