Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
02.06.2017
Методическая разработка урока по химии в 8 классе : решение расчетных задач по теме "Растворы" .Цель урока: Систематизация, обобщение и закрепление учащихся по теме «Растворы», углубление сведений о растворах, формирование практических навыков по решению задач, приобщение учащихся выполнять определенные требования к решению и оформлению расчетных задач.Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
решение задач растворы ББТ 2017.docx
КГУ «Карагайлинская средняя школа отдела образования акимата
Алтынсариснкого района»
Серия «Методические разработки уроков»
Урок химии
в 8 классе
Решение расчетных задач
по теме «Растворы»
Работа: Баймухаметовой Батилы Тургинбаевны
учителя химии высшей категории
Карагайлинской средней школы
Алтынсаринского района Костанайской области
с. Шокай – 2017 год Тема: Решение расчетных задач по вычислению массовой доли и массы вещества
в растворе.
Цель урока: Систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме
«Растворы», углубить сведения о растворах, сформировать практические навыки по
решению задач, приучить учащихся выполнять определенные требования к решению и
оформлению расчетных задач.
Задачи:
1. Образовательные:
освоить приемы решения задач по теме «Растворы»;
отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.
2. Воспитательные:
воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради,
использование наглядностей;
способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
3. Развивающие:
развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ,
прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач;
развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих
важное практическое значение;
способствовать развитию математической речи учащихся;
продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель –
ученик».
развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы и методические приемы: Наглядноиллюстративный, частичнопоисковый.
Решение задач, самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов
самостоятельной работы в парах, взаимопомощь, выставление оценок.
Оборудование. Проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме
«Растворы».
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
парная.
Напутствие урока:
Мы... отыскиваем свой путь посредством проб и ошибок,
строя свою дорогу позади себя по мере того, как мы продвинулись вперед.
(М.Борн)
Эпиграф к уроку:
«Недостаточно овладеть премудростью,
нужно также уметь пользоваться ею».
Марк Тулий Цицерон.
I.Актуализация теоретических знаний.
Ход урока:
Учитель химии. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим решения
химических задач, для чего нужно вспомнить расчетные формулы.
1.Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение
массы растворённого вещества к массе раствора)
2.Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого
вещества в 100 граммах данного раствора).
3.Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?
(w= mвва : mрра * 100%; mрра = mвва + : mводы, mводы= v* ).ρ
II. Учитель: Прежде чем приступить к выполнению поставленных задач воспользуйтесь
мудрыми советами.
На мультимедийном проекторе высвечивают советы.
«Обдумай цель раньше, чем начать»
«С началом считается глупец, о конце думает мудрец»
«Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда»
«Желаемое мы охотно принимаем за действительное»
III. Учащиеся приступают к решению задач, защита решенных заданий и задач на постере
(приложение №24), успешно решившие задачу, оказывают помощь друг другу.
IV. После окончания работы на мультимедийном проекторе высвечивается алгоритм решения
каждой типовой задачи. V. Учитель предлагает самооценивание и взаимооценивание выполненной работы, занести в
листок учета (см.приложение №1).
VI. Итог урока.
Заключительное слово учителя: Если вы правильно научились делать расчёты на
приготовление растворов, то это принесёт пользу больному ребёнку, окажут большую услугу
любимой бабушке на её дачном участке, помогут подруге правильно окрасить волосы, сделать
вас хорошими помощниками отцу в строительном деле. Все приобретённые вами знания
пригодятся во всех человеческих делах.
Учащиеся проводят самоанализ. Каждый из них отвечает на вопросы:
«Что я знаю хорошо, а что мне нужно подучить», «Какую бы отметку я себе поставил за
урок?» По желанию несколько учащихся могут провести самооценку вслух.
VII. Домашнее задание
Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора
глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая
доля соли в растворе составляет 0,25%?
Листок учета
Тема_____________________________________________________
Ф.И.
№
1
4
2
3
5
Приложение 1
6
Всего
баллов
1
2
3
4
5 6
7
8
Приложение 2
Учебные задания по таксономии Б. Блума к теме: «Решение расчетных задач по
вычислению массовой доли и массы вещества в растворе.»
1 уровень
знание
2 уровень
понимание
3 уровень
применение
Задание 1:
1.Что такое раствор?
2.Какое значение имеют растворы?
3.Напишите формулу массовой доли растворённого
вещества?
4. Напишите формулу массовой доли раствора?
5. В каких единицах выражается массовая доля?
Задание 2:
1.Сколько будет в долях 50%? 20%? 85%? 5%?
2.А где в жизни мы можем использовать названные вами
формулы?
Задание 3:
1.Вычислите массу сульфата меди (11), содержащего
в 4 %ном растворе массой 250г.
