Технологическая карта урока литературного чтения
Тема «Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»
ФИО Краснова Мария Иосифовна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературного чтения
Класс: 3 «А»
Дата проведения: 21.12.2016 г.
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»
Педагогические технологии: личностно ориентированные технологии, ТРИЗтехнология, технология «Образ и мысль»,
технология продуктивного чтения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии
Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, музыкальное
произведение,
Базовый учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник. Ч. 1.
Цели урока: Создание условий для нравственно – эстетического воспитания посредством произведения Т. Пономаревой «Лето в
чайнике» и живописного произведения Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Планируемые результаты Личностные:
Формировать нравственноэтические ценности. (Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать,
сочувствовать всему живому).
Самоопределение ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным
героям при решении трудных задач.
Предметные:
Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом. Формировать навык учебного
чтения. Формировать умение понимать нравственный смысл произведения
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Перечитывать текст с разными задачами. Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника. Анализировать
живописное произведение А. Куинджи с целью увидеть, за счёт каких приёмов художнику удаётся передать красоту лунной
ночи.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения
эталона, реального действия и продукта выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные УУД:
Строить речевое высказывание в устной форме. Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками. Отстаивать
собственную точку зрения. Учить работать в группах. Взаимодействие с учителем, друг с другом слушание и понимание других, умение высказывать и аргументировать свое мнение инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации принятие
решения и его реализация
Формы работы: фронтальная, парная.
Содержание
Деятельность
Формируемые УУД
этапа
Содержание взаимодействия с
Деятельность
учащихся
Технологии
учащимися
учителя
Введение в тему.
Эмоциональный
настрой
Здравствуйте, ребята. Вот
пришли зимние холода. Мороз,
Приветствует
обучающихся,
Приветствуют
учителя,
снег, вьюга. Мы начинаем
кутаться в теплые одежды, ищем
мотивирует на
активную
защиты от холодного ветра. В
морозные дни очень часто
работу, задает
вопросы.
отвечают на
вопросы,
определяют
тему.
вспоминаешь именно об этом.
Загляните в конверты, которые
лежат у вас на столах.
Подумайте, о чем мне хочется
вам напомнить? (О лете)
Ребята, как вы думаете, какое
Личностно
ориентированна
я
Регулятивные:
нацеливание на
успешную
деятельность.
Личностные:
выражать
положительное
отношение к
процессу познания,
проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные: произведение из учебника
поможете нам вспомнить лето?
(Рассказ Татьяны
Пономаревой «Лето в
чайнике»)
В названии этого произведения
только слово «лето» «теплое»?
(Нет, чайник может угостить нас
горячим чаем, который нас
согреет).
Какие ещё произведения
Татьяны Пономаревой мы
читали?
В каком разделе нашего
учебника находится это
произведение? (Учимся
любить)
Кого и что можно любить?
Этому надо учиться? Как можно
научиться любить природу?
Целеполагание
формирование
умения слушать и
слышать.
Познавательные:
находят и выделяют
необходимую
информацию в
учебнике.
Определяют
тему,
формулируют
цель урока.
Организует
деятельность
учащихся
направленную
на постановку
цели и задач
урока.
Регулятивные:
определяют и
формулируют цель
деятельности на урок
вместе с учителем
Личностные:
развитие
Личностно
ориентированна
я познавательных
интересов учебных
мотивов;
Коммуникативные:
умение ясно и четко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
Дети
составляют
пункты плана
(Наблюдать окружающий мир,
постараться увидеть
необычное в обычном)
На какой главный вопрос мы
должны ответить в конце урока?
(Что значит любить?)
Давайте спланируем нашу
деятельность.
Посмотрите страницы новой
темы с.144147
1. Знакомство с
произведением.
2. Анализ содержания.
3. Поход в «Музейный
дом»
4. Музыкальное
произведение
5. Итог урока
(вывешивает
пункты плана на
доску)
Первичное
ознакомление с
Итак, усаживайтесь поудобнее,
Читает рассказ.
Слушают текст.
будем читать произведение Т.
Выслушивает
Высказывают
Предметные:
знакомятся с произведением Т.
Пономаревой.
Познавательные:
Технология
продуктивного
находят и выделяют
чтения
необходимую
информацию в
учебнике.
Коммуникативные:
- строят понятные
высказывания,
формулируют
собственное мнение.
текстом
Пономаревой «Лето в чайнике»
впечатления
свои
детей. Беседует
с ними. Задает
вопросы,
слушает
ответы.
впечатления.
Беседуют с
учителем.
Отвечают на
вопросы.
Находят и
выделяют в
тексте
необходимую
информацию.
(читает учитель и 2 ученика).
Учитель читает до слов «На дне
сидела божья коровка»
Предположите дальнейшее
развитие событий.
Любопытно, а что было на
самом деле?
Далее читают дети.
Поделитесь впечатлениями.
Оцени поведение героев. Почему
они поступили так, а не иначе?
