Урок "Древнейшие люди"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка для учащихся 6 классов по программе "История Древнего мира". Цель: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить. 2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины. 3. Воспитывать уважение к труду.
Иконка файла материала 2.docx
Урок 2                          Дата     06.09                   Класс 6­А Тематический модуль 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.). Тема: Древнейшие люди.  Цель: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила  древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром  положение, помогла выжить. 2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника,  работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и  объяснять исторические термины.  3. Воспитывать уважение к труду. Тип урока: комбинированный.                                                Ход урока. 1 Организационный момент. 2 Актуализация опорных знаний. Работа по карточке. Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?» Для этого вспомни: ­ Кого называют археологами? ­ Как работают археологи? ­ Как находят археологические памятники? ­ Что называют историческим источником? Сделай вывод. Фронтальная беседа с классом по вопросам. ­ Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». (Прошлое  народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей  историей.) ­ Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.) ­ Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь  первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)         3. Мотивация.  Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые  получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с  жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира. ­ Как жили древнейшие люди?        4. Изучение нового материала. План 1) Облик далеких предков. 2) Первое орудие труда. 3) Охота и овладение огнем. На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка­копалка,  рубило. 1. Рассказ учителя.    Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.  Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а  от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле). 2. Работа по карте (с. 9 Вигасина).­ Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо­ восточной Африке, Евразии  кроме ее северной части.) Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.) ­ ­ Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в  теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным  миром.) 3. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника. Задание: рассмотрите рисунки (с. 11 Вигасина) и опишите облик древнейших людей. 4. Беседа по вопросам. ­ Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди  сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью,  походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом,  выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под  которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)  ­ Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять  примитивные орудия труда: заостренные камни и палки­копалки.) ­ Что называется орудием труда? (Орудие труда ­ это то, чем человек работает.) (Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми ­ в тетради.) ­ Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех,  вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки­копалки, убить какого­ то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...) 5. Работа с текстом учебника (с. 12 п.3 Вигасина). Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди. 6. Работа с новыми терминами. Человеческое стадо ­ древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои  умения передавали по наследству. 7. Рассказ учителя. Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей  потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что­то подобное испытал человек, когда  долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся  огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и  непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное... 8. Работа с художественной литературой. Зачитать отрывок из книги Д'Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».  Остановить прочтение на одном из интересных мест и попросить рассказать продолжение  на следующем уроке. Такой прием часто является стимулом для работы с дополнительны­ ми источниками информации. Например, цитата из вышеуказанной книги. «.. .Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя вернуться в  пещеру. Он пробовал разжалобить стариков. ­ Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, ­ задыхаясь, закончил мальчик свой  рассказ, ­ и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы  огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения. ­ Огонь умер... ­ проворчал один начальник. ­ И пусть он будет отомщен. Крек и Ожо растерянно озирались кругом. Дикие крики, взывавшие о мести, становились  все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и  охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась  свирепая решимость. Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и...» V. Закрепление изученного материала Впишите недостающие слова. ­ Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться). ­ ­ Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка­ копалка). ­ У древнейших людей было два главных способа добывания пищи...  (собирательство, охота). VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина; подготовить развернутый ответ по вопросу:  «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и  «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?