2.Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для
приготовления 6 %ного раствора массой 400 г.
Задание 4:
1.Вычислите массу 15% ного раствора, содержащего
4 уровень
анализ
растворенное вещество массой 45г.
2.Рассчитайте массу 6 % ного раствора,
содержащего хлорид натрия массой 30 г.
5 уровень
Задание 5:
2 балла
3 балла
3 балла
4 балла Вычислите массу раствора, полученного при сливании
4 балла
синтез
20% го раствора, содержащего соль массой 4 г, и 80%
ного раствора, содержащего соль массой 20г.
6 уровень
оценка
Задание 6:
Вычислите массовую долю растворенного вещества,
если известно, что в 53,2мл раствора плотностью
4 балла
1,33г ∕ мл растворено 8г соли.
Карта критериального оценивания по теме:
Приложение №3
Шкала перевода в пятибалльную систему оценки
02 баллов — « 2 » (0—10%),
37 баллов — « 3 » (1535%),
815 балла — « 4 » (4075 %),
1620 баллов — « 5 » (80 100%)
Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным
способом;
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка
в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
отсутствие ответа на задание. Приложение №4
Задачи для решения:
1.Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для приготовления 6 %ного
раствора массой 400 г.
2.Вычислите массу хлорида натрия, содержащегося в растворе, полученном при
сливании 250 г 15%ного раствора и 120 г 3%ного раствора.
3. Вычислите массу 15% ного раствора, содержащего растворенное вещество массой
45г.
4.Рассчитайте массу 6 % ного раствора, содержащего хлорид натрия массой 30 г.
5.Вычислите массовую долю 30г хлорида натрия содержащегося в 500 г раствора
6.Вычислите массу раствора, полученного при сливании 20% го раствора, содержащего
соль массой 4 г, и 80% ного раствора, содержащего соль массой 20г.
7.Вычислите массовую долю растворенного вещества, если масса вещества 20г, а масса
растворителя 150г.
8.Определите массовую долю вещества в растворе, если раствор содержит вещество,
массой 75г и воду массой 300 г. 9. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе, полученном при
смешивании растворов, содержащих 30г соли и 170 г растворителя и 50 г соли и 250 г
растворителя.
10.Вычислите массу вещества содержащегося в 375г 20% раствора.
11.Вычислите массу воды, необходимой для приготовления 20% ного раствора,
содержащего 30 г вещества.
12.Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15 % ного раствора,
содержащего вещество массой 60 г.
13. Вычислите массовую долю раствора содержащего 60г растворенного вещества и
340г воды.
14.В растворе объемом 100 мл. (р = 1,33 г/мл) растворено 3 г вещества. Рассчитайте
массовую долю данного вещества в растворе.
15. Вычислить объем 7% раствора (плотность 1,836г ∕ мл) содержащего 9,8г
растворенного вещества.
16. Рассчитайте объем 30% раствора плотностью 1,3 г/мл, содержащего серную
кислоту массой 60 г.
17.Вычислите массовую долю растворенного вещества, если известно, что в 53,2мл
раствора плотностью 1,33г ∕ мл растворено 8г соли.
Задачи с решениями.
Приложение №5
1.Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для приготовления 6 %ного
раствора массой 400 г.
Дано: mв = w ∙ mp
w = 6% = 0,06 mв = 0,06∙ 400г = 24г
mp = 400г Ответ: m (NaCl) = 24г
Найти: m(NaCl) =?
2.Вычислите массу хлорида натрия, содержащегося в растворе, полученном при
сливании 250 г 15%ного раствора и 120 г 3%ного раствора.
Дано: mв = 0,15 ∙ 250 г = 37,5г
w1 = 15% = 0,15 mв = 0,03 ∙ 120г = 3,6 г
mр = 250г m(NaCl) = 37,5г + 3,6 = 41,1г w2 = 3% = 0,03 Ответ: m(NaCl) = 41,1г
mр = 120г
Найти: m(NaCl) = ?
3. Вычислите массу 15% ного раствора, содержащего растворенное вещество массой
45г.
Дано: Расчет по формуле (2): mp = mв ∕w
w = 0,15 mp = 45г ∕ 0,15 = 300г
mв = 45г Ответ: mp =300г
Найти: mр = ?
4.Рассчитайте массу 6 % ного раствора, содержащего хлорид натрия массой 30 г.
Дано: mp = mв ∕w
w = 6% = 0,06 mp = 30г ∕ 0,06 = 500г
mв = 30г (NaCl) Ответ: mp = 500г
Найти: mp = ?
5.Вычислите массовую долю 30г хлорида натрия содержащегося в 500 г раствора
Дано: w = mв / mр
mв = 30г (NaCl) w = 30г ∕ 500г = 0,06
mp = 500г Ответ: w = 0,06
Найти: w = ?
