Обобщающий познавательно-развлекательный урок для 11 класса , проводится либо в конце изучаемой темы, либо в рамках декады или недели физики. Урок позволяет учащимся лучше узнать историю развития современных средств связи, прочитать много дополнительной литературы, проявить свои изобретательские навыки и проявить актерский талант.
средства связи.docx
Урок «Развитие средств связи»
Обобщающий познавательноразвлекательный урок (2ч)
Ход урока:
Члены команд в процессе подготовки, а также зрители во время проведения вечера
знакомятся с историей развития средств связи, поэтому конкурсы наиболее целесообразно
расположить в соответствии с исторической последовательностью развития этих средств связи:
телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет. Конкурсные задания дают возможность
учащимся проследить за эволюцией средств связи от проводной связи к радиосвязи, в том числе
космической, поговорить о современных средств связи. В основу сценария урока положена
замечательная книга чешского писателя Людвига Соучека «Туда, где неслышно голоса».
Урок проводится в несколько этапов.
Разминка
Рассуждалка
Конкурс телефонисток
Обгонялка
Конкурс болельщиков
Музыкальный конкурс
Конкурс капитанов.
Вступительное слово учителя:
В редакциях газет и журналов можно слышать фразу: «Ну и денек! Надо было оправить
2500 ответов на письма, разослать 453 текстов,605 вопросов для интеллектуалов, переговорить с
Австралией, Мексикой и Америкой, согласовать планы выставок с пятью музеями Европы..»
И представьте все это удается! Почту забирает курьер, тексты передают по электронной
почте, сообщения оставляются на автоответчиках, с музеями связываются по скайпу. Только не
подумайте что это волшебство, просто используются современные средства связи.
Как общались люди, когда еще не было этих великих технических достижений ?Будут ли в
21 веке письма и конверты? Можно ли отправить посылку на Марс? Вопросов у меня великое
множество, поэтому приглашаю вас в путешествие по истории связи. По пути будет много
остановок. Вот первая из них.
1.Разминка.
Ведущий предлагает всем во время разминки «посетить» агентство печати.
Мы входим в здание, где помещается агентство печати, оттуда газеты, журналы, радио,
телевидение, различные институты и организации ждут сообщений. Сообщения должны быть
переданы как можно скорее.
Команды задают друг другу по три вопроса. Первый вопрос связан с аппаратами, принимающими днем и ночью сообщения из всех
стран мира.
Второй вопрос связан с изобретениями, способствующими улучшению всевозможных
видов связи. Вместе с новыми изобретениями рождаются новые термины, смысл которых надо
понимать и правильно объяснять это третий вопрос.
Примерные вопросы и ответы:
1 команда.
1.Свежие новости в наш дом ежедневно приносят газета. В ней встречаются меленькие
корреспонденции под рубрикой «строки с телетайпной ленты». Вопрос: « Что такое телетайп?»
(телетайп приемнопередающий телеграфный аппарат с клавиатурой. При приемке запись
(печать) сообщений производится на рулонной бумаге.)
2. Как стекловолокно улучшает телефонную связь? (новые типы кабелей из стекловолокна
для лазерных лучей, с помощью которых можно передавать одновременно до 100 млн.
двусторонних телефонных разговоров.)
3.Что такое коаксиальный кабель? (это усовершенственная модель телефонного кабеля
позволяющая многократно увеличивать количество одновременных телефонных разговоров по
одной линии.)
2 команда.
1.Какую роль конвертеры выполняют в агентстве печати? (большие шкафы, называемые
конвертерами, связанные с процессом передачи изображения на расстоянии. В них помещаются
телефотографические приемники).
2. Каково назначения спутника связи? (эти спутники предназначены для дальней
радиотелефонной связи и для ретрансляции телевизионных программ).
3.Что такое радар? (радар или радиолокационная установка, прибор для
радиопеленгации).
2.Рассуждалка
История телеграфа, как и многие другие открытия, имеет знаменательные даты, великие
имена, интересные события факты. Вспомним о двух событиях из истории электрического
телеграфа, для чего приглашаются по два ученика из каждой команды. Им будут предложены
четыре факта, связанные между собой (дата, название географического места, рисунок и строки
литературного произведения). Пользуясь этими сведениями, команды должны сказать о каком
изобретении идет речь или кто принимал участие в его совершенствовании, каково значение этих
дат для человечества. На экране задание первой команде. Ответ: В этом году Павел Львович
Шиллинг демонстрирует свой первый в
мире электрический телеграфный
аппарат. На снимке представлен один
из первых аппаратов. Пять магнитных
стрелок расположены на щитовой
доске. Клавиатура состояла из
двенадцати клавиш, из которых две
первые служили для оповещения о
начале передачи. При помощи двух
стрелок можно указать «нужную»
букву алфавита на циферблате ( в
месте пресечения стрелок). Петербург,
Зимний дворец и Министерство путей
сообщения были связаны первой
телеграфной линией, построенной Шиллингом на его собственные средства. А строки А.С.
Пушкина были посвящены именно П.Л. Шиллингу.
Вопросы для второй команды:
1.Первая неудачная попытка была предпринята в августе 1857г,вторая в июле 1858г.,
окончательная успешная экспедиция в июле1866г.
2. Европа и Америка, маленький ирландский порт Валенсия и остров Ньюфаундленд
3. Демонстрируется рисунок.
4.
