Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)
Оценка 5

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.01.2018
Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, интенсивность урока оптимальная, уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока высокая, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности. Присутствует наличие и навык коллективной работы.Данный урок «Имя прилагательное как часть речи» является 1 в теме «Имя прилагательное». На изучение этой темы отводится 26 уроков. Цель изучения раздела – сформировать умение правильно писать и употреблять в речи имена прилагательные. Это одна из ключевых тем русского языка, т.к. изучение имени прилагательного представляет одно из интереснейших явлений в методике преподавания русского языка. Интерес к данной теме заключается в том, что учащиеся сталкиваются с определенными трудностями, и моя задача в том, чтобы найти оптимальные решения данной проблемы, подобрать подходящие методики и средства обучения. Также я преследую цели формирования умений, необходимых при сдаче ОГЭ.
Тема Имя прилаг как часть речи 6 класс.docx
Учитель Жилина М.В. Класс: 6 «В» Предмет: русский язык Тема: Имя прилагательное как часть речи. Цель урока для учителя:    обобщить и систематизировать знания о морфологических и синтаксических особенностях имен прилагательных на основе характеристики как части речи. Цель урока для учащихся: совершенствовать умение опознавать в речи имена прилагательные, определять их морфологическую и синтаксическую роль. Задачи урока для учителя: 1. Продолжать формировать способность опознавать прилагательное в речи по основным признакам. 2. Развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи. 3. Воспитывать разные виды компетентности учащихся (лингвистическую, речевую, языковую, правописную). Задачи урока для учащихся: 1 Уметь  преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы. 2 Уметь осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме. 3 Применять приобретённые умения в жизни. Тип урока. Урок повторения.  Оборудование:  презентация, учебники, Толковый  словарь С.И.Ожегова, оценочные листы, рабочие листы. Планируемые результаты:  Предметные Обучающиеся     обобщат   и   систематизируют знания   о   морфологических   и   синтаксических особенностях   имен   прилагательных   на   основе характеристики как части речи.  Метапредметные Умеют   преобразовывать   информацию   из одной   формы   в   другую,   «развёртывать» информацию   из слов; анализировать,   сравнивать,   делать   выводы, строить рассуждения.   ключевых   Личностные Умеют   понимать   значимость   решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными   ценностями   и   ситуациями, развитие   познавательных   интересов, учебных мотивов. Технологическая карта урока Основн ые этапы и   время организац ии учебной деятельн ости Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Учебная   ситуация,   учебная   которая   приведёт   к запланированных задача,   достижению   результатов Ценностная нагрузка   этапа рока На формирование или   развитие каких   УУД направлено Оценочное задание   и   лист самооценки знаний   способов и Деятельность учащихся Результат   (продукт) каждого   этапа   учебной деятельности учащихся Создание учебно­ познавате льных мотивов Актуализиро вать личностный опыт   учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).   Развитие словарного запаса. учебное действие деятельности   по данной теме. Прогностическо е оценивание. Устное   и   письменное оценивание (лист самооценки) оценивание.   Коммуникати вные УУД  1.  Владеть монологическо й речью; адекватно использовать речевые средства   для решения коммуникативн ых задач. Слайд 1 Приветствие учащихся. 1.  Что   вы   мне   скажете   о сегодняшней   погоде?   Посмотрите за окно!  (Морозная, солнечная, но ветреная,   но   не холодная   и   т.   д.)   Итак,   чтобы узнать   или   охарактеризовать предметы,   нам   потребовалась особая часть речи – какая?   (Имя прилагательное)   пасмурная,   Слайд 2 ­Послушайте стихотворение, сочинённое вашей одноклассницей и ответьте на вопрос: Какие слова рисуют   красоту   нашей   планеты? Какой   они   части   речи?   (Имена прилагательные) 2.Чтение стихотворения (Сахарова Дарья) Слайд 3 Задание 1.  1.Прочитайте   текст. пропущенные слова.   Вставьте Красив ... лес! ... шапками накрыты ... сосны и ели. ...инеем украсились ... березки и ... осинки. Намело ... сугробы.   У   дороги   на   деревьях возятся   ...   снегири.   На   вершине сосны грызет шишку ... белочка.   Оформляют листы. Отвечают на вопросы. рабочие Слушают стихотворение.   