(Радует то, что герои добрые
и мудрые, поэтому не
навредили насекомому, не
выбросили на верную гибель)
Надо же! В этой семье не
только ТАКАЯ бабушка, но и
ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать
рассказ. Ты понимаешь, что
Маша имеет в виду? (У дедушки
из рассказа Т. Пономаревой
такой же характер, как и у
чудесной бабушки (он
наблюдательный,
внимательный к
окружающему, добрый).
Подтверди Машин вывод
словами из текста.
Костя Погодин, друг Маши и
Миши, нашел в рассказе
«переломный» момент. Как вы
понимаете «переломный»
момент? (Речь идет о тех
моментах, с которых события
Работа над
содержанием
текста
Мотивирует
учащихся для
чтения текста.
Читает
Перечитывают
текст.
Отвечают на
вопросы.
вопросы.
Слушает ответы
Находят в
тексте
могли бы развиваться иначе,
детей.
если бы героями этих
рассказов были обычные люди,
нужные
высказывания.
Читают по
Технология
продуктивного
чтения
Предметные:
выявляют
художественные
особенности
данного
произведения на
основе анализа.
Регулятивные:
осуществляют а не замечательная бабушка и
ролям.
самоконтроль,
ее родственники).
Попробуйте найти в тексте эту
«переломную» строчку. («На дне
сидела божья коровка»).
Почему именно это строчка
«переломная»? (После этой
строчки возможно любое
развитие событий. Если люди
жестокие, они не пожалеют
божью коровку – выбросят её
и заварят в чайнике чай).
Подтверди, что божья коровка
попала к хорошим людям. (
«Всю зиму простоял он
(чайник) там. Возле него мы и
говорить стали тише...».
Каждому из членов семьи дано
увидеть даже в маленьком
живом существе нечто
Перечитывают
строки с
предположения
ми о том, как и
почему божья
коровка попала
в заварочный
чайник.
Высказывают
свое мнение по
этому поводу.
взаимоконтроль.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
Личностные:
формируют
ценностное
отношение к
природному миру.
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли в значительное, целый мир, к
которому они относятся с
уважением).
Предположи, кто такие «мы»?
(Внуки, внучки, а может быть,
и мама с папой, или дядя и
тетя).
Как они объясняют, почему
божья коровка решали
перезимовать в чайнике?
А у вас есть свои версии?
Для обычной жизни
Проводит
Работают в
удивительная история. По
другому быть не могло, ведь
инструктаж
обучающихся.
название текста фантастическое.
Какие два мира объединил автор
парах.
Договариваютс
я о
распределение
функций и
ролей. Находят
нужный
заголовок.
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
умение
действовать по плану
и планировать свою
деятельность;
умение
контролировать
процесс и результаты
своей деятельности.
ТРИЗ
технология
(бином
фантазии)
Работа над
заголовком
текста Самопроверка.
Взаимопроверк
а.
Оказывают
взаимопомощь
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации.
Личностные:
оценивание
усваиваемого
содержания,
обеспечивающие
личностный
моральный выбор.
в названии текста?
Два слова из разных «миров»
автор соединил предлогом «В».
Попробуем создать другие
оригинальные заголовки,
используя прием автора.
Работать будем в парах.
На желтых листочках – слова
«природного мира», точнее
названия времен года.
На зеленых листочках записаны
слова «искусственного мира».
Для связи используем предлог
«В».
Создаем фантастические Работа над
главной мыслью
текста
названия рассказов, и
предлагаем идею рассказа, о чем
он будет рассказывать. У вас
будет несколько вариантов,
выберите и расскажите классу
самый интересный.
А почему этот рассказ
помещен в главу «Учимся
любить», а не в главу «Учимся
наблюдать», например?
(Рассказ учит любить природу:
быть внимательным
окружающему миру, уметь
видеть огромный мир в самых
незначительных предметах и
существах)
Сравните свои наблюдения с
наблюдениями в учебнике.
Ребята, а как вы можете
выразить свою любовь к
Задает вопросы,
слушает
Отвечают на
вопросы,
ответы.
определяют
главную мысль
текста
Познавательные:
построение
логической цепи
рассуждений;
Личностно
ориентированна
я природе?
Посадить дерево, покормить
птиц зимой, или просто не
вредить ей. полюбоваться
пейзажем за окном, т.е
прикоснуться к природе
сердцем)
Тот, кто умеет видеть и
наблюдать природу, не может не
любить ее, для него она навсегда
Поход в
«Музейный
дом»
Предлагает
Рассматривают
рассмотреть
репродукцию,
репродукцию.
Отвечают на
останется частью его самого.
Люди стремятся передать эти
дает
инструкции.
вопросы.
Находят
чувства с помощью слов, звуков
и красок.
Задает вопросы,
слушает ответы.
необходимую
информацию.
Предлагаю совершить поход в
«Музейный дом».
Найдите репродукцию
картины. Постараемся увидеть
красоту лунной ночи.