6.Вычислите массу раствора, полученного при сливании 20% го раствора,
содержащего соль массой 4 г, и 80% ного раствора, содержащего соль массой 20г.
Дано:
w1 = 20% mp1 = 4г ∕ 0,20 = 20г
mв1 = 4г mp2 = 20г ∕ 0,8 = 25г
w2 = 80% mp3 = 20г + 25г = 45г
mв2 = 20г Ответ: mp3 = 45г
Найти: mp = ?
7.Вычислите массовую долю растворенного вещества, если масса вещества 20г, а
масса растворителя 150г. Дано: w = mв / mpпя + mв mp = 150г + 20г = 170г
mв= 20г w = 20г ∕ 170г = 0,12 = 12%
mрля= 150г Ответ: w = 12%
Найти: w = ?
8.Определите массовую долю вещества в растворе, если раствор содержит
вещество, массой 75г и воду массой 300 г.
Дано: w = mв / mpпя + mв ) mp = 75г + 300г = 375г
mв = 75г w = 75г ∕ 375г = 0,2 =20%
mрля = 300г Ответ: w = 20%
Найти: w = ?
9. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе, полученном при
смешивании растворов, содержащих 30г соли и 170 г растворителя и 50 г соли и 250
г растворителя.
Дано: w = mв / mpпя + mв )
mв1 = 30г mp1 = 170г + 30г =200г
mрля1 =170г mp2 = 250г + 50г = 300г
mв2 = 50г mp3 = 200г + 300г = 500г
mрля2 = 250г mв3 = 30г + 50г = 80г
Найти: w3 = ? w3 = 80г ∕ 500г = 0,16 = 16% Ответ: w3 = 16%
10.Вычислите массу вещества содержащегося в 375г 20% раствора.
Дано: mв = mр ∙ w
w = 20% mв = 375 ∙ 0,2 = 75г
mр= 375г Ответ: mв = 75г
Найти: mв = ?
11.Вычислите массу воды, необходимой для приготовления 20% ного раствора,
содержащего 30 г вещества.
Дано: w = 0,2 mр = mв / w mр = 30г ∕ 0,2 = 150г
mв = 30г m (H2O) = mр mв m (H2O) = 150г – 30г = 120г
Найти: m воды = ? Ответ: mводы = 120г 12.Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15 % ного раствора,
содержащего вещество массой 60 г.
Дано: w = 0,15 = 15% mр = mв / w mр = 60г ∕ 0,15 = 400г
mв = 60г m (H2O) = mр mв m (H2O) = 400г – 60г = 340г
Найти: m воды = ? Ответ: mводы = 340г
13. Вычислите массовую долю раствора содержащего 60г растворенного вещества
и 340г воды.
Дано: mв = 60г w = mв ∕ m p mp= m в + mводы
m воды = 340г mp= 60г + 340г = 400г w = 60г ∕ 400г = 0,15
Найти: w = ? Ответ: w = 15% = 0,15
14.В растворе объемом 100 мл. (р = 1,33 г/мл) растворено 3 г вещества. Рассчитайте
массовую долю данного вещества в растворе.
Дано: w = mв / Vp ∙ pp
Vр = 100 мл w = 3г ∕ 100мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,04 =4%
Рр = 1,33 г / мл Ответ: w = 4%
m в= 3 г.
Найти: w = ?
15. Вычислить объем 7% раствора (плотность 1,836г ∕ мл) содержащего 9,8г
растворенного вещества.
Дано: w = 7% = 0,07 Vp= mв ∕ w ∙pp ∙
p = 1,836 г ∕ мл Vp= 9,8г ∕ 0,07 ∙ 1,836 г ∕ мл = 257мл
mв = 9,8г
Найти: Vp= ? Ответ: Vp= 257мл
16. Рассчитайте объем 30% раствора плотностью 1,3 г/мл, содержащего серную
кислоту массой 60 г.
Дано: Vp = mв / w∙ pp
w = 0,3 Vp = 60г ∕ 0,3 ∙ 1,3г ∕ мл = 260мл
m (H2SO4) = md = 60 г Ответ: Vp = 260мл
рр = 1,3 г /мл
Найти: Vр = ? 17. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если известно, что в 53,2мл
раствора плотностью 1,33г ∕ мл растворено 8г соли.
Дано: w = mв / V ∙ pp
Vp = 53,2мл w = 8г ∕ 53,2мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,2
mв = 8г Ответ: w = 0,2
рр = 1,33 г /мл
Найти: w = ? Литература:
1.
2.
3.
moul49.narod.ru/KirakosReshZadRastv.doc
www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=8418&hry=./98344/253601/
Геращенко И.И. Решение задач на растворы. Журнал «Химия в школе», №5, 1994.
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Урок химии в 8 классе Решение расчетных задач по теме «Растворы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.