раскрывает тему хищные птицы. Дети учатся находить отличительные признаки птиц связанные со средой обитания и способом питания. Материал может быть использован при подготовке к уроку учителям коррекционных школ. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности наиболее распространенных дневных и ночных хищных птиц, а также редких видах, причинах снижения их численности.
развивать понятия «взаимосвязь строения и функций», «приспособленность организма к образу жизни», продолжить формирование умений делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать расширению кругозора, познавательного интереса к предмету.
Коррекционные: коррекция внимания, мышления
Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8
класс
Урок биологии 8 класс
Автор: Меланьина О.Е., учитель биологии ГКОУ РО «Каменской специальной школы –
интерната».
Описание: раскрывает тему хищные птицы. Дети учатся находить отличительные
признаки птиц связанные со средой обитания и способом питания. Материал может быть
использован при подготовке к уроку учителям коррекционных школ.
Тема урока: Хищные птицы.
Цель: Познакомить учащихся с хищными птицами. Раскрыть характерные признаки
хищных птиц, показать связь между внешним строением и способом питания,
определить их роль в природе.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и
жизнедеятельности наиболее распространенных дневных и ночных хищных птиц, а
также редких видах, причинах снижения их численности.
Развивающие: развивать понятия «взаимосвязь строения и функций»,
«приспособленность организма к образу жизни», продолжить формирование
умений делать логические выводы, устанавливать причинноследственные связи.
Способствовать расширению кругозора, познавательного интереса к предмету.
Коррекционные: коррекция внимания, мышления
Воспитательные: воспитывать культуру труда и коммуникативных
навыков, продолжить экологическое воспитание. воспитывать бережное отношение
к птицам.
Методы обучения: словесные рассказ, беседа; наглядные
Оборудование: мультимедиа, картинки с изображением птиц.
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Мы заканчиваем изучение основных экологических групп птиц.
Вопрос: Давайте вспомним, какие из них нам уже знакомы?
Ответ:
птицы леса,
водоплавающие птицы,
птицы открытых пространств,
птицы антропогенных ландшафтов.
Вопрос: По какому принципу выделены данные экологические птицы?
Ответ: по месту обитания.
Существует еще один принцип деления птиц на экологические группы – это способ
питания и добывания пищи. О такой экологической группе пойдет речь сегодня на
уроке. Попробуем ее отгадать.
Вспомните, каких животных называют хищниками?
III. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы познакомим с хищными птицами. Познакомимся с их
многообразием и значением, с хищными птицами нашего региона, с редкими и
исчезающими видами, занесенных в Красную книгу .
IV. Изучение нового материала
Люди издревле восхищались красотой этих птиц, существуют такие
выражения: как ясный сокол, сова символ мудрости, многие хищные птицы
являются символами стран и изображены на гербах, знаменах и эмблемах многих
народов. На гербе Российской Федерации изображен трехглавый орел.
Изображение хищных птиц символизирует силу и мужество. (На экран
проецируется изображение герба РФ)
Каких птиц относят к хищным?
Хищные птицы — птицы, которые охотятся в полёте. питаются другими видами
животных. Хищные птицы также питаются другими видами птиц , мелкими
грызунами, порой могут нападать на более крупных животных например зайцев и
молодых оленей.
Посмотрим на птиц и раскроем характерные признаки хищных птиц.
1.Находим общие признаки
Они обладают хорошим зрением, большими когтями и клювом, приспособленными
для захвата или умерщвления жертвы.
2. Определяем разнообразие клюва, ног и строение крыльев хищных птиц.
Вывод: все хищные птицы можно разделить на отряды.грифы
Семейства: совы
Соколиные ( сыч, филин, сова неясыть,
Сова ушастая, сплюшка)
Ястребиные Скопиные
Секретари
(Орлы, беркуты, ястребы, соколы, луни,
коршуны, пустельга, скопа, сип.)
Рассмотрев отряд Дневных Хищных птиц, покажем связь между внешним
строением и способом питания, определим их роль в природе.
