урок "Хищные птицы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

раскрывает тему хищные птицы. Дети учатся находить отличительные признаки птиц связанные со средой обитания и способом питания. Материал может быть использован при подготовке к уроку учителям коррекционных школ. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности наиболее распространенных дневных и ночных хищных птиц, а также редких видах, причинах снижения их численности. развивать понятия «взаимосвязь строения и функций», «приспособленность организма к образу жизни», продолжить формирование умений делать логические выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать расширению кругозора, познавательного интереса к предмету. Коррекционные: коррекция внимания, мышления
Иконка файла материала Хищные птицы.doc
Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8  класс Урок биологии 8 класс Автор: Меланьина О.Е., учитель биологии ГКОУ РО «Каменской специальной школы –  интерната». Описание: раскрывает тему хищные птицы. Дети учатся находить отличительные  признаки птиц связанные со средой обитания и способом питания. Материал может быть  использован при  подготовке к уроку учителям коррекционных школ. Тема урока: Хищные птицы. Цель: Познакомить учащихся с хищными птицами. Раскрыть характерные признаки хищных птиц, показать связь между внешним строением и способом питания,  определить их роль в природе. Задачи:  Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и  жизнедеятельности наиболее распространенных дневных и ночных хищных птиц, а  также редких видах, причинах снижения их численности. Развивающие: развивать понятия «взаимосвязь строения и функций»,  «приспособленность организма к образу жизни», продолжить формирование  умений делать логические выводы, устанавливать причинно­следственные связи.  Способствовать расширению кругозора, познавательного интереса к предмету. Коррекционные: коррекция внимания, мышления Воспитательные: воспитывать культуру труда и коммуникативных  навыков, продолжить экологическое воспитание. воспитывать бережное отношение к птицам.  Методы обучения: словесные ­рассказ,  беседа; наглядные Оборудование: мультимедиа, картинки с изображением птиц. Ход урока I. Орг. момент.  Проверка готовности учащихся к уроку.  Актуализация знаний. Мы заканчиваем изучение основных экологических групп птиц. Вопрос: Давайте вспомним, какие из них нам уже знакомы? Ответ:  птицы леса, водоплавающие птицы,        птицы открытых пространств, птицы антропогенных ландшафтов. Вопрос: По какому принципу выделены данные экологические птицы?    Ответ: по месту обитания. Существует еще один принцип деления птиц на экологические группы – это способ питания и добывания пищи. О такой экологической группе пойдет речь сегодня на  уроке. Попробуем ее отгадать. ­Вспомните, каких животных называют хищниками? III. Постановка цели. Сегодня на уроке мы познакомим с хищными  птицами. Познакомимся с их  многообразием и значением, с хищными птицами нашего региона, с редкими и  исчезающими видами, занесенных в Красную книгу . IV. Изучение нового материала Люди издревле восхищались красотой этих птиц, существуют такие  выражения:  как ясный сокол, сова символ мудрости, многие хищные птицы  являются символами стран и изображены на гербах, знаменах и эмблемах многих  народов. На гербе Российской Федерации изображен  трехглавый орел.  Изображение хищных птиц символизирует  силу и мужество.  (На экран  проецируется  изображение герба РФ) ­Каких птиц относят к хищным? Хищные птицы — птицы, которые охотятся в полёте. питаются другими видами  животных. Хищные птицы также питаются другими видами  птиц , мелкими  грызунами, порой  могут нападать  на более крупных животных например зайцев и  молодых оленей. Посмотрим на птиц и раскроем характерные признаки хищных птиц.  1.Находим общие признаки  Они обладают хорошим зрением, большими когтями и клювом, приспособленными для захвата или умерщвления жертвы.  2. Определяем разнообразие клюва, ног и строение крыльев хищных птиц. Вывод: все хищные птицы можно разделить на отряды.