1. Сформировать понятия: фотоны – частицы электромагнитного излучения, изучить свойства фотонов и двойственность свойств электромагнитных волн и частиц.
2. Развить умения добывать информацию из различных источников, проводить анализ и синтез изучаемого материала. Решать задачи по теме урока.
3. Воспитание интереса к процессам окружающего мира, коммуникабельности, самостоятельности.
samoanaliz_fiziki.doc
Самоанализ урока физики в 11 классе
«Фотоны»
учитель Филоненко Л.В.
В ходе урока учащиеся отрабатывали умения оперировать простейшими логико
физическими понятиями. Во время проверки домашнего задания, повторяли все, что знали
по теме «Свет». Используя физический диктант, карточки, отрабатывали навыки
составления формул, повторили определения.
При решении задач определили ключевое слово, которое определило тему урока.
Видео фрагмент, помог проследить путь развития фотонов. Рассмотрели строение,
определение, сравнили с электроном, рассмотрели характеристики фотона. Учащиеся
самостоятельно вывели формулы: массы, энергии, импульса. При решении задач по теме
составили алгоритм решения задач и их оформление, по данной теме. Проверили свои
знания используя сайт мобильного тренажера.
Используя алгоритм оформления решения задач,
учащихся определила,
характеристики фотона. Для закрепления полученных знаний, учащееся самостоятельно
выполнили тесты На этапе рефлексии с учащимися был заключен контракт дающий им
возможность делится информацией с другими учащимися. Все учащиеся успешно
справлялись с заданиями, не испытывали затруднений на уроке, узнали, чтото новое для
себя.
Все задания, подобранные учителем, помогли учащимся познакомиться с неизвестным
ранее понятием.
Об умном человеке говорят: «Масштабно мыслит». Будем этому все учиться.
При подведении итога урока, определили победителей по количеству жетонов,
заработанных на уроке. Разнообразные рифмованные правила и алгоритм, помогли
школьникам запомнить учебный материал. Урок «Фотоны, их свойства
Класс 11
Цели урока.
1. Сформировать понятия: фотоны – частицы электромагнитного излучения,
изучить свойства фотонов и двойственность свойств электромагнитных волн
и частиц.
2. Развить умения добывать информацию из различных источников, проводить
анализ и синтез изучаемого материала. Решать задачи по теме урока.
3. Воспитание интереса к процессам окружающего мира, коммуникабельности,
самостоятельности.
Принципы: научность, самостоятельность, деятельный подход.
Задачи урока: узнать, что такое фотон, изучить его характеристики, выявить квантовые свойства света и
волновые свойства частиц.
Оборудование: персональные компьютеры с выходом в интернет, проектор, презентация.
План урока.
Примерн
ое
время,
минута
1
5
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1. Организационны
й момент.
2. Актуализация
знаний.
Повторение темы
«Фотоэффект»
Приветствие
ученикам.
Сообщение целей
и задач урока
1.Физический
диктант по теме
«Зарождение
квантовой теории.
Фотоэффект»
Учитель
диктует
неоконченные
фразы:
А) Квант
света …
Б)
Фотоэффект –
это…
В) Число
электронов,
вырываемых
светом с
поверхности
металл
пропорционал
Настраиваются на
урок
Восприятие целей и
задач урока
Пишут в
тетрадях
законченные
предложения
с правильным
физическим
смыслом,
затем
взаимопровер
ка, по
фронтальным
ответам
А) Квант света
- это порция
энергии
электромагни
тного ьно…
Г)
Максимальная
кинетическая
энергия,
выбитых
светом
электронов,
зависит…
Д) Уравнение
Эйнштейна
для
фотоэффекта
…
Е) Красная
граница
фотоэффекта…
2.Индивидуальная
работа у доски:
Упражнение 12 (5 и
6) - два ученика
излучения.
Б)
Фотоэффект –
это явление
вырывания
электронов с
поверхности
металла под
действием
света.
В) Число
электронов,
вырываемых
светом с
поверхности
металл
пропорционал
ьно
интенсивност
и падающего
света.
Г)
Максимальная
кинетическая
энергия,
выбитых
светом
электронов,
зависит от
частоты
света.
Д) Уравнение
Эйнштейна для
фотоэффекта Е =А
+ Ек, Е – энергия
кванта, А – работа
выв=хода
электронов из
металла, Ек –
кинетическая
энергия
вылетевших
электронов.
Е) Красная граница
фотоэффекта – это
минимальная
частота
(максимальная
длина волны) при 3.Постановкапро
блемы
Мотивация.
4. Добывание
знаний.
3
10
которой
фотоэффект ещё
происходит с
данного металла.
2. №5.
νmin = A : h,
νmin=5*1014Гц
№6.
Ек =hc/λ –hνmin, Ек
= 3,8*10-19Дж
Учащиеся
высказывают свои
мнения по
неизученным
вопросам,
Выясняем, что
ответов на
поставленные
вопросы пока нет,
усваивают, что они
ещё не знают и
ставят цели урока.
