Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)
Оценка 4.8

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
docx
русская литература
11 кл
17.02.2017
Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)
Представленный конспект урока по реализации регионального содержания на уроках литературы в 11 классе позволит учителю через проектную деятельность и работу в группах познакомить обучающихся с особенностями быта и традициями поморов Русского Севера. Цель: знакомство с традициями поморской земли через очерки о народной эстетике В. И. Белова «Лад». Задачи: 1. Изучить особенности представления быта поморов через анализ очерков В.И.Белова. 2. Формировать умение представления материала в виде проекта или исследования. 3. Развивать коммуникативные компетентности при работе в малой группе. 4. Применять ИКТ при презентации продукта групповой деятельности. 5. Способствовать творческому раскрытию художественных способностей личности и формированию культуры публичного выступления. 6. Воспитывать чувство уважения к традициям и культуре Русского Севера.
rabota12.docx
Урок­исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)   заместитель Андрианова   Л.В., директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы высшей   квалификационной   категории МБОУ «СОШ № 5» Цель: знакомство с традициями поморской земли через очерки о народной эстетике В. И. Белова «Лад». Задачи: 1. Изучить   особенности   представления   быта   поморов   через   анализ   очерков В.И.Белова. 2. Формировать  умение представления материала в виде проекта или исследования. 3. Развивать коммуникативные компетентности при работе в малой группе. 4. Применять ИКТ при презентации продукта групповой деятельности. 5. Способствовать творческому раскрытию художественных способностей личности и формированию культуры  публичного выступления. 6. Воспитывать чувство уважения к традициям и культуре Русского Севера. Предварительная подготовка: класс делится на группы по пять человек, каждая группа работает над проектом на определенную тему, на уроке представитель группы докладывает о   полученных   результатах   в   виде   мини­проекта   с   презентацией;   ведущие   (девушка   и юноша) представляют темы проектов и объявляют участников. Оборудование:  костюмы   (сарафаны,   рубахи,   фартуки,   кокошники,   повойники,   пояса), домашняя утварь (сундук, туес, колодки, посуда), лыко, береста, игрушки (свистулька, полкан, шеркунок), прялки, скамейки, дорожки; проектор, ноутбук; рабочая карта урока.  Слайд 1. На  слайде  представлен  ряд слов  (Север,  дом,  традиции,  лад,  крестьянский  быт, оберег, орнамент, сундук, охлупень).  Учитель: Как вы думаете, что объединяет эти слова? (поморский народный быт). Все ли слова вам знакомы? (нет)  Как  вы   думаете,   чем  сегодня  мы  с   вами   будем  заниматься  на  таком  не  совсем обычном уроке? (познакомимся с традициями и обрядами Русского Севера) Слайд 2. Учитель: Сегодня мы окунемся в стихию народной жизни. «Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима», ­ писал Белов.   ­  Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся». На уроке  мы лишь «прикоснемся» к народным   традициям   Поморья   и   постараемся   интересно   и   увлекательно   представить одноклассникам результаты исследований, полученные группами при изучении очерков о народной эстетике Василия Белова.  А   поможет   зафиксировать   и   сохранить   новые   сведения   рабочая   карта   урока, которую на протяжении урока вы должны заполнить.. Итак, начинаем представление результатов ваших исследований. Ведущий 1.  Всех   русских   называли   русскими,   а   людей   Севера   –   называли  поморами.   