Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.
Искусство и власть - урок искусства в 9 классе.doc
Искусство и власть.
Воздействующая сила искусства
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается
любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных,
творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось
для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой
авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство
воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало
героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали
идеализированные величественные образы правителейвождей. Им
придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что,
безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В
этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен,
— поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у
всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть
воинов и полководцев увековечивают произведения монументального
искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные
арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах
государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие
чувства вызывают эти образы у вас?
• В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие
(типические) черты, символизирующие власть.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей
армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки
выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии
освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над
Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у
Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в
1936 г. была снесена. Лишь в 60е гг. XX в. Триумфальная арка была
воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей
Римской империи и получила название Второго Рима, центром
православной культуры становится Москва. В период экономического и
военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем
культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания
многих культурно образованных православных людей. В их числе
архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и
это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не
бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту
итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский
Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы —
Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих
дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде,
силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха
Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной
жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново
Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам
подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха
Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих
свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I
по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» —
основан СанктПетербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется
светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.
Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и
становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и
сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому
царю всея Руси.
Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это
величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций. В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная
архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно
малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное
своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного
принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович,
А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое
выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и
революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в
России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения
времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая
песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская
песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора),
выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и
протест против ограничения свободы личности, особенно ярко
выразившийся в рокмузыке.
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и
демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих
государств. Обратитесь к справочной литературе.
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте
музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные
времена в разных странах. Что вы можете сказать об их
общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на
людей сегодня?
Художественнотворческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную
с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами
искусства. Проанализируйте различные художественные произведения
одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по
произведениям различных видов искусства представьте ее целостный
образ.
Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.