Если   бы   наша   планета Вдруг стала серого света, Тогда   бы   каждый   целый день Проходил   бы   набекрень. Если   бы   наша   планета  Вдруг   стала   прозрачного света, То   все   бы   врезались, толпились   по   кругу И   всем   нам   пришлось   бы очень туго. Если   бы   наша   планета  Вдруг   стала   небесного света, То все бы НЛО врезались поневоле В   наше   магнитное   поле. Если бы в крапинку стала Земля, На   красный   и   белый планету деля, То   с   космоса   планеты узор  Смотрелся   бы   как мухомор. А   если   бы   наша   планета  Стала   вдруг   золотого Учащиеся   читают   свой   вариант текста. ­Предложено   одинаковое   задание для   текста.   Почему   у   всех получился текст? (Использовали   разные   имена прилагательные) разный     Учитель   читает   свой   вариант текста. Слайд 4 (текст) ­   Какие   знания   и   умения   вам пригодились, чтобы выполнить эти задания? Провожу     устное   и   письменное (лист самооценки) оценивание. Действ ие целеполаг ания Обеспечить в включение учащихся   совместную деятельность по определению целей   учебного занятия. Развитие словарного запаса. Слайд 5 (тема) ­Ребята,   сформулируйте   тему урока.   Изучали   вы   эту   тему раньше? ­Запишите   тему   в   свои   рабочие листы   «Имя   прилагательное   как часть речи». ­   Если   вы   изучали   тему   «Имя прилагательное»,   и   у   нас   сегодня первый   урок   по   данной   теме,   то какая   цель   стоит   перед   нами   на уроке?  Слайд 6 (цель)   Регулятивные УУД1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. Рефлексивно е оценивание. Вопрос урока:  Какие морфологически е   признаки   и какая синтаксическая роль   у   имён прилагательных? Цель   учащиеся проговаривают во внешней речи. света, То   наша   б   родная   Земля  Была   бы   видна   издалека. Но какой бы она ни была, Для нас она будет всегда  Любимой   и   озорной, А главное ­ самой родной! зимний   лес! Красив   Пушистыми   шапками накрыты   зеленые   сосны   и ели.   Серебристым   инеем украсились белоствольные березки   и   тонкие   осинки. Намело глубокие сугробы. У   дороги   на   деревьях   возятся красногрудые снегири.   На   вершине сосны   грызет   шишку пушистая белочка. Оценивают   на   листе самооценки. Определяют формулируют цель. тему,     На слайде и доске.  Тема:  Имя прилагательное   как   часть речи.(Записывают в рабочем листе) Цель: морфологические признаки и   синтаксическую роль имён прилагательных. повторить Смотрят сценку. ­  Оцените   деятельность   на   листе самооценки. ­Вы,   конечно,   ждете   мой   вопрос: какую   часть   речи   называют прилагательным? И вы правы. Но перед   тем   как   его   задать,   я приглашу   вас   на   экзамен,   на котором   мальчик   по   имени Митрофан   демонстрирует   своё знание прилагательного как части речи.             Правдин  (экзаменующий). Дверь,   например,   какое   имя: существительное или прилагательное?             Митрофан.   Дверь,   котора дверь? Правдин. …Вот эта.  Митрофан. Эта? Прилагательна.  Правдин. Почему же? Митрофан.   Потому   что   она приложена к своему месту. Вон у чулана         шеста   неделя   стоит   не навешена;   так   та   покамест существительна.    ­Какое прилагательного дали бы вы?   определение ­Как   вы   уже   знаете,   многие грамматические   термины   имеют корни   из   латинского   языка. Прилагательное   не   является исключением.   Дословный   перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами   уже   встречались   с   этим понятием   на   уроках   литературы.   Отвечают на вопросы. Имя   прилагательное   –   которая часть   речи, обозначает признак   отвечает   на предмета, вопросы какой? чей? Изменяется   по   родам, числам, падежам. В   предложении   является определением или Да и в латыни этот термин звучит похоже,   и   перевод   его   –   «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».    Слайд 7 (эпитет) ­Дайте   определение   термину эпитет. Планир ование   и организац ия деятельно сти Организоват ь   и   направить деятельность обучающихся на   получение новых знаний. Слайд 8 (план) ­Составьтеплан,   по   которому   мы будем имя прилагательное. повторять          ­ Ребята,   давайте поясним, как надо чтобы определить прилагательные в ряду других частей речи. действовать,   Умение определять основные   шаги своей деятельности. ФИЗКУ ЛЬТМИ НУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 9 (алгоритм) Задание 2. Составление алгоритма. ­  Оцените   деятельность   на   листе самооценки. Осуществ ление деятельно сти   по Обеспечить осмысление учащимися способов   ­Внимательно   слушавшие   сценку из   Фонвизина «Недоросль»   обратили   внимание на толкование   остроумное комедии   Ценность   знания. Внимательност ь по   сказуемым.       