Такое гордое   и   древнее   название   вмещало   в   себя   так   много.   Что   же   представлял   собой Беломорский Север?  В незапамятные времена в низовьях Двины жило могучее и славное племя финского происхождения – Чудь Заволочская. Мы видим следы самобытного языка этого народа в названиях   рек,   озёр,   деревень   и   городов,   например,   таких   как   Няндома,   Ненокса, Кокшеньга и многих других. В период княжения Ярослава Мудрого северные земли стали заселять новгородцы, а в XV  веке   Заволочье было присоединено к Московскому государству. Благодаря этому расширились торговые связи Двинской земли с центром России и со странами Европы – Англией,   Францией,   Данией,   Голландией.   До   основания   Петербурга   Холмогоры   и Архангельск служили главными морскими воротами Московского государства. Мы хотим вам поведать о том, как жили поморы. Слайд 3. Прежде чем послушать рассказ о быте, семейном укладе северной деревни в VII – XIX в.в. подумайте, что вы знаете о Василии Белове?  Слайд 4. Вспомнить   основные   моменты   биографии   вологодского   писателя   вам   поможет видеоролик о жизненном пути автора. («Скончался великий русский писатель Василий Белов», Телеканал «Россия 1», новости от  06.12.2012 https://www.youtube.com/watch?v=mIHG2mnpvGs ) При   подготовке   к   этому   уроку   мы   использовали  очерки   о   народной   эстетике В.Белова «Лад»,  в которых подробно  представлена вся стихия народной жизни  Русского Севера.  Ведущий 2.  Большинство северян мечтало иметь свой дом.  И, конечно, к строительству дома относились с трепетом, соблюдая множество правил и обрядов. Об этом нам поведает группа № 1. Слайд 5. Группа № 1. Выступающий 1. (Продукт работы группы­ презентация 1).            Для большинства северян идеалом было ­ иметь свой дом. Крестьянин воспринимал свой дом, как живое существо или человека. А части дома имели общее название с частями человеческого тела:    Причелина ­от слова чело;    Наличники ­тоже от слова лицо;    Очелье) – очи;    Лобовая доска– лоб;    Клинья на коньковом бревне ­ сороки (от названия женского головного убора);    Потолок– череп;    Окна – око;    Косяк входного проёма – пята.     И, конечно, к строительству дома относились с трепетом, соблюдая множество правил и  обрядов. С сооружением жилого дома было связано много обрядов и верований.      Первый этап строительства был связан с выбором деревьев для избы, а также с поиском  места для будущего дома.    Строительный лес заготавливали поздней осенью и зимой, когда соки в деревьях  замирали. Поморы считали, что для строительства  не годились мёртвые деревья,  поскольку считалось, что они несут на себе печать смерти – чего доброго, ещё занесут её в  дом.       Существовал запрет и на рубку некоторых пород деревьев, (обращается к ребятам):  Как вы думаете, какие это породы деревьев? (Ель, осина).  Да, осина и ель считались проклятыми деревьями, деревьями – вампирами.       Место для строительства будущего дома хозяин выбирал рядом с водой, но на   возвышенности,  чтобы весной жилище не затопило.       Нельзя было стоить дом там, где  раньше проходила дорога, чтобы по ней не ушли  достаток, а то и жизнь!       Нельзя было стоить дом там, где был пожар.       Не годился для строительства участок, где стояла баня, т. к. там обитал злой дух  банник.       Никогда не начинали строительство вечером  или на убывающей луне.        В новый дом вначале пускали кошку или петуха (обращается к одноклассникам):  почему?  (Тот, кто первым входил внутрь построенного дома, принимал на себя всю  тяжесть греха за срубленные деревья на себя, т.е. подвергался смертельной  опасности).         