слово
Читается отрывок из произведения Стефана Цвейга «Первое
изза океана».
Ответы: В августе 1857г. Была предпринята первая
неудачная попытка по прокладке
трансатлантического телеграфного кабеля,
соединяющего Европу и Америку. История
прокладки первых трансатлантических кабелей
навсегда связана с именем человека, чья энергия,
неистощимая выдумка , вера в успех и даже имя как
бы заимствованы из романов Жюля Верна. Это был
Сайрус Филд. Стефан Цвег и посвятил одну из
миниатюр цикла «Звездные часы человечества»
описанию торжества и поражения Сайруса Филда в тот
и печальный день 28 июля 1858 г.Первый кабель лопнул под
радостный
своей тяжестью. Затем
работы возобновили , но не выдержали теперь тросы лебедок,
поднимающие концы кабелей со дна океана. В июне 1866 года была возобновлена прокладка
кабеля. Он связал маленький ирландский порт Валенсия с островом Ньюфаундленд.
На рисунке представлен, поперечный разрез кабеля 1864г.
Далее по небольшим описаниям команды должны узнать о ком идет речь.
Родился в семье священника. Учился очень хорошо и отличался большой
любознательностью, любил мастерить различные игрушки и простые технические устройства. Построил первый в мире «прибор для обнаружения и регистрирования
электрических колебаний».(А.С. Попов).
В 1837г. Сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы. Составил код, в
котором буквы алфавита были зашифрованы в двоичной системе : точкатире. (Самуил
Морзе).
В 1901 году передал радиосигнал через Атлантический океан из Корнуэлла в
Ньюфаундленд. Когда в 1937 году он скончался, все радиоприемники мира молчали 2
минуты ( Гульельмо Маркони).
С детства рос в атмосфере звуков и музыки. С 1873г. профессор физиологии органов
речи Бостонского университета. Чистая случайность в работе по созданию телеграфа
помогла открыть ему в 1876г., явление которое обернулось изобретением телефона.
(Александр Грехем Белл).
3. Конкурс телефонисток
1. Команды показывают свое домашнее задание.
Демонстрация модели первого телефона Белла с объяснениями .
юмористическое выступление по мотивам рассказа Носова «Телефон», «Как надо
говорить по телефону».
2. Составить текст телеграммы используя азбуку Морзе на скорость.
3.
Ответить на вопросы:
О чем был первый разговор по телефону 10 марта1876 г. ,который состоялся между
изобретателем телефона Беллом и его помощником? (Белл передал своему
помощнику фразу: «Говорит Белл. Если вы меня слышите, то подойдите к окну и
помашите мне шляпой».)
Какую первую телеграмму передал Шиллинг с помощью своего «стрелочного»
телеграфа в 1832г.? ( «Спасибо , друзья, за внимание. Все это сохраните в тайне. Ваш
Шиллинг.»)
В здании НьюЙоркского университета 4 сентября1837 г состоялось публичное
испытание аппарата электрического телеграфа Морзе. Каков текст первой
телеграммы Морзе.? (Морзе находился в одном конце здания, помощник в другом.
Был передан следующий текст: « Успешный опыт с телеграфом 041837»
Что передал А.С. Попов 7мая 1895г. В день рождения радио? ( Генрих Герц).
4. «Обгонялка»
Кто быстрее найдет ответ? (Каждый правильный ответ 1 балл)
1. Первые связисты.(гонцы)
2. Почтовые станции для смены лошадей в средневековой Франции. (Реле)
3. Как называлась мелкая венецианская серебряная монета , за которую можно прочесть
рукописный «листок новостей» (газета).
4. Какая связь помогала Риму удерживать в повиновении покоренные народы? (почтовая)
5. Ямские станции появились на Руси во времена… (Ивана III).
6. Почтовые станции в империи инков.(Часкви)
7. Ротшильд воспользовался информацией, доставленной …..(голубями)
8. Первая компьютерная сеть, созданная в 1969г. Министерством обороны США.
(ARPANET)
9. По какой компьютерной почте отправляются письма в любую часть света?(Email)
10. Самая глобальная компьютерная сеть (Internet).
5. Конкурс болельщиков С помощью хлопков в ладоши, используя азбуку Морзе болельщики обеих команд
передают друг другу небольшой текст. Соперники и жюри расшифровывают фразы. На
экране проецируется азбука Морзе.
6. Музыкальный конкурс. «Остановите музыку!»
Известно, что в кино и на телевидении для упрощения и удешевления съемок вся музыка
воспроизводится в записи, певцы лишь синхронизируют движение губ со словами записанного
голоса, а оркестр имитирует игру на инструментах.Это называется «выступать под
фонограмму». Командам предстоит «выступить под фонограмму»предварительно прослушав
музыкальные фрагменты.
7. Конкурс капитанов.
Это задание относится к самому распространенному и надежному средству связи.
Предлагается капитанам обменятся письмами(кодограммами), в которых отдельные слова,
фразы или части фраз заменены условными символами. Разгадать их и познакомить
присутствующих с этими посланиями задача соперников.
При подведении итогов урока необходимо отметить каждого ученика. Если останется
время, можно предложить способ изготовить самый простой телефон, например ,по
Л.Гальперштейну.
Урок-игра "Средства связи" 11 класс
Урок-игра "Средства связи" 11 класс
Урок-игра "Средства связи" 11 класс
Урок-игра "Средства связи" 11 класс
Урок-игра "Средства связи" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.