Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"
Оценка 4.9

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
18.11.2018
Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"
План-конспект урока обществознания для 10 класса. Материал целесообразно использовать при изучении темы "Общество как сложная динамичная система". Материал урока содержит приложения, которые целесообразно приготовить для каждого ученика. Работу с раздаточным материалом можно организовать и индивидуальную, и групповую. Для работы также необходимо наличие у обучающихся учебника.
Целостность и противореч.совр.мира.doc
. Целостность и противоречивость современного мира. Стадия вызова.                                                                                                            Постиндустриальное общ.                                                                     ? Индустриальное  общество Обозначьте название отрезка под «?». Стадия содержания.   Предлагается приложение № 1.Задание: соотнести понятия и определения.  Какое из определений наиболее подходит к схеме на стадии вызова?  Составьте вопросы к теме занятия: модернизация.(виды модернизации, причины,  результаты и т.п.)  При помощи приложения № 2 заполните таблицу «Виды модернизации». Органическая модернизация Линии сравнения Неорганическая модернизация Причины С чего начинается? Каким образом осуществляется? Основные последствия Примеры из истории Рефлексия.           *В парах предлагается провести перекрестную дискуссию на тему : « Модернизация­ это добро или зло?»       *Приложение №3. Задание: дополнить аргументы дискуссии. *Предлагается приложение № 4.Задание : перечислить признаки постиндустриального  общества. *Процесс перехода от индустриального общества к постиндустриальному носит всеобщий  характер. Как вы думаете, благодаря какому процессу это происходит? Предлагается  вернуться к приложению № 1. * Докажите, что процесс глобализации характерен для всех сфер общества. При помощи  приложения №4 и учебника стр.121­122  предлагается составить кластер. * Дискуссия на тему : « К чему ведет глобализация? Ее положительные и отрицательные  черты». * Пользуясь учебником с.122­124, выписать положительные и отрицательные черты  глобализации. * Предлагается создать синквейн на тему : « Глобализация». Д/з стр.131 вопрос 7. Приложение № 1. 1. реформа 2. революция 3. инновация 4. прогресс 5. регресс 6. эволюция А.Линейный  характер общественных изменений от низших форм к  высшим, от простого к сложному, от однородного к разнообразному. Б. Синоним развития; процессы, протекающие в живой и неживой  природе, в социальных системах, постепенные и количественные  качественные изменения. В.Процесс сближения наций и народов, стирание границ. Г. Тенденция общественных изменений, обратная прогрессу,  выражающаяся в сужении возможностей общества к саморазвитию и  адекватному реагированию на изменения условий окружающей среды. Д.Комплекс государственных мер, направленных на изменение  отдельных сфер общественной жизни путем последовательных  законодательных мер. Е.Существенное обновление, изменение в каких­либо областях  применительно к современным требованиям, переход от одного типа  общества к другому. 7. модернизация Ж. Рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением  адаптационных возможностей социального  организма в данных  условиях. З. Массовое движение, отличающееся масштабностью, глубиной  общественных изменений и радикальностью используемых методов. 8. глобализация Приложение № 2. Различают два вида модернизации.  Органическая модернизация. Она является моментом собственного развития страны и  подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например: переход Англии от  феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века. Такая  модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного  сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни,  традициях, мировоззрении и ориентациях людей.   Неорганическая модернизация. Она  являет собой ответ на внешний вызов со стороны  более развитых стран и представляет собой способ « догоняющего» развития,  предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и  избежать иностранной зависимости. Такая модернизации совершается путем закупки  зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашения  специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Она начинается не с культуры, а с  экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а  неорганическая «сверху». Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее  большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они  овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Приложение № 3. Модернизация – добро или зло? Сегодня на эти вопросы пытаются ответить ученые многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 60­70­е годы считали, что индустриальный мир делает добро,   помогая   отсталым   странам   тем,   что:   1)   увеличивает   урожайность   благодаря распространению фермерства и сельскохозяйственных машин; 2) создает запасы наличных денег; 3) формирует рынки дешевой рабочей силы.             Хотя   авторы   проектов   оказания   международной   помощи   не   были   закоренелыми этноцентристами   и,   скорее   всего,   исходили   из   добрых   побуждений,   они   смотрели   на традиционное общество глазами западного бизнесмена. Жителей  слаборазвитых стран в плановом   порядке   заставляли   обучаться   новым   ролям,   профессиям,   овладевать непривычной   для   них   фермерской   техникой.   Ожидали   больших   изменений.   Однако позитивных сдвигов не произошло.            Запасы наличных денег побудили правительства этих стран к активному выходу на мировой рынок. Но экспорт дешевого сырья – сахара и кофе, сбил мировые цены и принес странам   «третьего   мира»   убытки.   Механизация   сельского   хозяйства   и   переход   к фермерству   вытеснили   из   деревни   мелких   производителей.   Производство   прибрали   к рукам крупные монополии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных аграриев. Не прижились и демократические институты власти. Они противоречили   традиционной   культуре   аборигенов.   У4силились   сепаратистские устремления.   Африка   стала   дробиться   на   множество   племенных   союзов,   требующих государственного   суверенитета.   Возросло   число   гражданских   войн   и   межэтнических конфликтов.        Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть   уменьшилась,   а   власть   мужчины   возросла.   Женщина   стала   больше   заниматься домашним   хозяйством,   рожать   и   воспитывать   детей.   Желаемого   для   западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили  в одной сфере,  но закабалили в другой.             Таким образом, западный вариант модернизации усугубил  положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положения большинства населения. Приложение № 4.    В постиндустриальном обществе  в  политическом плане существуют наднациональные  единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), коалиции  правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское  сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры  всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа. Усиливается  роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное  разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций,  которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального  государства. Такие компании, как Тойота, Макдоналд, Пепси­Кола или Дженерал Моторс,  утратили национальные корни и действуют по всему миру. Финансовые рынки реагируют  на события с молниеносной быстротой.       Доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. Средства массовой информации (СМИ) объединяют нашу планету. Миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, что унифицирует вкусы. Повсюду в ходу  одни  и   те  же  потребительские   товары.   Миграция,  временная  работа   за  границей, туризм знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Формируется единый общепринятый разговорный язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.             Каждую   историческую   эпоху   и   тип   общества   знаменуют   великие   открытия.   В доиндустриальном обществе революционные изменения произвело открытие огня, колеса и алфавита, в индустриальном – печатного станка, паровой машины и конвейерной линии, в постиндустриальном обществе – атомной энергии, компьютера и телевидения. О последнем стоит поговорить особо. Всего лишь за полстолетия, минувшие с того момента, как на Всемирной   ярмарке   1939   г.   Эн­би­си   начала   регулярное   телевещание   на   Соединенные Штаты, ТВ распространило свое влияние на человечество гораздо шире и быстрее, чем все предыдущие   изобретения.   Телевидение   очень   глубоко   влияет   на   формирование   образа жизни,   человеческих   взаимоотношений,   структуры   управления   и   даже   на   понимание цивилизации.   Оно   дает   возможность   почувствовать   себя   в   центре   событий   и,   как   ни странно,   достигает   цели:   незримое   присутствие   миллионов   зрителей   придает   любому событию размах и значимость.

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"

Урок по теме "Целостность и противоречивость современного мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018