Рубка леса также совершалась совместными усилиями, чтобы разделить тяжесть  греха за срубленные деревья на всех. И хотя мы уже живём в каменных домах, обычай  пускать кошку в новый дом сохранился.        Дом – представление о хорошей, обеспеченной жизни. Это был своего рода памятник,  оставленный детям и внукам.        Народные традиции постройки дома мудры, и забывать о них не следует! Ведущий 1.  В   деревенских   семьях   царила   строгая   иерархия:  младшие   члены   семьи беспрекословно подчинялись старшим.  Хозяин дома всегда сидел за столом в красном углу. Гости, заходя в дом, прежде всего находили взглядом красный угол, крестились, били поклон, а потом уже здоровались с хозяевами. А   почему   угол   называется   красным,   а   не   синим   или   зелёным?   (обращается   к одноклассникам), (в старину слово «красный» означало «красивый).  Почему   именно   в   северных   семьях   сохранились   эти   традиции,   расскажет представитель  группы № 2. Группа № 2 Выступающий   1.Крепостная   неволя   практически   не   коснулась   Беломорского Севера.   Русский   Север   рождал   смелых   и   выносливых  поморов,  которые   привыкли   не страшиться невзгод, настойчиво  шли к своей цели, осваивали самые трудные и опаные профессии. Известно, что поморы ещё в XVI веке умели водить свои суда по компасу («матке»). Уже в то время северяне славились как опытные, отважные и искусные мореходы, далеко опередившие, особенно в ледовом плавании, западноевропейских мореплавателей. Европейцы удивлялись, что практически все поморы владели грамотой. Они могли не   просто   расписаться,   но   и   составить   документ,   а   также,   имели   лоции   –   небольшие рукописные тетрадки.  Главой семьи всегда был самый старший. Все сыновья строили свои дома недалеко от отцовского, и хотя жили своими семьями, но беспрекословно подчинялись воле отца или деда. Хозяин ­ глава дома и семьи, он же ведал главной работой, пахотой, севом, а также заготовкой леса, дров и сена. Всю тяжесть крестьянского труда он нёс вместе со взрослыми сыновьями на своих плечах.  Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решали на семейных советах, причём открыто, при детях.  Всё   что   касалось   рубки   и   вывозки   леса,   а   также   строительства   –   привилегия мужчин.  Выступающий   2:   Вся   посуда,   утварь   вплоть   до   детских   игрушек   –   создавалась мужскими руками зимними вечерами (показывает и даёт предметы ребятам в руки).  Это лыко, из него плели лапти, корзины  А как вы думаете, что это за предметы? (показывает колодки) Правильно, это колодки. С их помощью шили сапоги. (Показывает туес). Туеса тоже изготавливали сами. Туес – старинный термос. Даже в самую сильную жару в нём оставалась ледяной долгое время колодезная вода. А осенью, когда ходили в лес за грибами, горячий чай в туесе  не остывал. Кстати, и молоко в туесе не скисало. Я хочу раскрыть вам один секрет, связанный с туесом. (Предлагает по очереди ребятам открыть крышку туеса: крышка не поддаётся). Нельзя   открыть   это   изделие   из   бересты,   потянув   крышку   вверх   даже   приложив огромное усилие, так как она подгонялась очень плотно. А вот в чём секрет: не надо с силой тянуть за ручку, необходимо крышечку наклонить в сторону, а потом уже вытащить. (Показывает   сам   и   предлагает   одноклассникам   по   очереди   открыть   крышку   туеса правильно). Северяне   были   очень   рачительными   хозяевами.  У   каждого   хозяина   имелся   свой инструмент, к соседу за топором ходить было стыдно.  Бобыль, человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было бы так же необходимо, как необходимо и естественно трудиться.  Ведущий 2.  