Эпитет  – художественное определение.   Чаще   всего прилагательное,   которое свойства, выделяет передаёт качества; отношение автора; заражает   настроением; создаёт образ. Оценивают   на   листе самооценки. Составляют план. ­   Что   обозначает   имя прилагательное?   Морфологические имени ­ признаки прилагательного.     Синтаксическаяроль ­ имени прилагательного. Обучающиесясоставляют алгоритм действий: 1.Задать   вопрос   Какой? или Чей? 2.Определить значение. 3.   Изменить   по   числам, падежам, по родам. 4.Определить синтаксическую   роль   в предложении. Оценивают   на   листе самооценки. Рефлексивно е оценивание. Проводится самооценка. Проговаривание во внешней речи. Регулятивные УУД 1.  Искать   пути решения проблемы. 2.  Работать   по плану,   сверяя свои действия с целью, прогнозировать , корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и   личностную рефлексию.   Познавательн ые УУД Анализировать, сравнивать, Рефлексивно е оценивание. Проговаривание достижен ию поставлен ной цели деятельности, с помощью которых   были получены знания     же прилагательного   как   части   речи, которая   к   чему­то   приложена.   К чему «приложено» прилагательное? Имя   прилагательное  ­   вечный спутник   существительного.   Если мы   произносим   слово   «сильный», то   наша   мысль   будет   искать предмет   (существительное),   к которому признак (прилагательное) относится. ­Подберите   имя   существительное прилагательному к имени СИЛЬНЫЙ.   (Сильный   ученик, сильный характер, сильный ветер). Слайд 10 ­Какое определение в словаре С.И. Ожегова?   (Читает   определение ученик). этот         Слайд 11 Задание 3.  1. Прочитайте текст.  2. Вставьте окончания прилагательных.     в пропущенные именах   3. Определите род, число, падеж прилагательных в предложении №2. 1.Зимой и летом, осенью и весною хорош  русский   лес!   2.Втих.. зимн..день выйдешь, бывало, в лес на   лыжах   –   дышишь   и   не надышишься.   3.Глубок..,   чист.. лежат   под   деревьями   сугробы. 4.Над тропинками кружевн..бел..   арками   согнулись лесн..     отношению   к другим. делать   выводы, устанавливать закономерност и. во внешней речи. Отвечают на вопросы.     Какие –   В   чём добились успеха? – трудности встретились? – Что помешало   при выполнении задания? –   Что   нужно сделать, чтобы избежать ошибок дальнейшем? в   Работа  с  листом самооценки. Работают со словарём.   лежат 1.Зимой и летом, осенью и весною  хорош  русский лес!   2.Втихий   зимнийдень выйдешь, бывало, в лес на лыжах   –   дышишь   и   не надышишься.   3.Глубокие, чистые   под деревьями сугробы. 4.Над тропинками лесными   кружевными   белыми арками   согнулись   под тяжестью   инея   стволы молодых берез.   жизнью 5.Невидимой полнится зимний лес. 6.От дерева   к   дереву   тянутся легкие   беличьи   следы, маленькие   мышиные   и птичьи следочки. (И.С. Соколов – Микитов)     Самостоятельно проверяют   работу   по 5.Невидим.. под тяжестью инея стволы молод.. берез.   жизнью полнится зимн.. лес. 6.От дерева к дереву   тянутся   легк..   беличьи следы,   и птичьиследочки. (И.С.   Соколов   –   Микитов)   маленьк..   мышин.. Слайд 12 (проверка текста) ­  Оцените   деятельность   на   листе самооценки.     тип текста. 1.Определите (Описание). 2.По   каким   признакам   вы определили,   что   текст­описание? (Имена   прилагательные)­Для   чего автор   использует   столько   много имен прилагательных?   ­Что   повторили   об   имени прилагательном? (Что обозначает? Морфологические признаки) ­   Что   осталось   повторить? (Синтаксическая роль) эталону. Отвечают на вопросы. Выполняют синтаксический морфологический разборы.   и Отвечают на вопросы. Слайд 13 Задание 4.  1.Выполните разбор предложения №5.      синтаксический Невидимой   жизнью   полнится зимний лес. (1 ученик у доски). ­Каким   ещё   членом   предложения может   быть   имя   прилагательное? (Составное именное сказуемое). Слайд 14 Задание 5.  Морфологический   разбор   имени прилагательного   из   предложения №5 зимний (1 ученик у доски).     выполнении При морфологического   разбора возникло   затруднение:   не   знают постоянные   признаки   имени прилагательного. ­Какая   цель   будет   на   следующем уроке?   