Урок: Элементарная теория музыки

  • Занимательные материалы
  • Компьютерные программы
  • Работа в классе
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шпаргалка по сольфеджио и теории - систематизированные краткие сведения из курса музыкальной школы. Будет очень полезна выпускникам музыкальных школ и абитуриентам. Шпаргалка по сольфеджио и теории - систематизированные краткие сведения из курса музыкальной школы. Будет очень полезна выпускникам музыкальных школ и абитуриентам.
Иконка файла материала 7.docx
Лад и Тональность Гамма ­ это звуки лада, расположенные подряд.  Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы: Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb A H* B* Буквенные обозначения C D E F G Тринскрипция [а] [ха] [бэ] [цэ] [дэ] [э] [эф][гэ] *В американской системе буквенной нотации для обозначения Си ­ используется В, а  Сиb ­ Bb Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубль­диез (x)дубль­бемоль (bb) Буквенные Транcкрипция Dur* moll* is** [дур] [моль] [ис] eses** [эсэс] es** [эс] isis** [исис] *При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто  обозначают тональность большой или маленькой буквой: A­Dur = A, c­moll = c **При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты,например: C + is = Cis (До­диез), D + es = Des (Ре­бемоль). Исключения: Ля­бемоль = As, Ми­бемоль = Es, Си­бемоль = B ЛАДЫ Лад ­ это 2 группы звуков ­ устойчивые и неустойчивые ­ которые взаимосвязаны  между собой. В европейской культуре наиболее употребимы 7­ступенные лады, построенные  подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12­ти  звуков темперированной системы.  Мажорный лад (мажор): тон­тон­полутон­тон­тон­тон­полутон (например: до­ре­ ми­фа­соль­ля­си­до) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют мажорное трезвучие  Минорный лад (минор): тон­полутон­тон­тон­полутон­тон­тон (например: ля­си­ до­ре­ми­фа­соль­ля) Устойчивые звуки (I­III­V) образуют минорное трезвучиеНеустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые. Ладовые разновидности мажора и минора  Гармонический Мажор гармонический ­ понижается VI ступень (VIb) Минор гамонический ­ повышается VII ступень (VII#)  Мелодический Мажор мелодический ­ понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb) Минор мелодический ­ при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#,  VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступенинатурального минора.  Тональность ­ это высота лада. Какие бывают тональности:  одноименные (имеющие общую Тонику): До­мажор и до­минор  параллельные (две тональности ­ мажор и минор, имеющие одинаковое  количество ключевых знаков): До­мажор и ля­минор. Определяются таким  образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI  ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III  ступени.  энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по  написанию): До­мажор и Си#­мажор  родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых  расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельныетональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре) Лады народной музыки и другие 1. ионийский = мажор 2. дорийский = минор + #VI (высокая VI) 3. фригийский = минор + bII (низкая II) 4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV) 5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII) 6. эолийский = минору 7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника ­ уменьшенное  трезвучие) Простой способ запомнить лады народной музыки ­ это построить их подряд от всех  нот До­мажора:Особые лады: Пентатоника ­ пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.  В мажоре ­ без IV и VII ступенейВ миноре ­ без II и VI ступеней Хроматическая гамма (хромо ­ цвет) ­ это гамма состоящая из 12 звуков  расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано). Правила построения хроматической гаммы: Мажор вверх ­ все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается Мажор вниз ­ все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается  Минор вверх ­ все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается  Минор вниз ­ также как и одноименный мажор. Порядок ключевых знаков.  Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.  Например, в Ля­мажоре 3 диеза: фа#­до#­соль#, а в Си­мажоре 5 диезов: фа#­до#­ соль#­ре#­ля# Порядок диезов: фа#­до#­соль#­ре#­ля#­ми#­си#Порядок бемолей: сиb­миb­ляb­реb­сольb­доb­фаb Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки ­ действуют на все  произведение), либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации ­ действуют до конца  такта).  Случайные знаки бывают двух видов: Альтерация ­ это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в  устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.Хроматизм ­ это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном  ладу, то есть выходящее за рамки лада. Знаки альтерации ­ изменяют высоту звука:  Диез (#) ­ повышает звук на пол тона  Бемоль (b) ­ понижает звук на пол тона  Дубль­диез (x) ­ повышает звук на тон  Дубль­бемоль (bb) ­ понижает звук на тон  Бекар () ­ отменяет предыдущие знаки альтерации Способы облегчения определения и запоминания тональностей: Диезные тональности ­ последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в  миноре II ступенью. Бемольные тональности ­ предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в  миноре III ступенью.Аккорды Аккорд ­ это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть  расположены) по терциям. Названия ступеней аккорда зависят от того на какой интервал они отстоят от примы  (нижнего звука аккорда): прима, терция, квинта, септима, нона. Обращение аккорда ­ это перемещение нижнего звука на другие аккордовые звуки и  добавление остальных звуков в верхних голосах (проще ­ изменение порядка звуков ваккорде). Трезвучие (5/3) ­ это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть  расположены по терциям. Виды трезвучий зависят от вида терций их составляющих. Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них  можно составить всего четыре: Обращения трезвучия: Секстаккорд ­ 6 (терцовый тон в басу) = терция + квартаКвартсекстаккорд ­ 6/4 (квинтовый тон в басу) = кварта + терция Септаккорд (7) ­ это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть  расположены по терциям. Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих. Поскольку видов трезвучий всего четыре, а видов септим три (большая, малая и  уменьшенная), то септаккордов можно построить 12. Из них самых употребимых  всего 5:Обращения септаккорда: Квинтсекстаккорд ­ 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда Терцквартаккорд ­ 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция Секундаккорд ­ 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие Самые распостраненные септаккорды: Доминантсептаккорд ­ это малый мажорный септаккорд расположенный на пятой  ступени (доминанте) мажора натурального и минора гармонического. Интервальный  состав: мажорное трезвучие + малая терция. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений:Уменьшенный (вводный) септаккорд (малый уменьшенный в мажоре и уменьшенный в  мажоре и миноре гармонических): Септаккорд II ступени (малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в миноре и  мажоре гармоническом)И уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд II ступени разрешаются в тонику с  удвоением терцового тона (для того, чтобы избежать параллельных квинт)Построение аккордов в тональности Построение аккордов в тональности Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в  данной тональности. Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и  гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот  получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух  вариантах. Правило основных ступеней (T­S­D): трезвучия основных ступеней соответствуют  основному ладу, то есть в мажоре ­ они мажорные, а в миноре ­ минорные.  Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического  минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать  минорная S. Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не  соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут ­ минорные (+ одно  уменьшенное), а в миноре ­ мажорные (+ одно уменьшенное).Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере  тональностей До­мажор и до­минор. До­мажор: Для начала нужно построить гаммы До­мажора натурального и До­мажора  гармонического: Они отличаются только одной ступенью ­ VI. Поэтому все аккорды, в которых будет  встречатся VI ступень ­ будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Трезвучия:Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в  натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются. Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях Минорные ­ на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре Уменьшенные трезвучия ­ на VII ступени и на II в гармоническом мажоре Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях Малый мажорный ­ на V ступени (Доминантсептаккорд) Малый минорный септаккорд ­ на II, III и VI ступенях Малый уменьшенный ­ на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре Уменьшенный септаккорд ­ на VII ступени в гармоническом мажоре Также есть еще два малоупотребимых аккорда: Большой минорный ­ на IV ступени в гармоническом мажоре Большой увеличенный ­ на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре до­минор:Строим гаммы до­минора натурального и до­минора гармонического: Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII  ступень ­ будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует  учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в  народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит  гармоническая VII ступень. Трезвучия:Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом  миноре (Доминанта) Минорные ­ на I, IV, V ступенях Уменьшенные трезвучия ­ на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях Малый мажорный ­ на VII ступени, а также на V в гармоническом  миноре (Доминантсептаккорд) Малый минорный септаккорд ­ на I, IV и V ступенях Малый уменьшенный ­ на II ступени Уменьшенный септаккорд ­ на VII повышенной ступени в гармоническом миноре Также есть еще два малоупотребимых аккорда: Большой минорный ­ на I ступени в гармоническом миноре Большой увеличенный ­ на III ступени в гармоническом минореРитм и метр Ритм ­ это последовательность звуков одинаковой и разной длины, организованных  метром. Метр ­  это чередование сильных и слабых долей в определенном темпе. Темп ­ это частота пульсации метрических долей. Доля ­ это равномерный отрезок времени ­ единица измерения времени одного  произведения.  Длина доли (если измерять в абсолютном значении, т.е. в секундах, например) в  каждом произведении может различаться. Сильная доля ­ это доля акцентируемая. Слабая доля ­ это доля неакцентируемая. Чаще всего в музыке используются простые равномерные метры: Двухдольный: сильная доля­слабая Трехдольный: сильная­слабая­слабаяТакт ­ это расстояние (количество долей) между двумя сильными долями. В нотах  обозначается тактовой чертой. Размер ­ это числовое обозначение метра. Две цифры, написанные одна над другой,  где верхняя обозначает количество долей в такте, а нижняя величину длительности. Длительность ­ это относительная величина, обозначающая соотношение по длине  (короче­длиннее) между нотами. Длительность не имеет абсолютной (точной)  величины, в каждом произведении ее точная длина зависит от темпа. В европейской музыке наибольшее распостранение получила система деления  длительностей на два, где каждая следующая длительность в два раза короче  предыдущей.И так далее ­ иногда встречаются еще более мелкие длительности: тридцать вторая,  шестьдесят четвертая, сто двадцать восьмая. Точка после ноты обозначает, что нота удлиняется на половину своей длины.Две точки после ноты обозначают, что нота удлиняется на половину + четверть своей  длины. Две одинаковые по высоте ноты соединенные лигой называются залигованными. Из  них исполняется только первая нота, а вторая (и последующие) показывают на  сколько нужно удлинить первую ноту. Размеры бывают:  Простые ­ двухдольный и трехдольный, например 2/4, 3/8.  Сложные ­ составляются из нескольких одинаковых простых размеров,  например 4/4 = 2/4+2/4, 6/8 = 3/8+3/8. В таких размерах есть не только сильная, но и относительно сильная доля.  Смешанный ­ составляется из нескольких неодинаковых простых размеров,  например 5/4 = 3/4+2/4.Особый вид ритмического деления ­ это деление длительности не на два, а на другое  количество равных частей. Самые распостраненные варианты: триоль (деление на 3 части) и квинтоль (деление на 5 частей).   Синкопа ­ это перенос акцента с сильной доли на более слабую. Как правило, сильная  доля (но неакцентированная) в синкопе имеет более короткую длительность, чем  слабая (но акцентированная). Группировка ­ это графическое выделение сильных и относительно сильных долей  такта. Может проявлятся в обьединении мелких длительностей  (имеющих "хвосты") под одно ребро, согласно количеству долей в такте, либо на  целый такт(например в 3/8).    В случае, если длительность, взята на слабой доле и длится следующую относительно  сильную долю, то используется залигованная нота, а не нота с точкой.