Образовательная: формировать знания учащихся об осанке, признаках правильной и неправильной осанки; типах искривлений позвоночника, их причинах и последствиях; познакомить учащихся с простейшими методиками определения искривлений позвоночника; с мерами профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия; показать значение физических упражнений для правильного формирования скелета тела и мышц
Развивающая: развивать практические навыки соблюдения правильной осанки, как залога здоровья и долголетия; развивать мотивацию здорового образа жизни; развивать умения проведения исследовательской работы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать эстетическое наслаждение от созерцания правильной осанки как составляющей внешней красоты, потребность в физической активности;
Искривление скелета.docx
Тема «Нарушения функций скелета и их профилактика»
Задачи урока:
Образовательная: формировать знания учащихся об осанке, признаках правильной и
неправильной осанки; типах искривлений позвоночника, их причинах и последствиях;
познакомить учащихся с простейшими методиками определения искривлений позвоночника; с
мерами профилактики искривлений позвоночника и плоскостопия; показать значение
физических упражнений для правильного формирования скелета тела и мышц
Развивающая: развивать практические навыки соблюдения правильной осанки, как залога
здоровья и долголетия; развивать мотивацию здорового образа жизни; развивать умения
проведения исследовательской работы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать
эстетическое наслаждение от созерцания правильной осанки как составляющей внешней
красоты, потребность в физической активности;
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица "Строение скелета человека", "Типы
искривлений позвоночника", "Плоскостопие", видео "Как правильно сидеть за компьютером"
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: урок семинар
Основные понятия и термины: осанка, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие,
Ход урока:
I. Вступительная часть.
1.Организационный момент
2. Н.п.п.
Учитель: поздравляю всех на уроке природоведения. Пусть эти 2700 секунд, которые мы
проведем вместе дадут новые знания и положительные эмоции!
II. Вступительная часть.
1.Сообщение эпиграфа
Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья.
Лоренцо Валла
2.Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
Упражнение "Мозговой штурм"
1. Какую тему изучаем?
2. Из чего состоит опорнодвигательная система человека?
3. Какие отделы имеет скелет человека?
4. Какие отделы выделяют в позвоночнике?
5. Назовите и покажите отделы скелета верхних конечностей.
6. Назовите и покажите отделы скелета нижних конечностей.
7. Благодаря чему происходит движение тела человека?
8. Какие виды работы выполняют мышцы?
Б) Индивидуальное выполнение заданий.
В – I Установить соответствие между отделами скелета и костями, которые входят в их
состав.
В II. Установить соответствие между названиями мышц и их функциями.
В) Взаимопроверка работ, оценивание
2.Изучение нового материала
1). Мотивация: Учитель: Какое эстетическое удовлетворение дает созерцание стройных, подтянутых
девушки или юноши. Но все чаще в повседневной жизни нам приходится видеть сгорбленных,
сутулы молодых людей с приобретенными пороками позвоночника. Задумайтесь! 48%
учащихся нашей страны имеют проблемы, связанные с нарушениями скелета. И сегодня мы
будем говорить о " Нарушения функций скелета и их профилактику"
2). Сообщение темы урока
Учитель: откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока " Нарушения функций
скелета и их профилактика"
3). Определение цели и заданий урока
Дети самостоятельно определяют цель и объявляют задание урока
4). Сообщение плана урока
1. Правильная осанка и ее признаки
2. Основные типы искривлений позвоночника
3. Причины нарушения правильной осанки тела
4. Предупреждение заболеваний искривления позвоночника.
5. Плоскостопие, ее причины и профилактика.
5).Упражнение "Дерево ассоциаций"
Учитель: Какие слова у вас ассоциируются со словом "осанка "?
П подтянут
О опрятный
С стройный
Т тренированный
А активный
В изящный
А атлетический
6).Объяснение учителя.
Каждому человеку свойственна определенная осанка привычное положение тела
человека в состоянии покоя и во время движения. Правильная осанка не только делает фигуру
привлекательной, но и обеспечивает нормальную деятельность внутренних органов. Осанка
является показателем правильной работы опорнодвигательной системы. Осанка не
наследуется. Она формируется в детском и юношеском возрасте и может меняться в течение
жизни человека.
