Шпаргалка по сольфеджио и теории - систематизированные краткие сведения из курса музыкальной школы. Будет очень полезна выпускникам музыкальных школ и абитуриентам.
Шпаргалка по сольфеджио и теории - систематизированные краткие сведения из курса музыкальной школы. Будет очень полезна выпускникам музыкальных школ и абитуриентам.
Лад и Тональность
Гамма это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:
Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль ЛяСи Сиb
A H* B*
Буквенные обозначения C D E F G
Тринскрипция
[а] [ха] [бэ]
[цэ] [дэ] [э] [эф][гэ]
*В американской системе буквенной нотации для обозначения Си используется В, а
Сиb Bb
Другие обозначения мажор минор диез (#) бемоль (b) дубльдиез (x)дубльбемоль (bb)
Буквенные
Транcкрипция
Dur* moll* is**
[дур]
[моль] [ис]
eses**
[эсэс]
es**
[эс]
isis**
[исис]
*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто
обозначают тональность большой или маленькой буквой: ADur = A, cmoll = c
**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты,например:
C + is = Cis (Додиез), D + es = Des (Ребемоль).
Исключения: Лябемоль = As, Мибемоль = Es, Сибемоль = B
ЛАДЫ
Лад это 2 группы звуков устойчивые и неустойчивые которые взаимосвязаны
между собой.
В европейской культуре наиболее употребимы 7ступенные лады, построенные
подряд по тонам и полутонам. Эти лады могут быть построены от любого из 12ти
звуков темперированной системы.
Мажорный лад (мажор): тонтонполутонтонтонтонполутон (например: доре
мифасольлясидо)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют мажорное трезвучие
Минорный лад (минор): тонполутонтонтонполутонтонтон (например: ляси
доремифасольля)
Устойчивые звуки (IIIIV) образуют минорное трезвучиеНеустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
Гармонический
Мажор гармонический понижается VI ступень (VIb)
Минор гамонический повышается VII ступень (VII#)
Мелодический
Мажор мелодический понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)
Минор мелодический при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#,
VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступенинатурального минора.
Тональность это высота лада.
Какие бывают тональности:
одноименные (имеющие общую Тонику): Домажор и доминор
параллельные (две тональности мажор и минор, имеющие одинаковое
количество ключевых знаков): Домажор и ляминор. Определяются таким
образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI
ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III
ступени.
энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по
написанию): Домажор и Си#мажор
родственные тональности (тональности, тонические трезвучия которых
расположены на ступенях данного лада: это будут Т, S, D и их параллельныетональности + мажорная D в миноре и минорная S в мажоре)
Лады народной музыки и другие
1. ионийский = мажор
2. дорийский = минор + #VI (высокая VI)
3. фригийский = минор + bII (низкая II)
4. лидийский = мажор + #IV (высокая IV)
5. миксолидийский = мажор + bVII (низкая VII)
6. эолийский = минору
7. локрийский (гипофригийский) = минор + bII + bV (тоника уменьшенное
трезвучие)
Простой способ запомнить лады народной музыки это построить их подряд от всех
нот Домажора:Особые лады:
Пентатоника пятиступенный лад в котором отсутствуют полутона.
В мажоре без IV и VII ступенейВ миноре без II и VI ступеней
Хроматическая гамма (хромо цвет) это гамма состоящая из 12 звуков
расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
Правила построения хроматической гаммы:
Мажор вверх все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
Мажор вниз все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
Минор вверх все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
Минор вниз также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков.
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в
разных тональностях.
Например, в Лямажоре 3 диеза: фа#до#соль#, а в Симажоре 5 диезов: фа#до#
соль#ре#ля#
Порядок диезов: фа#до#соль#ре#ля#ми#си#Порядок бемолей: сиbмиbляbреbсольbдоbфаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки действуют на все
произведение),
либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации действуют до конца
такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в
устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.Хроматизм это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном
ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации изменяют высоту звука:
Диез (#) повышает звук на пол тона
Бемоль (b) понижает звук на пол тона
Дубльдиез (x) повышает звук на тон
Дубльбемоль (bb) понижает звук на тон
Бекар () отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в
миноре II ступенью.
Бемольные тональности предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в
миноре III ступенью.Аккорды
Аккорд это три и больше звуков, которые расположены (или могут быть
расположены) по терциям.
Названия ступеней аккорда зависят от того на какой интервал они отстоят от примы
(нижнего звука аккорда): прима, терция, квинта, септима, нона.
Обращение аккорда это перемещение нижнего звука на другие аккордовые звуки и
добавление остальных звуков в верхних голосах (проще изменение порядка звуков ваккорде).
Трезвучие (5/3) это аккорд из трех звуков, которые расположены или могут быть
расположены по терциям.
Виды трезвучий зависят от вида терций их составляющих.
Поскольку терции бывают двух видов (большая и маленькая), то трезвучий из них
можно составить всего четыре:
Обращения трезвучия:
Секстаккорд 6 (терцовый тон в басу) = терция + квартаКвартсекстаккорд 6/4 (квинтовый тон в басу) = кварта + терция
Септаккорд (7) это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть
расположены по терциям.
Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих.
Поскольку видов трезвучий всего четыре, а видов септим три (большая, малая и
уменьшенная), то септаккордов можно построить 12. Из них самых употребимых
всего 5:Обращения септаккорда:
Квинтсекстаккорд 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда
Терцквартаккорд 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция
Секундаккорд 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие
Самые распостраненные септаккорды:
Доминантсептаккорд это малый мажорный септаккорд расположенный на пятой
ступени (доминанте) мажора натурального и минора гармонического. Интервальный
состав: мажорное трезвучие + малая терция.
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений:Уменьшенный (вводный) септаккорд (малый уменьшенный в мажоре и уменьшенный в
мажоре и миноре гармонических):
Септаккорд II ступени (малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в миноре и
мажоре гармоническом)И уменьшенный вводный септаккорд и септаккорд II ступени разрешаются в тонику с
удвоением терцового тона (для того, чтобы избежать параллельных квинт)Построение аккордов в тональности
Построение аккордов в тональности
Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в
данной тональности.
Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и
гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот
получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух
вариантах.
Правило основных ступеней (TSD): трезвучия основных ступеней соответствуют
основному ладу, то есть в мажоре они мажорные, а в миноре минорные.
Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического
минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать
минорная S.
Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не
соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут минорные (+ одно
уменьшенное), а в миноре мажорные (+ одно уменьшенное).Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере
тональностей Домажор и доминор.
Домажор:
Для начала нужно построить гаммы Домажора натурального и Домажора
гармонического:
Они отличаются только одной ступенью VI. Поэтому все аккорды, в которых будет
встречатся VI ступень будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.
Трезвучия:Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в
натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.
Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
Минорные на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
Уменьшенные трезвучия на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре
Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре
доминор:Строим гаммы доминора натурального и доминора гармонического:
Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII
ступень будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует
учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в
народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит
гармоническая VII ступень.
Трезвучия:Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом
миноре (Доминанта)
Минорные на I, IV, V ступенях
Уменьшенные трезвучия на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре
Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре
Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный на VII ступени, а также на V в гармоническом
миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный на II ступени
Уменьшенный септаккорд на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный на I ступени в гармоническом миноре
Большой увеличенный на III ступени в гармоническом минореРитм и метр
Ритм это последовательность звуков одинаковой и разной длины, организованных
метром.
Метр это чередование сильных и слабых долей в определенном темпе.
Темп это частота пульсации метрических долей.
Доля это равномерный отрезок времени единица измерения времени одного
произведения.
Длина доли (если измерять в абсолютном значении, т.е. в секундах, например) в
каждом произведении может различаться.
Сильная доля это доля акцентируемая.
Слабая доля это доля неакцентируемая.
Чаще всего в музыке используются простые равномерные метры:
Двухдольный: сильная доляслабая
Трехдольный: сильнаяслабаяслабаяТакт это расстояние (количество долей) между двумя сильными долями. В нотах
обозначается тактовой чертой.
Размер это числовое обозначение метра. Две цифры, написанные одна над другой,
где верхняя обозначает количество долей в такте, а нижняя величину длительности.
Длительность это относительная величина, обозначающая соотношение по длине
(корочедлиннее) между нотами. Длительность не имеет абсолютной (точной)
величины, в каждом произведении ее точная длина зависит от темпа.
В европейской музыке наибольшее распостранение получила система деления
длительностей на два, где каждая следующая длительность в два раза короче
предыдущей.И так далее иногда встречаются еще более мелкие длительности: тридцать вторая,
шестьдесят четвертая, сто двадцать восьмая.
Точка после ноты обозначает, что нота удлиняется на половину своей длины.Две точки после ноты обозначают, что нота удлиняется на половину + четверть своей
длины.
Две одинаковые по высоте ноты соединенные лигой называются залигованными. Из
них исполняется только первая нота, а вторая (и последующие) показывают на
сколько нужно удлинить первую ноту.
Размеры бывают:
Простые двухдольный и трехдольный, например 2/4, 3/8.
Сложные составляются из нескольких одинаковых простых размеров,
например 4/4 = 2/4+2/4, 6/8 = 3/8+3/8. В таких размерах есть не только сильная, но
и относительно сильная доля.
Смешанный составляется из нескольких неодинаковых простых размеров,
например 5/4 = 3/4+2/4.Особый вид ритмического деления это деление длительности не на два, а на другое
количество равных частей.
Самые распостраненные варианты: триоль (деление на 3 части) и квинтоль (деление на
5 частей).
Синкопа это перенос акцента с сильной доли на более слабую. Как правило, сильная
доля (но неакцентированная) в синкопе имеет более короткую длительность, чем
слабая (но акцентированная).
Группировка это графическое выделение сильных и относительно сильных долей
такта. Может проявлятся в обьединении мелких длительностей
(имеющих "хвосты") под одно ребро, согласно количеству долей в такте, либо на
целый такт(например в 3/8).
В случае, если длительность, взята на слабой доле и длится следующую относительно
сильную долю, то используется залигованная нота, а не нота с точкой.