Урок физики в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
03.07.2017
На уроке у учащихся развиваются исследовательские умения и системное мышление.Данная технология повышает интерес обучающихся к физике. Формирует у учащихся представление о пространственной характеристике М.П. - поток магнитной индукции; знакомит с явлением электромагнитной индукции. Определяет практическую значимость данного явления.УМК Пурышева Н.С.Урок по физике в 9 классе по теме "Явлление электромагнитной индукции"
Явление_эл._магнитной_индукции..doc
Класс: 9
Учитель: Стрельникова О. А., учитель высшей категории МБОУ Досатуйская СОШ,
Забайкальский край Приаргунский район п. Досатуй
Тема: Явление электромагнитной индукции
Тип урока: урок исследования
Цель: сформировать у учащихся представление о пространственной характеристике М.П.
поток магнитной индукции; познакомить с явлением электромагнитной индукции,
организовав исследовательскую деятельность учащихся; показать практическую
значимость данного явления.
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении данной темы:
На уровне запоминания:
воспроизводить определения, понятия поток магнитной индукции, индукционный ток.
На уровне понимания:
объяснять физическое явление электромагнитной индукции, принцип и устройство
генератора постоянного и переменного тока.
На уровне применения в типичных ситуациях:
Уметь:
анализировать наблюдаемое явление и объяснять причину его возникновения;
формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;
выполнять самостоятельно наблюдения и эксперимент;
применять полученные знания для объяснения электромагнитных явлений.
Оборудование: гальванометр, замкнутый контур, полосовой магнит, соединительные
провода, лампочка, генератор, штатив.
Ход урока:
I.
Мотивационный момент.
Мы знаем, что вокруг проводника с током существует магнитное поле, другими
словами «электричество превращается в магнетизм». А нельзя ли наоборот: «превратить
магнетизм в электричество», то есть, имея магнитное поле, получить электрический ток?
Английский физик Майкл Фарадей был совершенно уверен в единой природе
электрических и магнитных явлений. Поэтому в 1821 году он поставил перед собой задачу превратить магнетизм в электричество. Однако только в 1831 году Фарадею это удалось.
Данный факт поистине стал революционным в области физики. Если Фарадей решал
данную задачу почти 10 лет, то нам это нужно сделать за 15 минут. Ваша задача состоит в
следующем: сформулировать цель и гипотезу, составить план эксперимента и выполнить
самостоятельно наблюдения; проанализировать полученный результат. Для этого у вас есть
всё необходимое оборудование.
II.
Исследовательская работа учащихся.
Ход исследования
Формулируют цель
Выдвигают гипотезу
Составляют план
эксперимента
Выполняют
самостоятельно
наблюдения
Анализируют полученный
результат
Предполагаемые действия и ответы учеников
«превратить магнетизм в электричество»
Если в катушке двигать магнит, то будет ли возникать в
ней ток? Если магнит будет в покое, а катушка в движении
то будет ли гальванометр фиксировать ток в катушке?
Собрать установку из гальванометра ,замкнутого контура.
Используя магнит проверить гипотезу.
Наблюдают возникновения тока в замкнутом контуре при
изменяющемся магнитном поле.
При движении магнита в контуре и обратно в контуре
возникает ток.
В случае если магнит или контур находятся в покое, то ток
в контуре отсутствует.
III.
Обобщение эксперимента:
Введение новых понятий: поток магнитной индукции, индукционный ток, явление
1. Эвристическая беседа
Таким образом, для возникновения электрического тока в замкнутом контуре
необходимо, чтобы магнитное поле постоянно изменялось для этого нужно магнит
постоянно двигать, а катушка находится в состоянии покоя и наоборот. Важным является
только их движение относительно друг друга. К чему это приводит?
2.
электромагнитной индукции. Способы изменения потока магнитной индукции.
3. Раскрытие значимости явления электромагнитной индукции:
объяснение нового материала
Поток магнитной индукции это величина, характеризующая пространственное
распределение магнитного поля в пространстве.
Поток магнитной индукции это величина, равная произведению модуля магнитной
индукции на площадь контура. Ф=ВS. Единица измерения – вебер (Вб).
1Вб =1 Тл м².
Явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока, обусловленного
изменением магнитного потока, который пронизывает этот контур, называется
электромагнитной индукцией.
Ток, возникающий в катушке, называется индукционным.
Поток магнитной индукции можно изменить следующими способами:
– изменяя индукцию М.П.; – изменяя площадь контура;
– изменяя его ориентацию в пространстве.
Данное явление легло в основу создания устройств, которые называются генераторами.
Учитель рассказывает об устройстве и принципе работы генератора (используя
модель генератора, лампочку и соединительные провода).
Вопрос: какие превращения энергии происходят?
Ответ: механическая в электрическую.
IV.
Рефлексия.
1. Карточка поэлементного самоконтроля по теме «Явление электромагнитной индукции»
Учащийся должен:
Знать/понимать…
1.Определение
электромагнитной индукции.
2.Кто, когда и как открыл это
явление?
3.Каково основное условие для
того чтобы в замкнутом контуре
возник индукционный ток?
4.Поток магнитной индукции.
5.Способы изменения потока
магнитной индукции.
Самоконтроль.
Уметь…
Самоконтроль.
Определять качественно, в
каком случае поток
магнитной индукции
больше или меньше.
Выходное тестирование по теме «Явление электромагнитной индукции»
А1 Фарадей обнаружил…
А2 Электромагнитная индукция
это…
А3 В коротко замкнутую катушку
первый раз быстро, второй раз
медленно вводят магнит.
В каком случае заряд,
который переносится
индукционным током,
больше?
А4 Кто сказал: «…Магнетизм
превратить в
электричество…»?
а)…отклонение магнитной стрелки при протекании эл. тока по
проводу;
б)... взаимодействие параллельных токов;
в) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё
магнита;
г) взаимодействие двух магнитных стрелочек.
а)…свойство тел;
б)…величина;
в)…явление;
г) среди ответов нет правильного.
а) в первом случае заряд больше;
б) во втором случае заряд больше;
в) в обоих случаях заряды одинаковы.
а) Фарадей;
б) Эрстед;
в) Араго. V.
Домашнее задание: § 36. Задание № 33 (12). Рабочая тетрадь 115120.
Урок физики в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
Урок физики в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
Урок физики в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
Урок физики в 9 классе по теме "Явление электромагнитной индукции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.