Для формирования правильной осанки большое значение имеет развитие мышечной
системы, особенно мышц туловища (спины, живота). Хорошо развитые мышцы
предотвращают деформацию костей позвоночника при нагрузке на них. Определение
признаков правильной осанки
. Во время правильной осанки
естественные изгибы позвоночника выражены умеренно;
в положении стоя голова прямая;
спина ровная;
лопатки размещены симметрично, не выпячиваются;
плечи человека находятся на одном уровне;
живот втянут;
ноги прямые;
мышцы хорошо развиты;
походка легкая.
Ознакомление с методикой выявления правильной осанки Тест на выявление правильной осанки
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее пятью точками:
затылком, плечами, ягодицами, икрами ног и пятками
Если в таком положении вам комфортно,
у вас правильная осанка!
Учитель: А сейчас рассмотрим признаки неправильной осанки
Исследование динамики пороков позвоночника в 9 классах с 2014 по 2019 год
Учебный год
Всего учеников
Класс
Колво учеников с
нарушением осанки
2013/2014
2014/2015
2016/2017
2017/2018
2018/2019
5
6
7
8
9
7
9
8
6
9
1
1
1
2
2
Как вы видите, каждый год количество учеников с проблемами позвоночника в одном и
том же классе увеличилось. Поэтому возникают вопросы:
Упражнение "Постановка проблемного вопроса"
Почему количество учеников с приобретенными пороками позвоночника из года в год
увеличивается?
Как предотвратить нарушение осанки?
Учитель начинает семинар. Различают таки основные типы искривлений позвоночника
как сколиоз, лордоз и кифоз.
Презентация исследовательской работы учащихся вертебрологов по выявлению
сколиоза
Признаки сколиоза:
Искривление грудной клетки;
Плечи и лопатки находятся на разных уровнях;
Уменьшается подвижность позвоночника;
Может появиться боль в грудном отделе.
С целью определения сколиоза смотрят на уровень плеч и углов лопаток, на размеры
треугольников между туловищем и опущенными руками.
(Поблагодарить ученикам) Презентация исследовательской работы учащихся вертебрологов по выявлению
лордоза
Лордозы это изгибы позвоночника вперед в шейном и поясничном отделах
Признаки лордоза:
деформация позвоночника;
боль в поясничнокрестцовом отделе позвоночника;
тело при ходьбе забрасывается назад;
развивается функциональная недостаточность почек;
наблюдается отечность нижних конечностей;
поражаются органы малого таза
Тест на обнаружение лордоза
лопатками,
плечами,
ягодицами,
Встать у ровной стенки без обуви
Ваше тело должно касаться ее тремя точками:
В цель между поясницей и стенкой в норме может проходить только ладонь, что идет
параллельно стенки. Если проходит кулак, осанка неправильная
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся вертебрологов по выявлению
кифоза
Кифоз это изгиб позвоночника назад в его грудном отделе.
Симптомы кифоза:
легко устает спина;
сдавливаются органы, расположенные в грудной полости (особенно легкие);
затрудняется дыхание;
возникают хронические бронхиты, плевриты;
развивается аритмия сердца
Тест на обнаружение кифоза
необходимо измерить расстояние между плечами с переда и сбоку спины. Если она примерно
одинаковая то патологии нет. А если расстояние со стороны спины больше расстояния
спереди,то у человека кифоз.
(Поблагодарить ученикам)
Презентация исследовательской работы учащихся вертеюрологів по выявлению
плоскостопия
К пороков развития опорно двигательной системы в детском возрасте относят плоскостопие.
Это пониженное свод стопы, при котором человек опирается на всю его поверхность. Если у
человека развивается плоскостопие, он ощущает быструю утомляемость ног, боль в области
щиколоток, голени, пояснице, искажение осанки.
Тест на обнаружение плоскостопия
1. Белый лист бумаги кладут на пол, смазывают ногу жирным кремом и наступают на лист .
На отпечатке соединяют крайние точки со стороны большого пальца и пяткой прямой линией.
Затем находят среднюю точку (Г), и проводят перпендикуляры (АВ, МD).
Точку пересечения MD с отпечатком обозначают литерой С. Отрезок CD надо поделить на АВ.