грифы                                          Семейства:                                                      совы    Соколиные                                                            (  сыч, филин, сова неясыть,                                                                                 Сова  ушастая, сплюшка)                   Ястребиные             Скопиные                                                                                Секретари (Орлы, беркуты, ястребы, соколы, луни,                                       коршуны, пустельга, скопа, сип.) Рассмотрев отряд Дневных Хищных птиц,  покажем  связь между внешним  строением и способом питания, определим их роль в природе. Задание: работа с текстом по вопросам:Характеристика Дневных Хищных птиц. Вопрос  Где живут? Каков размер? Внешний вид Чем питаются? Как размножаются? В чем польза  хищных птиц? Ответ  По всему земному шару, кроме  Антарктиды. Птицы средние и крупные по  величине. Оперение упругое, жесткое, с  серовато­бурой или рыжевато­ черной окраской. Пуховых перьев нет. Голова с крючковатым,  загнутым клювом с яркой  окраской у основания. Пальцы на  ногах длинные, крепкие, сильные  с острыми когтями. Мелкими птицами, ящерицами,  мышами, сусликами, зайцами,  насекомыми. Гнезда устраивают на деревьях, в  дуплах, на скалах, на земле.  Откладывают яйца. Птенцы  рождаются опушенными,  зрячими. Они поедают большое количество насекомых, наносящих вред  сельскому и лесному хозяйству. Интересное  Самые  крупные –  чёрный гриф – свыше  7кг, самые мелкие –  кобчик – 150 – 200г У черного грифа размах  крыльев достигает 3м. Сокол – сапсан может  развивать скорость =  300км/ч. Эти птицы образуют  пары на всю жизнь. Все хищные птицы  находятся под  строгой  охраной. V.Биологическая зарядка. VI. Характеристика  Ночных  Хищных птиц. Вопрос  Где живут? Каков размер? Ответ   В лесных массивах, в парках,  иногда на чердаках домов Птицы средние и крупные по  величине: самые крупные­  филины ­вес до 4,2 кг, а самые  Интересное  Размах крыльев филина  ­1,5м. Размах крыльев сычика­Внешний вид Чем питаются? Как размножаются? В чем польза  хищных птиц? маленькие –сычик воробьиный­  его длина 17­30см.   Крючковатый, загнутый мощный  клюв; длинные пальцы снабжены  мощными острыми загнутыми  когтями. Оперение густое, но рыхлое,  покрывает их тело, голову, ноги  до когтей. Большие глаза,  приспособленные к видению в  темноте. Голова очень подвижна.  Слух чуткий. Мелкими птицами, ящерицами,  мышами, сусликами, зайцами,  ежами.  Гнезд сами не строят. Занимают  дупла, чужие гнезда, расщелины в скалах или на земле. Они поедают большое количество мышевидных грызунов,   наносящих вред сельскому и  лесному хозяйству. 40­45см.   Голова может  поворачиваться почти на 300 градусов. Только  совы обладают ушными  раковинами. Добычу отлавливают  в  темноте, обнаруживая  по слуху. Эти птицы образуют  пары на всю жизнь. Все  совы  находятся  под  строгой охраной. Вывод: Таким образом видим, что отличительные признаки  это  приспособленность к среде обитания и образу жизни хищных птиц. Значение хищных птиц. 1. Хищные птицы осуществляют избирательный отлов своих жертв, в их когти  попадают больные и слабые животные, таким образом способствуют оздоровлению популяции животных. 2. Употребляют в пищу трупы погибших животных,  уничтожают источник  заражения. 3. Уничтожая  грызунов,  защищают урожай V. Закрепление Отгадай загадки. Птица хищная с ушами Громко ухает ночами. (Сова) Без особого усилья, Широко расправив крылья,Славу в небе приобрел, Над землей парит ….(Орел) Другой птицы вы не найдете – Вместо собаки помощник в охоте. (Сокол) Этот птичий царь могучий  Вьет гнездо на горной круче. Он наводит дикий страх На больших и малых птах. Перед ним все птицы меркнут. Кто же это? Гордый… (беркут).  Всю ночь летает – Мышей добывает, А станет светло – Летит спать в дупло. (сова). Закрепление: 1. Задание «Третий лишний». 2. Выбрать Дневных и Ночных хищных птиц.  VI1. Итог урока.  Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами хищных  птиц,  занесенных в Красную книгу  республики Хакасия, с отличительными признаками  строения птиц, о значении хищных птиц в природе.  VIII. Задание на дом.Вопрос  Ответ  Интересное  Где живут? Каков размер? Внешний вид Чем питаются? Как размножаются?В чем польза хищных  птиц?                                                                                                           Приложение 1.