Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Оценка 4.7

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
9 кл
30.05.2017
Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.
Искусство и власть - урок искусства в 9 классе.doc
Искусство и власть. Воздействующая сила искусства                                                    В развитии человеческой культуры постоянно  прослеживается   любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных,  творческих сил человека,  полет  его фантазии   и  духа часто  использовалось  для  укрепления власти, —  светской  и  религиозной.  Благодаря произведениям искусства власть  укрепляла  свой   авторитет,  а  города и государства поддерживали престиж.  Искусство   воплощало  в  зримых образах  идеи религии, прославляло  и увековечивало   героев. Скульпторы, художники,  музыканты  в  разные  времена  создавали  идеализированные  величественные  образы  правителей­вождей.  Им   придавали  необыкновенные качества,  особый героизм  и  мудрость, что,   безусловно,  вызывало  почтение, восхищение в  сердцах  простых  людей.   В   этих  образах  явно  проявляются  традиции,  идущие  от  древнейших времен,  —  поклонение идолам,  божествам,  вызывавшим  трепет  не  только  у  всякого  приближающегося  к  ним,  но и  у  смотрящего  издали.  Доблесть   воинов  и  полководцев  увековечивают произведения  монументального   искусства.  Устанавливаются  конные  статуи,  сооружаются  триумфальные   арки и  колонны  в  ознаменование  одержанных  побед. •  Какие  качества  художники,  скульпторы подчеркивают  в  образах   государственных  деятелей, правителей разных  эпох и стран? Какие  чувства  вызывают  эти  образы  у  вас?  •  В  чем  сходство  и  различия  этих  образов? Назовите  общие   (типические)  черты,  символизирующие  власть. По  указу  Наполеона  I,  который  хотел  обессмертить  славу  своей   армии, построены  Триумфальные  ворота  в Париже.  На  стенах  арки   выгравированы  имена  генералов,  сражавшихся вместе  с  императором.  В 1814  г.  в России  к  торжественной встрече  русской  армии­ освободительницы,  возвращавшейся  из Европы после  победы  над   Наполеоном,  были сооружены  деревянные  Триумфальные  ворота  у  Тверской  заставы. Более 100  лет  арка  простояла  в  центре Москвы,  а  в   1936  г.  была  снесена.  Лишь  в 60­е  гг. XX  в.  Триумфальная  арка  была  воссоздана  на  площади  Победы,  у Поклонной  горы, на месте  вступления в город  армии Наполеона.  В  XV  в.  после  падения Византии, которая  считалась  преемницей   Римской  империи  и  получила  название Второго  Рима,  центром   православной культуры  становится  Москва.  В  период  экономического  и   военного  роста Московское  государство  нуждалось  в соответствующем   культурном  имидже. Двор московского царя становится местом проживания  многих культурно образованных  православных  людей. В  их  числе   архитекторы  и  строители, иконописцы  и  музыканты.  Московские  цари  считали  себя  наследниками  римских  традиций, и  это нашло отражение в словах:  «Москва — Третий Рим, а  четвертому  не   бывати».  Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу,  по  проекту   итальянского  архитектора  Фиораванти перестраивается Московский   Кремль. Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —   Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,   силы звучания музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву. Во второй половине XVII в. по  грандиозному замыслу святейшего патриарха   Никона  —  создать  святые  места  по образу Палестины, связанной с  земной  жизнью  и  подвигом  Иисуса  Христа, — под  Москвой  был  построен  Ново­ Иерусалимский  монастырь.  Его  главный собор  по  плану  и  размерам   подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха   Никона  —  вершина  развития  древних  традиций  Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен  крещения Руси  (X  в.). В  XVIII  в.  открылась  новая  глава  российской  истории.  Петром  I   по меткому  выражению Пушкина,  было «прорублено  окно  в  Европу»  —   основан  Санкт­Петербург. Новые  идеи  нашли  отражение  во всех видах искусства. Появляется  светская  живопись  и  скульптура,  изменяется  на  европейский  лад  музыка.  Хор государевых  певчих  дьяков  теперь переведен  в  Петербург  и   становится Придворной  певческой  капеллой  (нередко  в  этом  хоре  пел  и   сам  Петр  I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу  молодому   царю  всея  Руси. Сейчас  Хоровая  капелла  имени М.  И.  Глинки  —  это   величественный памятник  русской  культуры,  прославившийся  на  весь мир.  Капелла  помогает сохранять связь времен и преемственность традиций. В  ХХ  в.,  в  эпоху  сталинизма  в  нашей  стране  помпезная,  пышная   архитектура  подчеркивала  силу  и  власть государства, низводя  до ничтожно малого  уровня  человеческую  личность, игнорировала  индивидуальное   своеобразие каждого человека. Бездушный механизм  государственного   принуждения  высвечивает  гротескное  начало в  музыке  (Д.  Шостакович,   А.  Шнитке и  др.). Демократические  настроения  народа  находят  особенно  яркое   выражение  в  искусстве  в  переломные моменты  истории.  Это  и   революционные песни,  марши  в  период  Октябрьского переворота  в   России  (1917),  плакаты, произведения  живописи,  музыкальные  сочинения   времен  Великой  Отечественной  войны  (1941—1945).  Это  и массовая  песня,  отражающая  трудовой энтузиазм  послевоенных  лет,  и  авторская   песня  второй  половины  XX  в. (разновидность  городского  фольклора),   выражающая  не  только  лирические  настроения  молодого  поколения, но  и  протест  против  ограничения свободы  личности,  особенно  ярко   выразившийся  в  рок­музыке. • Приведите  примеры  исторических  эпох  с  авторитарным  и   демократическим  правлением.  Подберите  произведения  искусства,  отражающие  идеи  этих  государств. Обратитесь  к  справочной литературе.  •  Посмотрите  картины,  фрагменты  из  кинофильмов,  послушайте   музыкальные  произведения, выражающие  идеалы  народа  в  различные   времена  в  разных  странах.  Что  вы  можете  сказать  об их   общественных  идеалах?  •  Какими  средствами  и  с  какой  целью  искусство  воздействует  на   людей  сегодня?  Художественно­творческое задание Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на  тему, связанную  с внушением народу определенных  чувств  и  мыслей  средствами   искусства.  Проанализируйте  различные  художественные  произведения   одного  вида  искусства  в  разные  эпохи  или  выберите  эпоху  и  по   произведениям  различных  видов  искусства  представьте  ее  целостный   образ.

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"

Урок искусства в 9 классе "Искусство и власть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017