Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"
Оценка 4.8

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
20.02.2018
Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"
Урок рекомендован для учащихся 9 класса. Раздел: Основы экологии Цель: Сформировать отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана Задачи: 1. Образовательные: Познакомить учащихся с экологическими проблемами современного города 2.Развивающие: Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации 3. Воспитывающие: Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры. Методы работы учащихся: самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки) Длительность урока: 45 мин.
Урок - лаборатория.doc
Урок биологии по теме: Экологические проблемы города Биробиджана Автор Предмет Класс Тип урока Раздел Тема Цель  Задачи: Номоконова А.А. Биология 9 Урок­исследование   Основы экологии Экологические проблемы города Биробиджана Сформировать отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана Образовательные:  Познакомить учащихся с  экологическими проблемами  современного города Развивающие:  Продолжить развивать навык самостоятельной работы с  разными  источниками  информации Воспитывающие:  Создать условия, обеспечивающие воспитание  экологической культуры. Методы  работы учащихся самостоятельная работа, работа с дополнительной  Информационно­ технологические ресурсы :   Оборудование Длительность урока литературой и Интернет­ресурсами (ссылки)  http://enc­dic.com/philosophy/Metod­1366/ http://reshit.ru/metody­biologicheskix­issledovanij http://multiurok.ru/nomokonova/files/issliedovatiel­skii­ priekt­po­ekologhii­tvierdyie­bytovyie­otkhody­ ekologhichieskaia­probliema­ghoroda­birobidzhana.html http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya­ rabota/library/2014/05/14/ustnyy­zhurnal­my­v­otvete 1. Карточки с заданиями  для групп учащихся 2. Лабораторное оборудование: ­ микроскоп ­ пробирка с пробой воды р.Безымянка ­ предметные стекла ­ пипетка ­ лакмусовая бумага    3. Письмо­телеграмма 45 мин. Ход урока Учитель:  Здравствуйте! Я желаю всем   доброго здоровья и приглашаю вас на урок – исследование. Сегодня  у нас  есть возможность поработать в экологической лаборатории под названием «Почемучки». А как вы думаете, почему  у  нашей  эколаборатории  такое название? Предположительные ответы учащихся:   ­  Потому что мы хотим  узнать больше о проблемах современного города. ­ Потому что мы хотим ответить на многие  вопросы «ПОЧЕМУ?» ­ Потому что мы хотим ответить на вопрос: «Почему люди нашего города равнодушны ко всему, что нас окружает: горы мусора, бесхозные свалки, грязные подъезды, бездомные животные?» Учитель:  Вы правы, ребята. И сегодня мы будем в роли ученых и попробуем решить конкретные проблемы, попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся экологии города, в котором мы с вами живем. Мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученых, и ощутить радость  открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают». В своей работе при проведении исследований ученые     используют   разные   методы.   Что   означает     это   слово   в   науке?   (Учитель выслушивает   предположительные   ответы   учащихся,   если   учащиеся затрудняются   ответить   учитель   рекомендует   воспользоваться   Интернет­ ресурсом ссылка: http://enc­dic.com/philosophy/Metod­1366/ Учащиеся (озвучивают ответ на заданный вопрос): Метод в науке означает способ познания действительности, прием исследования. Учитель: Какие методы  ученые используют при проведении  исследований? Учащиеся: Описательный, сравнительный, экспериментальный. Учитель: А теперь дайте характеристику каждому из перечисленных методов, используя Интернет­ресурс, перейдя по  ссылке: http://reshit.ru/metody­biologicheskix­issledovanij Перейдя по ссылке, учащиеся устно дают характеристику  трем  методам исследований. (Раздается стук в дверь и учителю охранник школы  вручает письмо­телеграмму)  Учитель: Ребята, к нам поступила телеграмма  (зачитывает текст телеграммы): Уважаемые, ученые лаборатории «Почемучки»! Каждый год растет количество бытового мусора в Биробиджане. Горожане выбрасывают  бытовые отходы не только около своих домов,  но и  в пригородных лесах, вдоль  рек  Бира и Безымянка. Загрязнение  окружающей среды бытовым мусором способствует  увеличению количества мышей и крыс,  а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.  