У женщин в семье были свои обязанности. О них нам расскажет группа № 3. Слайд 6. Группа № 3 Выступающий   1.   Мы   узнали   из   очерков   Василия   Белова,   что   «всё   руководство домашним хозяйством держала в руках  большуха  – женщина – жена и мать». Писатель отмечает: «она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе и муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под её присмотром  Под неусыпным надзором большухи находилось всё, что было связано с питанием семьи:   соблюдение   постов,   выпечка   хлеба   и   пирогов,   стол   праздничный   и   будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканьё, баня и многое другое. Само собой, все эти работы женщина выполняла  не одна, ей помогали наследники. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что–то полезное.    Сыновья и дочери в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя   было   редкостью   в   крестьянском   быту.   Когда   мама   уходила   в   поле,   с   малышами оставались старшие. Чтобы чадо не плакало, молоко наливали в бараний рожок с надетым на него специально обработанным соском от коровьего вымени (показывает).  Слайд 7. Выступающий 2. Детей качали в зыбке, подвешенной к потолку. Считалось, что такое качание вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян не страдали морской болезнью.  ­Как  вы  думаете,  о  каком   подарке  раньше  мечтала   каждая   невеста  на  свадьбу? (одноклассники пытаются угадать).  ­Да, каждая невеста мечтала раньше о прялке. За прялкой девочки сидели с 6 лет, готовили себе приданое. Когда девушки шли на посиделки, гордо несли прялку на показ (показывает, как несли прялку), ведь прялки  украшали  затейливым орнаментом, резьбой, верхушку­маковкой, а внизу часто были «серёжки». Жених дарил невесте именную прялку. Стоил этот подарок дорого: если прялка с позолотой, то бывало, не одну корову продавал, чтобы за прялку расплатиться и порадовать суженую. Посмотрите, нашим прялкам уже не одно столетие. (Показывает старинные прялки). Ведущий 1. Детали   крестьянского   быта:   дома,   мебель,   утварь,   одежду,   игрушки  ­  часто украшали.   Но   не   всегда   орнамент   и   резьба   были   украшением,  они  имели   глубокий мифологический смысл. Слайд 8. Так,   на   русском   севере   издревле   устанавливали  охлупень  в   форме   головы   коня (показывает   на   фотографии).   Два   ската   крыши   сверху   соединялись   бревном,   на   конце которого мастер выстругивал голову коня («садил» конька).  О том, сохранились ли охлупни на Севере – расскажет группа № 5 Группа № 5 (рассказ и презентация (слайды 9­28) Выступающий 1.  Конь олицетворял солнце и считался символом добра и счастья, был   одним   из   самых   главных   оберегов:.  «Конь   на   крыше,   в   избе   тише»,­  говорили   на Севере.  Летом 2008 г. в деревне  Веркола (на родине писателя Ф.Абрамова, автора повести «Деревянные кони») мы сфотографировали несколько старинных домов с охлупнем.  К сожалению, на современных домах охлупни не устанавливаются,  утрачивается эта старинная   традиция,     «коньки»,   украшавшие   северные   дома   несколько   веков   назад, разрушаются. Интересные традиции и поверья северян об окнах дома.   «Когда­то   считалось,   что   через   окно   осуществляется   связь   с   миром   мёртвых:   в окошко вывешивали полотенце, по которому в определённое время   должны подниматься и опускаться родители. В окно подать – Богу подать. Непосредственная связь окон с иным пространством   утверждается   также   в   запретах   выливать   в   открытое   окно   что­либо, плевать, выбрасывать косточку и кошку и т п. «Там нередко стоит ангел Господень… И окон на фасаде было три – во имя святой Троицы». На слайде представлен дом, построенный по секретам старых мастеров, отметивший свое столетие.    