Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать
проект!» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной
образовательной программы, базисного учебного плана и авторской
программы обучающего и развивающего курса для младших школьников
Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие
познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Я учусь создавать проект!» – это дополнительное образование,
с удовлетворением индивидуальных
прежде всего,
связанное,
образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Я учусь создавать
проект!» отводится 33 занятия и резервное занятие «Советы на лето от
Мудрого дельфина» в год, из расчета 1 час в неделю. Данная внеурочная
деятельность представляет систему обучающих и развивающих занятий по
проектноисследовательской деятельности для детей 9—10 лет.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого
ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и
информационные технологии, тем самым, вовлекая каждого ученика в
активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная
технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся
проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и
Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства
Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют
развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию
проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию
личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной
школы это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и
саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть минипроблемы,
правильно находить источники информации и формировать навыки делового
общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать
проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на
протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями,
лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных
конкурсов проектноисследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам
создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с
алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления
перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас
новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика
«Минутка знакомства» позволяет начинающим
проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее.
Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки»
вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир
опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким
либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении
сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой
подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть
элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию
самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику,
творческое мышление и любознательность, память и способность к
восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и
имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они
позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить
этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится
развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим
миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель
курса: развитие личности и создание основ творческого
потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям,
сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и
управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать
решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5.
Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебновоспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное –
почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели
схемы, выделяя все существенное и главное);
задачи;
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении
задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).
У ребенка формируются личностные универсальные учебные
действия:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания
«Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной художественной культурой.
Список использованной литературы
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое
пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным
умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.
Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]:
/Зиновьева Е.Е., 2010, 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 –
119с. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2ое изд. – М.:
Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. –
М.: «Народное образование». 2000, №7
Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать
проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. –
119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем,
создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие:
«Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007. 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS /
PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (612 лет). [Электронный ресурс]
http://allebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskajajenciklopedija612.html
(09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте
содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать
помощником? [Электронный ресурс]
(09.03.11)
http://www.fsuexpert.ru/node/2696 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева,
П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я учусь создавать проект!» для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.