На улицах нашего города мы видим бездомных животных,  которые живут в подвалах, на свалках и  на детских площадках.  Не могли бы вы нам помочь в борьбе за чистоту нашего города  и здоровье его жителей. Для этого биробиджанцам необходимо разъяснить,  как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора и как сократить количество  бездомных животных. Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь. Организация самостоятельной работы в группах Учитель: Давайте подумаем, как мы можем помочь г, Биробиджану в решении проблемы ликвидации бытового мусора и   бездомных животных. Итак, представьте себе, что мы приступаем к работе в экологической лаборатории, в которой   нам предстоит  провести Комитет по экологии свои     собственные   исследования.   В   нашем   распоряжении   справочная   литература, лабораторное оборудование, Интернет­ресуры. В лаборатории  будет  работать 4  группы ученых­   экологов   (   по     6­7   человек):  «Очумелые   ручки»,  «Исследование»,  «Пресс­ центр»  и  «Аварийная   служба».  Каждый   коллектив   ученых   –экологов   после   решения проблемы представит   отчет о своей работе в устной форме. Итак, получите задания и приступайте   к   их   решению  (учитель   выдает   конверты   группам   экологов,   который озвучивают задания).  На  выполнение заданий  вам дается  15 мин. Желаю вам творческих успехов!  «Очумелые ручки» :   Перед вами нарисованное мусорное ведро, на котором маркером вы   должны   записать   названия   бытового   мусора,   например:   газета,   пищевые   отходы, сломанные   игрушки,   порванные   колготки,   погибшее   комнатное   растение,   старые   вещи, старая   книга,   сломанный   карандаш,   пластиковая   бутылка,     батарейки   и   т.д).   Так   вы заполните данное ведро бытовым мусором. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом  можно: ­ снизить их количество, ­ найти им новое применение или вторично использовать. Ответьте   на   вопрос:  «Чем   опасны   использованные   батарейки   и   как   с   ними поступать?», Воспользуйтесь  помощью Интернет –ресурса, пройдя по ссылке:  http://multiurok.ru/nomokonova/files/issliedovatiel­skii­priekt­po­ekologhii­tvierdyie­bytovyie­ otkhody­ekologhichieskaia­probliema­ghoroda­birobidzhana.html «Исследование»:  Жители микрорайона Бумагина и ул. Набережная отметили появление желтой пленки на поверхности реки Безымянка. Взяли пробу воды из данного водоема и просят исследовать образец, проанализировать  и ответить на вопрос: «С чем связано  данное   явление   и   какие   меры   (если   нужно)   необходимо   принять   для   обеспечения безопасности населения?» (группа работает с  микроскопом и пробой воды по карточке — алгоритму): 1. Определение прозрачности воды: Проба воды  р. Безымянка 2.Высота определения  шрифта текста 3.Вывод 4.20 см. В данной  пробе воды шрифт текста читается на высоте 20­25 см., следовательно, вода 2. Определение интенсивности запаха и рН: Проба воды Характеристика  запаха Интенсивность  запаха (в баллах) прозрачная. Среда пробы  р. Безымянка отчетливыи запах­ неприятныи и может быть причинои отказа от питья 4 неитральная Отчет группы:  В пробе воды р. Безымянка присутствуют загрязнители, о чем говорит неприятныи запах и присутствие простеиших, вызывающих «цветение» воды. Мы   обнаружили эвглену зеленую (представителя простеиших).Так что же происходит с р. Безымянка в раионе Бумагина? Жизнь в природном чистом водоеме очень напоминает работу нашего кишечника. Там тоже деиствуют полезные микроорганизмы. Но, как вы знаете, в работе кишечника могут быть сбои. Это когда количество полезных микроорганизмов зато возрастает число     вредных.   Дисбактериозом   называется.   То   же   самое   происходит   в   нашем водоеме, когда на его дне накапливается вместо природного ила ил техногенныи. В таких донных отложениях могут полностью отсутствовать полезные бактерии. И самоочищения водоема от органических соединении не происходит. Водоем начинает «цвести», особенно в жаркую и сухую погоду. Знаете, что это означает? Это огромныи живои организм кричит: «Я   болен!».   