Наш класс присутствовал на этом празднике, посвященном празднованию столетия веркольского дома. Такие пышные юбилеи  стали на русском Севере доброй традицией.  Ведущий 2.  Глиняная игрушка в древности тоже была не просто забавой, а оберегом. Слайд 29. Полкан  ­ на половину конь, на половину мужик, напоминает кентавра – праобраз древнеславянского божества – Ярило ­ бога солнца. Раньше этот герой часто встречался в русских сказках. (Показывает игрушку). Это древний чудской образ. Утушки­свистули – символизируют воду, дождь, так необходимые для урожая. Оберегами играли дети и таким образом призывали удачу и оберегали себя от злых духов.   Северные   узоры   были   также   своеобразными   оберегами.  Тайны   северных   узоров раскроет нам группа № 4. Слайд 30­32. Группа № 4. Выступающий 1. В русском языке не употреблялось латинское слово «орнамент», а употреблялось   слово   «узор»  от  древнеславянского  «узреть».  То  есть,   увидеть   красоту, благо. Узорами   украшали   различные   предметы   крестьянского   быта.   Вышивали   одежду, полотенца, расписывали печи, посуду, различную утварь, мебель. В лоскутном шитье тоже использовался   орнамент.   Узор­   это   не   просто   закорючки,   крючки,   палочки,   а зашифрованные древние символы. Сейчас я раскрою вам некоторые тайны этих символов. (Показывает на схемах­таблицах элементы орнамента и комментирует) Рисунок 1. ­  Давайте   попробуем   прочитать   послание,   которое   зашифровано   на   этой   доске, украшенной мезенской росписью. (Рассматривают и расшифровывают вместе с ребятами) ­Какую загадку нам раскроет орнамент вышивки на полотенце? (Рассматривают и расшифровывают вместе с одноклассниками)  ­Давайте разглядим старинный костюм. Обратите внимание, что узоры располагаются по краю одежды: на рукавах, по вороту, по подолу. Почему? (Чтобы не пустить злых духов через края одежды, орнамент и здесь является оберегом). Мы утратили умение читать и понимать орнамент, но и сейчас нас завораживает и притягивает  мистическая  красота ДРЕВНЕГО  УЗОРА, которая помогает  украсить наш дом.  Ведущий 2.  Дома мы храним одежду в шкафах, комодах. А где же хранили одежду поморы, ведь не было в поморской избе ни шкафов, ни шифоньеров? Правильно, в сундуках. О сундуках нам расскажет группа № 5  Слайд 33­34. Группа  5. Выступающий   1.Сундук   стоял   практически   в   каждом   северном   доме.  На   Руси сундуки появились после монголо­татарского нашествия. Монгольские воины переносили в них свой скарб или хоронили в них погибших воинов. (Подходит к большому сундуку, показывает) Сундуки были большие и маленькие. В больших сундуках поморы хранили продукты, одежду, приданое. В маленьких – деньги и украшения. (Показывает маленький сундучок и его содержимое) Для   укрепления   сундук   оковывали   железом.   (Открывает   большой   сундук   и обращается к одноклассникам) А как вы  думаете,  для чего ещё оковывали  железом и снаружи   и   внутри?   (Ребята     угадывают   или   рассказчик   помогает   им).   Правильно,   от пожара, от крыс и мышей. (Обращается к зрителям) А как вы думаете, как ещё использовался сундук? Да, на сундуках спали, как на постели.  Ведущий 1.  Вы уже знаете, где хранили одежду, но какая она была, во что наряжались северные модницы? Об этом расскажет представитель группы 6. Слайд 35. Группа 6. Выступающий   1.   Меняются   эпохи,   меняется   одежда.   Но,  как   мне   кажется,   эти изменения   происходят   лишь   в   центре   России.   Север   как   бы   находится   отдельно   от основной части нашего государства.  