Групповая работа
по заполнению
таблицы
Фронтальное
обсуждение
результатов
Выводы по
теме «Фотон и
его свойства»
1. Не имеют
заряда
2. Движутся
со скоростью
света
3.
Существуют
только в
движении
4. Энергия
Постановка
проблемы урока.
Почему
электромагнитные
волны различных
диапазонов имеют
различные
свойства?
Может ли энергия
существовать без
частиц?
Чем объясняется
явление
фотосинтеза?
Чем объяснить
мутацию генов при
радиоактивном
облучении тел?
Учитель дает
установку на
заполнение
таблицы по
сравнению свойств
фотонов и
электронов,
используя параграф
90 учебника,
справочный
материал из
сборника задач и
материл сайта
«Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов» по теме
урока. 5. Интеграция
знаний
Руководство
обсуждением и
выводами.
Вопрос,
какие явления
доказывают
существовани
е таких
необычных
частиц как
фотоны?
Воспользуйтес
ь вашими
знаниями из
курса физики,
биологии,
ОБЖ.
фотонов Е = h
ν = h с / λ = m
c²
5. Масса
фотонов m =
h ν / c²
6. Импульс
фотонов р =
m c = h ν / c =
h / λ = E /c
Приводят
примеры
явлений и
объясняют их
с точки
зрения
квантовой
физики
1.Явление
фотоэффекта
2.Явление
фотосинтеза
3.Мутация
ДНК
7. Оказывают
давление на
вещество
Работа в группах.
2
4.Эффект Комптона
– при прохождении
рентгеновских
лучей через
вещество
происходит
увеличении длины
волны рассеянного
излучения по
сравнению с
длиной волны
падающего
излучения
6. Применение
знаний
Закрепление
знаний
Предлагает решить
три задачи и
обсудить
полученные ответы.
15
Групповая
работа по
решению
задач
№1.Рассчитай
те длину волны де
Бройля для
пули массой
10 г, летящей
со скоростью
660 м/с и
электрона,
имеющего
скорость
2000000 м/с.
№2.Сравнить
энергию
фотонов света
с длиной
волны 400 нм
и
рентгеновског
о излучения с
длиной волны
4*10-10 м
№3.Сколько
фотонов испускает
ртутная лампа
мощностью 100 Вт
за 1секунду, если
длина волны света
580 нм?
Анализ
полученных
результатов и
шкалы
электромагни
тных волн
№1
Решение: λ
= h/mv,
λ=6,6*10-34/
(0,01*600)=10(
-34 )м – длина
волны де
Бройля для
пули,
λ=6,6*1034/
(9,1*10-
34*2*106)=0,36
нм - длина
волны де №2
№3
Бройля для
электрона
Решение: Е =
h с / λ, Е1/Е2=
= λ2/ λ1=4*10-
7/(4*10-
10)=1000
Энергия
фотонов
рентгеновског
о излучения в
1000 раз
больше, чем
энергия
фотонов
видимого
излучения.
Решение:
N=P*t λ/(h*c)=
=100*1*5,8*10
-7/(6,6*10-
34*3*108)=
=2,9*10(20)
штук фотонов
излучает
лампа
Фронтальное
обсуждение
выводов,
записи в
тетрадь.
Корпускулярн
о-волновой
дуализм –
универсально
е свойство
любых
материальных
объектов,
проявляющее
ся на
микроскопиче
5
7. Выводы
Руководство
дискуссией и
выводами по теме
«Корпускулярно –
волновой дуализм» ском уровне
Любой
частице,
обладающей
импульсом,
соответствует
длина волны
де Бройля:
λБ = h/р
Электромагни
тные волны
обладают
двойственной
природой
Чем больше
частота
электромагни
тных волн,
тем ярче
выражены
квантовые
свойства и
менее
волновые
(закон
перехода
количественн
ых изменений
в
качественные
)
При
распростране
нии
электромагни
тных волн
ярче
проявляются
волновые
свойства
При
взаимодействии с
веществом ярче
проявляются
квантовые свойства
Индивидуальные
ответы. Коррекция
3
8. Рефлексия
Контракт
(Приложение) знаний
Записи в дневник.
1
9. Домашнее
задание
§90,88,89
Упражнение12
Сообщения и
презентации по
теме «Применение
фотоэффекта»
Источники информации:
1. Учебник для 11 класса Общеобразовательных учреждений Физика
Г.Я.мякишев Б.Б.Буховцев Москва Просвещение 2009
Контракт
НИИ, занимающийся изучением характеристик фотона, в лице
Филоненко Л.В. заключает контракт с учащимся 11 класса
________________________для выполнения определенного
вида работ:
______________________________________________________
_____________________________________
Работа должна быть выполнена качественно и точно. Задания
выбираются по усмотрению исполнителя.
Каждый представитель 11 класса по контракту получает
оценку в журнал. Также, право на объяснение данного вопроса
другим учеником школы.
У заказчика есть право осуществлять дополнительную
повторную проверку за отдельное вознаграждение.
Учитель физики
МОУ «Зеленоборская СОШ» _______________(Филоненко Л.В.)
Ознакомлен___________(______________)
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Урок «Фотоны, их свойства Класс 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.