Урок "Экономика"
Оценка 4.7

Урок "Экономика"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
17.11.2018
Урок "Экономика"
Урок "Экономика" для 10 класса общеобразовательной школы. Материал подготовлен учителем общественных наук Свистухо Марией Ильиничной для своих учеников. Материал учитель собирала с учетом требований программы. возрастных интересов ребят, их уровня подготовки. Проведенный урок вызвал интерес не только у учеников класса, но и у присутствующих: педагогов, воспитателей, класных руководителей.
урок экономика.doc
Обобщающий урок по теме «Экономика» Автор: Мария Ильинична Свистухо            учитель общественных дисциплин Школа МБОУ Погарская СОШ №2 Класс: 11 Предмет: Обществознание (базовый уровень) Дата разработки: декабрь 2015 года Данная тема вызывает у меня особый интерес, т.к. в настоящее время в  рыночных условиях тяжело ориентироваться в производстве товаров и услуг  не только производителям, но и потребителям. В результате экономического  кризиса растет уровень инфляции, ухудшается социальное положение  граждан. Государство в условиях рынка предпринимает антиинфляционные  меры. Задача каждого потребителя в современных условиях рынка выбрать  нужный товар хорошего качества. В ходе урока будет оцениваться не столько теоретическое усвоение понятий,   сколько практическое умение учащихся решать проблемные ситуации данной  темы. На уроке планируется использовать индивидуальные задания,  фронтальный опрос, дополнительный материал. Цель урока: обобщить знания учащихся по данной теме.  Задачи:  ­обобщить знания уч­ся об экономике как науке и хозяйстве ­показать влияния рыночных отношений на потребителя и  производителя ­раскрыть роль государства в условиях рыночной экономики Ожидаемые результаты: организовать работу учащихся на  интерактивное обучение и положительные результаты уровня знаний. План урока: Обобщение по теме «Экономика»           ­  Экономика как наука и хозяйство.  ­ Рыночные отношения. ­ Предпринимательская деятельность. ­ Роль государства в рыночной экономике. Ход урока 1. Вводная часть. На доске запись: «Человек с множеством  достоинств добавит к ним еще  два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие  деньги».   Э. Севрус Учитель: Ребята, прочитайте высказывание русского литератора первой  половины двадцатого века и определите обозначенную тему автора (или  проблему). Уч­ся:  ­ Автор размышляет о достоинствах человека.   ­ О его способностях зарабатывать деньги.  ­ О том, что не каждый человек может разумно тратить деньги.  ­ Автор указывает на проблему человека в системе экономических  отношений. Учитель: О какой сфере общественных отношений идет речь?  Уч­ся: О сфере экономических отношений. Учитель: На предыдущих уроках мы изучили большой раздел: «Человек и  экономика» и сегодня подведем итоги значимости этой темы для нас.  Запишите вопросы плана нашего урока.  Обобщение по теме «Экономика»           ­  Экономика как наука и хозяйство.  ­ Рыночные отношения. ­ Предпринимательская деятельность. ­ Роль государства в рыночной экономике. Сегодня мы обобщим ваши знания по данной теме и соотнесем с умениями и  навыками. Моими помощниками­экспертами в подведении итогов урока и  ваших оценок будут двое учащихся, (называю их). Основная часть урока: 1. Экономика: наука и хозяйство. На доске записаны слова: экономика – это…, экономика – это… Учитель: Дайте два разных определения экономики и запишите на доске ( вызываю двоих учащихся). ­ Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления,  отношениях между людьми в процессе производства, закономерностях  хозяйственного развития. ­ Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в создании общественных благ. Учитель: С чем же ассоциируется слово экономика?  (вопрос  классу) Уч­ся:  ­ С производством товаров и услуг ­ С хозяйственной деятельностью ­ С мировой торговлей… Учитель: Как характеризуют экономику ребята у доски? Уч­ся: Как науку и как хозяйство. Учитель: Приведите примеры… Уч­ся:  (Наука) ­ Уровень спроса и предложений (маркетинг).  ­ Показатели экономического роста (экстенсивный, интенсивный).  ­ Показатели экспорта и импорта (сальдо торгового баланса).  (Хозяйство) – Предпринимательская деятельность  (фермерское  хозяйство). ­ Производство товаров и услуг (салон красоты).  Учитель: какие науки изучают эти вопросы? Уч­ся: ­микроэкономика ­макроэкономика ­мировая экономика Учитель: Предлагаю игру, для двух команд (по 4 учащихся на трех рядах)  Ваша задача распределить на доске соответствующие данные согласно этим  понятиям:   1. Микроэкономика: ­ условия заключения предпринимательской сделки, ­ взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, ­ издержки и рентабельность предприятия, ­ причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли. 2. Макроэкономика: ­ конкуренция производителей, ­ снижение темпов экономического роста, ­ занятость населения, ­ внешнеторговая политика стран,  ­ уровень и темпы инфляции, ­ причины экономического кризиса. 