Задание: работа с текстом по вопросам:Характеристика Дневных Хищных птиц.
Вопрос
Где живут?
Каков размер?
Внешний вид
Чем питаются?
Как размножаются?
В чем польза
хищных птиц?
Ответ
По всему земному шару, кроме
Антарктиды.
Птицы средние и крупные по
величине.
Оперение упругое, жесткое, с
сероватобурой или рыжевато
черной окраской. Пуховых перьев
нет. Голова с крючковатым,
загнутым клювом с яркой
окраской у основания. Пальцы на
ногах длинные, крепкие, сильные
с острыми когтями.
Мелкими птицами, ящерицами,
мышами, сусликами, зайцами,
насекомыми.
Гнезда устраивают на деревьях, в
дуплах, на скалах, на земле.
Откладывают яйца. Птенцы
рождаются опушенными,
зрячими.
Они поедают большое количество
насекомых, наносящих вред
сельскому и лесному хозяйству.
Интересное
Самые крупные –
чёрный гриф – свыше
7кг, самые мелкие –
кобчик – 150 – 200г
У черного грифа размах
крыльев достигает 3м.
Сокол – сапсан может
развивать скорость =
300км/ч.
Эти птицы образуют
пары на всю жизнь.
Все хищные птицы
находятся под строгой
охраной.
V.Биологическая зарядка.
VI. Характеристика Ночных Хищных птиц.
Вопрос
Где живут?
Каков размер?
Ответ
В лесных массивах, в парках,
иногда на чердаках домов
Птицы средние и крупные по
величине: самые крупные
филины вес до 4,2 кг, а самые
Интересное
Размах крыльев филина
1,5м.
Размах крыльев сычикаВнешний вид
Чем питаются?
Как размножаются?
В чем польза
хищных птиц?
маленькие –сычик воробьиный
его длина 1730см.
Крючковатый, загнутый мощный
клюв; длинные пальцы снабжены
мощными острыми загнутыми
когтями.
Оперение густое, но рыхлое,
покрывает их тело, голову, ноги
до когтей. Большие глаза,
приспособленные к видению в
темноте. Голова очень подвижна.
Слух чуткий.
Мелкими птицами, ящерицами,
мышами, сусликами, зайцами,
ежами.
Гнезд сами не строят. Занимают
дупла, чужие гнезда, расщелины в
скалах или на земле.
Они поедают большое количество
мышевидных грызунов,
наносящих вред сельскому и
лесному хозяйству.
4045см.
Голова может
поворачиваться почти на
300 градусов. Только
совы обладают ушными
раковинами.
Добычу отлавливают в
темноте, обнаруживая
по слуху.
Эти птицы образуют
пары на всю жизнь.
Все совы находятся
под строгой охраной.
Вывод: Таким образом видим, что отличительные признаки это
приспособленность к среде обитания и образу жизни хищных птиц.
Значение хищных птиц.
1. Хищные птицы осуществляют избирательный отлов своих жертв, в их когти
попадают больные и слабые животные, таким образом способствуют оздоровлению
популяции животных.
2. Употребляют в пищу трупы погибших животных, уничтожают источник
заражения.
3. Уничтожая грызунов, защищают урожай
V. Закрепление
Отгадай загадки.
Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
Без особого усилья,
Широко расправив крылья,Славу в небе приобрел,
Над землей парит ….(Орел)
Другой птицы вы не найдете –
Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол)
Этот птичий царь могучий
Вьет гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это? Гордый…
(беркут).
Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Летит спать в дупло.
(сова).
Закрепление:
1. Задание «Третий лишний».
2. Выбрать Дневных и Ночных хищных птиц.
VI1. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами хищных птиц,
занесенных в Красную книгу республики Хакасия, с отличительными признаками
строения птиц, о значении хищных птиц в природе.
VIII. Задание на дом.Вопрос
Ответ
Интересное
Где живут?
Каков размер?
Внешний вид
Чем питаются?
Как размножаются?В чем польза хищных
птиц?
Приложение 1.