Рассмотрите картину,
Работают с
необходимыми
пердметами.
Технология
«Образ и
мысль»
ИКТ
Коммуникативные:
владение
монологической и
диалогической
формами речи;
Познавательные:
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
Личностные: умение выделить
нравственный аспект
поведения;
Регулятивные:
формирование
установки на поиск
способов разрешения
трудностей.
определите ее тему. Что
изобразил художник?
(Глубокая ночь, широкая и
величественная река, селение
на берегу Днепра)
А теперь сядьте удобно,
возьмите лупу и опишите небо.
Какого оно цвета? ( Темное,
синее, фиолетовое. Почти
полностью скрыто
светящимися изнутри
облаками. В вышине они
разошлись, и в образовавшееся
окно глянула луна)
Небо ясное и облачное?
Есть ли кусочки чистого неба,
без облаков? В какие цвета
окрашивает луна облака?
(изумрудный, зеленовато
золотистый, изжелта зеленый)
Лунный свет самое
удивительное в этой картине,
луна – источник света.
У вас появилось
впечатление, что все небо
светится?
А какого цвета река?
(Золотистозеленая, в центре
почти белая)
Вы, конечно, знаете, что
Днепр большая река. А на
картине это видно? Можно ли
понять: далеко или близко друг
от друга находятся берега
Днепра?(Художник хотел
показать глубину реки)
Какова поверхность реки
по сравнению с поверхностью
неба? (Поверхность реки ровная, гладкая, блестящая,
похожая на металл, а
поверхность неба, благодаря
облакам, кажется мягкой.)
Давайте проведем
эксперимент.
Закройте изображение реки
узкой полоской бумаги и
посмотри на пейзаж. Как он
преобразился?( Почти
погрузился во тьму. Стал
более спокойным.)
Теперь закройте, а потом
откройте изображение луны. Как
меняется освещение?(Река
светится только
отраженным светом луны)
Найдите с помощью лупы
домики на берегу Днепра. Есть
ли ощущение, что там все погрузилось в сон?
Какой прием использует
художник, чтобы показать
красоту лунной ночи на Днепре?
(Контраст цвета и света)
Эта лунная ночь на Днепре,
Где река, утонув в серебре,
Так таинственно, чудно
блестит,
А луна, как колдунья, глядит
Из подсвеченных ею тучек
На холмы, прибрежные
кручи…
Спят домишки, застыли поля,
Будто впала в гипноз вся
земля
И, в невнятном покое, молчит,
Лишь костер, словно свечка, в
ночи. Первая выставка этой картины
прошла особенным образом –
это была выставка одной
картины. Зал при этом не
освещался, лишь на картину
падал яркий электрический луч.
Посетители входили в
полутемный зал, и словно
завороженные, останавливались
перед холодным сиянием луны.
Удивительная картина. Мы
смогли увидеть эту красоту.
Какое чувство помогло
художнику создать уникальную
картину?
Слушаем музыку
Анатолий Лядов «Волшебное
озеро»
Что значит любить?
Человек любит сердцем. Были
Рефлексия.
Оценивание
Предлагает
учащимся
Озвучивают
общую цель.
Личностные:
самооценка на
Личностно
ориентированна
у вас моменты на уроке, когда
оценить себя.
Анализируют
я сердце замирало? От чего?
Определяет
свою
основе критериев
Билось чаще? Почему?
Трепетало от восторга?
эффективность
урока.
деятельность.
Выбирают
успешности учебной
деятельности
Оценивает
учащихся.
Этап
разъяснения
домашнего
задания
Домашнее задание предлагаю
выбрать по велению сердца. Это
Предлагает
домашнее
может быть: пересказ
изученного текста или сочинение
задание на
выбор.
своей истории. Можно
использовать заголовки,
придуманные на уроке.
Подведение
итогов
Маленькая божья коровка,
уснувшая в чайнике, открыла
нам удивительный мир любви.
Про неё есть замечательная
считалочкаталисман, которая
является древним символом
счастья и удачи.
Организует
деятельность
учащихся
направленную
на подведение
итогов.
Личностно
ориентированна
я
цветки и
прикрепляют
на доску.
Делают
самостоятельн
ый выбор.
Записывают.
Формулируют
высказывания.
Регулятивные:
выделение и
осознание учащимися
того, что уже
усвоено и что еще
нужно усвоить,
осознания качества и
уровня усвоения.
Регулятивные:
формулируют
и
удерживают учебную
задачу
Личностные:
формируют
ценностное отношение
к
природному миру.
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Представим, что мы на летнем
лугу. Тепло. Солнышко. Божья
коровка сидит у нас на ладошке.
Произнесем хором шепотом
считалочку, и отпустим божью
коровку на волю.
(в конце дуем на ладошку)
Спасибо за урок. Всем счастья
и удачи. Урок окончен.
Песенка «Божья коровка»
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Урок и презентация по литературному чтению Т.Пономарева "Лето в чайнике" 3 класс УМК ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.