Традиционной  женской одеждой поморок были  рубаха и сарафан. Кроме рубахи и сарафана обязательной деталью были такие элементы одежды как фартук и пояс, который служил оберегом. В обычные дни женщины  носили сарафаны из тёмной материи, а по праздникам – яркие. Их шили из шерсти, шёлка и даже бархата. На   берегах   Белого   моря   большое   распространение   получили   повязки,   которые складывали из платка или косынки.  Основным головным убором был повойник. (Показывает). Он состоял из твёрдой основы и мягкого низа. Посмотрите, у нас в Поморской избе есть старинный повойник, вышитый   золотыми   и   серебряными   нитями.  Как   вы   думаете,  почему   верх   повойника сохранился хорошо, а по бокам вытерся? (сверху повойника повязывали платки)  Поморочки были модницами и очень любили украшения, как и наши современницы. В почёте были бусы, серьги, кольца и браслеты. Обратите внимание ­ это настоящие старинные костюмы 19 в.  Ведущий 2. Давайте представим,: вокруг нет ни журналов, ни телевизоров, ни магнитофонов. Как же развлекалась северная молодёжь вечерами? А ведь им было очень весело! Мы вам всё рассказываем да рассказываем – утомились вы, наверное А сейчас мы вам всё покажем… Слайд 36. Сценка  (за прялками сидят три девушки в северных костюмах) 1­я девушка: Ой, мороз­то какой! 2­я девушка: Наверно, и ребята не придут! 1­я девушка: Нет, обещались! 3­я девушка: А дедушка – то домовой вчера в трубе так и шумел, так и шумел! 1­я девушка (таинственно): Да, да, я тоже слышала. А ты сама – то видела домового? 3­я девушка: Нет. 1­я девушка: А мне бабушка говорила, что он маленький и лохматый! 3­я девушка: А я слышала, что он лошадей любит, по ночам им косички заплетает. 2­я девушка: Говорят ещё, коли невзлюбит каку клячу, так может и голодом заморить… Все девушки (с сочувствием): У­у…, да­да… 1­я девушка: Давайте песню, что ли, затянем… 2­я и 3­я девушки: Давайте… Девушки в полголоса запевают северную песню. Солнышко – вёдрышко, Выйди из­за морюшка! Твои детки на лугу Гнут берёзоньку в дугу, Зарю величают, Тебя ожидают! На переднем плане слева появляются трое ребят (одеты в тулупы, меховые шапки, валенки. Дойдя до середины сцены, топчутся на месте, изображая, что шагают по сугробам)  Петруха (поёживаясь): Мороз­то какой! Антон и Ваня: Да уж! Угу! Ваня  (мечтательно   и   стеснительно,   «заламывая»   шапку):   Больно   мне   Танька   нравится! Баска девка, а поёт как! Петруха (авторитетно, как старший брат): Да что ты, Ваня, у неё и веретено–то не ходит, да и в огороде­то ничего не растёт!  Антон (назидательно): Не зря говорят, выбирай жену не в хороводе, а в огороде! Петруха (назидательно): Это уж точно! Ты на Польку посмотри, хоть и сирота, а хороша хозяйка в доме будет! Ваня: Ну да ладно, там поглядим! Ребята делают круг, подходят к дверям, стучатся. Зайдя в избу, снимают шапки, крестятся, кланяются, затем здороваются с хозяевами. Девушки,   видя   гостей,   вскакивают   с   мест,   кокетливо   поправляют   повязки,   сарафаны. Приветствуют гостей, кланяются, приглашают пройти. Ребята снимают тулупы, проходят (в валенках), вступают в разговор. 2­я девушка.(смущённо): А дедушка – то домовой вчера в трубе так и шумел, так и шумел!  Антон: Да всё бабьи сказки! Это над вами печник пошутил: когда трубу клал, перышко внутри посадил. Когда ветер дует ­ оно и гудит! 1­я девушка: Нет, это домовой, домовой! Антон: Ну, домовой, так домовой! Петруха:   (пытается   остановить   спор   и   перевести   разговор):  А  какая   икона­то   у   вас красивая, Николина! 1­я девушка: Да, старинная, ей ещё прадед нашего деда на свадьбу благословлял. Ваня: Никола наш покровитель, поморский…  Петруха: Вы помните, какой завтра день­то будет. 