Что   мы   должны   узнать? (Постоянные   признаки   имени прилагательного) ­  Оцените   деятельность   на   листе самооценки. Ценность знания. Созидание. Рефлекси вно оценочны е действия Организоват ь   осмысление способов достижения цели, организовать анализ деятельности по   получению учебного продукта Слайд 15 (Тема, цель) ­   Какие   слова   чаще   всего использовали   мы   на   уроке? (Имена прилагательные) ­Можно   ли   обойтись   без прилагательных? ­Какую роль они играют в речи? (Делают   речь   ярче,   образнее, красочнее) ­Какая   была   цель?   Достигли   мы цели? Слайд 16 Тест. Слайд 17 (Проверка теста) ­А   теперь   оцените   свою   работу. Посчитайте баллы. Каждый из вас Познавательн ые УУД  Преобразовыва ть информацию одной из   формы   в другую (текст в схему), свёртывать информацию до ключевых слов. Регулятивные УУД: Соотносить цели   результаты своей деятельности. и   выполнении При морфологического разбора возникло затруднение:   не   знают постоянные признаки имени прилагательного.     Ставят цель на следующий урок. Оценивают   на   листе самооценки. Отвечают на вопросы Тема:  Имя прилагательное   как   часть речи. Цель: морфологические признаки и   синтаксическую роль имён прилагательных. повторить   Выполняют Проверяют по ключам.   тест. Записывают задание (вариативное).   домашнее В   зависимости   от   того, сколько баллов заработали за   урок,   определяют Ретроспективно е оценивание      Какие – Что удалось на уроке, было самым интересным? – трудности встретились? – Что помешало при   выполнении задания? –   Что   нужно сделать,   чтобы избежать ошибок в дальнейшем? получит   отметку   за   урок   на основании ваших баллов. ­Записываем домашнее задание.   Слайд 18 1. П. 98, упр. 343 2. Написать   мини­сочинение   на тему   «Мой   класс»,   используя прилагательные,   указать   их морфологические признаки. 3. Стр. 129    упр.344 уровень.  ( приложение 1) № 1 2 3 4 5 Ответ в б б б а   за   урок   будет Отметка складываться   из     отметок, поставленных   учащимися   в   листе оценивания.  Слайд 19    (Спасибо за урок) Приложение 1. Лист   И._________________________________________________ оценивания             № 1 2   пропущенные   имена Прогностическое оценивание.  Я   смог   вставить   все   прилагательные в текст (3 балла) Я не смог вставить 1   имя прилагательное в текст (2 балл) Я не смог вставить 2  имени прилагательных в текст (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание Тема,   которую   я   сформулировал,   совпала   с   темой урока (1 балл)  Ф. баллы 3 4 5 6 Я не смог сформулировать тему урока (0 баллов) Рефлексивное оценивание Я смог сформулировать цель (1 балл) Я не смог сформулировать цель урока (0 баллов) Рефлексивное оценивание Я определил план работы с именем прилагательным (1 балла) Я не понял, что надо делать(0 баллов) Рефлексивное оценивание Я смог составить алгоритм работы (3 балла) Я   составил   алгоритм   работы   с   1­2   неточностями   (2 балла) Я составил алгоритм работы с 3 ошибками (1 балл) Не смог выполнить задание (0 баллов) Рефлексивное оценивание.  Я вставил верно окончания в именах прилагательных и 7 8 определил род, число и падеж (3 балла) Допустил 1 ошибку (2 балл) Допустил  2 ошибки (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание.  Я смог выполнить синтаксический разбор (3 балла) Допустил 1 ошибку в синтаксическом разборе (2 балл) Допустил  2 ошибки в синтаксическом разборе (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Рефлексивное оценивание Я смог выполнить морфологический разбор   верно (3 балл) Допустил   1   ошибку   в   морфологическом   разборе   (2 балл) 9 10 Допустил     2   ошибки   в   морфологическом   разборе   (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Ретроспективное оценивание  Я без ошибок выполнил тест (3 балла) Допустил 1 ошибку в выполнении теста (2 балл) Допустил  2 ошибки в выполнении теста (1 балл) Не смог выполнить задание (0 балл) Ретроспективное оценивание  Я понял тему урока (1 балл) Я не понял тему урока (0 баллов) Итого 22 ­ 21 баллов – уровень А  20 ­ 17 баллов – уровень В 15 ­ 10  баллов – уровень С Тест 1.Имя   прилагательное   –   это   самостоятельная   часть   речи,   которая обозначает ... а) предмет  б) действие  в) признак 2.Общее грамматическое значение прилагательного ... а) действие  б) признак предмета  в) признак признака 3.Морфологические признаки прилагательного ... а) род, число  б) род, число, падеж  в) род, число, лицо 4.Начальная форма прилагательного: а) им.пад., мн. ч.  б) им. пад., ед. ч., м. р.  в) им. пад., ср. или ж.р. 5.Синтаксические признаки прилагательного: а) определение, сказуемое  б) определение, обстоятельство  в) определение, дополнение

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)

Урок "Имя прилагательное как часть речи" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018