Урок физики в 8 классе по теме «Закон Ома для участка цепи»

  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала конспект урока.docx
Урок физики в 8 классе по теме  «Закон Ома для участка цепи» Цель урока:  Образовательная:  установить зависимость между силой тока, напряжением на    однородном участке  электрической цепи  и сопротивлением этого участка.        Развивающая: развить умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.  Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию причинно­ следственных  связей, умению  выслушивать мнение других.  Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний. Проверка  домашнего задания. Изучение нового материала. Закрепление. Итог урока. Домашнее задание. Структура урока. 1. 2. 3. 4. 5. I. Проверка домашнего задания.     ­ Для характеристики явлений, происходящих  в электрических цепях нами введены  следующие понятия: сила тока, напряжение и сопротивление. Давайте вспомним: ­ Что такое сила тока? Какой буквой она обозначается? ­ По какой формуле находится сила тока? ­ Как называется единица силы тока? Как она обозначается? ­ Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах? ­ Какими правилами следует руководствоваться при включении амперметра в цепь? _Что принято за  направление тока? ­ Что такое электрическое напряжение? Какой буквой оно обозначается? ­ По какой формуле находится напряжение? ­ Как называется единица напряжения? ­ Как называется прибор для измерения напряжения? Как он обозначается на схемах? ­ Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь? ­ Что характеризует и как обозначается электрическое сопротивление? Какой буквой  обозначается? ­ Как называется единица измерения сопротивления?                                                          ­Как называется прибор для измерения сопротивления? II. Изучение нового материала. ­ Сегодня цель нашего урока установить зависимость между тремя физическими  величинами силой тока, напряжением и сопротивлением.    Впервые явления, происходящие в электрических цепях, глубоко и тщательно  изучал Г. Ом в 1826 году. Ему­то и удалось экспериментально установить эту  зависимость. Она оказалась очень важной и получила название Закона Ома.   Тема урока записана на доске. Закон Ома для участка цепи. 1Итак, нам надо установить зависимость между силой тока, например, от напряжения.  Установить зависимость I от U. Установить эту зависимость поможет опыт.  Эксперимент 1. Соберем электрическую цепь, состоящую из источника тока,  амперметра, спирали из никелиновой проволоки, ключа и вольтметра, электрической  лампочки.  Замыкаем цепь и отмечаем показания приборов. Увеличиваем напряжение в 2 раза, в 3 раза.  Результаты записываем в таблицу: I(A) 0,2 ; 0,4; 0,6                                                               U(В) 0,5; 1 ; !,5  Проанализируем таблицу   ­ Что мы видим? ( Опыт показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к  одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем.) I   U    Т. е. сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах  проводника.  Нарисуем график зависимости силы тока в проводнике от напряжения между  концами этого проводника.  На графике в условно выбранном масштабе по горизонтальной оси отложим  напряжение в вольтах, а по вертикальной отложим силу тока в амперах. (Выполняет  ученик у доски).                                          Обратите внимание!  Сопротивление проводника при проведении опыта не менялось,  так как одна и та же спираль служила участком цепи , на котором измеряли  напряжение и силу тока.  При проведении опытов в которых определяют зависимость одной величины от  другой,  Все остальные величины должны быть постоянными, если они будут изменяться, то  установить зависимость будет сложнее. ­ Установим зависимость I от R при U=const.   Установить эту зависимость поможет также опыт. Эксперимент 2. Опыт с демонстрационным магазином сопротивлений, источник тока, амперметр, вольтметр, ключ.  Результаты опыта заносим в таблицу. S п/пU,В R,Ом I,А 1 2 3 5     5 5 4 2 1 1 2 4  Проанализируем таблицу. ­ Что мы видим? (Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению  проводника) I    1/R 2­ Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления  этого участка называется законом Ома по имени немецкого ученого Ома, открывшего  этот закон в 1826 году.    Закон Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах  этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. I=U/R.  Закон Ома один из основных физических законов.  Историческая справка (сообщение учащегося).  Георг Ом, немецкий школьный учитель приступил к поискам этого соотношения  (зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением) в 1820 году. Он  стремился к известности, которая открыла бы ему университетские двери, и выбрал  область исследований, сулившую особые преимущества. Ом был сыном слесаря, так  что знал, как вытягивать металлическую проволоку разной толщины для своих  опытов. В то время нельзя было купить проволоку самых разных типов, как это можно сделать в наше время.  Открытия Ома имели огромное значение, как для развития учения об электричестве,  так и для развития прикладной электротехники.  Книга Ома, насчитывавшая примерно 250 страниц, которую он опубликовал в 1826  году изложив свои теоретические выводы и экспериментальные результаты, была  встречена насмешками.  Министр просвещения высказал мнение, что физик проповедует ересь и должен уйти  с занимаемой должности.  Ом потерял должность и 6 лет жил в нищете. Постепенно его труды поучили  известность за пределами Германии. Ома стали чтить за границей и соотечественники  были вынуждены нехотя признать его у себя на родине.  Наконец, в 1849 году, 22 года спустя после публикации его книги, Ом получил  должность профессора Мюнхенского университета. Это принесло ему большое  удовлетворение и эту должность  Ом занимал 5 лет, до своей смерти в 1854 году.  Он открыл простой закон, устанавливающий связь между силой тока и напряжения  для отрезка проволоки (для части цепи, всей цепи).  Кроме того, Ом, открыл правила, которые позволяют определить, что изменится, если взять проволоку другого размера. Закону присвоено имя знаменитого исследователя. ­ Рассмотрим зависимость силы тока от сопротивления проводника при одном и том  же напряжении на его концах графически.  На этом графике по горизонтальной  оси в условно выбранном масштабе отложены  сопротивления проводников в Омах, по вертикальной – сила тока в амперах. ­ Выясним в данной зависимости, что является аргументом, что функцией?  Выведем U и R из закона Ома.   U=I∙R      R=U/I.  Правильность чтения! Обратите внимание.  Сопротивление данного участка цепи равно частному от деления напряжения на его  концах на силу тока в проводнике. III. Закрепление. 1. а) U=20 В,  R=10 Ом,  I ­ ? б) I=10 А,  R=5 Ом,  U ­ ? Решите устно: 3Экспериментальное задание: (лампочка на каждой парте). Найдите  в) I=5 А,  U=15 В,  R ­ ? 2. № 1281 3. сопротивление лампочки для карманного фонаря, используя данные, написанные на ее цоколе. IV. Итог урока. ­ Сформулируйте закон Ома для участка цепи. ­ Как выразить напряжение на участке цепи, зная силу тока в нем и его  сопротивление? ­ Как выразить сопротивление участка цепи, зная напряжение на его концах и силу  тока в нем? 6. Домашнее задание.§ 14,  индивидуальные задания­карточки. 4