3­я девушка: Как же, Николин день. Никола ­ второй после Бога заступник. 1­я девушка: А если бы не Никола, то меня и на свете бы не было… Ребята: А как это? 1­я девушка: А вот так!  Когда   был   мой   дед   молодым,   ходил   в   море   на   баркасе.   И   случилась   с   ним   беда непредвиденная… Попали они в шторм. Стали тонуть. И взмолились все Николушке о спасении. Вдруг увидели в небе лик его святой… Прекратился шторм, рассеялся туман. Глядь, а они у берега родного… Ребята: Вот чудо, так чудо! Да уж… 3­я девушка:  Сегодня и завтра надо погоду примечать. Если перед Николой иней – овёс добрый уродится. Ваня: Да, надо будет приметить Петруха: Говорят: хвали зиму после Николина дня. Первые морозы – никольские.  2­я девушка:  То­то сегодня мороз какой! (Весело) А я вчера по воду ходила, загадку придумала. Ребята (с нетерпением): Ну­ка, ну­ка. 2­я девушка: В круглом окошке днем стекло разбито, ночью опять целое. Антон: ну, раз по воду ходила, так и отгадка близко – это прорубь. А вот мою загадку ни за что не отгадаете! Ребята (с нетерпением): А ну, давай, загадывай. Антон: Дважды родился, ни разу не крестился, а лучший на свете певчий!  3­я девушка: Да это же петух!  Петруха (недоумённо): А почему два раза­то родился? 3­я девушка: Эх, ты! Первый раз, когда курица снесла яйцо, а второй раз, когда цыплёнок из яйца вылупился! Петруха: Ой, да и правда, хороша загадка! 1­я девушка: А вот мою загадку отгадайте: что на земле вверх корнем растёт? Ребята (искренне удивляются): да ничего на земле вверх корнем не растёт! 1­я и 2­я девушки (обращаются к зрителям): А может нам гости помогут? Гости угадывают  1­я девушка: Правильно, это сосулька! 2­я девушка: Антошка, а ты гармошку – то взял. Антон: да вот же она. 1­я девушка: Так давайте, что ли, частушки попоём! Антон достаёт гармонь из­под лавки и начинает играть. Все встают и, пританцовывая, исполняют северные частушки.  Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в этом доме половицы лопнут. Запевай, товарищ песню,  Мне не запевается, Чугун картошки навернул ­ Рот не закрывается! Моя прялка именная  Сама лучша, дорогая. Выбирай­ка милый мой  Меня по прялке именной! Пойду петь, да плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, Да на ногах опорки. Ой, ты, милая моя,  Такая ласковая. Все конфеты из кармана  Повытаскивала! Ставь­ка, мама, самовар, Золотые чашки. Ко мне миленький придёт В вышитой рубашке! У меня на сарафане Петухи да петухи. Я сама не косолапа­ Косолапы женихи. Хулиган мальчишка я, Не любят девочки меня, Вы любите, не любите, Хулиганом буду я. Славен север наш лесами, Славен рыбою треской, Холмогорскими коровами Да удалью морской! Все: Уф, притомились! Усаживаются на лавки. 2­я девушка: А давайте поиграем! (Весело обращается к одноклассникам).  Выходите, четыре молодушки!  (Достаёт платок и объясняет правила) Каждая девушка берёт платок со своего края и поносит угол платка к подбородку. На середину платка кладём перышко. По команде все одновременно начинают дуть на пёрышко. Кто пёрышко передует, тот и выиграет! Когда определён победитель, 2­я девушка спрашивает зрителя: 2­я девушка: Как имя ­ то твоё? Зритель отвечает (например, Татьяна) 2­я девушка (весело и игриво): Ой, Татьяна… вы у нас самая ветреная!  Антон: Что­то мы засиделись. Петруха: Нас ведь батя дома ждёт, пора сети чинить. Девчата (с огорчением): Посидели бы ещё! Петя: Нет, как батя сказал, так тому и быть! Ребята собираются, прощаются, бьют поклон, одеваются. Уходят. Девушки, прощаясь, кланяются. Садятся за прялки, затягивают песню. Ребята,   «выйдя   на   улицу»,   делают   круг,   останавливаются   на   переднем   плане   в центре, топчутся на месте, изображая, что шагают по сугробам) Петруха (поёживаясь): Мороз­то какой! Ваня: Петруха, а ведь ты, прав был. Из Польки хорошая жена выйдет. Петруха: Ну, что я говорил. Антон: После поста будем сватов зазывать. Петруха: Погоди, чего ещё батя скажет! Пойдёмте скорее, ух, мороз­то какой! Уходят.  