Урок-исследование по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы"
Оценка 4.9

Урок-исследование по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
08.02.2017
Урок-исследование по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы"
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.docx

 ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Предмет:  Окружающий мир 1 класс

Тип урока: урок - исследование

Используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Используемые ЦОР: 

Презентация   “Зимующие птицы»

Аудио запись с “разговором” птиц.

ЦЕЛЬ:  Провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года.

ЗАДАЧИ:    1.   Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

            2.      Формирование исследовательских умений:

                 - проводить наблюдения;

                 - работать с дополнительной литературой;

                 -  выдвигать гипотезу и делать выводы;

                 - представлять результаты исследовательской работы;

 3.   Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Хорошо, как говорят в народе «Была бы охота – будет ладиться работа».  Нам надо выяснить, как птицам перезимовать? Давайте поможем ему решить эту проблему. Я предлагаю вместе подумать, ответить себе, понаблюдать, посмотреть в компьютере.

- Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать и записывать.  Вот и мы с вами сейчас понаблюдаем.

II. Наблюдение.

- Посмотрите в окно.  Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?

- Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.

- Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.

1. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

2. В январе, в январе

Много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

3. Вы не сердитесь на январь ненастный

На самый главный месяц холодов:

Чтоб было всё по-зимнему прекрасно

Он много приложил своих трудов.

4. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

5. Месяц зимний,

Месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идёт.

6. Февраль гуляет на дворе

И щиплет уши детворе,

И красит щёки до красна.

Уйдёт февраль – придёт весна.

- А какой месяц на дворе?

- Какое сегодня число? Какой день недели? Какая сегодня погода, расскажите что вы наблюдаете?

III. Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.

- А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают,  укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют и укрываются от ветра.Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета.  Вот  бы и нам посмотреть!  (имитация полета птицы).

Физминутка.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

- А эту птичку знают все.

Чик-чирик!  К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!  Кто это? (воробей)

Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.  Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей».

Прослушивание сообщений о вороне, сороке,  снегире. Просмотр презентации «Зимующие птицы».

IV. Физкультминутка. Игра «Мы птицы»

Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.

Девочки и мальчики

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка. 

  1. Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору гуляет,

Крошки собирает.

В круг вылетает воробей.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я воробей!

  1. Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил ...

В круг вылетает дятел.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я дятел!

  1. А вот маленькая птичка –

Желтогрудая певичка,

Звонко песенку поет,

Сало вкусное клюет.

В круг вылетает синица.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я синица! 

  1. Известная персона,

         А зовут ее ... (ворона)

  1. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

В круг вылетает снегирь.

Учитель: Ты кто?

Ученик: Я снегирь!

  1. Вещунья белобока

А зовут её ...

Учитель: Но быстро зимний день кончается,

Птичьи игры прекращаются.

Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.

Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

V. Беседа о корме для птиц, о кормушках.

- А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)

- Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).

- Почему вы так думаете? Объясните.

ВЫВОД:  Птицам холодно и голодно зимой.

- Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом.

 -Посмотрите, какие бывают кормушки (слайды).  А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы! Завтра же мы развесим эти кормушки и этим поможем нашим пернатым друзьям! Но мало развесить кормушки, надо ещё знать, чем можно подкармливать птиц.

- А чтоб понять, как чувствуют себя птицы зимой, посмотрим сценку под названием «Доживем до весны», которые подготовили ваши одноклассницы.

VI. Сценка «Доживем до весны».

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:

Сорока возмущенно:

Чик - чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! [1]

VII. Подведение итога урока. Обобщение ответов детей.

VIII. Рефлексия.

- Наше исследование подошло к концу.

-Что понравилось на уроке?

- Вы собрали богатый материал о зимних месяцах, узнали о жизни птиц зимой. Всё это мы оформим в одну большую папку-альбом: Как птицам перезимовать.

Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде.  Спасибо всем за работу.


 

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Предмет: Окружающий мир 1 класс

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Предмет: Окружающий мир 1 класс

В декабре, в декабре Все деревья в серебре

В декабре, в декабре Все деревья в серебре

Уйдёт февраль – придёт весна. -

Уйдёт февраль – придёт весна. -

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Раздается громкий стук Среди веток тук да тук

Раздается громкий стук Среди веток тук да тук

Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи)

Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи)

Синичка: Я, сосед, с тобой согласна!

Синичка: Я, сосед, с тобой согласна!

Нет, не верю все равно! Синичка задумчиво:

Нет, не верю все равно! Синичка задумчиво:

Наше исследование подошло к концу

Наше исследование подошло к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017