Если результат больше 0,33, то у человекаплоскостопость. Причины плоскостопия
Меры по предупреждению плоскостопия
Хождение босиком;
Хождение на пальцев;
Хождение на внешней стороне внешней стопы;
Ходьба на внутренней стороне стопы;
Попеременное сжимание пальцев стопы;
Бросание небольшого предмета пальцами стопы;
Занятия плаванием и разнообразными спортивными играми.
Если плоскостопие уже есть надо обратиться к врачу ортопеду, какой назначит специальную
обувь и лечебные физические упражнения.
(Поблагодарить ученикам)
Упражнение "Эвристическая беседа"
Учитель задает вопрос: Дети, как вы думаете, каковы причины искривления позвоночника?
Ответы учащихся: гиподинамия, несоответствие гигиеническим требованиям мебели, сон на
мягкой или вогнутой кровати, неправильное ношение портфеля, травмы позвоночника.
Причины нарушения правильной осанки тела врачи ортопеды обычно делят на три
группы:
1) Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте: (родители рано
начинают сажать ребенка за что горбится спина, поскольку мышцы щеи еще не сформированы
должным образом; рано начинают учить ходить, в результате чего возникает не только
искривление поясничного изгиба позвоночника. но и деформация ног.
2) Искривление позвоночника, возникающее изза перенесенные инфекционные заболевания,
такие как ветряная оспа, коклюш, туберкулез, механические травмы скелета, тяжелая форма
рахита или ожирения.
3) Искривления позвоночника, возникающие в школьный период, когда окостенение скелета
составляет 65 % и опорнодвигательный аппарат еще окончательно не сформирован
(неправильная посадка во время учебных занятий, несоответствие высоты парт росту
учащихся, большой вес школьного портфеля, раннее ношение обуви на каблуках. подавленное
эмоциональное состояние, несбалансированное питание и ограниченная двигательная
активность).
Последствия нарушений правильной осанки тела затруднение работы легких, сердца,
желудочно кишечного тракта;
уменьшение жизненной емкости легких;
снижение обмена веществ;
головная боль;
повышение утомляемости
Сколиоз, лордоз, кифоз легче предупредить чем вылечить
"Составление памятки по предотвращению искривления позвоночника"
постоянно тренировать свое тело, делать утреннюю гимнастику; играть в подвижные игры на
свежем воздухе, плавать в реке или в бассейне, закаляться; хорошо питаться;
спать на твердой постели, на разных боках, подушка должна быть невысокой;
предотвращать плоскостопие;
правильно сидеть за партой или столом
(Во время работы надо сидеть прямо и держать ноги под прямым или тупым углом. Ноги
должны упираться в пол. Расстояние между грудью и партой должно составлять ширину
ладони Во время сидения человек занимает весь стул, локти держит на столе);
следить за своей осанкой, не сутулиться
А если уже возникли пороки позвоночника то надо обязательно обратиться к врачу. Он
предложит специальную лечебную физкультуру, массаж.
Просмотр видеоролика "Как правильно сидеть за компьютером?"
Упражнение "развязываем проблемный вопрос"
Почему количество учеников с приобретенными пороками позвоночника из года в год
увеличивается?
Какие правила следует соблюдать с целью предотвращения искривлений позвоночника и
плоскостопия?
ІУ. Закрепление новых знаний
Упражнение "Интервью"
Вопросы к ученикам:
1. Дайте определение понятия “осанка ”
2. О каких основных нарушениях функций скелета вы сегодня узнали?
3. Назовите причины искривления позвоночника.
4. Какие правила следует соблюдать, чтобы предотвратить искривление позвоночника?
5. Какие правила следует соблюдать, чтобы предотвратить плоскостопие?
Упражнение "Рефлексия"
Украина достигла ли наша работа на уроке поставленной цели?
Но понадобятся ли вам приобретенные сегодня знания?
А что полезного вы научились на этом уроке?
Какую информацию из нашего урока вы бы использовали для сохранения собственного
здоровья?
III Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
2.Оценивание знаний.
.3.Домашнее задание:
Прочитать стр. 145=149 учебника, дать устные ответы на вопросы
Определить кто из родственников имеет пороки позвоночника. Составить для них памятку "
основные мероприятия по профилактике "
4.Организованное завершение урока.
Урок "Искривление скелета"
Урок "Искривление скелета"
Урок "Искривление скелета"
Урок "Искривление скелета"
Урок "Искривление скелета"
Урок "Искривление скелета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.