Он   болен   от   того,   что   вдоль   водоема   валяются   бумага,   пластмассовые бутылки, окурки от сигарет, стекло, фекалии животных. уменьшается, «Пресс­центр»:  Прочитайте   экологический   рассказ   «Воскресенье   на   берегу   Биры». Найдите ошибки поведения людей при выезде на природу, озвучьте их. Составьте листовку – обращение к жителям города Биробиджана об уменьшении мусора и охране окружающей среды. Экологический рассказ  «Воскресенье на берегу Биры»    Веселой музыкой мы оповестили Биру: мы прибыли! Бегали по берегу, бросали камни в воду. Вдруг мы увидели лягушку, которая была в воде, держась линии берега. Решив, что ей   там   не   комфортно,   мы   поместили   ее   в   банку,   а   потом   взяли   с   собой   –   в   школе пригодится.   В     траве   мы   нашли   гнездо   какой­то   птицы,   там   были   яички,   которые   мы подержали  в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. В воздухе   появились «летающие цветы» ­ бабочки. Мы начали их ловить, чтобы сделать коллекцию насекомых,  и первым экземпляром  нашей коллекции стал красавец  – махаон. Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкала молния, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.                                                                                                   Наломали   веток   и   разожгли   костер.   Поели   и   пошли   домой.   Иванов   бросил   банки   и полиэтиленовые   мешки   в   траву,   сказав:  «Микробы   все   равно   их   разрушат!». Горящие искры костра подмигивали нам на прощанье. По дороге домой мы рвали красивые травы и цветы, с охапками которых  мы возвращались домой. Ошибки (озвучивают после изучения текста): 1. Громкая   музыка   на   природе   –   недопустима   –   она   пугает   обитателей экосистемы. 2. Для костра собирают сухие ветки. 3. Нельзя   оставлять   мусор:   полиэтилен     разрушается   через   220   лет,   а металлические банки – через 100. 4. Костер  всегда следует тушить. 5. Трогать яйца  птиц нельзя – птица может больше не сесть  на них. 6. Лесные цветы рвать не следует охапками. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения или вредные для здоровья насекомые. 7. Брать животных из природной среды  в городские условия не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть обратно. 8. Нельзя   из   живых   насекомых   делать   коллекции,   так   как   в   вашей   коллекции могут оказаться редкие и охраняемые  экземпляры, как например – махаон. Или наоборот,   в   ваших   руках   могут   оказаться   ядовитые   представители   фауны, которые отрицательно повлияют на ваше здоровье. 9. Прятаться от грозы под одиноким деревом   опасно – в него может попасть молния. «Аварийная служба»: Сегодня у жителей нашего города есть очень много друзей: собаки, кошки, черепахи, попугаи, хомячки и рыбки. Они радуют своих хозяев  преданностью, но почему­то на улицах Биробиджана все чаще стали появляться бездомные кошки и собаки.. Во многих странах мира для таких брошенных и забытых созданы приюты и больницы, а вот   у   нас   они   живут   в   подвалах   домов,     бродят   по   дворам   и   детским   площадкам. Предложите   варианты   решения   проблемы   бездомных   животных   в   Биробиджане   и определите по предложенным фотографиям, переносчиками каких болезней могут быть бездомные   животные?   Назовите   симптомы   заболеваний,   пути   заражения   и   меры предосторожности   одной   из   названных   болезней.   При   выполнении   данного   задания воспользуйтесь Интернет­ресурсом, перейдя по ссылке:  http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya­rabota/library/2014/05/14/ustnyy­zhurnal­my­v­otvete Завершающий этап: Подведение итогов работы  4­х  групп  ученых­ экологов (учащиеся озвучивают результаты исследований – 5­6 мин.). Учитель:  Ребята, сегодня  мы убедились, что равнодушными ко всему, что нас окружает быть нельзя, потому что это наше здоровье. А чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей. Спасибо за урок! Доброго вам здоровья и до новых встреч!

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"

Урок - исследование  по биологии " Экологические проблемы города Биробиджана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018