3. Мировая экономика: ­ оборот международного валютного рынка, ­ углубление международного разделения труда. Учитель раздает учащимся понятия на отдельных листочках, они выбирают и  оформляют это понятие на доске. Учитель и учащиеся, оставшиеся на местах, а так же экспертная группа  учеников проверяют правильность выполнения задания, а затем записывают в  свои тетради. 2. Рыночные отношения Учитель: Мы продолжаем разговор о рыночных отношениях и я предлагаю      выполнить задание ЕГЭ  (С5)   Вам предстоит дать понятия  и  составить два  предложения о них.   К доске по желанию идут двое уч­ся., которым предстоит дать  характеристику экономического цикла и экономического роста.                  1. экономический цикл 2. экономический рост Уч­ся: является    ­ чередование подъемов и спадов в экономике.  Экономический подъем ­ это критерий прогресса  экономики и общества. Показателем этого прогресса   характеризуется ростом реально­ го ВВП на душу населения. Экономический спад (рецессия) характеризуется падением уровня жизни населения. ростом реального ВВП на душу  насе­  ления. Экономический рост производства товаров и услуг приводит к повыше­ нию уровня жизни населения. Учитель: Приведите факты. Примеры: Экономический кризис в странах              Рост ВВП к 2010 году в РФ. Евросоюза Учитель: экономика характеризуется экстенсивным и интенсивным путями  развития. Ваши примеры… Уч­ся: Показателем интенсивного роста экономики является: ­ внедрение новых технологий на производстве (компьютеризация) ­ рост квалификации рабочих (профессиональная подготовка) Уч­ся: Показателем экстенсивного роста является: ­ увеличение добычи полезных ископаемых (нефти и газа) ­ строительство новых предприятий (однотипных) ­ вовлечение в хозяйственный оборот новых земель (Целина в истории  СССР) Примеры учащихся:  ­ вырастить высокий урожай картофеля на приусадебном участке за счет внесения органических удобрений и хорошего ухода. ­ за счет увеличения пчелосемей и улей получить прибавку меда… Учитель предлагает завершить схему «факторы производства и факторные  доходы» Учитель: Приведите примеры факторов производства и факторных доходов. Уч­ся приводят примеры. Учитель: при производстве товаров и услуг имеются не только прибыль, но и  затраты. Как называются эти затраты? Уч­ся: издержки производства. Учитель:  какие они бывают? Уч­ся: постоянные и переменные  Учитель: выполните задание В3 (ЕГЭ) самостоятельно   (работа на проекторе) ­ Определите издержки производства. Соотнесите их. А. Оплата за аренду помещения.                         1) постоянные Б. Зарплата рабочим.                                             2) переменные В. Оплата коммунальных услуг. Г. Упаковочный материал.  Д. Переподготовка кадров. А Б В Г Д Затем проверяют вслух выполнение данного задания Учитель:  предлагает выполнить задание В6 (ЕГЭ), раздает текст ученикам, которым  предстоит вставить слова на месте пропусков.   Основная проблема для экономики – это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными                          (А) для их удовлетворения. Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво.  Это  развитие как личности и как члена общества.  Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные  потребности, производя товары и услуги, т.е. экономические блага. При этом количество и  качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического         (Б) того бес чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его        (В) расширения кругозора людей, моды, рекламы и т.д.  Таким образом, потребности все растут. А для того, чтобы их удовлетворить нужны                     (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ,  называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для  производства благ. Сначала считалось, сто главный ресурс, главный фактор – это                    (Д) что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага.  Позднее, в качестве непременного фактора признали                      (Е) в любой сфере  материального производства, а не только сельском хозяйстве.  С именем К. Маркса связано признание                   (Ж) как важнейшего фактора  экономического развития. Список терминов: 1) капитал 2) производство 3) возможности 4) земля 5) ресурсы 6) прогресс 7) нехватка 8) информация 9) труд Учитель: предлагает задания части А (индивидуально) Учитель: Что характерно для предпринимательской деятельности? Уч­ся: Риск, инициатива, организаторские способности, упорство и  самостоятельность мышления. БИЗНЕС И  БИЗНЕС И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Качества предпринимателя Учитель: Давайте выслушаем уч­ся, с разработанным бизнес­планом. Уч­ся представляет свой расчет перечня затрат, которые необходимы для  того, чтобы… Учитель: Для рыночной экономики характерны спады и подъемы  производства.  Предпринимательская деятельность требует особых расчетов, чтобы         производство было рентабельным.  Рентабельно ли производство уч­ся?  Уч­ся: Рентабельность – это отношение прибыли за определенный период к  затратам производства в тот же период.                                      прибыль Рентабельность =       затраты Учитель: Так рентабельно ли данное производство?  (уч­ся делают расчет: Сумма прибыли делится на затраты производства  товаров и услуг)  Если результат выше 1, то производство будет рентабельным. Учитель и учащиеся, выслушав расчеты отвечающих, приходят к выводу о  рентабельности данного производства товаров или услуг. Учитель: От чего зависит производство товаров и услуг? Уч­ся: От уровня инфляции. Учитель: (В зависимости от времени урока ведет далее устный опрос или  работу с текстом, в котором нужно исправить допущенные ошибки)  Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде  долговременного понижения цен на товары и услуги, называется инфляцией. Инфляция проявляется в различных формах и видах.   По темпам в зависимости от величины роста цен инфляция делится на  ползучую (умеренную) и галопирующую. Ползучая инфляция­ это инфляция, при которой темпы роста цен на товары и  услуги не превышают 10­15 % в год. Галопирующую инфляцию характеризует повышение цен в 100­150 раз в год. Гиперинфляция – это инфляция с очень высоким темпом роста цен, как  правило, более 50 % в месяц.   4. Роль государства в экономике Учитель: Что происходит в результате инфляции? Уч­ся: Резкое сокращение производства. Значительное ухудшение жизни  населения. Это приводит к безработице. Учитель: назовите виды безработицы. Уч­ся:  ­ фрикционная (по собственному желанию или увольнению)  ­ циклическая  (экономические спады)  ­ структурная  (структурные изменения в экономике в результате НТР) Учитель: Какова роль государства в регулировании уровня инфляции и  снижении роста                     безработицы? Уч­ся: Государство вырабатывает антиинфляционные меры через (учитель  дает задание уч­ся самостоятельно записать эти меры в тетради, а затем  называют)                          ­ совершенствование налоговой системы   ­ регулирование цен на товары первой необходимости                ­ введение минимальной заработной оплаты труда    ­ определение прожиточного минимума населения    ­ введение социальных гарантий нетрудоспособному населению               ­ антимонопольные меры… Учитель: Какие из этих мер мы можем наблюдать в жизни нашего района? Уч­ся: В Погаре есть центр социальной помощи населению, где назначаются  пособия  малообеспеченным семьям и инвалидам и оказывается помощь в  реабилитации. Уч­ся: Повышением пенсий согласно уровню инфляций занимается  пенсионный фонд. Уч­ся: Уровнем безработицы и его снижением занимается служба центра  занятости населения (по данному вопросу с сообщением выступает уч­ся)  1. Прожиточный минимум в Погарском районе за  2015 год Население Трудоспособное Пенсионеры Дети На душу  населения Январь ­  март  ……руб  ……руб  ……руб …… руб Апрель ­  июнь  руб  руб  руб руб Июль ­  сентябрь  руб  руб руб руб 2. Уровень зарплат в районе: Январь – март – 14.060 руб        Апрель – июнь – 15.501 руб  Июль – сентябрь  – 15.046руб 3. Уровень безработицы: Январь – март – 1,5% 1,3% от трудоспособного населения.  Апрель – июнь – 1,2%    Июль – сентябрь –  Востребованы в районе профессии: врачи, рабочие строительных  специальностей, электрики, водители. Переобучены другим профессиям  – 30 человек. Прошли проф.подготовку – 6 человек. Получили профессии – 36 человек (парикмахер, тракторист, водитель,  оператор). Учитель: Какой вывод вы можете сделать? Уч­ся: Государство проводит политику социальной защиты населения в  условиях рыночной экономики.  Учитель: Эта функция государства указана в статье 7 Конституции РФ  (читает) 1. Российская Федерация – социальное государство, политика  которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,  устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и  детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных  служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты. Учитель: РФ играет активную роль в международной экономике. Какой  показатель  Подтверждает это? Уч­ся: Показатели роста торгового сальдо, то есть отношения экспорта и  импорта.  Если экспорт превышает импорт, то сальдо положительно. А это значит, что наше государство имеет прибыль от международной  торговли. Учитель: Приведите примеры. Уч­ся (Страница 116­117 учебника Боголюбова) приводят примеры экспорта  и импорта и делают вывод о том, что необходимы меры протекционизма, то  есть защиты интересов внутренних производителей от иностранных  конкурентов. Учитель предлагает инсценированную сумку с продуктами питания и просит  ребят определить импортные и отечественные товары и страны­ производители. 5. Подведение итогов урока Учитель: Какие вопросы мы обобщили на данном уроке? Уч­ся: дают ответ согласно плана Учитель: Домашним заданием для вас является написание эссе по  высказыванию: «Человек с множеством  достоинств добавит к ним еще  два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие  деньги».   Э. Севруса Предупреждает о контроле знаний на следующем уроке. Учитель: определяет активно работающих учеников и  просит своих экспертов­помощников высказать мнение по оценкам учащихся: ­работающих у доски(4 уч­ся) ­отвечающий ученик с бизнес­планом ­работающие с текстом и др. Учитель просит ребят высказать свое мнение о состоявшемся уроке.

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"

Урок "Экономика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018