Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов.
Задачи:
- формирование нового биологического понятия;
- совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;
- воспитание бережного отношения к представителям царства.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник.
Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.конспект урока+ самоанализ + приложения
грибы.docx
Урок по теме: Грибы. 5 класс
учитель биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми
Перевалова Светлана Викторовна
Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как
самостоятельные представители отдельного царства организмов.
Задачи:
формирование нового биологического понятия;
совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами;
воспитание бережного отношения к представителям царства.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер,
учебник.
Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.
Ход урока:
n/n
1.
учитель
Предлагает
изображением
грибов.
видеоряд
с
представителей
учащиеся
Смотрят
2.
3.
4.
5.
6.
Задает вопрос что это?
Предлагает загадки и пословицы по
теме.
Фиксируют тему урока.
Высказывают
предположения.
Формулируют
урока.
свои
тему
СТАДИЯ ВЫЗОВА:
Предлагает поделиться на группы и
ответить на вопрос грибы это….
(корзина идей) Фиксирует идеи на
доске.
После предлагает
заполнить
таблицу верю, не верю.(приложение
1)
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:
Работают с текстом и делают
пометки. (приложение 2) (инсерт)
Спрашивает что нового узнали из
Обсуждают в группе и
предлагают свои идеи
Заполняют таблицу.
Работа с текстом. 7.
8.
9.
10.
текста…
Отвечают на вопросы.
понятие
грибы,
Формирует
показывает фрагмент о внутреннем
строении шляпочного гриба
и
предлагает
с
микроскопом и рассмотреть
микроскопические грибы дрожжи.
поработать
Фиксируют в тетради и
работают
с
микроскопами.
Предлагает сформулировать вывод
по уроку.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Предлагает вернуться к таблице
верю не верю и сопоставить ответы
уже с полученными знаниями.
Возвращает к началу и первому
вопросу
грибы это…? И
предлагает сделать окончательный
вывод.
Формулируют вывод
Проводят рефлексию по
таблице.
Отвечают на вопрос.
11.
Задает домашнее задание на выбор.
Выбирают
задание.
домашнее
Приложение 1
Верите ли вы?
1. Грибы – это растения…
2. Размножаются грибы спорами…
3. Грибы могут светиться…
4. Есть микроскопические грибы
5. Из грибов получают витамины….
6. У грибов есть признаки как растений так и животных….
7. У гриба есть тело и оно называется грибница….
8. Грибы могут жить совместно с другими организмами…
9. Среди грибов есть хищники…
10. Есть паразитические грибы…
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Да нет
Приложение 2
Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов,
насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к
растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье —
царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных.
Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к
фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в
поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в
воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.
Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных
нитей — гифов.
У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой
одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы
состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.
У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы
образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются
спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы
являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до
осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на
глубине 612 см. За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовые
тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.
По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень
разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в
тропических лесах.
Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с
другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза —
широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме
сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с
насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты,
которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В
других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не
причиняя вреда.
Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и
животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий
зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.
Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.
Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые
виды хищных грибов могут поражать простейших животных. Некоторые грибы светятся, например опенок.
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С
помощью грибов получают некоторые витамины.
Самым ядовитым грибом является бледная поганка.
Домашнее задание
1. Объясните смысл поговорок:
Гриб быстро растет под дубом.
Лучше рыжик, чем ничего.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпа.
Грибы – не хлеб.
2. Разгадайте ребус:
3. Какой гриб из расположенных в нижнем ряду вы бы перенесли в
верхний ряд – вместо знака вопроса? Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.
Цель урока: создать условия для формирования понятия грибы как
самостоятельные представители отдельного царства.
Урок изучения нового знания – тип урока.
Урок построен по технологии развития критического мышления.
Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд,
просмотрев который нужно было понять, что это? УЧАЩИЕСЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ.
Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что
все этапы я выдержала.
На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся
отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске.
Далее предлагается таблица верюне верю.
На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием
инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки.
На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верюне верю.
Домашнее задание предлагается на выбор.
В ходе урока предусмотрена смена деятельности учащихся, что
положительно отражается на здоровье.(просмотр видеоряда, работа с
текстом, практическая работа с микроскопами ).
Используется принцип доступности и научности.
Соблюдаются особенности подросткового возраста.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цель, проводят
рефлексию в конце урока.
Совершенствуется умения работы с микроскопом.
В ходе урока использовано несколько информационных источников:
видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые
ресурсы.
В качестве источника получения знаний мной использовались
словесные, наглядные и практические методы.
СЛОВЕСНЫЕ – для актуализации знаний на этапе формулирования
темы и работе с текстом;
ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом; НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на
этапе осмысления – видео ресурс;
ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом;
АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом;
Для активизации познавательной деятельности использовала
исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и
микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились.
В ходе урока использовала различные формы:
На начало урока использовала фронтальную беседу; на этапе
осмысления – групповая работа с микроскопами, так как она является
оптимальной для данного содержания урока. В ходе урока мной была
предусмотрена смена деятельности, что позволило мне не допустить
перенапряжения учащихся.
Содержание урока отработано мной в соответствии с программой и
задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и
предполагаемыми мною возможностей.
Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною
принципов обучения, воспитания и развития:
для определения содержания урока я руководствовалась принципом
сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал
с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в
зависимости от среды обитания).
для организации успешной поисковой деятельности учащихся
руководствовалась принципом наглядности; представляя мультимедиа
ресурс на этапе вызова и осмысления;
принципом систематичности и последовательности повторяя ранее
изученное перешла к новому материалу;
принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через
видео ряд, потом добавляла отношение и только тогда предлагала
приступить к поиску решения;
принципом связи с практикой – для использования грибов в народном
хозяйстве;
Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из
справочника по биологии.
Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и
умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов.
Объем материала соответствовал программным требованиям.
Считаю, что при изложении материала присутствовала логика,
последовательность, высказывания были эмоциональными.
На уроке я использовала компетентностноориентированный подход:
личнопрактикоориентированное обучение я подразумевала при постановке
цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке.
Считаю, что мне это удалось. В ходе урока я формировала у учащихся:
коммуникативные компетентности (умение организовать работу в
группе)
информационные(умение работать с текстом и выбрать нужную
информацию)
учебнопознавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос,
провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу)
общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки
зрения всех).
Компетентностное обучение считаю, применила при постановке
вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного
мышления:
ДОКАЗАЛИ,
ЧТО
ГРИБЫ
ЭТО ОРГАНИЗМЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА.
При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы
САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и
дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено
на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими
средствами.
В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это
удалось.
Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной
под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и
общекультурных навыков учащихся.
Считаю, что я цели урока достигла.
По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком
уровне.
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Урок "Грибы" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.