Все участники выходят на поклон Подведение итогов урока, рефлексия: Слайд 37. Учитель. Так  что  же  такое лад?  Почему  именно  так назвал  цикл  своих  очерков  Василий Белов? В словаре В. Даля читаем «ИЗЛАЖИВАТЬСЯ, успешно оканчиваться. Повозка ладится, ее излаживают. Дело ладится, не ладится, идет успешно или неудачно. Хорошее ко всему ладится, идет. Ладился купить корову, а купил теленка». Делать в соответствии с Ладом­ значит и настроиться, и соответствовать, и совпасть, и содействовать в унисон, и сделать хорошо.  А ЛАДНАЯ ЖИЗНЬ­ это  жизнь, устроенная по Ладу! Учитель. Слайд 38. Василий   Иванович  Белов  писал:   «Культура   и   народный   быт   также   обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего­то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес   у   нашей   молодежи   к   тому,   что   волновало   дедов   и   прадедов.         Так же точь­в­точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас». Сегодня   на   уроке   мы   лишь  познакомились   с   творчеством  Василия   Белова,   узнали особенности поморского быта наших предков. Это лишь начало нашего увлекательного путешествия   в   святая   святых   народной   жизни,   размеренной   и   упорядоченной.   Мы надеемся, что интерес, проявленный вами к укладу поморов, усилится и в дальнейшем послужит залогом сохранения традиций предков  и уважения памяти поморов.  Домашнее   задание:  написать   сочинение­исследование   по   предложенным   темам «История одного предмета», «Спутники женской судьбы», «Подмастерья и мастера» по разделам очерков В.Белова. Список литературы: 1.Антропова Е. Северный клубок.­ Архангельск, 2008 2.Архангельская область: Словарь­справочник / Науч. ред. Э.И.Николаева. ­ Архангельск, 2003 3.Астафуров В.И. М.В.Ломоносов.­ М.,1985 4.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. ­ Архангельск, 1985 5.Вольский К.П. Беседы по начальному топонимическому просвещению (на материалах топонимии Архангельской области).­ Архангельск, 2007 6.Даль В.И. Толковый словарь русского языка.­ М, 2000  7.Грошев В.Д. Календарь российского земледельца: Народные обычаи и приметы.­ М, 1991 8.Заповедный север / Авт.­сост. Б.В. Гнедовский. – М, 1987 9.Калинский И.П. Месяцеслов.­ М, 1990 10.Каргополье / Авт.­сост. Г. Дурасов. ­ М, 1984 11.Колбасенко   М.Н.Дидактические   материалы   по   экологии:   региональный   компонент.­ Архангельск, 2003 12.Колбасенко М.Н.Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1 – 4 классы (региональный компонент). ­ Архангельск, 2003 13.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Н. Некрылова.­ М, 1991 14.Морозов А. Родина Ломоносова. ­ Архангельск, 1971 15.Науменко Г.,  Якунина  Г.  «Солнышко  – вёдрышко»:  детский  музыкальный  фольклор Архангельской области.­ Архангельск, 1994 16.Ожегов С.И. Словарь русского языка.­ М, 1983 17.Ополовников А.В. Сокровища русского севера. ­ М, 1987 18.Селезнёв С.А. Ломоносов и Север. ­ Архангельск, 1971 19.Соболев   А.   Деревянный   дом   от   А   до   Я:   секреты   старых   мастеров:   материалы, инструменты, приёмы, технологии. ­ Архангельск, 2003 20.У моря Белого, студёного. ­ Архангельск, 2000 21.Энциклопедия Российских праздников.­ С.­ Пб, 1997

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)

Урок-исследование по литературе в 11 классе. «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017