Урок обществознания "Многообразие мира"
Оценка 5

Урок обществознания "Многообразие мира"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
27.11.2018
Урок обществознания "Многообразие мира"
Урок приготовлен для обучающихся 10 класса. Материал урока подходит для изучения темы "Общество как сложная система". Также материал урока может быть использован при подготовке к ЕГЭ, закреплению вопроса типологии обществ и их характеристик. Также необходимо учитывать, что к уроку необходимо распечатать материал приложений для более продуктивной работы обучающихся.
многообразие совр.мира.doc
Уроки обществознания.11 класс. Глава «Современный этап мирового цивилизационного развития». Урок 1,2.Тема «Многообразие современного мира». Стадия вызова.   * Ученые считают, что современный мир многообразен и разнолик. Приведите,  возможно большее  количество фактов и сведений, подтверждающих этот тезис.    *Учитель записывает варианты на доске, а затем предлагает классифицировать записи и составить кластер. Стадия содержания.  * После афиширования кластера предлагается приложение № 1. Задание: дополнить при  необходимости кластер.   *Затем предлагается приложение № 2. Задание: оценить данные утверждения (верно или неверно)   *Социализация.   *Чтение текста учебника с.106­107(причины многообразия современного мира). Задание:  сопоставить предположения прил.№ 2 с утверждениями автора учебника и выписать причины  многообразия современного мира.   *Мир многообразен. А возможна ли классификация обществ? Каковы ваши предположения?  (возможные варианты ответов: восточная и западная цивилизация; «Север»­«Юг»; традиционное,  индустриальное, постиндустриальное).   *Заполнение таблицы при помощи приложения № 3. Тип общества Сферы Интересно/есть  вопрос Знал Новое Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество Экономическая Политическая Социальная Духовная Экономическая Политическая Социальная Духовная Экономическая Политическая Социальная Духовная Стадия рефлексии.   *Задание: решение теста. Приложение № 4. Приложение № 1. ­на планете Земля живет более 6 млрд человек, представляющих 3 основных и несколько  переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов. Говорящих на языках,  количество которых не поддается точному подсчету(ученые называют от 2 до 3 тысяч) и которые  разделяются на 23 языковые семьи. ­в современном мире существует около 200 независимых государств, самостоятельно проводящих  внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального  устройства. ­эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни населения.  Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов своих граждан, существуют десятки государств, сохраняющих  примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни. ­многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества  придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют  иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие  придерживаются атеистических убеждений. ­велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей  поведения, характерных для данных обществ особенностей восприятия мира и отношения к нему. Приложение № 2.  а) различие природных и климатических условий б) специфика исторического пути в) наличие сильных государств­соседей г) разнообразие внешних влияний д) признание в обществе превосходства определенной расы е) множество закономерных и случайных событий ж)близость к морским торговым путям з) наличие людей с активной жизненной позицией Приложение № 3.  Традиционное общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Его  экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного  ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда. Отношения собственности  характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм  собственности. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура  традиционного общества сословно  корпоративна, стабильна и неподвижна. Основными социальными ячейками были община и семья.  Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами,  обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал  провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление  божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система  ценностных ориентаций, образ мышления – особый и заметно отличен от современного.  Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности  нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое  положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей  действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей  социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для  немногих»), устная информация преобладала над письменной. В политической сфере  традиционного общества господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики.  Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество  чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся, саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем  происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера  человеческого бытия приоритетна перед экономической.        Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие   «незападные   цивилизации»,   также   претендующее   на   известные   социологические обобщения).   С   европоцентристкой   точки   зрения,   традиционные   общества   –   это   отсталые, примитивные,   закрытые,   несвободные   социальные   организмы,   которым   западная   социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.            Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки   на   единицу   продукции.   В   сельском   хозяйстве   резко   повышается   производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое   воспроизводство   –   расширенным.   Все   эти   процессы   происходят   через   реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно­технического прогресса. Человек освобождается   от   прямой   зависимости   от   природы,   частично   подчиняет   ее   себе.   Стабильный экономический   рост   сопровождается   ростом   реальных   доходов   на   душу   населения.   Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также   рушатся   традиционные   структуры,   социальные   перегородки.   Социальная   мобильность значительна.   В   результате   развития   сельского   хозяйства   и   промышленности   удельный   вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы   –   промышленный   пролетариат   и   буржуазия,   укрепляются   средние   слои.   Аристократия приходит   в   упадок.   В   духовной   сфере   наблюдается   значительная   трансформация   системы ценностей.   Человек   нового   общества   автономен   внутри   социальной   группы,   руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и   принимает   решения   на   этой   основе)   и   утилитаризм   (человек   действует   не   во   имя   каких­то глобальных целей, а для определенной пользы) – новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном   обществе   стремится   к   саморазвитию,   самосовершенствованию.   Глобальные изменения происходят и в политической  сфере. Резко возрастает роль государства,  постепенно складывается   демократический   режим.   В   обществе   господствует   право   и   закон,   а   человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.    В постиндустриальном  обществе определяющим фактором выступает теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.    Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства.     Изменяется   социальная     структура:   классовое   деление   уступает   место   профессиональному. Собственность, как критерий социального неравенства, теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.       Если передать классификацию Валерштайна в терминах теории постиндустриального общества Д.Белла, то мы получим такие соотношения:           ­ядро­ постиндустриальные общества;           ­полупериферия­ индустриальные общества;           ­периферия­ традиционные общества.       Приложение № 4. Выберите определения, которые раскрывают понятие: А. Традиционное общество Б. Индустриальное общество В. Постиндустриальное общество. 1) средневековое общество 2) обслуживающая экономика 3) общество, где почтительно соблюдаются все традиции и обряды 4) общество, основанное на простом повторении ежегодно одних и тех же объемов продукции или же незначительном ее увеличении 5) профессиональная структура общества 6) общество, ориентирующееся на прошлое (чем древнее тот или иной порядок или правило, тем он лучше) 7) университетское образование 8) общество, где высок уровень развития и сельского хозяйства, и промышленности 9) общество, где традиционно высоко развита рыночная экономика 10) общество, где демократия стала традицией 11) общество, где обладание политической властью жестко связывается с происхождением 12) преобладание инновационных технологий 13)   общество,   в   котором   функции   государства   ограничиваются   военным   делом,   поддержанием порядка, организацией общественных работ и сбором налогов 14) общество, в котором социальное положение, профессия передаются по наследству 15) общество, в котором господствует расширенное воспроизводство продукции 16) общество, где господствует натуральное хозяйство 17) общество, более 90% членов которого занято в сельском хозяйстве 18) возрастание значимости креативного мышления 19) общество, чья социальная структура основана на строгой иерархии 20) общество, где нет жестких перегородок между различными социальными слоями 21) общество, в котором высока роль отдельной личности в определении собственной судьбы и рода занятий 22) общество, в котором господствует товарное производство 23) возврат к мелкосерийному производству 24) общество, в котором господствует полная частная собственность на землю 25) общество, в котором мировоззрение людей, развитие науки и искусства определяются религией 26) общество, в котором наука определяет понимание окружающей действительности 27) общество, в котором господствует корпоративный строй, роль отдельной личности невелика Урок № 3.Семинар по теме «Современное Российское общество». Роли: 1.Основной докладчик. 2.Содокладчики. 3. Оппоненты. 4.Ассистенты. 5.Провокатор. В конце семинарского занятия предлагается создать коллаж по теме « Современная Россия». Список литературы:

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"

Урок обществознания "Многообразие мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018